Файл: Особенности федерализма в России (Предметы ведения и полномочий Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Поддержка инновационных процессов в традиционных отраслях и развитие инновационного сектора экономики.

4. Развитие транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры, способной ускорить экономический рост, повысить конкурентоспособность красноярской продукции, повысить мобильность населения и, в конечном счете, комфортность его проживания на территории края.

5. Оптимизация пространственного развития Красноярского края на основе гармоничного сочетания развития Красноярского мегаполиса, других городов и сельских районов.

6. Сглаживание диспропорций социального и экономического развития на территории Красноярского края, рост общего уровня доходов и обеспеченности социальными и коммунальными услугами всего населения, повышение качества жилищного фонда.

7. Стимулирование новых форм и механизмов активизации интеграционных связей Красноярского края с другими территориями азиатской части России.

8. Качественное укрепление и развитие инновационного сегмента экономики края на основе формирования современной инновационной инфраструктуры и переориентации научно-технических разработок на ключевые проблемы социально-экономического развития региона.

9. Повышение уровня и качества регионального и муниципального управления за счет развития и поддержки системы стратегического планирования, внедрения новых управленческих технологий и укрепления взаимодействия с бизнесом, населением и институтами гражданского общества.[23]

Выделенные основные приоритеты развития Красноярского края должны реализовываться через систему взаимосвязанных управленческих политик, инициируемых и осуществляемых Правительством региона: инновационной, социальной, промышленной, инвестиционной, пространственной.

Прогноз социально-экономического развития Красноярского края, исходя из предпосылок, будет связан с развитием традиционных отраслей с учетом расширения вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов и повышения доли инновационной направленности долгосрочного развития экономики. Анализ Стратегии показывает, что в перспективе уровень социально-экономического развития Красноярского края в доминирующей степени будет определяться деятельностью добывающих отраслей, производством металлов и сопряженных с ними производств. Так, опережающие темпы роста валового регионального продукта будут обеспечены за счет реализации крупных проектов в металлургии, нефтегазовом и энергетическом комплексах. В то же время, как отмечают специалисты, значительного изменения отраслевой структуры производства в долгосрочной перспективе не произойдет. Основной вклад в развитие экономики Красноярского края по-прежнему будет вносить обрабатывающее производство, доля которого возможно снизится на ≈14-18 пунктов, однако сохранит за собой почти половину объема выпуска региональной промышленной продукции (45-49%). Доля добычи полезных ископаемых увеличится на ≈ 14 пунктов (38-40%); электроэнергии – с 9 до 12-13%.


Экономический рост экономики края обеспечивается высоким уровнем инвестирования в экономику. Инвестиции в экономику края в целом возрастут к 2022 году в 2,0-2,5 раза.

Эффективность развития экономики края демонстрирует и прогноз динамики макропоказателей в расчете на душу населения. Существенный рост наблюдается в расчете ВРП на душу населения – к 2022 году он составит 2,3-2,5 раза, доходов консолидированного бюджета – в 1,8-1,9 раза и инвестиций – в 2,0-2,5 раза. В прогнозируемом периоде ожидается рост уровня жизни населения (реальной заработной платы – на 56,5-69,5%, реальных располагаемых денежных доходов – 59-63,8%) и снижение расслоения общества по уровню доходов. При этом темпы роста заработной платы в крае будут опережать российские показатели (край – 5,1-6,0% в год, Россия – 4,6-5,6%). Темп роста доходов консолидированного бюджета края будет несколько ниже роста выпуска валового регионального продукта – 185-199%. В целом же, анализ прогноза социально-экономического развития Красноярского края показывает, что эффективность и высокие темпы социально-экономического роста края будут сохранены.

Таким образом, Красноярский край является очень многогранным, сложным субъектом Российской Федерации, который имеет как огромный потенциал развития, так и комплекс нерешенных социально-экономических проблем. Все это и обусловливает необходимость проведения правильной, стимулирующей региональной политики государства по отношению к этой территории, которая в полной мере будет способствовать преодолению проблем и реализации преимуществ данного региона.[24]

Заключение

Завершая работу, кратко отметим следующее. Сущность государственного устройства определяется характером общественных отношений в стране, принявшей ту или иную форму своего государственного построения. Федерация – это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы-члены федерации имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы.

Россия прошла сложный исторический путь в своем развитии, пережила несколько кардинальных преобразований административно-территориального деления: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) была создана в 1917 году – это был этап создания и развития социалистического федерализма, в результате которого и было образовано новое государство – Российская Федерация. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. В дальнейшем были попытки и значительного укрупнения административно-территориальных единиц (1924-1929 гг.), и их резкого «измельчения» (1930-е – 1950-е годы), и разнообразных «косметических» преобразований. Каждая из этих попыток была обусловлена своеобразием политической и экономической ситуации.


Конституция Российской Федерации 1993 года, принятая всенародным голосованием, закрепляет федеративный характер нашего государства. Принципиальные основы российского федерализма закрепляются уже в 1 главе Конституции РФ, посвященной основам конституционного строя. Принципы российского федерализма закреплены в ст.5, к ним относятся: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вопросы российского федерализма конкретизируются в гл.3 Конституции Российской Федерации, посвященной федеративному устройству. Сегодня в Российской Федерации равноправных субъектов – 83, а именно: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Современное федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Одним из основополагающих принципов федеративного устройства РФ является равноправие ее народов.

В практической части курсовой работы исследована проблема разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъекта федерации – Красноярского края. Изучен конституционно-правовой статус Красноярского края и система регионального управления.

В рамках проведения анализа социально-экономического развития Красноярского края, нами выделены основные ключевые проблемы края, и основные перспективные направления развития.

Таким образом, поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Эту задачу решает Конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 27 (ч. 2). – Ст. 2709.
  3. Закон Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 «Устав Красноярского края» (ред. 22.03.2018) // Краевой вестник от 11.06.2008. – № 1 (спецвыпуск).
  4. Алехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики / Э.В. Алехин. – Пенза: ПГУ, 2015. – 131 с.
  5. Беленко Н.М. Три этапа развития федерализма в постсоветской России / Н.М. Беленко, М.В. Столяров // Федерализм. – 2016. – №3. – С.12.
  6. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие / А.И. Гаврилов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 239 с.
  7. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Учебник. Т.2 / Н.М. Добрынин. – Новосибирск: Наука, 2015. – 519 с.
  8. Енгибарян Р.В. Конституционное право / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. – М: Юристь, 2012. – 492 с.
  9. Калмыков В.В. Система государственного и муниципального управления / В.В. Калмыков, И.Ю. Калмыкова. – Владимир: Собор, 2014. – 145 с.
  10. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций / Под ред. Н.И. Дорохова. – М.: МИЭМП, 2017. – 152 с.
  11. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций / С.И. Некрасов. – М.: Юрайт-Издат, 2018. – 206 с.
  12. Павлов Н.Е. Правоведение: Учебное пособие / Н.Е. Павлов. – М.: РИЦ ВФ МГИУ, 2012. – 346 с.
  13. Официальный сайт Правительства Красноярского края [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.econ. krskstate.ru/ser_kray.

Приложения

Приложение 1

Основные принципы федеративного устройства России

Приложение 2

Компетенция министерства экономики и регионального развития Красноярского края

1. Осуществление нормативного правового регулирования по следующим вопросам:

  1. утверждение перечня товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых для государственных заказчиков края осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти края, в установленном порядке;
  2. определение порядка, условий и размера стимулирующих выплат для работников краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству, а также подведомственных органам исполнительной власти края, которые находятся в ведении Министерства;
  3. утверждение перечня платных услуг, оказываемых краевыми государственными учреждениями, подведомственными Министерству, а также подведомственными органам исполнительной власти края, которые находятся в ведении Министерства;
  4. утверждение административных регламентов, регулирующих процедуру деятельности Министерства, а также подведомственных ему органов исполнительной власти края;
  5. по иным вопросам в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, правовыми актами Губернатора края, правовыми актами Правительства края.

2. Разработка и представление Губернатору края, в Правительство края проектов законов края, проектов правовых актов Губернатора края, проектов правовых актов Правительства края в областях (сферах) государственного управления, указанных в подпункте 1 пункта 1.1 настоящего Положения, в том числе по следующим вопросам:

  1. утверждение прогнозного плана (программы) приватизации краевого имущества на очередной финансовый год;
  2. установление налоговых ставок, порядков и сроков уплаты региональных налогов, региональных налоговых льгот, а также ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, в том числе в целях экономического стимулирования субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории края;
  3. утверждение примерного перечня долгосрочных целевых программ, предлагаемых к разработке в очередном финансовом году;
  4. утверждение перечня отдаленных или труднодоступных местностей, в которых наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять без применения контрольно-кассовой техники;
  5. установление потребительской корзины в крае;
  6. установление величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в крае;
  7. утверждение региональных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов краевого бюджета на финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти края, за исключением нормативов расходов, разработка которых отнесена к компетенции органа исполнительной власти края, осуществляющего нормативное правовое регулирование в финансовой сфере;
  8. утверждение ведомственных целевых программ;
  9. государственное регулирование цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания;
  10. государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по паспортизации и плановой технической инвентаризации жилых строений и жилых помещений;
  11. государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, включая пищевые концентраты;
  12. государственное регулирование предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
  13. государственное регулирование наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  14. государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, за исключением снабженческо-сбытовых надбавок к ценам на уголь и снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты;
  15. определение порядка финансирования инвестиционных проектов (за исключением инвестиционных проектов, определенных Правительством края) за счет средств краевого бюджета;
  16. установление случаев и порядка проведения проверок инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств краевого бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств краевого бюджета
  17. установление перечня показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти края;

3. Участие в подготовке проекта краевого бюджета, материалов и документов, обязательных для представления одновременно с проектом краевого бюджета, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в установленном порядке, в том числе:

  1. разработка основных направлений налоговой политики края;
  2. формирование предварительных итогов социально-экономического развития края за истекший период текущего финансового года и ожидаемых итогов социально-экономического развития края за текущий финансовый год;
  3. формирование плана развития краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности.
  4. обобщение практики применения законодательства и проведение анализа реализации государственной политики в областях (сферах) государственного управления, указанных в подпункте 1 пункта 1.1 настоящего Положения;
  5. разработка концепции социально-экономического развития края, программы социально-экономического развития края, прогнозов социально-экономического развития края в установленном порядке, а также методическое обеспечение и организация деятельности министерств края, связанной с подготовкой предложений к указанным документам;
  6. оказание методологической и консультационной помощи органам местного самоуправления при разработке комплексных программ и прогнозов социально-экономического развития муниципального района, городского округа края;
  7. рассмотрение и согласование проектов комплексных программ социально-экономического развития муниципального района, городского округа края, ведение реестра комплексных программ социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов края и реестра комплексных программ социально-экономического развития городских и сельских поселений муниципальных районов края;
  8. осуществление контроля за ходом реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов края и организация ведения ежегодной отчетности;
  9. осуществление мониторинга состояния экономики края, представление в Правительство края данных о социально-экономическом положении края;
  10. осуществление анализа выполнения программы социально-экономического развития края, разработка предложений по ее уточнению с выделением задач на очередной финансовый год;
  11. осуществление методического руководства и координации деятельности органов исполнительной власти края по разработке и реализации ведомственных целевых программ;
  12. рассмотрение, согласование или подготовка замечаний к предварительным проектам ведомственных целевых программ, представленным органами исполнительной власти края в установленном порядке;
  13. осуществление контроля за реализацией ведомственных целевых программ в части целевых показателей, показателей результативности, показателей развития отрасли, вида экономической деятельности;
  14. подготовка и представление в установленном порядке ежегодного сводного отчета о ходе реализации ведомственных целевых программ за отчетный год;
  15. рассмотрение концепций долгосрочных целевых программ, представленных органами исполнительной власти края, и подготовка заключений о необходимости решения проблем программными методами на краевом уровне;
  16. формирование перечня долгосрочных целевых программ, принимаемых к финансированию из краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, с указанием объемов финансирования долгосрочных целевых программ и направление его в орган исполнительной власти края, осуществляющий нормативное правовое регулирование в финансовой сфере;
  17. представление в Правительство края сводной информации о ходе реализации долгосрочных целевых программ за отчетный год;
  18. осуществление оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот в установленном порядке;
  19. подготовка основных исходных показателей планов финансово-хозяйственной деятельности краевых унитарных предприятий на очередной финансовый год, отчета о выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности краевыми унитарными предприятиями в установленном порядке;
  20. подготовка материалов, определяющих объем государственных нужд по перечню (укрупненной номенклатуре) товаров (работ, услуг) в стоимостном выражении, и представление их совместно с проектом перечня товаров, работ, услуг, составляющих государственный краевой заказ, в орган исполнительной власти края, осуществляющий нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, для формирования проекта краевого бюджета;
  21. организация деятельности органов исполнительной власти края по формированию бюджетных заявок органами исполнительной власти края на участие в реализации мероприятий по федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программе;
  22. подготовка и направление в федеральные органы исполнительной власти сводной аналитической информации о реализации на территории края федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
  23. осуществление функций уполномоченного органа исполнительной власти края по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;
  24. подготовка и представление в Правительство края предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации с учетом демографической ситуации в крае и возможностей края по обустройству иностранных граждан.