Файл: Психология профессиональной карьеры: (психологическое сопровождение профессиональной карьеры; отбор, адаптация, развитие персонала и ситуационное лидерство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Определение (Л.А. Йовайши).[29] определить склонность к тому или иному виду деятельности. В проведения методики испытуемому предлагалось указать, какому из на вопрос отдается Внести в соответствующую клетку листа ответы оценить баллами от ноля до Для обработки результатов сумму по каждому из столбцов листа Показатели, относящиеся к соответствующим листа ответов,

А – к работе с людьми;

Б – склонность к умственного характера;

В – к на производстве;

Г – склонность к эстетике и

Д – склонность к видам

Е – к работ или степень заинтересованности. А).

Методика – мотивы профессии опросник (Р.О. [30]Данная определить мотивы Текст из двадцати характеризующих любую оценить, в какой мере из них повлияло на профессии. С помощью выявить преобладающий вид (внутренние мотивы, внутренние внешние положительные и отрицательные мотивы). Б).

«Шкала и [31] «Шкала мотивов» (см Приложение 1) Респонденту с 10-ю предложенными и расположить их собственной мотивации, при выборе профессии. Согласно авторам данной в шкалу как внутренние, так и внешние мотивы.

В используемой «Шкала мотивов» были для значимости и мотивы:

Мотив

Классификация

внешний\внутренний

Интересная и многообразная деятельность

Внутренний мотив

Возможность применения личных способностей

Внутренний мотив

Возможность работать творчески

Внутренний мотив

Самостоятельность в работе

Внутренний мотив

Возможность самовыражения

Внутренний мотив

Возможность оказывать влияние влияние на деятельность  других людей

Внешний мотив

Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)

Внешний мотив

Больший доход

Внешний мотив

Возможность общения

Внешний мотив

Возможность риска

Внешний мотив

При исследования методы математической ранговой определить и направление связи двумя признаков; критерий для сопоставления и

Для исследования компонентов представлений о профессии у к выдвинутой разработана анкета. были на основе выводов структуры представлений о полученных в анализа, анализа юриста, по с общественностью, медицинского работника, экономиста, а также с к При варианта анкеты мы также в процессе пилотажа – частые ответов на открыто в оценочную шкалу. Ознакомится с анкеты для можно в 1.


2.2 Результаты исследования и их методами математической

По получении результатов мы сочли данные не только с точки зрения подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки того, какие во взглядах студентов по всем в исследования пунктам что списки пунктов нами в анализа ответов на открытого методом контент-анализа.

Ни в одном случае не было статистически значимых с t – критерия к ответам на вопросы относительно своей будущей окончания а также относительно

к ответам на С видами чаще всего встречаться в своей работе?» статистически значимых были зарегистрированы только пункта ответов значимости различий чаще, чем студенты заявляют о что им предстоит в степени сталкиваться с учебно-воспитательной работой.

При на этот «Какие профессиональные важны для их профессиональной статистически значимых различия зарегистрированы относительно двух пунктов возможных ответов. Во-первых, девушки чем юноши 0,001) заявляют, что для профессиональной деятельности труда. так считают в значительно меньшей статистически чем юноши (уровень значимости различий 0,05) заявляют, что будучи профессионалом знание социальной психологии.

различия были зарегистрированы при ответе на вопрос индивидуальные особенности могут способствовать в относительно пункта ответов (уровень значимости различий 0,05). Девушки придают такой личностной особенности как ответственность, как юноши отмечают это реже

В дальнейшем при обработке результатов были подсчитаны ранговой корреляции между ответов юношей и на каждый

Общие характера:

- взгляды юношей и девушек на

- взгляды юношей и девушек на специализации очень

После проведения методик и их о последующей в с шкалами и ключами следующие результаты:

Результаты, полученные в по Л.А. Йовайши распределение склонностей и

Ранги склонностей по списку Л.А. Йовайши в мужской и женской выборках

п/п

Виды склонностей

Ранг в выборке мужчин

Ранг в выборке женщин

А

Склонность к работе с людьми

5,5

2

Б

Склонность к работе умственного характера

3

3,5

В

Склонность к работе на производстве

1

5,5

Г

Склонность к эстетике и искусству

4

3,5

Д

Склонность к подвижным видам деятельности

5,5

5,5

Е

Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности

2

1


Наибольшая степень материальной заинтересованности проявили женщины (60%), в то время как этот показатель был, не значим для мужчин. Для мужчин более предпочтительны были виды работы связанные с производством (40%), женщины не проявили интереса в этой сфере. Примерно одинаковое количество женщины (10%) проявило интерес к искусству и склонность к умственному характеру. В то время у мужчин эти показатели превысили в 2-3 раза. Таким образом для выявления согласованности в предпочтениях разным видам деятельности между женщинами и мужчинами применялся метод ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя иерархиями признаков. Данные, полученные в результате обработки методики, были сгруппированы по каждому виду склонности и проранжированы для каждой выборки.

Результаты, полученные в ходе проведения дифференциально-диагностического опросника (Е.А. Климов) были обработаны с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена и представлены ниже.

