Файл: Особенности федерализма в России (Предметы ведения и полномочий Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности Российского федерализма
1.1. Российский федерализм: исторический аспект
1.2. Особенности современного Российского федерализма
1.3. Предметы ведения и полномочий Российской Федерации
Глава 2. Особенности регионального управления (на примере Красноярского края)
2.1. Конституционно-правовой статус Красноярского края
Введение
Россия – уникальное государство, которое характеризуется наличием многочисленных особенностей. Ее собственный исторический опыт достаточно убедительно подтверждает невозможность эффективного управления такой страной из единого центра без предоставления значительной самостоятельности и властных полномочий ее регионам.
Проблематика федерализма и федеративного устройства государств занимает одно из центральных мест в отечественной и зарубежной политической науке. Об этом свидетельствует наличие соответствующих исследовательских традиций; организация и деятельность специальных научных центров, занимающихся исследованием федерализма; издание специализированных научных журналов; публикация по различным аспектам данной проблематики достаточного количества книг и статей, проведение большого числа международных, общенациональных и региональных конференций. Столь серьезное внимание к вопросам федерализма отнюдь не случайно.
Федерализм как идеология и политика нацелен на обоснование и реальную организацию такого государственного устройства, которое обеспечивает единство в многообразии. Чем более разнообразными по своим почвенно-климатическим условиям, природным ресурсам, экономическому потенциалу, социально-этническому составу, культурным традициям и другим признакам являются регионы страны, тем более адекватной формой государственного устройства является федерация. Последняя представляет собой такую форму территориально-политического устройства государства, которая позволяет обеспечить, с одной стороны, его единство и целостность, с другой – относительную самостоятельность составных частей государства во имя эффективности управления, сохранения национальной государственности и этнической самобытности народов, компактно проживающих на территории данного государства.
Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
Как показывает анализ литературы, рассматриваемая тема получила определенную разработку в отечественной науке. Изучению современного российского федерализма, посвящены работы, например, таких ученых как: Р.Г. Абдулатипов, С.А. Авакьян, М.Г. Анохин, Г.В. Атаманчук, С.Н. Бабурин, М.В. Баглай, И.А. Батанина, Ю.С. Васютин, М.В. Глигич-Золотарева, Н.А. Емельянова, В.Д. Зорькин, Л.М. Карапетян, И.А. Конюхова (Умнова), Р.Х. Макуев, А.А. Мерцалов, В.В. Огнева, А.И. Попов, Е.С. Строев, Э.В. Тадевосян, Ю.А. Тихомиров, Д. Тэпс, И.А. Умнова, В.А. Черепанов, В.Е. Чиркин и др.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года[1], состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Современная Россия – самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации, отличающихся особенно большим разнообразием. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.
С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, субъектов федерации в России – 83 (в 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, их было 89). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.
Цель данной работы: изучение особенностей российского федерализма.
Задачи:
- раскрыть становление и развитие России как федеративного государства;
- изучить особенности российского федерализма;
- исследовать проблему разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- провести анализ социально-экономического развития в субъекте федерации (на примере Красноярского края).
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.
Глава 1. Особенности Российского федерализма
1.1. Российский федерализм: исторический аспект
Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах. Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. На протяжении своей тысячелетней истории Россия существовала и развивалась как унитарное государство. После победы Октябрьской революции в 1917 г. она продолжала свое существование в этом качестве до января 1918 г.
По принятой в российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», проект которой был написан Лениным, и принят ВЦИК 3 (16) января 1918 года. Она была одобрена, а 18 (31) января 1918 окончательно утверждена III съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Декларация провозгласила, что Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик. На этом же Съезде была принята резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики».
Эти решения родились не на голом месте, не вдруг. В результате Февральской буржуазной революции 1917 г. Россия как единое государство перестала существовать – на ее территории образовался ряд самостоятельных государств, не связанных с Россией. Поэтому в конце 1917 г. была выдвинута идея собрать воедино эти государства на началах федерации.
Федеративное устройство России было закреплено в Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. В ней была определена форма федерации – автономные областные союзы, т.е. Россия складывалась как федеративное государство с автономными образованиями.
