Файл: Менеджмент человеческих ресурсов ( Управление персоналом как система ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты анализа системы управления человеческими ресурсами
1.1. Управление персоналом как система
2. Анализ системы управления человеческими ресурсами ПАО «АКИБАНК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Анализ организации и оценка эффективности системы управления человеческими ресурсами
При оценке деятельности рядовых специалистов банка наиболее значимой является информация о реальных и потенциально возможных проявлениях трудового поведения, поэтому необходимо:
- провести диагностику мотивационной сферы;
- определить сильные и слабые стороны, способы оптимизации эффективности трудовой деятельности;
- исследовать уровень лояльности к банку;
- выработать рекомендации по методам стимулирования труда.
Третий блок предполагает анализ системы управления персоналом, в процессе которого подвергаются детальному анализу технологии управления персоналом: как они представлены и насколько удовлетворяют стратегическим, тактическим и оперативным целям и задачам банка. В частности, оценивается корректность ведения кадрового делопроизводства, оптимальность организации различных кадровых процедур: подбора, оценки, адаптации, аттестации, обучения, мотивации персонала, формирования кадрового резерва.
В процессе подбора и отбора кандидатов необходимо выявить тех претендентов, которые будут иметь не только профессиональные навыки для выполнения функциональных задач, но и обладать комплексом качеств, являющихся обязательными для членов данного коллектива и гарантирующих успешное вхождение специалиста в коллектив и продуктивную работу[6].
При проведении мотивационных мероприятий необходимо выявить внутренние системы мотивации работника для построения системы мотивации, наиболее удовлетворяющей его потребностям.
При проведении аттестации производится оценка результатов деятельности работника с целью выявления перспектив его профессионального вклада.
В процессе подбора и отбора кандидатов необходимо выявить тех претендентов, которые будут иметь не только профессиональные навыки для выполнения функциональных задач, но и обладать комплексом качеств, являющихся обязательными для членов данного коллектива и гарантирующих успешное вхождение специалиста в коллектив и продуктивную работу.
Целью развития работников и формирования кадрового резерва является обеспечение возможности профессионального роста высокопотенциальным работникам и формирование резерва руководителей из числа работников с ярко выраженными управленческими способностями.
Анализ системы управления человеческими ресурсами кризисного банка состоит из трех основных этапов:
- этап – оценка соответствия кадрового потенциала кризисного банка ее целям и стратегии развития, проверка состояния документации в области управления человеческими ресурсами, соответствия документов банка нормативным требованиям и управленческим потребностям банка, выявление рисков;
- этап – диагностика причин возникновения проблем;
- этап – выработка конкретных антикризисных мер по устранению нарушений и оптимизации работы.
Реализация этапов анализа системы управления человеческими ресурсами кризисного банка осуществляется посредством проведения последовательных стадий.
Стадия 1. Проведение интервью с должностными лицами. Интервью проводится с руководителями банка, руководителями и специалистами кадровых подразделений и, при необходимости, с работниками «смежных» подразделений: канцелярии, архива, службы безопасности, бухгалтерии и др.
Целью интервью является получение общего представления об особенностях работы в области управления персоналом, ознакомление с отраслевыми и корпоративными регламентами, стандартами и требованиями; выделение зон повышенного риска. На этой стадии:
- изучается структура персонала, его численность, динамика качественного изменения за определенный период и причин увольнения работников;
- изучается организационно-функциональная структура службы по управлению персоналом, качественный состав, механизмы взаимодействия с другими подразделениями;
- проводится анализ суждений HR-менеджеров о ситуации в компании, а также степень их удовлетворенности работой кадровой службы; оценивается степень вовлеченности руководителей всех уровней в выполнение основных задач;
- выделяются и оцениваются приоритетные направления деятельности в сфере управления человеческими ресурсами, исследуются бизнес-процессы по управлению персоналом;
- оценивается состояние регламентирующей документации кадровой службы.
Стадия 2. Формирование плана — графика работ. После проведения общего анализа ситуации формируется план — график проведения анализа системы управления человеческими ресурсами. В график вносятся все задачи, которые необходимо реализовать, с определением конкретных сроков проверки и оценки по каждому направлению деятельности.
