Файл: Особенности федерализма в России (Предметы ведения и полномочий Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности Российского федерализма
1.1. Российский федерализм: исторический аспект
1.2. Особенности современного Российского федерализма
1.3. Предметы ведения и полномочий Российской Федерации
Глава 2. Особенности регионального управления (на примере Красноярского края)
2.1. Конституционно-правовой статус Красноярского края
3. Поддержка инновационных процессов в традиционных отраслях и развитие инновационного сектора экономики.
4. Развитие транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры, способной ускорить экономический рост, повысить конкурентоспособность красноярской продукции, повысить мобильность населения и, в конечном счете, комфортность его проживания на территории края.
5. Оптимизация пространственного развития Красноярского края на основе гармоничного сочетания развития Красноярского мегаполиса, других городов и сельских районов.
6. Сглаживание диспропорций социального и экономического развития на территории Красноярского края, рост общего уровня доходов и обеспеченности социальными и коммунальными услугами всего населения, повышение качества жилищного фонда.
7. Стимулирование новых форм и механизмов активизации интеграционных связей Красноярского края с другими территориями азиатской части России.
8. Качественное укрепление и развитие инновационного сегмента экономики края на основе формирования современной инновационной инфраструктуры и переориентации научно-технических разработок на ключевые проблемы социально-экономического развития региона.
9. Повышение уровня и качества регионального и муниципального управления за счет развития и поддержки системы стратегического планирования, внедрения новых управленческих технологий и укрепления взаимодействия с бизнесом, населением и институтами гражданского общества.[23]
Выделенные основные приоритеты развития Красноярского края должны реализовываться через систему взаимосвязанных управленческих политик, инициируемых и осуществляемых Правительством региона: инновационной, социальной, промышленной, инвестиционной, пространственной.
Прогноз социально-экономического развития Красноярского края, исходя из предпосылок, будет связан с развитием традиционных отраслей с учетом расширения вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов и повышения доли инновационной направленности долгосрочного развития экономики. Анализ Стратегии показывает, что в перспективе уровень социально-экономического развития Красноярского края в доминирующей степени будет определяться деятельностью добывающих отраслей, производством металлов и сопряженных с ними производств. Так, опережающие темпы роста валового регионального продукта будут обеспечены за счет реализации крупных проектов в металлургии, нефтегазовом и энергетическом комплексах. В то же время, как отмечают специалисты, значительного изменения отраслевой структуры производства в долгосрочной перспективе не произойдет. Основной вклад в развитие экономики Красноярского края по-прежнему будет вносить обрабатывающее производство, доля которого возможно снизится на ≈14-18 пунктов, однако сохранит за собой почти половину объема выпуска региональной промышленной продукции (45-49%). Доля добычи полезных ископаемых увеличится на ≈ 14 пунктов (38-40%); электроэнергии – с 9 до 12-13%.
Экономический рост экономики края обеспечивается высоким уровнем инвестирования в экономику. Инвестиции в экономику края в целом возрастут к 2022 году в 2,0-2,5 раза.
Эффективность развития экономики края демонстрирует и прогноз динамики макропоказателей в расчете на душу населения. Существенный рост наблюдается в расчете ВРП на душу населения – к 2022 году он составит 2,3-2,5 раза, доходов консолидированного бюджета – в 1,8-1,9 раза и инвестиций – в 2,0-2,5 раза. В прогнозируемом периоде ожидается рост уровня жизни населения (реальной заработной платы – на 56,5-69,5%, реальных располагаемых денежных доходов – 59-63,8%) и снижение расслоения общества по уровню доходов. При этом темпы роста заработной платы в крае будут опережать российские показатели (край – 5,1-6,0% в год, Россия – 4,6-5,6%). Темп роста доходов консолидированного бюджета края будет несколько ниже роста выпуска валового регионального продукта – 185-199%. В целом же, анализ прогноза социально-экономического развития Красноярского края показывает, что эффективность и высокие темпы социально-экономического роста края будут сохранены.
Таким образом, Красноярский край является очень многогранным, сложным субъектом Российской Федерации, который имеет как огромный потенциал развития, так и комплекс нерешенных социально-экономических проблем. Все это и обусловливает необходимость проведения правильной, стимулирующей региональной политики государства по отношению к этой территории, которая в полной мере будет способствовать преодолению проблем и реализации преимуществ данного региона.[24]
Заключение
Завершая работу, кратко отметим следующее. Сущность государственного устройства определяется характером общественных отношений в стране, принявшей ту или иную форму своего государственного построения. Федерация – это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы-члены федерации имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы.
