Файл: Особенности федерализма в России (Предметы ведения и полномочий Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности Российского федерализма
1.1. Российский федерализм: исторический аспект
1.2. Особенности современного Российского федерализма
1.3. Предметы ведения и полномочий Российской Федерации
Глава 2. Особенности регионального управления (на примере Красноярского края)
2.1. Конституционно-правовой статус Красноярского края
К совместному ведению отнесены такие отрасли права, как административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.[11]
В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов. Отмечено, что они находятся вне пределов исключительного ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.
Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органам исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.[12]
Таким образом, Россия прошла сложный исторический путь в своем развитии, пережила несколько кардинальных преобразований административно-территориального деления: от создания РСФСР в 1917 году, до принятая всенародным голосованием в 1993 году Конституции Российской Федерации, которая закрепила федеративный характер нашего государства и принципы российского федерализма.
Глава 2. Особенности регионального управления (на примере Красноярского края)
2.1. Конституционно-правовой статус Красноярского края
Красноярский край – субъект Российской Федерации, расположенный в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей. На севере край омывается Карским морем и морем Лаптевых. Почти 20% территории находится за Полярным кругом. Площадь территории: 2339,7 тыс. кв.км.
В крае проживает 2847,6 тыс. человек (на 01.01.2018). В состав края входят: Таймырский и Эвенкийский автономные округа, 56 районов, 7 городских районов, 15 городов краевого подчинения, 3 города областного подчинения, 1 город окружного подчинения, 8 городов районного подчинения, 63 рабочих и курортных поселка, в т. ч.4 ЗАТО.
Статус Красноярского края определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом Красноярского края. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации край имеет равные, наряду с иными субъектами Российской Федерации, права. Статус края может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и края в соответствии с федеральным конституционным законом. Изменение статуса, наименования и границ края, а также его объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть произведены только на основе решения, принятого на краевом референдуме, если иное не будет предусмотрено федеральным законодательством.[13]
Государственная власть на территории края осуществляется от имени Российской Федерации и от имени края в пределах предметов ведения и полномочий, закрепленных Конституцией Российской Федерации соответственно за Российской Федерацией и краем.
На территорию края распространяются суверенитет и полномочия Российской Федерации. Федеральные правовые акты, принятые в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, имеют прямое действие на территории края. Федеральные органы государственной власти осуществляют свои полномочия на территории края непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.
Конституционно-правовой статус края как субъекта Российской Федерации порождает наличие у края собственных Устава, законов, территории, населения, системы органов государственной власти, предметов ведения и полномочий, имущества, официальных государственных символов и других признаков статуса государственно-территориального образования.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации край обладает всей полнотой государственной власти. Полномочия органов государственной власти края по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, федеральными законами, а также принятыми на их основе Уставом и законами края.[14]
Полномочия органов государственной власти края по предметам собственного ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются настоящим Уставом и законами края в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В ведении края находится:
а) административно-территориальное устройство края;
б) установление системы органов государственной власти края в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, порядка их организации и деятельности; формирование органов государственной власти края;
в) имущество, находящееся в государственной собственности края, и управление им;
г) краевой бюджет, краевые налоги и сборы;
д) краевые программы социально-экономического, государственно-политического и иного развития края;
е) внешнеэкономические связи, международные и межрегиональные отношения края;
ж) организация государственной гражданской службы края;
з) бюджетно-финансовая, организационная и иная поддержка территорий края, в особенности территорий, относящихся к районам Крайнего Севера;
и) иные вопросы.[15]
Органы государственной власти края участвуют в осуществлении полномочий федеральных органов государственной власти в пределах и формах, установленных Конституцией РФ, ФЗ, договорами между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти края. Споры по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти края разрешаются в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ.
Край осуществляет связи с другими субъектами РФ, заключает с ними экономические и иные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения этом в соответствии с Конституцией красноярского РФ и ФЗ, Уставом крае и законами края. Край память в лице органов оказание государственной власти органов края может основе участвовать в объединениях (ассоциациях) экономического международных и иного взаимодействия центром субъектов РФ.
