Файл: Менеджмент человеческих ресурсов ( Управление персоналом как система ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты анализа системы управления человеческими ресурсами
1.1. Управление персоналом как система
2. Анализ системы управления человеческими ресурсами ПАО «АКИБАНК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Анализ организации и оценка эффективности системы управления человеческими ресурсами
Не менее важным показателем, влияющим на формирование конкурентных преимуществ Банка, является образование персонала. Проведя анализ такого параметра как образование персонала, автор пришел к выводу, что в банке доминирует высшее образование (79%), что положительно характеризует персонал Банка, далее следует среднее специальное образование –15%.
Итак, ПАО «АКИБАНК» самостоятельно решает вопросы кадрового обеспечения своей деятельности с учетом требований действующего законодательства. Трудовые отношения в обществе осуществляются в соответствии с действующим законодательством на основе трудовых договоров, трудовых соглашений, договоров подряда или контрактов. Работники общества подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Общество обеспечивает всех работников безопасными условиями труда, несет ответственность за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности по вине общества, в установленном законом порядке.
Основным фактором, влияющим на формирование конкурентных преимуществ Банка, в области управления человеческими ресурсами, является кадровая политика.
Анализ системы управления человеческими ресурсами ПАО «АКИБАНК» заключается в анализе кадровой политики, ее основных направлений и определении степени развитости функций в рамках каждого из них. Получить всю необходимую информацию и составить довольно точную картину о состоянии дел в данной области позволили следующие инструменты:
- интервью с руководителем предприятия;
- анализ существующих внутренних нормативных, регламентирующих, информационных документов, затрагивающих аспекты работы с кадрами;
- интервью с сотрудниками отдела кадров и линейными руководителями.
Кадровая политика ПАО «АКИБАНК» ориентирована на эволюционное непрерывное совершенствование качества использования человеческих ресурсов и человеческого капитала предприятия. Кадровая политика - целостная долгосрочная стратегия управления персоналом Банка, основная цель которой заключается в достижении удовлетворенности акционеров, сотрудников и клиентов Банка. Ожидаемыми результатами, свидетельствующими об эффективности кадровой политики, являются высокая эффективность бизнеса наряду с удовлетворенностью сотрудников содержанием своей работы, социально-психологическим климатом и достойной оплатой труда, соответствующей способностям и самоотдаче.
В 2017 году политика по управлению персоналом проводилась в направлении оптимизации численности и структуры персонала Банка и организационной структуры, подбора специалистов, разработки новых эффективных моделей мотивации труда, повышения квалификации сотрудников и совершенствования внутренних социальных программ.
Комитет по кадрам и вознаграждениям Совета директоров ПАО «АКИБАНК» является специальным постоянно действующим органом и создан Советом директоров Банка для изучения состояния дел по отдельным наиболее важным вопросам своей компетенции и их предварительного рассмотрения. Комитет не является органом управления Банка и не вправе действовать от имени Банка или Совета директоров. Решения Комитета имеют для Совета директоров, иных органов управления и контроля Банка рекомендательный характер. Комитет в своей деятельности подотчетен Совету директоров Банка.
Основными задачами Комитета являются:
- обеспечение постоянного контроля со стороны Совета директоров за деятельностью исполнительных органов Банка и обеспечение эффективного взаимодействия членов Совета директоров с менеджментом Банка по вопросам компетенции Комитета;
- участие в разработке и реализации политики Банка по подбору кандидатов в органы управления и контроля Банка, направленной на привлечение для работы в них квалифицированных специалистов;
- содействие разрешению конфликтов интересов, связанных как с деятельностью менеджмента, так и с деятельностью членов Совета директоров.
Исполнительным органом в области управления персонала ПАО «АКИБАНК» является Департамент персонала (ДП).
В функции Департамента персонала входят поиск, подбор и оценка кандидатов на замещение вакантных должностей, организация обучения и повышения квалификации работников Банка, разработка предложений по системе мотивации, мониторинг и оптимизация корпоративной культуры, учет и делопроизводство по персоналу, а также оформление трудовых отношений Банка и работников в соответствии с действующим законодательством.