Однако, следует отметить, что федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный Совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т.д.
30 декабря 1922 I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в новую федерацию – Советский Союз.[2]
Как до, так и после вхождения в состав СССР границы РСФСР неоднократно менялись (преимущественно в пользу соседних союзных республик). В общей сложности территория РСФСР за время существования Советского Союза уменьшилась примерно на треть. В период с 1918 по 1922 гг. были следующие формы автономий: автономная республика, трудовая коммуна, автономная область.
В дальнейшем (с 1923 по 1937 гг.) происходило развитие форм государственного устройства, появилась новая форма автономии – национальные округа. Конституция РСФСР, принятая 21 января 1937 г., закрепила следующие федеративные формы: 17 автономных республик, 6 автономных областей, национальные округа в составе республик. Конституция РСФСР 1978 г. закрепила в составе России 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов.
Новый этап развития российского федерализма связан с конституционно-правовыми реформами 1989-1993 гг. и Конституцией РФ 1993 г.
Так, с распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе. Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года – автономные области и АССР) стали республиками. Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области. Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения. 31.03.1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана, Чечни («Ичкерии»), а также Ингушетии) подписали договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти – федеративный договор, который был включён в действовавшую конституцию.
С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали равноправными субъектами Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет состав РФ, дает перечень входящих в нее субъектов, устанавливает статус РФ, определяет основы статуса субъектов РФ. Конституция фиксирует и возможные способы изменения состава РФ, которые производятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ст.137), а также изменения конституционно-правового статуса субъектов федерации, которые производятся в соответствии с федеральным конституционным законом по взаимному согласию РФ и ее субъекта (ч.5 ст.66).[3]
07..12.2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. 17.04.2005 года проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. 23.10.2005 года – по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. 16.04.2006 года проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области, и 11.03.2007 года проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Объединение вступило в силу с 1.03.2008 года.
Таким образом, в настоящее время субъектов федерации стало 83. Рассмотрим особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации:
1. Республика (21) – это государство в составе РФ (ч.2 ст.5). В республике имеются свои конституция и законодательство (ч.2 ст.5, ч.1 ст.66), свое гражданство, свой государственный язык (ч.2 ст.68), свои органы государственной власти (Республика Адыгея (Майкоп), Республика Алтай (Горно-Алтайск), Республика Башкортостан (Уфа), Республика Бурятия (Улан-Удэ), Республика Дагестан (Махачкала), Республика Ингушетия (Магас), Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик), Республика Калмыкия (Элиста), Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск), Республика Карелия (Петрозаводск), Республика Коми (Сыктывкар), Республика Марий Эл (Йошкар-Ола), Республика Мордовия (Саранск), Республика Саха (Якутия) (Якутск), Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ), Республика Татарстан (Казань), Республика Тыва (Кызыл), Удмуртская Республика (Ижевск), Республика Хакасия (Абакан), Чеченская Республика (Грозный), Чувашская Республика (Чебоксары).
2. Край, область, город федерального значения – это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти. Статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (ч.2 ст.5, ч.2 ст.66).
Край (9): Алтайский край (Барнаул), Камчатский край (Петропавловск-Камчатский), Хабаровский край (Хабаровск), Краснодарский край (Краснодар), Красноярский край (Красноярск), Пермский край (Пермь), Приморский край (Владивосток), Ставропольский край (Ставрополь), Забайкальский край (Чита).
Области (46) – Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Челябинская область, Иркутская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Сахалинская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Свердловская область, Тамбовская область, Томская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ярославская область.
В настоящее время юридическое различие между краем и областью отсутствует.
Города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.
3. Автономная область, автономные округа – это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти (ч.2 ст.5, ч.2 ст.66).
Автономная область (1) – Еврейская автономная область.
Автономных округов (4) – Ненецкий автономный округ (Нарьян-Мар), Ханты-Мансийский автономный округ (Ханты-Мансийск), Чукотский автономный округ (Анадырь), Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард).
Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться ФЗ и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (ч.4 ст.66).