Файл: Психология профессиональной карьеры: (психологическое сопровождение профессиональной карьеры; отбор, адаптация, развитие персонала и ситуационное лидерство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д. Сьюпер говорит, что профессиональное самоопределение – это длительный, целостный процесс развития личности. Д.Сьюпр выделяет следующие стадии профессионального самоопределения:

• стадия «пробуждения»;

• стадия «исследования»;

• стадия «сохранения»;

• стадия «снижения».

Стадии профессионального самоопределения соотносятся с этапами жизненного пути, т.е. с возрастом человека. О.Г. Геранина рассматривает профессиональное самоопределение как итог длительной подготовки, включающая в себя самоанализ, саморазвитие, формирование образа «Я», анализ и обобщение информации о мире профессий, проектирование индивидуальных особенностей на профориентационных занятиях, построение идеального образа будущей профессии и его последующую коррекцию, формирование целей выбора, соотнесение индивидуальных особенностей с характеристиками разных профессий [12].

А.В. Мудрик рассматривает профессиональное самоопределение как связь жизненных перспектив личности и планирование ее будущего [35].

В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн отмечал, что профессиональное самоопределение – свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная самодетерминация, представляющая собой механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Соответственно, механизмом профессионального самоопределения является, прежде всего, интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации .

Е.А. Голомшток профессиональное самоопределение понимал как деятельность человека, обретающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда .

В Российском энциклопедии по охране труда под редакцией В.К. Варова дается следующее определение: «профессиональное самоопределение – квалифицированная помощь человеку при выборе или смене профессии; рекомендации по совершенствованию важных психофизиологических качеств, обучению» .

Б.А. Душков рассматривает профессиональное самоопределение как осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией.

В энциклопедии по социологии дается следующее определение: «профессиональное самоопределение» – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией .


В психологических исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает профессиональное самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего

школьного возраста. Так, С.П. Крягжде отмечает, что на начальном этапе

профессионального самоопределения оно носит двойственный характер:

осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы – социальный выбор. Если конкретное

профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то девушка (юноша) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию.

Второй подход рассматривает профессиональное самоопределение как

искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную

практику − профориентацию, и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. Это ставшие классическими исследования в

области профессиональной ориентации и профессиональном консультировании Е.А. Климова, А.Е. Голомшток. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Более объективным представляется подход, при котором профессиональное самоопределение рассматривается как «сложный, длительный и часто многократный процесс, неотделимый от развития личности в целом» [80] и как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Таким образом, проанализировав научную литературу, можно отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия «профессиональное самоопределение». Различными авторами профессиональное самоопределение личности рассматривается, как часть профессионального развития субъекта труда, является важнейшим его проявлением и представляет собой самостоятельное, осознанное построение перспектив своего профессионального развития.

На наш взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «профессиональное самоопределение». По нашему мнению, профессиональное самоопределение – это процесс определения выпускников того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, выявление своих склонностей и способностей к этому виду трудовой деятельности. На это определение мы будем опираться в нашем исследовании.


1.3 Психолого-педагогическое сопровождение процесса планирования профессиональной карьеры студентов

Современная социально-экономическая ситуация актуализировала проблему профессионального становления личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов, имеющих практические навыки планирования, корректировки и реализации перспектив своего развития (жизненных, личностных и профессиональных). Согласно государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. для общества и государства в целом важен тот уровень специалистов, которые при реализации своей карьеры будут способны успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.

Проблеме профессиональной подготовки будущих специалистов посвящено значительное количество научных трудов, в которых особое внимание уделяется технологии подготовки студентов-выпускников. Однако процесс «превращения» личности в профессионала представляет собой целостный процесс, который, по мнению В. Е. Орла, начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Существующий подход к организации психолого-педагогического сопровождения нуждается не просто в мерах коррекции, но и пересмотре оснований, на которых оно выстраивается. В связи с этим обучение планированию профессиональной карьеры необходимо осуществлять на всех ступенях профессионального становления: «абитуриент - студент - выпускник - специалист».