Департамент персонала и сотрудники, ответственные за работу с кадрами, согласовывают и координирую свои действия.
Кадровая политика ПАО «АКИБАНК» реализуется с помощью основных направлений системы управления персоналом Банка.
1. Планирование и маркетинг персонала
Направленность:
- разработка кадровой политики;
- разработка стратегии управления персоналом;
- анализ рынка труда;
- организация кадрового планирования.
Анализ планирования и маркетинга персонала выявляет внешние и внутренние характеристики кадровой политики в системе маркетинг - персонала ПАО «АКИБАНК».
Безусловно, конкурентоспособность ПАО «АКИБАНК» на банковском рынке во многом зависит от кадрового потенциала, его высокой квалификации и профессионализма.
Главные направления по обеспечению трудовыми ресурсами - сохранение квалифицированного персонала, пополнение коллектива молодыми кадрами, контроль за профессиональным ростом и организации досуга.
Руководство организации должно иметь адекватное представление о том, каким кадровым ресурсом оно располагает.
Цель формирования плана персонал – маркетинга и основных мероприятий его осуществления проводится анализ внешних и внутренних факторов. Внешние факторы не зависят от действий компании. Внутренние факторы в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации.
Анализ всех перечисленных факторов определяет специфику реализации основных мероприятий маркетинга в области персонала ПАО «АКИБАНК».
Некоторое время состояние рынка труда характеризовалось дефицитом квалифицированных трудовых ресурсов банковской сферы в возрасте 25-35 лет, сейчас картина немного поменялась, так как наёмный персонал имеет возможность выбирать, на кого и как оно будет работать, образуя теневые места работы.
Конкурентным преимуществом ПАО «АКИБАНК» на рынке труда является строгое соблюдение требований ТК РФ, наличие социальных гарантий, возможность обучения профессии и повышения квалификации, достаточно благоприятные условия труда.
2. Найм и отбор персонала.
Направленность: организация найма персонала; организация собеседования, оценки, отбора и приема персонала. Департамент персонала ПАО «АКИБАНК» использует различные методы набора персонала. При отборе персонала в ПАО «АКИБАНК» используется слабо формализованный тип беседы. При найме кандидат проходит тестирование, результаты которого оцениваются и интерпретируются.
В ПАО «АКИБАНК» за новыми работниками ставится испытательный срок в 1,5 месяца, при окончании которого непосредственный руководитель дает оценку работнику для кадровых подразделений и объявляет своё заключение о дальнейшем его использовании самому работнику.
Ежегодно с 2012 года проводится самооценка деятельности Совета директоров в целом и каждого директора. Работа Совета директоров по результатам самооценки, проведенной в марте-апреле 2017 года, оценена на «хорошо» и «отлично» по всем 36-ти критериям (показателям), объединенным в следующие группы: полномочия и общая информация; состав; структура и комитеты; порядок работы; обязанности и ответственность.
3. Мотивация и стимулирование персонала
Мотивация персонала является ключевым направлением кадровой политики ПАО «АКИБАНК» и характеризуется рациональной организацией труда, эффективным использованием рабочего времени, оптимальным сочетанием материального и нематериального стимулирования.
Время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы в использовании рабочего времени работников предусмотрены в графиках работы.
Продолжительность рабочего времени работников 40 часов в неделю. Работа в выходные и праздничные дни определяется в соответствии с законодательством.
Ежегодно согласно работникам предоставляется отпуск 24 календарных дня, а в связи с ненормированным рабочим днем продолжительность отпуска увеличивается на 3-6 дней. Работникам предоставляется административный отпуск на 3 дня в связи с бракосочетанием. Социальные отпуска предоставляются в установленном законодательством порядке. Возможно предоставление отпуска по желанию работника и по согласованию руководством без охраны заработной платы.