Таблица 3 Ранги типов профессий в выборках девушек и юношей

№ п/п

Типы профессий

Ранг в женской выборке

Ранг в мужской выборке

1

Человек-природа

4

5

2

Человек-техника

5

1

3

Человек-человек

1

4

4

Человек-знак

3

2

5

Человек-художественный образ

2

3

Полученная величина коэффициента корреляции Спирмена (Correlation Coefficient) равна – 0,40 при уровне статистической значимости большей 0,05 (Sig. (2-tailed) = 0,51), что подтверждает несогласованность в предпочтении профессий мужчин и женщин.

Таким образом, женщины предпочитают профессии типа «человек-человек» (65%), а это значит, все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Мужчины предпочитают профессии типа «человек-техника» (55%), то есть все технические профессии. Для женщин не свойственна профессия типа «человек-техника» (0%), а для юношей – «человек-природа» (0%).

Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна выявила следующее. По каждой карьерной ориентации подсчитывалось количество баллов. В результате ранжирования полученных данных карьерные ориентации выпускников распределилась следующим образом: стабильность места работы (1), менеджмент (2), служение (3), интеграция стилей жизни (4), вызов (5), автономия (6), профессиональная компетентность (7), предпринимательство (8), стабильность места жительства (9).


Анализ распределения средних значений испытуемых позволил выделить основные карьерные ориентации как устойчивые образования на этапе профессионального самоопределения.

Диаграмма 1 – Частота выборов различных карьерных ориентаций (%)

Как показывает данное распределение результатов по исследуемой выборке, лицам принимающих участие в опросе характерное равномерное распределение оценок по всем карьерным ориентациям. Наиболее часто выбираются такие карьерные ориентации, как «автономия», «интеграция стилей жизни», «служение» и «стабильность» Такое соотношение результатов в качественном анализе приводит к следующим выводам:

«Автономия» (13,8 %) - это освобождение от организационных правил и ограничений, должностных предписаний. Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. В данном случае ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать. Возможно такое распределение результатов обоснованно возрастными характеристиками группы, фазой адаптации, т.е. еще не умением работать в коллективе, подчиняться своеобразным внутренним правилам организации, режиму труда и отдыха, отсутствием опыта коллективной работы.

«Интеграция стилей жизни»- тенденция к возможной сбалансированности таких важных сфер жизни как семья, карьера, саморазвитие. Интеграция различных сторон образа жизни, приводит к тому что человек большее ценит свою жизнь в целом, чем карьеру, организацию, конкретную работу. Такое распределение результатов (13,5 %) возможно тоже определяется возрастом испытуемых, нестабильностью их ценностноориентационной сферы, мотивационных образований.

«Служение» данная шкала (12,9 %) получила также высокие оценки в ответах испытуемых, такое процентное распределение можно объяснить спецификой выборки, в основном в исследовании принимали участие лица, работающие в сфере, оказания услуг населению (юридические фирмы, коммерческие структуры, занимающиеся продажей товаров или оказанием различного рода услуг и т.п.).

«Стабильность» (12,4)- это карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности будущего, тенденцией к тому чтобы события будущего были предсказуемы. Чаще всего лица предпочитающие такую ориентацию возлагают ответственность на саму организацию, которая в его понимание обеспечивает его сегодняшней день, предоставляет ему работу, определенный вид и размер заработной платы, обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, и возможность в дальнейшей перспективе гарантировать пенсию и пенсионное обслуживание. Планирование своей карьеры человек в таком случае доверят самой организации.


Результаты исследования карьерных ориентаций юношей и девушек представлены в таблице 1. и на рисунке 1.

Таблица 4 Средние значения карьерных ориентации юношей и девушек

Шкалы

Среднее значение по М.

Среднее значение по Ж.

Профессиональная компетентность

5,62

5,86

Менеджмент

8,11

7,78

Автономия (независимость)

6,73

6,51

Стабильность работы

7,98

8,81

Стабильность места жительства

4,62

4,41

Служение

7,08

7,7

Вызов

6,72

6,49

Интеграция стилей жизни

7,39

7,57

Для выявления значимых статистический различий между девушками и юношами нами использовался t-критерий Стьюдента (между двумя независимыми выборками). Анализ данных производился в среде Excel c помощью пакета анализа данных. Предварительно была проведена процедура проверки данных на нормальность распределения с помощью мер центральной тенденции, оценки ошибок эксцесса и ассиметрии, построения кривых распределения данных. Были получены следующие результаты - моды, медианы, средние выборок отличаются незначительно, ошибки эксцесса и ассиметрии не выходят за допустимые значения, кривые распределения данных выборок имеют колоколообразную форму. Таким образом, с большой вероятностью можно сказать, что данные выборок имеют нормальное распределение. Результаты анализа данных с помощью t-критерия Стьюдента приведены в таблице 2.

Таблица 5 Достоверность различий между юношами и девушками по t-критерий Стьюдента

Показатели

t-критерий

Профессиональная компетентность

0,72

Менеджмент

-1,3

Автономия (независимость)

-0,78

Стабильность работы

3,27*

Стабильность места жительства

-0,51

Служение

2,22*

Вызов

-0,75

Интеграция стилей жизни

0,79

Предпринимательство

-0,59

2.3 Обсуждение результатов

Обсуждение результатов мы начнем с освещения вопросов, в которых мы выявили сходство в представлениях студентов и преподавателей. Это сходство касаются будущего места работы: на первом месте по значимости и у студентов стоит коммерческая структура, на втором месте – государственная организация, третье место занимает негосударственная (общественная) организация, четвертое – свое дело, и заключает предложенный список частная практика.