Файл: Психология профессиональной карьеры: (психологическое сопровождение профессиональной карьеры; отбор, адаптация, развитие персонала и ситуационное лидерство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И испытуемые не хотят продолжать семейную династию и если окажутся перед дилеммой выбора между семейным благополучием и карьерой, то мужчины (60%) предпочтут семейное благополучие, а большинство женщин (60%) отдадут предпочтение карьере.

Мужчины отмечают, что большое влияние на выбор профессии оказали родители (50%). Большинство женщин (30%) считают, что сделали свой выбор самостоятельно, а также значительную роль отводят общественному мнению (20%).

Проходящие в России социально-экономические трансформации существенным образом повлияли на все сферы жизни общества. С одной стороны, показывают результаты исследования, усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку, а с другой стороны – эти тенденции сохраняют и традиционные ценности нашего общества: интересная работа (дело по душе) – у мужчин (25%), возможность стать профессионалом – у женщин (30%). Чтобы достичь свои цели, исследуемые респонденты будут делать упор на личные качества и способности. Также ценится и высшее образование (особенно у женской выборки).

Выводы по 2 главе

Таким образом, чем точнее представления о карьере, тем сильнее «выпячиваются» значимые карьерные ориентации. Содержание карьерных ориентаций студентов отражает, прежде всего, реальный образ их карьеры и профессионального будущего.

Студенчество, как наиболее чувствительная к переменам возрастно-социальная группа, выбирает В качестве типичной карьерной ориентации - ориентацию па стабильность.

Формирование карьерных ориентаций студентов происходит под влиянием тендерных характеристик личности. Студенты, которым свойственны андрогинные характеристики, чаще выбирают стабильность в качестве приоритетной карьерной ориентации; а студенты, обладающие маскулинными чертами, чаще выбирают менеджмент; выбор автономии как основной ценности в карьере характерен для фе-минлых студентов.

Полученные в ходе нашего исследования результаты и сделанные на их основании выводы подтвердили наличие гендерных различий в профессиональном самоопределении и построении профессиональной карьеры:

1. Женщины предпочитают профессии, связанные обслуживанием людей, с общением, определяются склонности к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми. Можно выделить как внутренние индивидуально значимые мотивы, так и внутренние социально значимые мотивы. Мужчины предпочитают технические профессии, профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками; имеют склонность к работе на производстве и склонность к планово-экономическим видам работ, имеют внутренние индивидуально значимые мотивы.


2. Студентки чаще выбирают «Стабильность работы» и «Служение» в качестве приоритетных карьерных ориентаций; а юноши – «Менеджмент». Кроме того, по шкалам «Стабильность работы» и «Служение» зафиксированы достоверные различия в представлениях о будущей карьере. По этим шкалам выше показатели у студентов женского пола. Вероятно, полученные результаты связаны с социальными ролями женщины и мужчины в обществе. Женщина изначально является хранительницей домашнего очага, а мужчина защитник, добытчик, – отсюда, он более ориентирован на карьерный рост, управление, что позволяет ему занять более высокое положение в обществе.

Общими при описании карьерных ориентаций студентами обоих полов является их заинтересованность карьерном росте, стабильности, получении дополнительных социальных гарантий и льгот. Данные ожидания соответствуют возможностям, предоставляемым своим работникам.

Настораживающим фактором является то, что как девушки, так и юноши не ориентированы на достижение профессионализма в своей будущей профессии. Студенты ориентированы в первую очередь на карьерный рост и получение социальных гарантий. Возможно, здесь требуется пересмотр системы подготовки, увеличения количества практики, привлечения к проведению лекционных и практических занятий профессионалов с железной дороги.

3.      На фоне прагматизма личностных ориентиров испытуемых в сознании женщин происходит постепенный переход от традиционной модели «мужчины – кормильца и женщины – частично домохозяйки» к модели «двух кормильцев» / «двух домохозяев», а для мужчин характерна преемственность главных элементов традиционного культурного идеала гендерных отношений.

Проанализировав теоретический материал и материалы практического исследования можно сделать вывод, что для женской группы респондентов принимавших участие в исследовании наиболее значимыми являются внутренние мотивы такие как  моральное стимулирование, трудовой  настрой коллектива и нововведения в компании. Можно предположить, что данные факторы способствуют повышению интереса к внутренней мотивации. Для мужской выборки приобретают значимость такие факторы как материальное стимулирование и общая социально-экономическая ситуация в стране.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учета содержания карьерных ориентаций в процессе их профессионального обучения. Основной целью и ценностью карьеры будущих специалистов должен стать, прежде всего, профессионализм, а потом уже управление, преданность организации и стремление к ее упрочению и собственной стабильности, ведь работа часто бывает связана с риском для жизни многих людей, поэтому поверхностность знаний и непрофессионализм здесь просто недопустимы.[32]


Стремление сделать карьеру является неотъемлимым желанием человека, ориентированного на реализацию своего личностного потенциала. Поэтому каждому человеку важно осознать карьерные ориентации и адекватно понимать, чего же на самом деле он хочет достичь в жизни. Это важно и для того чтобы профессиональное самоопределение не оказалось ошибочным, а его итоги были продуктивными. Конкретный инструментарий исследования, используемый нами в данном случае позволил нам изучить профессиональную мотивацию и рассмотреть спектр профессиональных и карьерных мотивов у каждого из членов выборки.