Россия прошла сложный исторический путь в своем развитии, пережила несколько кардинальных преобразований административно-территориального деления: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) была создана в 1917 году – это был этап создания и развития социалистического федерализма, в результате которого и было образовано новое государство – Российская Федерация. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. В дальнейшем были попытки и значительного укрупнения административно-территориальных единиц (1924-1929 гг.), и их резкого «измельчения» (1930-е – 1950-е годы), и разнообразных «косметических» преобразований. Каждая из этих попыток была обусловлена своеобразием политической и экономической ситуации.
Конституция Российской Федерации 1993 года, принятая всенародным голосованием, закрепляет федеративный характер нашего государства. Принципиальные основы российского федерализма закрепляются уже в 1 главе Конституции РФ, посвященной основам конституционного строя. Принципы российского федерализма закреплены в ст.5, к ним относятся: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вопросы российского федерализма конкретизируются в гл.3 Конституции Российской Федерации, посвященной федеративному устройству. Сегодня в Российской Федерации равноправных субъектов – 83, а именно: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Современное федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Одним из основополагающих принципов федеративного устройства РФ является равноправие ее народов.
В практической части курсовой работы исследована проблема разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъекта федерации – Красноярского края. Изучен конституционно-правовой статус Красноярского края и система регионального управления.
В рамках проведения анализа социально-экономического развития Красноярского края, нами выделены основные ключевые проблемы края, и основные перспективные направления развития.
Таким образом, поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Эту задачу решает Конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.
Библиография
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
- Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 27 (ч. 2). – Ст. 2709.
- Закон Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 «Устав Красноярского края» (ред. 22.03.2018) // Краевой вестник от 11.06.2008. – № 1 (спецвыпуск).
- Алехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики / Э.В. Алехин. – Пенза: ПГУ, 2015. – 131 с.
- Беленко Н.М. Три этапа развития федерализма в постсоветской России / Н.М. Беленко, М.В. Столяров // Федерализм. – 2016. – №3. – С.12.
- Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие / А.И. Гаврилов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 239 с.
- Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Учебник. Т.2 / Н.М. Добрынин. – Новосибирск: Наука, 2015. – 519 с.
- Енгибарян Р.В. Конституционное право / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. – М: Юристь, 2012. – 492 с.
- Калмыков В.В. Система государственного и муниципального управления / В.В. Калмыков, И.Ю. Калмыкова. – Владимир: Собор, 2014. – 145 с.
- Конституционное (государственное) право России. Курс лекций / Под ред. Н.И. Дорохова. – М.: МИЭМП, 2017. – 152 с.
- Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций / С.И. Некрасов. – М.: Юрайт-Издат, 2018. – 206 с.
- Павлов Н.Е. Правоведение: Учебное пособие / Н.Е. Павлов. – М.: РИЦ ВФ МГИУ, 2012. – 346 с.
- Официальный сайт Правительства Красноярского края [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.econ. krskstate.ru/ser_kray.
Приложение 1
Основные принципы федеративного устройства России
Приложение 2
Компетенция министерства экономики и регионального развития Красноярского края
1. Осуществление нормативного правового регулирования по следующим вопросам:
- утверждение перечня товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых для государственных заказчиков края осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти края, в установленном порядке;
- определение порядка, условий и размера стимулирующих выплат для работников краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству, а также подведомственных органам исполнительной власти края, которые находятся в ведении Министерства;
- утверждение перечня платных услуг, оказываемых краевыми государственными учреждениями, подведомственными Министерству, а также подведомственными органам исполнительной власти края, которые находятся в ведении Министерства;
- утверждение административных регламентов, регулирующих процедуру деятельности Министерства, а также подведомственных ему органов исполнительной власти края;
- по иным вопросам в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, правовыми актами Губернатора края, правовыми актами Правительства края.
