Файл: Наглядность как принцип обучения (Авторский подход о принципе наглядности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вследствие чего можно сделать вывод, что наглядность в обучении очень важна [9].

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Практическое исследование применения информационных технологий при обучении русскому языку

При обучении с применением информационных технологий (или компьютерной форме обучения), а также использование ТСО сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и общие, отражаемые в дидактических принципах.

Одним из важнейших условий повышения качества учебного и воспитательного процесса, успешного усвоения знаний детьми. Формирования у них умений и навыков является применение информационно-технического средства обучения, которое способствует, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Вместе с тем ИТСО в комплексе воздействуют на органы чувств, успешнее развивают мышление, активизируют творческие способности, разнообразят урок, делают его живым и интересным.

Широкое применение в обучении получили такие технические средства как: кодоскоп, эпидиаскоп, лингофонное оборудование, ауадиативные средства обучения, телевидение, компьютеры.

Одним из самых применяемых технических средств в обучении на уроках русского языка является кодоскоп. Применение его очень удобно. Заранее записываем текст, а затем на уроке через кодоскоп текст воспроизводим на вертикальной поверхности (на стене или экране). Учащиеся записывают текст в тетрадь самостоятельно или под диктовку. Не приходится затрачивать время на уроке на написание текста.

Так же на уроке даем самостоятельную работу некоторым учащимся, которую они выполняют на пленке. Затем через кодоскоп работы проверяем, при этом в работу включается весь класс.

Кодоскоп применяем на разных этапах урока: и при изучении нового материала и при закреплении. Можно проводить зрительный диктант, восстановить деформированный текст и т.д. Здесь не приходится писать на плакате, если пользуемся кодоскопом. Таким образом, кодоскоп позволяет сэкономить время на уроке, разнообразить работу.


Наиболее распространенное техническое средство – эпидиаскоп. Если в работе с кодоскопом применяется только прозрачная пленка, то в работе с эпидиаскопом используем цветные картинки, открытки, карточки любых размеров. Вставив картинку в эпидиаскоп, ее изображение во много раз увеличивается. Принцип работы эпидиаскопа такой же как и кодоскопа.

Ценность эпидиаскопа в том, что он передает на экране цветное изображение. Он удобен тем, что на урок не приходится носить большие картины, репродукции и т.д.

АСО – (аудиативные средства обучения)- звукопроизводящие средства обучения: звукозапись на магнитной ленте в форме аудиокассет, грампластинки, компакт-диски. К АСО с полным правом относятся и радиопередачи. Любую из них на уроке используем в форме звукозаписи.

Практика дает возможность значительно расширить методические подходы к использованию звукозаписи как средства обучения с одной стороны, и как средства формирования информационной культуры младших школьников – с другой.

Использование звукозаписи в школе-интернате № 2 проводилось на традиционно обозначенных учебных предметах (русского языка, литературного чтения, где использование звукозаписи связано с изучением слова и работой над ним. Организация и проведение этой работы требует учета целого ряда условий и общедидактического, и психологического, и методического характера.

И сильные, и слабые учащиеся надолго запоминают материал, мобилизующий прежде всего их эмоциональную память и вызывающий интерес, что составляет важный компонент психической деятельности сознания.

Школьников, надо постепенно готовить и приучать к работе со звукозаписью любого содержания. Необходимо помнить, что среди всех условий влияющих на восприятие детьми звуковой информации, важное значение имеет качество звучания. Звукозапись должна быть чистой, четкой, громкой. Магнитофон должен быть настроен идеально. Скорость передачи информации и время ее предъявления строго регламентированы. Не следует увлекаться чересчур объемным материалом для прослушивания его детьми в условиях урока.

Исследования, проведенные под руководством профессора Л.П.Прессмана, выявили следующие временные показатели, дающие наибольший педагогический эффект при работе со звукозаписью

Звукозапись, предъявляемая для прослушивания на уроке и по форме являющаяся озвученным традиционным текстом, не должна превышать 6 минут.

Если запись помимо текста содержит музыкальное сопровождение, время ее предъявления должна достигать 10 минут.


К любому аудиоматериалу, подготавливаем вопросы, нацеленные на восприятие звукозаписи и на выяснение того, как понятна и усвоена детьми информация. Цель введения звукозаписи в урок обозначаем очень четко.

Прослушивание звукозаписи на уроке – это активный методический прием. При включении звукозаписи, не следует опасаться внешней пассивности детей. В этот момент происходит активная работа их чувств и разума. Важностью объединения всех разнообразных приемов включения звукозаписи в урок, - это создание совершенно новой, необычной атмосферы на уроке, которая в свою очередь активизирует познавательные способности детей. Еще одним из преимуществ аудиозаписи являлось то, что она позволяет избежать монотона, появляется дополнительная возможность для свободного наблюдения, за классом и индивидуальной работы с учениками.

