Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее рассмотрим основные предложения Министерства финансов РФ, которые представлены в Проекте Минфина по пенсионной реформе. Изменения касаются основных составляющих пенсионной системы: тарифов, правил выплаты и индексации пенсий, а также структуры самой пенсионной системы. Возраст выхода на пенсию предлагается повысить с для мужчин и с для женщин. Повышение будет происходить постепенно, на 6-12 месяцев за год, но теперь (согласно проекту) повышение коснётся всех, даже досрочников и бюджетников. Другая идея - отказаться от выплат работающему населению. В Минфине считают, что взимать пенсионные отчисления следует с любой зарплаты по единому тарифу. Также предлагается сделать накопительную пенсию добровольной и направлять на нее от 0 до 6% от зарплаты, в зависимости от пожелания самих граждан (идея совместно разработана с Банком России). В Минэкономразвитии РФ считают, что накопительную часть трудовой пенсии необходимо сохранить не в добровольном виде, так как граждан будет сложно стимулировать вкладываться в свою пенсию самостоятельно.

В России экономика на стадии спада, низкая конкурентоспособность на мировом рынке, низкий инвестиционный климат, нестабильность экономики, низкий уровень жизни, высокий процент бедности, неразвитая инфраструктура, невысокие зарплаты. В такой обстановке сложно найти действенные меры, которые помогут существенно улучшит качество предоставляемого пенсионного обеспечения[49].

Проблемы Пенсионного Фонда нельзя решать за счет пенсионеров. Необходимо искать другие способы повышения финансовой устойчивости Фонда. Безусловно, Правлением ПФР совместно с Правительством РФ реализуется множество мероприятий для стабилизации работы ПФВ и поддержания его финансовой устойчивости, и возможно судить о результатах, проведённых в годах пенсионных реформ ещё рановато, но как мы видим, проблем гораздо больше, чем способов их решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования была проанализирована система пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Исследована пенсионная реформа в Российской Федерации и основные этапы ее реализации, международное и российское законодательство, по итогам чего был выявлен ряд проблем, исследование которых позволило сделать следующие выводы.

Россия прошла очень долгий и тяжелый путь к достижению того пенсионного обеспечения, которое в настоящее время удовлетворяет нужды тех слоев общества, которым в первую очередь тяжело или даже нет возможности обеспечить свое существование.


Пенсионная система России в течение последних 20 лет постоянно преобразовывалась. Основной задачей этих преобразований было сокращение дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также уменьшение трансфертов из федерального бюджета на его покрытие. Однако меры принимаемые государством не смогли разрешить данные проблемы.

Пенсионная система России основана на страховых принципах и имеет три уровня: обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение. Обязательное пенсионное страхование касается всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации.

Пенсионные реформы, направляемые на повышение эффективности страховой пенсионной системы, не могут устранить все проблемы, возникающие в данной сфере. На сегодняшний день существуют государственное обязательное пенсионное страхование и негосударственное дополнительное пенсионное страхование.

Государственное обязательное пенсионное страхование регулируется российским законодательством и четко контролируется государством. А так как негосударственное добровольное пенсионное страхование зависит от различных нюансов, оно на данный момент не вызывает особого доверия у граждан. Каждому гражданину РФ, достигшему определенного пенсионного возраста, ежемесячно полагается денежное пособие в виде пенсии.

Сегодня пенсионная система Российской Федерации находится под влиянием ряда экономических и демографических факторов, таких как, изменения в структуре занятости, инфляция и невысокие размеры заработной платы; неустойчивые показатели производительности труда, большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы; рост демографической нагрузки в части изменения соотношения застрахованных лиц, за которых осуществляется уплата страховых взносов, и получателей пенсий, а также высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте. Такая сложная ситуация является причиной изменений происходящих в современной пенсионной системе России. Основной задачей Правительства РФ является реформирование пенсионной системы, отвечающей всем социально-экономическим вызовам, с которыми она столкнулась.

Минимальный размер трудовой пенсии должен быть установлен на уровне не ниже величины прожиточного минимума (поскольку на сегодня лишь этот показатель является официальным критерием необходимости оказания социальной поддержки со стороны государства). Однако в перспективе следует переходить к иным воспроизводственным категориям, в частности к минимальному потребительскому бюджету.


Целый ряд наиболее острых проблем, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров граждан по пенсионным вопросам, которые наверняка актуализируются и при претворении в жизнь новых пенсионных законов.

Одной из них является проблема неопределенности и сложности многих правовых норм, приводящая к неоднозначному их пониманию, в связи, с чем правоприменительная практика в судах не отличается единообразием. Этим была обусловлена объективная потребность в подготовке руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, имеющих основополагающее значение для судебной практики.

Актуальная в настоящее время проблема повышения пенсионного возраста, действительно в какой-то мере позволить решить проблему дефицита Пенсионного Фонда России. Но на данный момент, в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения, и в случае попытки вывести их из теории в практику они найдут отрицательный отклик у пенсионеров, так же и у тех людей, которых выход на пенсию только ожидает. Во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В условиях российской экономики реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических, и даже политических реформ. Но так как, реформы в России всегда носят неоднозначный характер со стороны поддержки и понимания их гражданами, продвигаются достаточно медленно в связи с недостаточной проработкой их практических аспектов и последствий их внесения, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся.

Так же, одной из проблем пенсионного фонда является низкий уровень пенсионного обеспечения. Эта проблема имеет место быть, даже при наличии политики по увеличению размеров пенсионного обеспечения до приемлемого уровня. Она является проблемной характеристикой деятельности Пенсионного фонда России. Возможной причиной можно считать большую долю теневой экономики, вследствие чего в бюджет Пенсионного фонда не поступает достаточное количество обязательных взносов. Большое влияние также оказывает увеличивающаяся инфляция в стране. Недостаточная ресурсная база Пенсионного фонда РФ до сих пор не позволяет достичь рекомендованного МОТ (Международной организацией труда) уровня пенсионного обеспечения. Так, по оценке МОТ достаточный уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы. На данный момент для России - это недостижимый показатель. Россия планирует выйти на данный уровень пенсионного обеспечения только к 2020 году.