2. Разработка и представление Губернатору края, в Правительство края проектов законов края, проектов правовых актов Губернатора края, проектов правовых актов Правительства края в областях (сферах) государственного управления, указанных в подпункте 1 пункта 1.1 настоящего Положения, в том числе по следующим вопросам:
- утверждение прогнозного плана (программы) приватизации краевого имущества на очередной финансовый год;
- установление налоговых ставок, порядков и сроков уплаты региональных налогов, региональных налоговых льгот, а также ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, в том числе в целях экономического стимулирования субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории края;
- утверждение примерного перечня долгосрочных целевых программ, предлагаемых к разработке в очередном финансовом году;
- утверждение перечня отдаленных или труднодоступных местностей, в которых наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять без применения контрольно-кассовой техники;
- установление потребительской корзины в крае;
- установление величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в крае;
- утверждение региональных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов краевого бюджета на финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти края, за исключением нормативов расходов, разработка которых отнесена к компетенции органа исполнительной власти края, осуществляющего нормативное правовое регулирование в финансовой сфере;
- утверждение ведомственных целевых программ;
- государственное регулирование цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания;
- государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по паспортизации и плановой технической инвентаризации жилых строений и жилых помещений;
- государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, включая пищевые концентраты;
- государственное регулирование предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- государственное регулирование наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, за исключением снабженческо-сбытовых надбавок к ценам на уголь и снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты;
- определение порядка финансирования инвестиционных проектов (за исключением инвестиционных проектов, определенных Правительством края) за счет средств краевого бюджета;
- установление случаев и порядка проведения проверок инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств краевого бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств краевого бюджета
- установление перечня показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти края;
3. Участие в подготовке проекта краевого бюджета, материалов и документов, обязательных для представления одновременно с проектом краевого бюджета, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в установленном порядке, в том числе:
- разработка основных направлений налоговой политики края;
- формирование предварительных итогов социально-экономического развития края за истекший период текущего финансового года и ожидаемых итогов социально-экономического развития края за текущий финансовый год;
- формирование плана развития краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности.
- обобщение практики применения законодательства и проведение анализа реализации государственной политики в областях (сферах) государственного управления, указанных в подпункте 1 пункта 1.1 настоящего Положения;
- разработка концепции социально-экономического развития края, программы социально-экономического развития края, прогнозов социально-экономического развития края в установленном порядке, а также методическое обеспечение и организация деятельности министерств края, связанной с подготовкой предложений к указанным документам;
- оказание методологической и консультационной помощи органам местного самоуправления при разработке комплексных программ и прогнозов социально-экономического развития муниципального района, городского округа края;
- рассмотрение и согласование проектов комплексных программ социально-экономического развития муниципального района, городского округа края, ведение реестра комплексных программ социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов края и реестра комплексных программ социально-экономического развития городских и сельских поселений муниципальных районов края;
- осуществление контроля за ходом реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов края и организация ведения ежегодной отчетности;
- осуществление мониторинга состояния экономики края, представление в Правительство края данных о социально-экономическом положении края;
- осуществление анализа выполнения программы социально-экономического развития края, разработка предложений по ее уточнению с выделением задач на очередной финансовый год;
- осуществление методического руководства и координации деятельности органов исполнительной власти края по разработке и реализации ведомственных целевых программ;
- рассмотрение, согласование или подготовка замечаний к предварительным проектам ведомственных целевых программ, представленным органами исполнительной власти края в установленном порядке;
- осуществление контроля за реализацией ведомственных целевых программ в части целевых показателей, показателей результативности, показателей развития отрасли, вида экономической деятельности;
- подготовка и представление в установленном порядке ежегодного сводного отчета о ходе реализации ведомственных целевых программ за отчетный год;
- рассмотрение концепций долгосрочных целевых программ, представленных органами исполнительной власти края, и подготовка заключений о необходимости решения проблем программными методами на краевом уровне;
- формирование перечня долгосрочных целевых программ, принимаемых к финансированию из краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, с указанием объемов финансирования долгосрочных целевых программ и направление его в орган исполнительной власти края, осуществляющий нормативное правовое регулирование в финансовой сфере;
- представление в Правительство края сводной информации о ходе реализации долгосрочных целевых программ за отчетный год;
- осуществление оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот в установленном порядке;
- подготовка основных исходных показателей планов финансово-хозяйственной деятельности краевых унитарных предприятий на очередной финансовый год, отчета о выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности краевыми унитарными предприятиями в установленном порядке;
- подготовка материалов, определяющих объем государственных нужд по перечню (укрупненной номенклатуре) товаров (работ, услуг) в стоимостном выражении, и представление их совместно с проектом перечня товаров, работ, услуг, составляющих государственный краевой заказ, в орган исполнительной власти края, осуществляющий нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, для формирования проекта краевого бюджета;
- организация деятельности органов исполнительной власти края по формированию бюджетных заявок органами исполнительной власти края на участие в реализации мероприятий по федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программе;
- подготовка и направление в федеральные органы исполнительной власти сводной аналитической информации о реализации на территории края федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
- осуществление функций уполномоченного органа исполнительной власти края по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;
- подготовка и представление в Правительство края предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации с учетом демографической ситуации в крае и возможностей края по обустройству иностранных граждан.