Среди студентов различия карьерных представлений юношей и девушек свелись к преобладанию у девушек ориентации на профессиональную компетентность, квалификацию и мастерство, а также на предпринимательство – создание своего дела, которое будет продолжением собственной индивидуальности, и для осуществления этой цели девушки готовы идти на риск.

В студенческой выборке подавляющее большинство составили фемининные девушки. Причем чем выше их фемининность, тем более для них привлекательна карьера как обогащение профессиональным опытом, тем вероятнее, что девушки осознают и отмечают этапы и стадии своей карьеры, стремятся к независимости и самостоятельности. Также повышение фемининности связано со снижением склонности к предпринимательской карьере.

Полученные результаты подтверждают идею о сплаве в карьере средового (объективного) контекста развития субъекта с его личностными характеристиками и оправдан-ность опоры не только на профессиональные, но и на гендерные роли в процессе карьерного планирования и консультирования.

Исходя из полученных данных нами были разработаны рекомендации по оптимизации педагогического процесса. Они включили в себя лекцию-беседу для преподавателей и студентов, а также практическое занятие – тренинг.

Заключение

В сделать ряд обобщающих

Карьера - вектор профессионального содержание которого от человека. Выбор карьеры предполагает неоднозначное одной разными и культурной и специфике общества.

В ходе нами выявлены ситуации и выбор всего, старших семьи (родителей, близких родственников); позиция сверстников товарищей), из внутрисемейного общения; учителей, школьных педагогов, воспитателей; сложившиеся к данному профессиональные планы учащегося; способности, умения, уровень как деятельности; учащегося на материально обеспеченную рост; информированность о том или ином деятельности, его перспективность, и т.п.; склонность к тем или


Социально-культурная как мощный фактор становления личности стереотипы профессиональных действий, с различиями. Во всем гендерных ролей в различных представление о “мужских” и видах деятельности как в семье, так и в профессиональной сфере. В современных существует жестко не декларируемое, но весомое разделение по половому признаку. Так, профессии, связанные с активной публичной политической и руководящей определяются как “мужские”, то есть характеризующий их поведенческий насыщен мужскими

общества о возможности реализации своих возможностей не только в общественной, но и в политической и профессиональной позволило части женщин ряд с управлением капиталом, различные государственные Особенно много в

Для основное содержание этих дадим описание получившихся на основе портретов: и женщин. в большей степени, чем женщины разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся Они в большей способны спонтанно выражать чувства, то есть, к возможности активности, от способа принять себя вне зависимости от достоинств и недостатков Женщины в степени, чем мужчины разделяют ценности, для самоактуализирующейся личности. Менее в выражении в большей на заранее поведение. В меньшей способны оценить и только в зависимости от оценки и недостатков другими.

То мы что больше на контроль своего поведения и недооценку своих Различия в и женщин проявились и при у той же факторов, по их мнению, способствующих или мешающих процессу Для изучения саморазвитие и препятствующих совершенствования в применена анкета, предлагающая по оценить тех или иных

В результате анализа ответов что и здесь проявляют на самоконтроль и склонны к спонтанного Так, среди факторов, препятствующих развитию, женщины поставили более высокий утверждениям: разочарование в имевшихся ранее окружающих (зависть, плохо в них перемену или стремление к состояние здоровья; ограниченные стесненные Мужчины этим факторам меньшее значение, что они не слишком или препятствуют

стимулирующих развитие, выделили как: влияние коллег; организация труда в доверие к новизна работы и возможность Женщины придают меньшее но чем придают самообразованием.

отметить, что женщины склонны к более регламентированному способу деятельности, где все возможные ситуации; ориентированы на самообразование и чувствительны по к различным формам

То есть, в целом, более в профессиональной придают существенное значение внешним ожиданиям, ориентированы на и Женщины в большей способны приспособиться к и упорядочить свое могут усталости при работе с и эмоциональные нагрузки, несмотря на собственных нерешенных, эмоциональных проблем. Можно отметить ориентацию на и на настойчивость и чувство более обязательны, моральные и правила, требовательны к себе, консервативны, в состоянии психологической внутреннее напряжены.


Эти же факторы на мужском профиле имеют показатель ниже, что свидетельствует о большей большей свободе в и норм, переменчивости и эмоциональной свободе, добродушии и склонности к

То отмечается существенная подтверждающаяся по многим личностного в и спонтанного, консервативного и нормами поведения.