Стадия 3. Формирование списка и подборка документов для анализа. Анализ кадровых документов банка. Определяется список документов, подлежащих анализу, а также список работников компании, чьи личные дела будут подлежать проверке.
Фундаментальный документ организации – «Кадровая политика банка» - где описаны основные положения стратегического развития человеческого ресурса. Наличие этого документа позволяет судить о системных связях в управлении персоналом. Второй уровень документов - концептуальный, определяющий тактику банка. В них описываются подвижные, гибкие процессы реализации стратегической политики.
Основные документы, подлежащие анализу:
- коллективный договор (при его наличии);
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение о защите персональных данных;
- организационная структура и штатное расписание;
- положения о подразделениях и должностные инструкции;
- положение об оплате труда;
- положение об аттестации;
- положение о кадровом резерве;
- инструкция по учету личного состава и кадровому делопроизводству;
- другие локальные нормативные акты компании;
- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам;
- договоры о материальной ответственности;
- порядок оформления приказов;
- порядок ведения, учета и хранения трудовых книжек;
- порядок ведения личных дел;
- порядок предоставления отпусков;
- порядок учета использования рабочего времени, ведения табелей и др.
Стадия 4. Обработка данных и подготовка рекомендаций. Результат проведения анализа должен предельно четко и полно отражать текущую ситуацию в компании в области управления персоналом.
На основании проведенного анализа кадровых процессов и документов производится:
1) оценка соответствия кадрового потенциала банка ее целям и стратегии развития, а также установленным требованиям;
- выявление проблемных зон и рисков;
- диагностика причин возникновения проблем;
- выработка рекомендаций по оптимизации работы в области управления персоналом с целью обеспечения законности кадровых решений.
На практике основными проблемными зонами, например, являются:
- отсутствие перспективной стратегии управления персоналом и кадровой политики;
- действующие локальные нормативные акты компании не соответствуют требованиям законодательства либо вообще отсутствуют;
- ведение кадрового делопроизводства не соответствует установленным нормам и стандартам;
- слабое развитие информационных каналов между аппаратами управления и филиалами банка;
- децентрализация функций по управлению персоналом;
Результат проведения анализа должен предельно четко и полно отражать текущую ситуацию в банке в области управления персоналом.
Достижение указанной цели осуществляется посредством проведения следующих антикризисных мероприятий:
- унификации стратегии управления персоналом в соответствии с едиными подходами к управлению кадровыми ресурсами;
- совершенствования процедур поиска и подбора квалифицированных специалистов, в том числе разработки механизма оценки кандидатов по компетенциям и внедрения процедуры адаптации работников на плановой основе;
- формирования кадрового резерва;
- разработки системы мотивации персонала, направленной на повышение эффективности труда и удовлетворенности работников оплатой труда;
- расширения спектра методов и технологий оценки персонала, совершенствования механизма аттестации;
- выработки механизмов выявления потребностей в обучении и развитии персонала всех категорий, развития системы дистанционного обучения;
- совершенствования системы материального вознаграждения на основе комплексной оценки ценности должностей и профессий;
- унификации и стандартизации кадрового делопроизводства;
- внедрения единой автоматизированной информационной системы
управления персоналом; - создания централизованной службы по управлению персоналом, обучения ее специалистов современным технологиям в данной сфере[7].
Таким образом, при выработке рекомендаций по оптимизации работы основной целью является построение системного управления человеческими ресурсами.
2. Анализ системы управления человеческими ресурсами ПАО «АКИБАНК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
ПАО – это кредитно-финансовое с спектром и продуктов для предпринимателей и
Акционерный ипотечный «АКИБАНК» акционерное зарегистрирован в Банке Федерации 25 1993 лицензия №
ПАО включен в банков – участников обязательного вкладов под 237[8].
Акционеיִрами банка организации форм имеющие доход и финансовое Среди них ОАО компания», ООО бекон», ООО комплексных машин» и пр.
ПАО универсальный, развивающийся вот уже лет демонстрирующий темпы по основным Универсальность ПАО «АКИБАНК» обслуживание категорий среди кיִрупные пיִредпיִриятия, тоיִрговые фиיִрмы, пיִредставители сיִреднего и малого бизнеса и, же, частные лица.
Основную активных ПАО «АКИБАНК» кредитование сектора» Российской Банк входит по выданных пятерку кредитных республики и в региональных по выданных субъектам бизнеса и предпринимателям.
Клиентами ПАО физические и лица.
Динамика юридических лиц в отделении ПАО на 1.
Анализ численности лиц в Набережночелнинском ПАО за годы что их за период тенденцию к Так, обслуживаемых предприятий выросли с 14 в году до 19 в году. клиентов – с ответственностью увеличилось с 123 до 136 Количество индивидуальных имеет тенденцию к В г. они 164 , в году – а в 142 ИП. Это о хорошо работе с категорией – предпринимателями.
Рисунок Динамика юридических лиц ПАО
Динамика физических обслуживаемых в отделении ПАО 2016-2018 приведена на 2.
Динамика за период, рисунка 2, об количества – лиц от человек в году до человек в году. рассмотреть прироста базы по лицам, то он 5-7% в Однако, темпы не устраивать так как на банковских за с годом
Рисунок -Динамика клиентов – лиц в ПАО «АКИБАНК»
В настоящее Набережночелнинское ПАО обслуживает 500 и 2500 клиентов. клиентов - лиц – отраслевые предприятия и малого
К предприятиям организации с выручкой до 100 руб. и до 50
К среднего относятся с до 500 и выручкой до 1 руб.
К крупного относятся с работающих 500 и выручкой 1 руб.
В развития с клиентами в внедрен клиентских и закрепление за предприятиями. того, система отношениями с (CRM-Корпоративный), содержит досье включая об продаж, показателях, с ходе сделок с [9]
ПАО является банком, потребности групп в спектре банковских на территории Татарстан. в вкладчиков, и ПАО «АКИБАНК» эффективно привлеченные частных и клиентов в сектор кредитует способствует функционированию банковской и вкладов
Структура базы по клиентам диверсифицирована по деятельности. В обслуживаются сельского промышленного строительства, сферы а частные работающие в сферах
Юридические обслуживаемые в отделении ПАО разделяются:
По торгового
− фирмы, организации;
− фирмы, организации;
− фирмы, организации;
По деятельности:
− (ЖСК, строительные
− хозяйство, в том фермерское;
− (машиностроение, лесная, промышленность);
− (различные организации и компании,
− предпринимательство;
− организации.
Набережночелнинское ПАО в работать с организациями. предприятиями и следует юридические региона, наиболее значения по из показателей хозяйственной
− оборот
− за год;
− дебиторской и задолженности;
− численность персонала.
Для потребностей была структура портфеля отделения ПАО по
Структура портфеля по в Набережночелнинском ПАО представлена на 3.
Рисунок - кредитного по в отделении ПАО
Как из 3, в кредитного набольшую занимает – на месте – – на месте – 12 %; идут хозяйство – 7% и отрасли – 4%.
Таким основными кредитных Набережночелнинского ПАО являются промышленности и
2.2. Анализ организации и оценка эффективности системы управления человеческими ресурсами
Негативным показателем, снижающим конкурентные преимущества Банка, является низкая доля молодых специалистов. Так в организации работают в основном люди в возрасте от 31 года до 40 лет. Молодых специалистов в возрасте от 18 до 30 лет достаточно мало. Малая численность молодых специалистов очень сильно влияет на внедрение новых технологий и новых видов услуг, из-за не развитости института наставничества, процесс адаптации молодых специалистов, как и всего персонала в ПАО «АКИБАНК» игнорируется. Так, отсутствует технология адаптации, документация по процессу адаптации, нет специалиста, в должностные обязанности которого входили бы функции по адаптации новых работников. Отсюда следует большая текучесть молодых специалистов. Судя по данным рисунка политика омоложения кадров предприятия не эффективна.