Файл: Психология профессиональной карьеры: (психологическое сопровождение профессиональной карьеры; отбор, адаптация, развитие персонала и ситуационное лидерство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.е. юноши и девушки в этом вопросе полностью единодушны. Но мы считаем, что данное сходство может уменьшиться, если будет больше вариантов ответов.

Следующий рассматриваемый вопрос, касающийся знаний, умений, навыков - у юношей и девушек выявлено сходство относительно придания значимости коммуникативным навыкам и знанию профессиональной этики и этикета.

Среднее сходство ответов по вопросу о индивидуальных качествах личности профессионала: на первом месте – общий и социальный интеллект, на предпоследнем – любознательность и на последнем - привлекательность.

На последний вопрос, касающийся темы, что дает студентам их профессия не наблюдается статистически достоверной зависимости.

Но в нашей работе наиболее значимыми являются полученные различия в представлениях юношей и девушек. Далее обсудим выявленные отличия во мнениях по поводу основных составляющих будущей профессии.

Результаты проведенного нами исследования показывают, что преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о значимости учебно-воспитательной работы.

Также существуют значимые различия в представлениях об индивидуальных личностных особенностях.

Анализ результатов методами математической статистики показал наличие сходных представлений у юношей и девушек относительно возможного места работы, области специализации, важных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств.

Проведенное исследование показало, что для студентов женского пола ведущими ценностями при построении карьеры являются ценности «Стабильность работы», «Менеджмент» и «Служение». Для студентов мужского пола ведущими ценностями при построении карьеры являются ценности «Менеджмент», «Стабильности работы» и «Интеграция стилей жизни».

Студенты мужского пола, как и студенты женского пола, демонстрируют высокую готовность к смене места жительства при построении карьеры. Для компании работающей на всей территории нашей страны, имеющей разветвленную сеть дорожного полотна в самых отдаленных ее уголках данный показатель достаточно важен. В разработана программа поддержки молодых специалистов при переезде: оплачиваются расходы по переезду молодого специалиста и членов его семьи, оплачиваются расходы по обустройству на новом месте жительства, выплачиваются суточные за каждый день нахождения в пути следования к месту работы, предоставляется оплачиваемый отпуск для обустройства на новом месте жительства продолжительностью до семи календарных дней, возмещаются расходы по временному найму жилого помещения и т. д.


Заставляет задуматься тот факт, что будущие специалисты не выбирают в качестве приоритетной карьерную ориентацию - «Профессиональная компетентность», в системе карьерных ориентаций студентов она занимает последнее место. Компании для успеха на рынке нужны, прежде всего, профессионалы своего дела. Наши же студенты ориентированы в первую очередь на карьерный рост и получение социальных гарантий. Возможно, данное положение дел говорит о том, что будущим молодым специалистам на данном этапе банально не хватает представлений о своей предстоящей профессиональной деятельности. А возможно, это и отражение позиции на рынке труда в целом – чем бы ни заниматься, главное карьера и личная выгода.

В результате использования t-критерия были выявлены достоверные различия по следующим шкалам «Стабильность работы» (t=3,27) и «Служение» (t=2,22).

Так, показатели по шкале «Стабильность работы» и «Служение» выше у студентов-целевиков женского пола, чем у студентов-целевиков мужского пола. Полученные различия, вероятно, связаны с разными социальными ролями в обществе. Женщина традиционно является хранителем домашнего очага, отвечает за воспитание детей. Поэтому для нее очень важно иметь стабильную работу, различные социальные блага, которые помогают ей в реализации этой роли. Девушки также в большей степени ориентированы на принесение пользы людям, реализацию общественно важных целей и пользы обществу. Вероятно, данное различие также связано с исторической ролью женщины в обществе.

Анализ выявленных приоритетов в карьерных ориентациях и учет особенностей организации позволяет сделать вывод, что студенты ВУЗов заявляют о наличии стремления трудоустроиться на предприятия, предполагая наличие стабильности, как финансовой, так и профессиональной, готовности строить свою карьеру в соответствии с тем, как того требует карьерная среда, причем ответственность за планирование, развитие и управление собственной карьерой перекладывают на само предприятие, готовы согласиться практически на любые условия развития собственной карьеры и совершение географических передвижений, если того потребует организация. Что свидетельствует о достаточно точном совпадении взаимных ожиданий организации и молодых специалистов.