В условиях преобразований в сфере профессиональной занятости населения, появления конкуренции на рынке труда психолого-педагогическое сопровождение процесса планирования профессиональной карьеры студентов представляется чрезвычайно перспективным направлением деятельности. Результаты исследований по данной проблеме в большей степени рассматриваются в аспекте высшего профессионального образования. Подготовка студентов к построению профессиональной карьеры в условиях среднего профессионального образования также является актуальной, поскольку образовательные учреждения имеют значительные возможности в реализации практико-ориентированного обучения. [25]


Поиск новых путей организации психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры будущих специалистов в условиях среднего профессионального образования подвел к необходимости разработки научно-обоснованной модели деятельности образовательного учреждения. Охарактеризуем основные положения разработанной модели.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание специальных условий для формирования успешного профессионального самоопределения, профессионального сознания и трудоустройства обучающихся, оказание помощи в планировании профессиональной карьеры обучающихся.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения выступают: во-первых, сама личность, проходящая процесс обучения планированию карьеры, обладающая знаниями, умениями, навыками и личностными особенностями, необходимыми для выполнения будущей профессиональной деятельности, самостоятельно вырабатывающая средства достижения поставленной цели, результат которой соответствует личному карьерному плану; во-вторых, специалисты, непосредственно взаимодействующие с данной личностью в процессе решения задач профессионального образования (психологи, педагоги, консультанты и др.). Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на создание условий для успешного профессионального самоопределения, формирования профессионального сознания и трудоустройства обучающихся. Преподавателям, психологам, методистам необходимо, прежде всего, сформировать у студентов мотивы профессиональной деятельности, тем самым актуализировать процесс профессионального самоопределения за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о профессии; их соотнесения в процессе профессиональных проб. [26]

Психолого-педагогическое сопровождение процесса планирования профессиональной карьеры студентов должно осуществляться комплексно, с привлечением всех участников образовательного процесса (студентов, педагогов, психологов, представителей работодателя).

Методологической основой системы психолого-педагогического сопровождения выступают: личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, системный подход, акмеологический и компетентностный подход. Личностно-ориентированный подход определяет приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности студента, максимальный учет его индивидуальных, субъектных и личностных особенностей. Данный подход предполагает опору на процесс профессионального саморазвития студента при разработке индивидуальной профессиональной траектории, предусматривающей учет намерений и склонностей в построении его карьеры.


Реализация деятельностного подхода состоит в оптимизации закономерностей освоения различных видов деятельности - учебной и профессиональной. В качестве основной характеристики деятельности выделяют активность, которая побуждает субъекта к осуществлению деятельности. А это значит, что психолого-педагогическое сопровождение, построенное на основе деятельностного подхода, будет способствовать активному включению студентов в учебно-профессиональную деятельность, направленную на формирование умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать различные средства и методы для совершенствования профессиональной деятельности; овладеть способами построения карьеры.

С точки зрения системного подхода психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостная деятельность администрации образовательного учреждения, преподавателей, куратора и психолога, направленная на создание условий для успешного обучения и профессионального развития студента в процессе профессионального образования. Осуществление системного подхода в организации психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры студентов позволяет определить общие цели участников этого процесса, их задачи, функции, содержание с учетом междисциплинарных аспектов образовательным программ и возможностей воспитательной работы, определить виды деятельности по формированию у молодежи эффективных профессиональных планов.

Акмеологический подход к организации психолого-педагогического сопровождения проявляется в поиске, нахождении и реализации личностных ресурсов студентов, их движения к саморазвитию, достижению наивысших результатов в профессионально-личностном развитии. Его внедрение в профессиональное образование обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки студентов и заключается в направленности психолого-педагогических воздействий на актуализацию творческого потенциала будущих специалистов, повышение у них профессиональной мотивации и мотивации к достижению успеха в деятельности, формирование стремления к самосовершенствованию и успешной самореализации в профессии, способностей и потребностей в постоянном обновлении профессиональных знаний и умений, в творческом саморазвитии, ориентации на достижение высот профессионализма.

Компетентностный подход предполагает рассмотрение психолого-педагогического сопровождения не просто как поддержку конкретного профессионального выбора (или последовательной серии выборов), но и как особую организацию образовательной деятельности, нацеленную на формирование ряда определенных компетенций. Эти компетенции, обозначенные в качестве ожидаемых результатов образования в новых Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, обеспечивают самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им смысла и социальной миссии избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности и непрерывному образованию и самообразованию.