Файл: Наглядность как принцип обучения (Авторский подход о принципе наглядности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программы 1-3 рассматривают компьютер как объект изучения и как вспомогательный инструмент для изучения других предметов. Учебно-игровые программы способствуют развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение.

Учащиеся в своей практической деятельности использовали готовые программы, например:

  • «буква потерялась»;
  • графический редактор «CPEN»;
  • программный комплекс «Радуга»; и др.

Используемые программы выбираем рациональные, эффективные и совместимые с основным учебным планом. Компьютер тогда затронет все сферы личностного развития ребенка, когда в него заложется программа, соответствующая нашим методам и приемам.

В программах определяем цель, задачи курса, устанавливаем взаимосвязь образовательных и развивающих целей. Программы содержат методические рекомендации по применению компьютера в рамках основного учебного процесса, определяют основные виды занятий, игровой материал, прилагаются подробно разработанные конспекты уроков.

Для обучения детей русскому языку провели среди уроков, на которых использовали компьютер. Уроки разработали по основным темам программы, например:

    1. Безударные гласные.
    2. Состав слова.
    3. Имя существительное. И т.д.

Задания для работы создали с учетом поуровневой дифференциации обучения. При выполнении заданий

1-го уровня трудности дети закрепляют базовые знания,

2-уровень предполагает задания повышенной сложности, развития речи, логическое мышление,

3-уровень – творческий. Поуровневое обучение создало благоприятные условия для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Пример 1, фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное» (уровневая контрольная работа) в компьютерном классе).

Уровневая контрольная работа, два варианта 3 уровней сложности.

Вариант I.

1-ый уровень – укажи падежи и склонение выделенных существительных:

Родина начинается у твоего дома. А твой дом или на юге, или на севере нашей страны. С чего начинается любовь к Родине? Это чувственно начинается с любви к матери. От матери ты узнал язык своей Родины. Главное - нужно беречь Родину.

2-ой уровень – вставь пропущенные окончания, обозначь падеж, склонение:

В нефт…, о львен…, у бечевк…, в нянечк…, на ветк…, в обложк…, на урок…, без подушк.., в тоннел…, на тигр…, у суш…, без плет….


3-й уровень – составь и напиши три предложения с данными словосочетаниями, укажи падеж, склонение:

Тетрадь Сереж…, к окраин… деревн…, на ветк… ся…

По мере выполнения работы учащимися подходим к каждому работающему на компьютере, проверяем, выставляем оценки.

Пример 2, фрагмент урока информационной поддержки русского языка в 3 классе по теме «Разделительный ь и ъ».

Работа за компьютером.

1 уровень – вставьте пропущенные буквы, отгадайте загадки, в скобках напишите отгадки:

Летом вырастают, а осен…ю опадают. (листья)

Один л…ет, другой п…ет третий растет (дождь, земля, трава)

Летит – кричит, сядет - молчит, кто его уб…ет, свою кровь прол…ет (комар).

Весь век крыльями машет, а улететь не может (мельница)

2 уровень – измените слова:

нора лисы – лисья нора

зубы волка - ружье охотника –

рога оленя - берлога медведя –

следы зайца - молоко коровы –

3 уровень впишите слова с разделительным ь.

Таблица 12

Перфокарта

1

ь

2

ь

3

ь

4

ь

5

ь

  1. Снежная буря (вьюга)
  2. Домики для пчел (ульи)
  3. Мать, отец, дети (семья)
  4. Животное (обезьяна)
  5. Ягоды, сваренные в сахаре ( варенье).

Компьютер используемся на разных этапах урока. Главное помнить о времени, отведенном для работы за компьютером, - это 15-20 минут. Способы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Эта работа всем классом, группами или индивидуальная работа.

Уроки информационной поддержки не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

2.2 Результаты опытно-педагогической работы

Анализ педагогической литературы привел нас к выводу, что формирование познавательных интересов и эффективность усвоения знаний будет протекать успешнее, если деятельность учителя и учащихся будет организована особым способом – на всех этапах обучения будут применяться различные средства наглядности.

Этому находим подтверждение и в ходе собственной педагогической практики, которую проходили в 2 «А» и 2 «Б» классах срекедней школы № 179 г. Москвы.


Экспериментальным классом выбрали 2 «А», контрольным – 2 «Б» класс, по 20 учащихся в каждом классе.

Работа состояла из следующих этапов:

1 этап – констатирующий. Определили цель работы: реализовать принцип наглядности в преподавании русского языка для эффективности и качества обучения. Провели классификацию необходимых наглядных средств, направленных на привлечение внимания учащихся на уроке.

На конец I четверти результаты измерителей обученности показали следующие итоги (В соответствии срисуноком 6)

2 «А» 2 «Б»

Рисунок 6. Результаты измерителей обученности.

Выяснить уровень интереса учащихся при использовании наглядности, нам помогало анкетирование.

Анкета была составлена из следующих вопросов:

  1. Помогают ли вам при изучении нового материала опорные схемы?

а. да

б. нет.

в. незнаю.

  1. Легче писать сочинение, если перед вами репродукция картины?

а. да.

б. нет

в. незнаю.

  1. Помогают вам выучить правило таблицы и опорные карточки?

а. да.

б. нет

в. незнаю.

  1. Нужны на уроке информационно-технические средства?

а. да.