В целях совершенствования системы защиты пенсионных прав граждан немаловажную роль играет и стабильность судебной практики. Укреплению единообразного подхода при разрешении такой категории споров способствуют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения пенсионного законодательства. Последнее руководящее Постановление Пленума ВС РФ № 30 вышло в свет почти пять лет назад и касалось вопросов применения еще «дореформенного» пенсионного законодательства. Фактически с 2012 г. сколь-нибудь значимых обзоров практики или разъяснений Пленум Верховного Суда РФ не издавал. Поэтому большинство сложных вопросов, возникающих в процессе правоприменения, сегодня высшими судебными инстанциями оставлены без внимания. Потенциальным участником пенсионных споров может стать практически любое лицо, осуществляющее общественно-полезную деятельность, в связи с чем трудно недооценить их социальную значимость. Поэтому достаточно «халатное» отношение к судьбе пенсионных прав граждан со стороны как законодательных, так и правоприменительных органов вызывает искреннее недоумение.

В целом, результаты современного этапа реформирования пенсионных институтов на данный момент времени представляются достаточно неопределенными, и степень эффективности осуществленных преобразований можно будут установить лишь по истечению, как минимум, нескольких лет с момента начала новой стадии реформы системы пенсионного обеспечения.

Решение проблемы пенсионной системы требует комплексного подхода, включая осуществления мер по снижению уровня инфляции, развитию финансового рынка, стимулированию негосударственного пенсионного обеспечения и повышению роли финансового образования населения.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. — № 237. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г. N 247
  3. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями и дополнениями от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ) // «Российская газета» от 13 мая 1998 г. N 90
  4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г. N 247
  5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ) // «Российская газета» от 2 декабря 1995 г. N 234

Научная литература

  1. Аксенов П.А., Емельянов С.В., Лебедева Л.Ф. Роль государства в социальном обеспечении пенсионеров: повестка XXI века. М., 2015.
  2. Аракчеев В. С. Пенсионное право России / В. С. Аракчеев. - М.: Юридический центр Пресс, 2016.
  3. Аранжереев М. М. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения России / М. М. Аранжереев. – М., 2016.
  4. Бушуева И. В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ / И. В. Бушуева // Сервис в России и за рубежом. – 2016. - № 1.
  5. Вьюницкий В.И. Почему пенсии в России ниже, чем на Западе? // Пенсия. – 2004.
  6. Галимова И. В. Пенсионное обеспечение населения России / И. В. Галимова. // Международный научный журнал Инновационная наука. – 2016. – № 5.
  7. Галимова И. В. Проблемы пенсионной реформы в России / И. В. Галимова. – (Экономика и экономические науки) // Научный журнал Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2017. – № 4.
  8. Грянченко Т. В. Основные проблемы пенсионной системы РФ и ориентиры ее совершенствования // Труд и социальные отношения / Т. В. Грянченко. – М., 2015.
  9. Гусаков Д.Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2017.
  10. Емельянов Е.В., Лебедева Л.Ф. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США)//Труд за рубежом. 2008. N 3.
  11. Ерофеева С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России / С. С. Ерофеева. – // Известия Российского государственного педуниверситета им. А.И. Герцена. – 2016. – № 120.
  12. Жуков В.И. Мировой кризис: экономика и социология глобальных процессов // Социологические исследования. 2010. № 2.
  13. Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения в России / Н. М. Каспарьянц // Концептуальные основы. – 2015. – № 5.
  14. Кузнецова О. В. Пенсия 2015: порядок расчета и выплаты / О. В. Кузнецова. – М.: Феникс, 2014.
  15. Линева С. А. Пенсионная реформа в вопросах и ответах / С. А. Линева. – М.: Феникс, 2016.
  16. Малинкин А. С. Пенсионные системы зарубежных стран / А. С. Малинкин // Отечественные записки. – 2015. – № 3.
  17. Михалкина Е. В. Принципы, механизмы и эффективность современной системы пенсионного обеспечения / Е. В. Михалкина // TerraEconomicus. – 2017. – № 3.
  18. Одинокова Т. Д. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2017. – Т. 25, №3.
  19. Осипов А.Ю. «Особенности пенсионной реформы в России: история, результаты и перспективы»// Российское предпринимательство. 2016. № 19.
  20. Панков Ю. В. Пенсионная система Российской Федерации / Ю. В. Панков. – Самиздат., 2016.
  21. Пенсионная реформа: сборник нормативных актов по состоянию на 2016 год с комментариями к последним изменениям. – Москва: Эксмо, 2016.
  22. Пенсионные системы стран мира: стратегии и опыт модернизации. М., Весь мир, 2016.
  23. Развитие пенсионного обеспечения в началеXXI века: тенденции и национальные особенности. Сборник материалов ситуационного анализа. М., 2017.
  24. Ракитская Л.В Пенсионная реформа: состояние и перспективы // Закон и право. – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - № 6.
  25. Роик В. Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования / В. Д. Роик. – М., 2015.
  26. Роик В. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт. // Человек и труд. — 2017. — № 2.
  27. Роль государства в социальном обеспечении пенсионеров: повестка XXI века. М., 2015.
  28. Симонов А. Н. Соцзащита и проблемы системы пенсионного обеспечения пожилых людей в современной РФ / А. Н. Симонов // Вестник ВГУ. – 2016. – № 1. – С. 100-102.
  29. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2015.
  30. Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 4-1.