Край вправе выступать в качестве субъекта международных и внешне-экономических связей, международными заключать международные оказание и внешнеэкономические соглашения с государственными края и административно-территориальными образованиями исключением иностранных государств, население другими участниками отнесенных международных отношений, инфраструктуры участвовать в деятельности вправе международных организаций используемый в пределах полномочий, хозяйствования установленных Конституцией субъектов РФ и ФЗ, международными налоги договорами Российской исполнительных Федерации. Вместе соответствии с другими субъектами выделенные РФ и федеральными органами иных государственной власти центром край участвует реализации в деятельности по координации иных международных и внешнеэкономических края связей субъектов также РФ, выполнению органами Российской Федерацией сложной ее международных договоров.
Край исключением имеет свои комплексом официальные государственные структуре символы – флаг регионального и герб. Описание, центром художественно-графическое изображение усилия и порядок применения (использования) официальных исключением государственных символов практически края утверждаются распаду уставными законами региональным края. Законом обеспечение края могут привело быть установлены проведения природные, архитектурные, быть культурно-исторические и иные инфраструктуры символы края.[16]
В красноярского крае могут произво учреждаться почетные представленные звания и награды целей края, а также структуре премии, стипендии устава и иные знаки уставом отличия края. Основания образованиями и порядок присуждения (присвоения) почетных память званий и наград страны устанавливаются законом стипендии края, премий, полномочий стипендий и иных образованиями знаков отличия – законом международных или принимаемым проблемы в соответствии с ним усилия иным нормативным выдержал правовым актом устройство края.
День края асноярском ежегодно отмечается 7 декабря проблемы в качестве общекраевого праздника проблемы в память об образовании развития Красноярского края. Законодательное крайнего Собрание и Губернатор положительные края вправе нормативное устанавливать иные доходов торжественные и памятные исключительно даты края, память к которым могут итоги быть приурочены обслуживания официальные, торжественные центра или праздничные резервами мероприятия.
Государственным языком собранием в крае является систему русский. Иные признаков языки проживающих министерство на территории края численности народов употребляются флаг в порядке, установленном федеральным орган законом. Административно-политическим регионального центром края малого и местом пребывания особых Законодательного Собрания защиты края, Губернатора которые края и Правительства края края является реализации город Красноярск. Статус управления города Красноярска месяцев как административно-политического повышение центра края обслуживания определяется законом положительные края.[17]
2.2. Управление региональной экономикой
Система регионального превосходит управления функционирует итоги на основе общих федеральными для федеральных объединениях и региональных органов мобилизации целей и принципов мировых осуществления государственно-властного поддержка воздействия на жизнедеятельность произво региона, выраженных органов в правовых формах, лишь и включает:
а) систему нуждаются государственных органов (федеральных защиты и региональных);
б) систему крупный государственной службы;
в) совокупность малого реализуемых государственными комплексом органами функций занимаемой и используемый комплекс быть методов, средств вправе и ресурсов;
г) систему числе прямых и обратных флаг связей между успешность субъектами и объектами итоги управления, а также этом необходимые при краевой этом информационные губернатора потоки, документооборот распоряжение и т.д.[18]
Управление экономикой числе Красноярского края крупный осуществляется Министерством эффективного экономики и регионального имуществом развития Красноярского развитие края.
Министерство взаимодействует центром с федеральными органами соответствии государственной власти, высокой органами государственной коренных власти субъектов предприятий Российской Федерации, систему органами государственной экономические власти края объединениях и иными государственными рынков органами края, гармоничное органами местного правовых самоуправления, учреждениями, гражданами предприятиями и иными области организациями, гражданами обслуживания по вопросам, входящим поддержка в компетенцию Министерства.
В мобилизации его ведении отношения находятся: агентство исключением государственного заказа международных края и агентство обеспечение по управлению государственным отнесенных имуществом края.
Министерство контроль возглавляет министр регионального экономики и регионального вопросам развития края, субъектов который назначается управления на должность Губернатором формирующейся края по согласованию страны с Законодательным Собранием организацией края.
Министерством экономики обратных и регионального развития – это языком орган исполнительной управления власти Красноярского асноярском края, который выдержал на основании и во исполнение обеспечение Конституции РФ, поддержки федеральных законов практически и иных нормативных другими правовых РФ, сделать Устава и законов регионального края, правовых доходов актов Губернатора предметов и Правительства края, выделенные осуществляет: