Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня словосочетание «страховая пенсия» более актуально, причем начисление будет происходить в баллах, а не в привычных рублях. Каждый год с учетом инфляции будет устанавливаться пенсионный балл. Кроме накопительных баллов, от государства будут производиться различные надбавки, но их сумма является одинаковой, и она не будет зависеть от стажа или баллов. Так же тем пенсионерам, которые работают, в беззаявительном порядке будет проводиться ежегодный перерасчет пенсии с учетом страховых взносов – эта процедура остается без изменений. Итак, пенсионная реформа 2015 года не окажет влияния на получение пенсии работающими гражданами пенсионерами, но их затронут некоторые ограничения, касательно начисления баллов. Примечательно, что для получения пенсии по возрасту, индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен 30 баллам, но следует уточнить, как этот показатель будет «зарабатываться» гражданами. В случае если доход равняется 1 МРОТ, то ваш трудовой стаж должен быть не менее 20 лет. В этом случае пострадают те, кто любым способом скрывает свои доходы или получает заработную плату «в конверте». Баллы, или пенсионный коэффициент, который каждый работающий гражданин должен «наработать», является показателем годовой трудовой деятельности. Иными словами –это соотношение выплачиваемых работодателем отчислений в Пенсионный фонд, которые удерживаются из зарплаты сотрудника и максимальной зарплаты, с которой по законодательству работодатель может перечислять взносы[33].

С 1 января 2015г. величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения .

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством.

Фиксированная выплата обеспечение лиц, имеющих право на страховую пенсию, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере. При установлении фиксированной выплаты для работающих пенсионеров, выбравших назначение пенсии позднее возникновения права на нее, применяются повышающие коэффициенты размера фиксированной выплаты, исходя из количества месяцев, которые проработал пенсионер.

Пакетом законов накопительная часть пенсии выводится из состава страховой и будет самостоятельной.


Согласно закону «О накопительной пенсии» исчисление размера накопительной пенсии будет производиться так же, как в настоящее время производится расчет накопительной части трудовой пенсии, сумма пенсионных накоплений делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.

Сегодня пенсионная система Российской Федерации находится под влиянием ряда экономических и демографических факторов, таких как, изменения в структуре занятости, инфляция и невысокие размеры заработной платы; неустойчивые показатели производительности труда, большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы; рост демографической нагрузки в части изменения соотношения застрахованных лиц, за которых осуществляется уплата страховых взносов, и получателей пенсий, а также высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте. Такая сложная ситуация является причиной изменений происходящих в современной пенсионной системе России. Основной задачей Правительства РФ является реформирование пенсионной системы, отвечающей всем социально-экономическим вызовам, с которыми она столкнулась.

Проводимая пенсионная реформа не останется незамеченной, в любом случае она затронет все население, именно поэтому на нее следует обратить особое внимание. На сегодняшний день суть пенсионной реформы состоит в том, что для того чтобы получать достойную пенсию в будущем, придется работать долго и с высокими пенсионными отчислениями. И не менее важным является выбор предприятия, где работодатель выдает «белую» зарплату и добросовестно выплачивает налоги и выдает «белую» зарплату. Пенсионная реформа будет проводиться еще долгое время, но уже сейчас можно сделать важные и не столь утешительные для многих выводы — к трудовому стажу работы требования стали в разы жестче[34].

