Файл: Наглядность как принцип обучения (Авторский подход о принципе наглядности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Манекены из фруктов и овощей, а также пейзажи, созданные ими во время рабочих курсов, используются как средство демонстрации для курсов естественной истории и изобразительного искусства. [18].

Инструменты обучения, описанные выше, обычно назывались демонстрационными инструментами, поскольку их основная функция заключалась в том, чтобы проиллюстрировать объяснение учителя (рассказ). Тем не менее, требование жизни - подготовка школьников к самозанятости - привело к значительному увеличению доли студенческой самостоятельной деятельности и, как следствие, изменило и расширило функции всех учебных материалов, в том числе демонстрационные инструменты. В современной школе картины, картины и коллекции часто используются в качестве самостоятельного личного материала наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика [6].

Документы для индивидуального использования широко используются в учебном процессе. Это включает в себя палочки исчисления, модели природных объектов (монеты, геометрические фигуры), используемые в классах математики, разделенный алфавит и слоги для классов грамотности, листья гербария диких растений и образцы минералов (для естественной истории), образцы готовой продукции и учебные пособия. карты для занятий, индивидуальные модели из натурального материала (листья, ветки, цветы, грибы и т. д.) для художественных уроков [5].

Преимущества индивидуального использования включают дифференцированные задачи в русском языке и математике, предварительно называемые учебными материалами (карточные игры, содержащие задачи различной сложности, сшитые или разрезанные). Учебные материалы по русскому языку и математике применяются на всех этапах обучения: подготовка к объяснению нового, овладение новым, установление и углубление знаний и навыков, контроль овладение учебными материалами. Структура учебных материалов, которая является достаточно бесплатной, позволяет создавать варианты, соответствующие образовательным целям данного урока. Используя учебные материалы, учителю легче организовывать дифференцированные классы, классы с низким успеваемостью.

Важным местом среди образовательных наглядных пособий является экран, звук, звуковой экран (аудиовизуальный). Используя экранные средства и звуковые средства, не следует забывать, что это не универсальные средства, а только определенные специфические способности. Следует подчеркнуть, что каждый тип технических средств имеет свои особенности.


Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от 10 мин (одна часть) до 20 мин (две части). В связи с широким внедрением в учебный процесс кинофрагментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа учителя.

Учебный фильм можно проецировать в начале, середине и конце урока в зависимости от цели включения его в урок для дидактических целей. При подготовке урока с использованием учебного фильма учитель обязательно просмотрит его и ознакомьтесь с установочным листом, который позволит вам подумать о цели и месте этого учебного пособия в вашем классе. урок, вопросы и задачи фильма для студентов. Перед любым просмотром необходимо сформулировать цель демонстрации для студентов, задать вопросы, определить задачи, которые направляют восприятие фильма. Их количество в первичных классах должно быть уменьшено, чтобы ученики могли хранить их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной студенческой работой.

Фильм представляет собой статическое изображение на пленке, объединенное одним сценарием и, таким образом, представляющее определенную последовательность представления предмета. Для элементарных классов серия иллюстрированных диафильмов имеет особое значение. Он может состоять из документов (фотографий, документов) и составляться.

На документальном материале в основном построены полоски фильма характера эссе, а на материале сюжета рисования. По конструкции фильмы могут быть глобальными и фрагментарными. В общем, серия визуальных фильмов сопровождается титрами - субтитры, но многие учителя не читают, по уважительной причине, подкадровые записи в классе, но заменяют их беседа со студентами. Часть фильмов для русских уроков отличается тем, что в рамки включены субтитры, которые помогают учащимся выполнять конкретные действия (полные, отвечать на вопросы, создавать предложение) и планы самотестирование, в котором приведены правильные результаты.

Прозрачные пленки - это позитивное фотографическое изображение пленки, помещенного в специальный картон или пластиковый каркас. Они выпускаются в серии из 30 штук. Прозрачность отличается от фильма в организации материала. Если изображения в полосе фильма связаны сценарием или другим атрибутом, предложенная автором макетная система не может использоваться в серии слайд-шоу. Преподаватель представляет рамки последовательности, наиболее подходящей для метода представления выбранного им материала [19].


Набор слайдов, созданных для всех предметов начальной школы, и многие из них предназначены для внеклассной работы. Традиционно учителя начальной школы использовали для иллюстрации своей истории (введение или литературные тексты) серию слайдов для чтения, реже на русском языке. В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к урокам математики, в частности по геометрическому материалу; к урокам трудового обучения; природоведения, например серии диапозитивов "Времена года", "Животные в разные времена года", "Растения в разные времена года", "Вода в природе", "Лес". Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное представление о событии или явлении. Но обучающие функции этих статичных пособий не ограничиваются, конечно, только иллюстрацией рассказа учителя. Они могут служить материалом и для проверки знаний учащихся, и для проведения устных и письменных сочинений [20].

Есть несколько общих методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:

1. Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.

2. Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.

3. Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.

4. Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера [6].

1.2 Авторский подход о принципе наглядности

математика наглядность педагогический образовательный

Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них. Он называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».


Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, на и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Коменский подчеркнул систематическое обучение. Он подчеркнул необходимость заставить учащихся понять взаимосвязь между явлениями и организовать учебные материалы, чтобы он не казался учеником хаоса, а скорее кратко обобщил в виде нескольких ключевых моментов. В ходе обучения он сказал, что необходимо привести факты к выводам, примеры к правилам, которые систематизируют, обобщать эти факты и примеры; перейти от конкретного к абстрактному, от простого к трудному, от общего к частному; сначала дайте общее представление об объекте или явлении, затем продолжим изучение его отдельных сторон.

По словам Коменского, последовательность обучения имеет большое значение. Все, что предлагается студентам для обучения, должно быть расположено - так, чтобы изучение новых материалов было подготовлено с помощью предыдущих уроков. Учитывая возрастные характеристики детей, Коменский сначала рекомендует развить чувства (чувства) учеников, затем память, последующее отражение и, наконец, слово и руку, потому что студент должен уметь правильно выразить то, что он узнал, и применить его на практике.

Коменский дал ценные указания, подчеркнув дидактическую выполнимость для студентов. Дети должны узнать только то, что доступно для их возраста. Возможность, доступность в обучении получают ясность преподавания, сообщение основного предмета без бесполезных подробностей.


Когда он подчеркивал дидактическое обязательство студентов овладеть педагогическими материалами, Коменский сказал, что необходимо заложить «прочный фундамент», а не спешить с обучением, чтобы студенты полностью понимают, чему они учат: все, что связано, должно преподаваться «в связи». Каждый предмет должен быть обобщен в кратких и точных правилах.

Упражнение и повторение материалов, изучаемых учащимися, имеют большое значение для устойчивого обучения. Сообщив ученикам о новых учебных материалах, учитель просит ученика, которого он призвал объяснить, повторяет то, что он сказал; требует другого ученика сделать то же самое. Благодаря такому упражнению и репетициям учитель ясно видит то, что не было ясно для студентов во время их выступления. Неоднократно повторялось. В этом повторении важную роль играет развитие способности выражать то, что вы узнали, а само обучение становится более отчетливым и сильным. Для этого Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, узнав что-то, попытались научить этому других.

«Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле», - говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить - упражняясь в речи, петь - упражняясь в пении, умозаключениям - упражняясь в умозаключениях, и т. д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа». Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при черчении и т.п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила. При обучении надо сочетать синтез с анализом,

Коменский стремился, возможно, сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении» - писал он.