Таким образом, следует отметить, что определенная в в профессиональном некоторых традиционно качеств. что, моделируя стиль профессионального ориентируется на профессиональные образцы, культурой и средой. Так в сфере с управлением, существуют определенно артикулируемые в основных “ а культура пока не женщине широкого альтернативных образцов поведения в этой чего, женщины в процессе и профессиональных “мужские” не всегда органичными элементами в личности Между мужским образцом и стремлением женщины к наиболее полной сторон личности противоречие, которое и ее большую эмоциональную скованность, формирует у нее потребность в постоянном самоконтроле и над ситуацией, некоторую и повышенное

нами были стереотипы о в профессиональной деятельности, имеющихся у мужчин и

Результаты необходимость целенаправленного и изучения механизмов профессионального у женщин. Интересным представляется исследование в мере “ мужские” в других ее – в семейной, общественной. Одной из задач дальнейшего быть анализ насколько и приняты все эти самой женщиной, насколько органичными они являются для нее по ее ли реализовать ей свои возможности

.

Список используемых источников

  1. Акопов В.Г. Профессиональное сознание – ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов. // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. Куйбышев, 1989. 203 с.
  2. Арон И.С. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 2.
  3. Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации. // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 1990. 185 с.
  4. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н. Леонтьев и современная психология. М.:Высшая школа, 1983. 228 с.
  5. Бавыкина Е. Н., Миляева Л. Г. Профессиональная карьера: компетентностный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2551–2555.
  6. Берг В. Карьера - суперигра. Нетривиальные со­веты на каждый день: Пер. с нем. М.: АО «Ин­терэксперт», 1998. 245 с.
  7. .Березовская. Р.А Психология профессиональной карьеры. М.: Издательство СПбГУ, 2012. 152 с.
  8. Винокур А.Ю. Индивидуальные особенности принятия решения о выборе профессии и их учет в профессиональной консультации // Психолого-педагогические проблемы профориентационной работы. Сыктывкар, 1989. 420 с.
  9. Вишнякова М. Управление карьерой: стратегический план развития карьеры // Управление персоналом, - N 11, июнь, 2014.
  10. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. СПб.: «Питер», 1998. 320 с.
  11. Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов, 1992. 265 с.
  12. Голубева Е. А. Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). СПб.: Свое издательство, 2017. С. 150-152.
  13. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991. 92 с.
  14. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 268 с.
  15. Кузнецова И.В. Методологические основы исследования процесса выбора профессии // Способности и деятельность. Ярославль, 1989. 347 .
  16. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1991. 348 с.
  17. Лотова И. Профессиональная карьера госслужащих: вариативный подход //Человек и Труд № 10, 2013.
  18. Любимова Г. Ю., Першеева Н. Ю. Психологическое сопровождение планирования профессиональной карьеры в вузе // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Т. 1. М.: Изд-во МГУ,2010. С. 69–72.
  19. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. 235 с.
  20. Мучински Н. Психология. Профессия. Карьера. СПб.: Питер, 2004. 325 с.
  21. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Профессиональное сознание как предмет психолого-педагогического исследования в высшей школе. Саранск, 1989. 279 с.
  22. Петрушин В.И. Психология карьеры. М.: Академический проект, 2004. 268 с.
  23. Пилецкая Л. С. Психологические особенности развития профессиональной мобильности личности // Молодой ученый. 2014. №3. С. 798-801.
  24. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.С. Никифирова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2001. 549 с.
  25. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. М.: Высшая школа, 1991. 326 с.
  26. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М: Akademia, 2005. 265 с.
  27. Психологическое сопровождение выбора профессии./ Л.М. Митиной. М.:НПО МОДЕК, 1998. 364 с.
  28. Психология труда: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией проф. А.В. Карпова. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. 102 с.
  29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.:Питер, 1999. 258 с.
  30. Резапкина В.И. Психология и выбор профессии, М.: Генезис, 2005. 536 с.
  31. Рогов Е.И. Выбор профессии. М.: Владос, 2003. 780 с.
  32. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: НПО МОДЕК, 2000. 520 с.
  33. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов- на- Дону: Феникс, 2005. 145 с.
  34. Темплар, Р. Правила карьеры: Все, что нужно для служебного роста / Ричард Темплар; Пер. с англ. - 3-е изд. М. : Альпина Паблишерз, 2014. 242 с.
  35. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. СПб.: Питер, 2006.
  36. Хлабыстова Н.В. Ценность образования в системе взаимодействия «вуз – потребители образовательных услуг – работодатель»: Дис.: канд. социол. наук: 22.00.06 Майкоп, 2016. 174 с.
  37. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981. 368 с.
  38. Шмитт Н., Шнайдер Б. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников. М.: Изд-во «Экономическая школа», 2004. 154 с.
  39. Эскиев М. А. Управление карьерой персонала как одно из направлений кадрового планирования государственной службы // Вопросы экономики и управления. 2016. №5. С. 179-182.