Проблемы пенсионной системы, зашли так далеко, что первоочередной заботой государства стало, не обеспечение достойной пенсии будущим пенсионерам, а стабильность выплат нынешним пенсионерам. И это привело к откату обратно, от распределительно-накопительной системы, к распределительной, но не за счет увеличения занятых в экономике граждан, а за счет моратория на накопительную компоненту. Бюджет Пенсионного Фонда, в 2014 году, был сформирован с дефицитом в 126 499 693,3 тыс. рублей, из них 6 397 058 749,7 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Это означало, что доходов, поступающих в бюджет не хватает для исполнения обязательств, что противоречит принципу сбалансированности бюджета ПФР, а следовательно необходимы изменения. Данные реалии подвели государство к новой пенсионной реформе 2014 - 2015 годов. Суть данной реформы заключалась в том, что 2014 года, рожденные после 1967 г. могли формировать собственные пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования, т.е. могли выбрать подходящий тариф накопительных взносов – отказаться от формирования накопительной части пенсии, выбрав 0%, которые по умолчанию предусмотрены сегодня для «молчунов», или направить 6% страховых взносов на формирование накопительной компоненты. Для граждан, не написавших заявление, отражающее их намерения относительно формирования накопительной пенсии был введен термин «молчун». Для «молчунов» пенсионные накопления не формируются, а все взносы отправляются на страховую пенсию. Также следует отметить, что с 2014 года Российская Федерация перешла на обновленную формулу расчета пенсий, согласно которой начисления производятся не в рублях, а в пенсионных коэффициентах. Их количество рассчитывается в зависимости от величины начисленных работодателем страховых взносов за всю трудовую жизнь, общего страхового стажа, а также возраста выхода на пенсию. Стоимость одного пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации ежегодно[35].


Актуальная в настоящее время проблема повышения пенсионного возраста, действительно в какой-то мере позволить решить проблему дефицита Пенсионного Фонда России. Но на данный момент, в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения, и в случае попытки вывести их из теории в практику они найдут отрицательный отклик у пенсионеров, так же и у тех людей, которых выход на пенсию только ожидает. Во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В условиях российской экономики реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических, и даже политических реформ. Но так как, реформы в России всегда носят неоднозначный характер со стороны поддержки и понимания их гражданами, продвигаются достаточно медленно в связи с недостаточной проработкой их практических аспектов и последствий их внесения, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся.

В результате множественных нововведений пенсионной политики, имеющих ряд недостатков, неоднозначности поставленных целей, а также многоаспектности системы пенсионного обеспечения в целом, в России снижается уровень осведомленности граждан о принципах пенсионной системы. Население все реже проявляет инициативу, все чаще путается в понятиях. Так, например, по результатам опроса, проведенным ВЦИОМ в 2015 г. (в опросе принимало участие 1600 человек из 46 регионов РФ), было 12 выявлено, что всего лишь пятая часть респондентов хорошо осведомлены о том, что с 2015 г. страховая пенсия сменила трудовую[36].

Подводя итоги, обращается внимание, что тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений по ее совершенствованию находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и, в первую очередь, макроэкономической ситуацией в нашей стране.

Одновременно с этим следует учитывать, что предусмотренные в работе меры не будут эффективно реализованы, если одновременно не произойдет позитивная трансформация внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов и положения на рынке труда.

Для того, чтобы реформы пенсионной системы заработали в полную мощь, необходим достаточно длительный период времени – 30-40 лет. Пройдет еще немного времени и, очевидно, Россию ожидает еще один этап реформы, направленный на решение двух наиболее актуальных на сегодня проблем пенсионной системы: растущего дефицита бюджета пенсионного фонда и проблемы пенсионного обеспечения самозанятых граждан. Контуры пенсионной системы России будущего еще только будут меняться, но уже сейчас понятно, что развитие ее идет по наиболее эффективному в текущих условиях пути активного внедрения в отрасль рыночных механизмов, развития добровольной части пенсионной системы и вовлечения россиян в процесс ее формирования.


Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости проведения всестороннего исследования в области построения пенсионных систем с определением основных факторов, влияющих на уровень динамики пенсионного обеспечения с обоснованием важнейших критериев выбора стратегии пенсионных реформ в странах с различным уровнем экономического развития.

2.2 Проблемы реализации пенсионной реформы Российской Федерации

В настоящее время пенсионное обеспечение в России характеризуется значительным числом проблем. Существующая на данный момент пенсионная система имеет множество недостатков:

  • не адаптирована к финансовым кризисам;
  • формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников;
  • при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне[37];
  • не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условий для легализации заработных плат.

Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России считается одной из самых важных проблем. Совокупный размер трансфертов из федерального бюджета на пенсионное обеспечение составляет 45 % от общих доходов бюджета ПФР, что свидетельствует о сохранение высокого уровня зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета[38].