Однако, несмотря на соответствие взаимных ожиданий, можно наблюдать следующие тенденции:

- текучесть кадров среди молодых специалистов первого года работы,

- неудовлетворение взаимных ожиданий организации и личности (преимущественно обусловлено отсутствием возможности реализовать карьерные планы в связи с особенностями карьерной среды).


В целях проверки используемой методики на валидность был проведен корреляционный анализ между карьерными ориентациями и факторами личности по методике Р.Кэтелла. результаты его подтверждают высокую содержательную валидность опросника Э.Шейна «Якоря карьеры».

Приведем лишь некоторые наиболее показательные примеры этого:

ориентация личности на менеджмент связана с такими личностными факторами как общительность (А+), социальная смелость (Н+) и недоверчивость по отношению к людям (L-);

личностная ориентированность на служение, как правило, консервативна (Q 1-)и не доминантна (Е-);

человек, ориентирующийся на интеграцию стилей жизни, обычно в своем поведении проявляет комформность (Q2-).

Дальнейший этап нашего исследования связан с задачей рассмотрения корреляционных связей между ценностными и карьерными ориентациями, обнаружены значимые корреляционные связи между терминальной ценностью «здоровье» и карьерной ориентацией «профессиональная компетентность» (г=-0,138; р<0,05). Очевидно, студенты не связывают успехи в профессиональной сфере с физическим и психическим здоровьем; по мнению студентов, основным мотивом развития таких карьерных ориентаций, как «менеджмент» (г=0,166; р<0,05), «стабильность работы» (г=0,164; р<0,05), связано с ценностью «общественное признание»; современные студенты также связывают такую ценность, как «продуктивная жизнь» (т.е. полное использование своих возможностей), с карьерной ориентацией «стабильность места жительства» (г=139; р<0,05). Карьерная ориентация на «служение» связана в большей степени с ценностью «материально обеспеченная жизнь» (г=0,139; р<0,05) и в меньшей мере с ценностями «здоровье» (г=-0,138; р<0,05) и «развитие» (г=-0,149; р<0,05). Обнаружена отрицательная связь между ценностью «любовь» и такой карьерной ориентацией, как «интеграция стилей жизни» (г=-0,173; р<0,05). По всей видимости, близкие и тесные отношения не являются главными для человека, ориентированного на интеграцию различных сторон образа жизни. Главной целью человека с такой карьерной ориентацией, как «предпринимательство», является ценность «материально обеспеченная жизнь» (г=0,186; р<0,01), для которого не так уж важно познание духовного начала - ценность «красота природы и искусства» (г=-0,175; р<0,05).

Анализ корреляционных связей между инструментальными ценностями и карьерными ориентациями показал значимые связи между ценностью «высокие запросы» и карьерными ориентациями «профессиональная компетентность» (г=0,151; р<0,05), «менеджмент» (г=0,146; р<0,05), «служение» (г=0,219; р<0,01); между ценностью «непримиримость к недостаткам в себе и в других» и карьерными ориентациями «служение» (г=0,230; р<0,01), «интеграция стилей жизни» (г=0,165; р<0,05). Обнаружены отрицательные корреляционные связи между ценностью «чуткость» и карьерными ориентациями «профессиональная компетентность» (г=-0,188; р<0,01), «автономия» (г=-0,183; р<0,01), «служение» (г=-0,206; р<0,01), «вызов» (г=-0,236; р<0,01), «интеграция стилей жизни» (г=-0,174; р<0,05); «широта взглядов» не свойственна такой карьерной ориентации, как «служение» (г=-0,160; р<0,05).


Таким образом, корреляционный анализ показал, что терминальные и инструментальные ценности тесно связаны с такими карьерными ориентациями, как «профессиональная компетентность», «менеджмент», «служение», «интеграция стилей жизни» и «предпринимательство».