б. нет

в. незнаю

  1. Нравится вам, когда на уроке присутствует наглядность?

а. да.

б. нет

в. незнаю.

Результаты анкетирования (всего количество 20 учащихся).

Таблица 13

Результаты анкетирования

Вопросы

Ответы

да

нет

Не знаю

1

2

3

4

5

5

13

14

5

10

-

3

2

-

-

15

7

4

15

10

На 2 формирующем этапе в экспериментальном классе обучение русскому языку проводили с использованием выбранных и подготовленных нами наглядных средств, направленных на повышение качества знаний.

В контрольном классе работа по обучению русскому языку проводилась по учебному материалу без применения предложенных нами наглядных средств.

На протяжении всего периода практической деятельности интенсивно применялась наглядность на различных этапах уроков – при изучении нового материала, при закреплении, повторении, самостоятельной работе, уроках обобщения. Для более успешного восприятия учебного материала, со второй четверти учащимся экспериментального класса были предложены выбранные наглядности. В конце четверти провели контрольную работу. Дети писали сочинение по картине «Зимние забавы», с использованием слов с пропущенной орфограммой и планом.


План.

I. Солнечный денек.

Ра…вет, со…нце, сл…пящее, ин…й, р…бята.

II. Зимние забавы.

К…ток, к…ньки, в…селые, св…лились, см…ются, б…резы, (с)горки, т…варищи, ск…тился, (на)к…тке.

III. Хорошо!

Веч…ром, ра…казывали, р…дители

Итоги сочинений за II четверть (В соответствии с рисунком 7)

2 «А» 2 «Б»

Рисунок 7. Итоги сочинений за II четверть.

Наблюдение за учащимися экспериментального класса позволили сделать вывод: применение средств наглядности значительно повышает уровень интереса детей к изучаемому материалу, сосредотачивает учащихся, способствует лучшему усвоению учебного материала, активизирует внимание, память, помогает сэкономить время на уроке.

В III четверти в экспериментальном классе провели ряд обучающих уроков с использованием наглядности и звукозаписи для сопоставления буквы и звука. И это тем более важно, что работа-исследование проводилась в начальных классах. Были проведены:

  1. Звуковой буквенный диктант по теме: «Парная согласная на конце и в середине слова».
  2. Звуковой графический диктант по теме: «Состав слова».
  3. Звуковой графический диктант «Плюс-минус» по теме: «Перенос слова с удвоенными согласными».

На контрольной работе были предложены аналогичные задания без наглядности (В соответствии срисунком 8)

2 «А» 2 «Б»

Рисунок 8. Итоги за III четверть.

На 3 этапе – контрольном провели обработку полученных результатов, по итогам каждой четверти. Сделав сравнение качества знаний экспериментального и контрольного классов получили (В соответствии с рисунком 9)

2 «А» 2«Б»

Рисунок 9. Качества знаний экспериментального и контрольного классов.

Следовательно, применение средств наглядности значительно повысило качество знаний в экспериментальном классе на 20 %, когда в контрольном классе качество возросло лишь на 5 %.

На следующем этапе нашего исследования, проводится контрольное анкетирование, для обнаружения подъема уровня познавательного интереса учащихся при применении наглядных средств.

Таблица 14

Результаты анкетирования

Вопросы

Ответы

да

нет

Не знаю

1

2

3

4

5

18

20

17

20

20

-

-

-

-

-

2

-

3

-

-


Проанализировав ответы детей на анкетные вопросы, приходим к выводу, что 97% детей заинтересованы в применении на уроках русского языка различных средств наглядности. Следовательно, благодаря их использованию растет интерес к предмету и, как следствие, повышается качество знаний, грамотность, орфографическая зоркость, зрительная память, эффективность обучения.

В ходе исследования, проводится опрос учителей с опытом работы. Учителям начальных классов средней школы была предложена анкета:

Какие из перечисленных ниже средств наглядности, влияющие на качество знаний по русскому языку, вы применяете на уроках:

  1. Алгоритмы.
  2. Ассоциативные рисунки.
  3. Обобщающие таблицы.
  4. Перфокарты.
  5. Схемы.
  6. ТСО.

Опрошено 10 учителей начальных классов школ, школы-сада, с наименьшим стажем работы – 5 лет и наибольшим стажем - 30 лет.

При обработке данных в процентном отношении общее количество учителей – 10 человек было взято за 100 %. Таким образом, при помощи расчетов, полученные результаты анкетирования внесли в таблицу:

Таблица 15

Результаты анкетирования

Средства наглядности

Применяю

часто

Иногда

1

2

3

4

5

6

Алгоритмы

Ассоциативные рисунки

Обобщающие таблицы

Перфокарты

Схемы

ТСО

90 %

70%

60%

80%

80%

40%

10%

30%

40%

20%

20%

60%

По итогам анкетирования следует, что учителя начальных классов считают необходимым применение наглядных средств в обучении русскому языку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная дидактика основана на необходимости всестороннего оснащения педагогического процесса и предусматривает создание средств, ориентированных на различные типы восприятия, различные способы представления материала, различные организационные формы работы с ним.

Обучение - двухсторонний бизнес-процесс. Эти виды деятельности (обучение и учащиеся) могут осуществляться по-разному, в зависимости от используемых средств, условий, при которых осуществляется деятельность, в конкретной среде, в которой она проводится.