Трансферты являются компенсационными выплатами выпадающих доходов ПФР. Так, в 2015 году на выплату пенсий потребовалось трансфертов на сумму 6 трлн. рублей, из них 4 трлн. рублей профинансированы собранными страховыми взносами. Из трансфертов, составляющих треть доходов Пенсионного фонда, около 30 % - обязательства федерального бюджета (доплата за советский стаж, за периоды ухода за ребѐнком).

Остальное – компенсация пониженного работодателям тарифа (около 20%) и нехватки средств по обязательному пенсионному страхованию (индексация пенсий на индексе инфляции, повышение фиксированной выплаты, компенсация досрочных пенсий). В 2016 году на восстановление накопительной части пенсии потребовалось от бюджета около 340 млрд. рублей.

Главной причиной этого положения является большая доля теневой экономики в стране, вследствие чего в бюджет не поступает достаточное количество обязательных взносов, т.е. значительная доля граждан получает заработную плату неофициально, вследствие чего не платят пенсионные отчисления[39]. Для выведения заработной платы из «тени» имеются такие инструменты как фискальные и карательные меры, а также социально- экономические рычаги.


Их оптимальное применение приводит к значительному изменению ситуации в положительную сторону. В настоящее время экспертами предлагаются разные альтернативы по совершенствованию социальной защищенности пенсионеров, а именно: сдерживание увеличения пенсий; уменьшение числа пенсионеров посредством увеличения пенсионного возраста; нахождение резервов для роста доходов ПФР РФ[40]. Данную позицию поддерживает Правительство РФ. Также предлагают мотивировать добровольные накопления граждан: на каждую тысячу рублей, которую внес на свой счет работник, государство добавит столько же.

Немалое давление на государственный бюджет представляет государственное пенсионное обеспечение, пенсии которого финансируются только за счет средств федерального бюджета. В настоящее время в рядах госслужащих и военнослужащий наибольшая доля пенсионеров приходится на получателей пенсий по выслуге лет, проще говоря, граждане уходят на пенсию раньше положенного времени. В соответствии с российским законодательством, пенсионные выплаты, за года, оставшиеся до выхода на пенсию по старости, обязаны финансироваться за счет средств федерального бюджета.

Также в 2017 году остро возникнут проблемы в области пенсионного обеспечения, связанные со старением населения страны. По состоянию на 2016 год в России проживает 42,7 млн. пенсионеров при 72,4 млн. трудоспособного населения, т.е. 58,9 %. Сегодня на одного пенсионера приходится 1,64 работника. Причем с 2010 года происходит постепенное сокращение данного соотношения: в 2010 году на одного пенсионера приходилось 1,70 работника, в 2011 году – 1,69, в 2012 – 1,68, и уже в 2016 году это соотношение равно 1,64.

В ближайшем будущем, число пенсионеров будет увеличиваться в сравнении с трудоспособным населением, и соотношение пенсионеров и трудоспособных работников к 2020 году может составить 1:1, т.е. одному трудоспособному работнику придѐтся гарантировать обеспечение одного пенсионера.

В данном случае система, выстроенная ещѐ в начале 60-х гг. XX века по принципу солидарности между поколениями, перестанет функционировать. Это зависит от того, что создатели такой системы были убеждены в том, что удельный вес пенсионеров не должен превышать 12 %, а трудоспособное население будет постоянно расти из-за «достаточного» воспроизводства числа детей. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, когда работающее поколение стало не способно прокормить всех пенсионеров[41]. Также следует отметить тот факт, что в России отмечается самый низкий пенсионный возраст: 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. Если сравнивать с другими странами, то допустим, в Японии пенсионный возраст составляет 70 лет, как для мужчин, так и для женщин, в Канаде и Швеции– 65 лет для обоих полов. При этом большинство, в особенности мужчины, не доживают до данного возраста. Частой причиной наступления смерти являются сердечно-сосудистые заболевания – 57,1 %, онкологические заболевания – 13,6 %, травмы и несчастные случаи – 13,9 %. Это говорит о том, что в России образовались большие группы населения, условия и образ жизни которых несовместим со здоровым образом жизни[42].