Для работников ПАО «АКИБАНК» предусмотрено гибкое расписание рабочего времени, скользящий график, сокращенный рабочий день, предоставление отгулов, увеличение продолжительности отпусков рабочим с большим стажем работы.
Руководство ПАО «АКИБАНК» с целью создания безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах постоянно выделяет необходимые средства для проведения мероприятий по охране труда. На предприятии обеспечивается соответствующий типовой режим, состояние воздушной среды и освещение, проводятся проверки знаний и обучение охране труда руководящих работников, рабочих и служащих. В каждом подразделении имеются и систематически пополняются аптечки первой медицинской помощи.
Рассмотрим систему материального стимулирования в ПАО «АКИБАНК». Прежде всего, рассмотрим вопрос заработной платы работников.
В ПАО «АКИБАНК» разработано и действует «Положение об оплате труда работников».
В рамках совершенствования системы оплаты труда в 2017 году Банк перешел на систему грейдов, параллельно с изменением системы постоянной части оплаты труда проведена индексация заработных плат. Кроме этого, внесены изменения в систему премирования в части увеличения доли премиальных выплат у руководителей зарабатывающих подразделений. Таким образом, создана возможность увеличить свой совокупный доход при условии выполнения целевых показателей (KPI). Для рядовых сотрудников система премирования была дополнена системой бонусирования, в 2017 году впервые введен ряд бонусных программ для отдельных категорий сотрудников.
Выплата вознаграждения членам Совета директоров осуществляется за период их полномочий дифференцированно в зависимости от результатов работы Банка и от личной активности.
В 2017 году на основании решения годового Общего Собрания акционеров Банка произведена выплата вознаграждения 11-ти членам Совета директоров, избранным в мае 2016 года, в общей сумме 5 564 929 рублей.
Оплата труда членов исполнительных органов в течение года осуществлялась в соответствии с Порядком выплаты вознаграждения, утвержденным Советом директоров для каждого из членов Правления Банка с использованием ключевых показателей эффективности (KPI), которые были направлены на обеспечение реализации годового Плана развития Банка и ориентированы на повышение эффективности основных бизнес-направлений.
Общий фонд заработной платы членов Правления за 2017 год составил 30 316 651 рубль. Дополнительного вознаграждения за работу в составе коллегиального исполнительного органа в Банке не предусмотрено.
Нематериальное стимулирование, работников также является важнейшей частью системы стимулирования ПАО «АКИБАНК»: обеспечение благоприятными условиями работы, предоставление большой свободы и полномочий сотрудникам, информирование работников по кругу значимых для них вопросов, возможности карьерного и профессионального роста, обучение и повышение квалификации, моральная поддержка в сложных ситуациях, организация совместного отдыха и праздников. корпоративный спорт, личная похвала и публичное выражение признательности, вручение грамот.
В 2017 году благодарственным письмом Премьер-министра РТ награждены 2 сотрудника Банка, Почетной грамотой Банковской Ассоциации РТ – 10 сотрудников, Звание «Заслуженный работник ПАО «АКИБАНК» присвоено 5 сотрудникам, Почетной грамоты Председателя Правления Банка удостоены 15 сотрудников Банка, Благодарственного письма Председателя Правления Банка - 34 сотрудника.
Банк постоянно стремится содействовать духовному и физическому развитию своих сотрудников. В 2017 году проводились традиционные корпоративные мероприятия, особенностью ушедшего года явилось изменение формата проведения некоторых из них. Так, впервые в летней спартакиаде приняло участие около 1000 человек, включая сотрудников удаленных подразделений Республики Татарстан. В 2017 году также на постоянной основе проходили тренировки персонала и товарищеские матчи по волейболу и теннису, впервые сформирована хоккейная команда Банка, которая уже радует результатами. Сотрудники Банка неоднократно становились победителями городских соревнований. Был существенно расширен список внутренних конкурсов, как неформальных, творческих, так и профессиональных, в том числе с привлечением партнеров Банка по бизнесу.