Выявлено, что для большинства современных студентов остаются актуальными такие терминальные ценности-цели, как «здоровье», «активная, жизненная позиция», «любовь», «жизненная мудрость». Среди инструментальных ценностей для студентов характерны такие ценности-средства, как «воспитанность», «аккуратность», «жизнерадостность».

Наименее значимы для современных студентов такие инструментальные ценности, как «творчество», «счастье других», и инструментальные ценности «терпимость к взглядам и к мнениям других», «честность».

Анализ гендерных различий показал, что для юношей и девушек ведущей терминальной ценностью является «здоровье». На втором месте для юношей - «жизненная мудрость», на третьем месте - «активная, деятельная жизнь», свидетельствующая, что данная поведенческая установка ориентирована на присвоение широкого круга ценностей общества личностью, создание ценностного «образа мира». Девушки также стремятся к активной и деятельной жизни, данная ценность-цель расположена на втором месте; на третьем - «любовь», по всей видимости, данная ценность остается наиболее значимой и характерной для девушек.

Изучение результатов ранжирования инструментальных ценностей в целом среди студентов показало, что ведущими являются такие ценности, как «воспитанность», «аккуратность», «жизнерадостность», «независимость», «исполнительность». Наименее значимыми почти для всех студентов являются такие ценности-средства, как «честность», «терпимость к взглядам и мнениям других», «непримиримость к недостаткам в себе и в других»

В ходе проведения исследования были исследованы также внутренние и внешние мотивы выбора профессиональной карьеры у мужской и женской выборки (Методика – мотивы выбора профессии опросник (Р.О. Овчарова):

Величина критерия ч2 равна 3,956 (Pearson Chi-Square =3,956), уровень значимости меньше 0,05 (Asymp. Sig. (2-tailed) = 0.047). Полученные показатели дают основание утверждать, что распределения мотивов выбора профессии в двух равных по численности выборках статистически значимо (на 5% уровне значимости) отличаются между собой. Для женщин свойственны как внутренние индивидуально значимые мотивы (50%), так и внутренние социально значимые мотивы (50%), а для мужчин наиболее характерен внутренний индивидуально значимый мотив (80%).


Таблица 6 - Результаты по шкале ранжирования мотивов

Женская выборка

(вторичный ранг при ранжировании)

Мужская выборка

(вторичный ранг при ранжировании)

Интересная и многообразная деятельность

4

9

Возможность применения личных способностей

1

8

Возможность работать творчески

2

7

Самостоятельность в работе

6

6

Возможность самовыражения

5

2

Возможность оказывать влияние на деятельность  других людей

9

1

Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)

10

5

Больший доход

8

3

Возможность общения

3

4

Возможность риска

7

10

Для женской выборки наиболее значимым является  такой внутренний мотив как  возможность применения личных способностей, а  2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески Для мужской выборки также некоторые внутренние мотивы  явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге ранжирования.

Для мужчин принимавших участие в нашем исследовании ведущим является  такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей. Из внешних  мотивов для исследованных женщин одним из значимых является – возможность общения.

Как показало исследование – наблюдается переориентация молодежи от предпочтения нематериальных ценностей (нравственных, духовных) к материальным. Лидирующим мотивом у молодых людей (группа, имеющая нечеткие представления о карьере (студенту ВУЗов и часть молодых специалистов)) является хорошая оплата труда (45-40%). Возможность профессионального роста (карьера) находится на втором месте в ранжированном ряду требований, предъявляемых к профессии у девушек (20%), а у юношей – интересная работа (25%). Последнее место девушки отводят вопросу доступности получения профессии, а юноши последнее место отводят возможности оказания помощи другим (то есть общественную пользу).

Перспективы в трудовой сфере отражаются и на жизненных планах, главными из которых являются: материальное благополучие (первое место в ранжированном ряду жизненных целей), как у мужчин так и у женщин (80-70%). На втором месте у мужчин – моральное удовлетворение (20%), у женщин – возможность стать профессионалом (30%). Мужичины планируют достичь эти цели с помощью личных качеств (50%), высшего образования (30%) и с помощью знакомств и связей (20%). Девушки осуществить желаемое планируют с помощью высшего образования (50%), способностей (30%) и личных качеств (20%).