Возможности звукозаписи сводим к следующим формам работы. Самым распространенным был прием использования звукозаписи в качестве образца выразительного чтения. Следующий, более усложненный прием связан с аналитической работой детей, которые продолжали чтение и старались сохранить тональность и выразительность прочтения текста. Вариаций предлагаем несколько.

В проблеме использования звукозаписи нас прежде всего интересуют новые методические приемы ее использования в учебном процессе глубокими методическим подходами предъявляемой информации. И это тем более важно, что работа – исследование проводилась в начальных классах. Экспериментально обозначенные и проверенные на практике информационно-образовательные возможности звукозаписи делим на группы по характеру и содержанию заданий, определяемых целью работы.

1. Умение слушать и вычленять из предъявляемой на уроке звукозаписи требуемую языковую информацию. Работаем со звукозаписями из «Занимательной азбуки» В.Волиной, где каждой букве соответствует свой текст (рассказ, сказка, стих), в словах которого изучаемые звуки (буквы) встречаются п-е количество раз. Слушая эту звукозапись, дети мысленно запоминают, а потом и называют слова, в которых они услышали изучаемый звук.

2. Умение соотносить языковую информацию со знаково-символической системой, используемой на уроках русского языка. Разработаны системы графических диктантов (III класс). В звуковые буквенные диктанты, например, вошли темы «Непроверяемая гласная в корне слова, «Парная согласная на конце и в середине слова», «Разделительные ъ и ь знаки».

Звуковые графические диктанты состояли из двух диктантов по теме «Состав слова» и «Перенос слова с удвоенными согласными». Особенность этой формы работы со звукозаписью состоит в том, что дети в тетрадях записывают только требуемый ответ: будь это нужная буква или графическое изображение части слова.


Например:

3 класс.

1) Звуковые буквенные диктанты.

Тема: парная согласная на конце и в середине слова.

Грядка варежка жираф

Сказка загадка книжка

Лавка мороз узкий

Шкафчик сторож просьба

Записи детей:

д ж ф

з д ж

в з з

ф ж с

2) Звуковые графические диктанты.

Тема: Состав слова (№ 2)

Разделительный ь пишется перед…, неизменяемая часть слова; после корня находится…, изменяемая часть слова; в слове часики нет….

Записи детей:

3) Звуковой графический диктант «Плюс-минус»

Тема: Перенос слова с удвоенными согласными.

Знаком «+» обозначить слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.

Ванна, грамм, грипп, касса, сумма, ссора, масса

+ - - + + - +

3. Запоминание правил грамматики с помощью звукозаписи.

Данный подход реализуем двояко. Во-первых, используем на уроках фрагменты из радиопередач, предварительно детально проанализировав их. Во-вторых, создаем свою звукозапись. Например, для закрепления темы «Местоимение» дополнение к таблице:

1-е л. – Я – мы

2-е л. – ты – вы

3-е л. – о- она – они – оно

предлагаем правило в стихотворной форме:

Есть лица у местоимений:

Я – мы – вот первое лицо

Ты – вы - второе, нет сомненья,

Оно – она, они – он – конечно, третье

Убежден.

4. Художественная звукозапись – источник информационных умений при написании сочинений и изложений. Производим отбор записи художественных текстов, соответствующих тематике творческих работ учащихся. Эти тексты выбираем разных видов: описательные, ролевые, тексты-рассуждения, прозаические, стихотворные. Обязательным предварительным условием для проведения такой работы необходимо научить детей слушать художественную звукозапись в исполнении мастеров художественного слова как образца речи.

5. Словесное иллюстрирование музыкальных записей. Одним из вариантов этого направления было составление характеристики человека, его портрета и поведения с помощью звукозаписи.

6. Обучение озвучиванию экранных произведений. Работа по этому направлению напрямую связана с развитием выразительности речи у детей. Используем этот прием на заключительном этапе работы с произведением.

7. Звукозапись редко используем изолированно, чаще всего ее используем в комплексе с другими средствами. Например, к звуковой азбуке Волиной каждую букву алфавита.

Самое эффективное и наиболее эмоционально действующее средство наглядности – кино. Учебное кино и видеофильмы служили систематизации и обобщению знаний, освещали отдельные вопросы темы, содержали фактический материал для формирования представлений. Учебный киновидеофильм не следует рассматривать как способ наглядной иллюстрации, он несет учебную информацию.


Жизнь требует новых форм обучения и воспитания детей, удовлетворения познавательных запросов ребенка. Телевидение в решении этой проблемы обладает фактически беспредельными возможностями. Существует мнение, что хорошие телекурсы – циклы учебных передач – могли бы полностью взять на себя обучение детей, и в этом случае все без исключения дети учились бы с увлечением и, самое главное, без лишних усилий.

Но в современном обществе телевидение лишь помогает детям учиться. Таким образом, практически каждая телепередача, а учебная – особенно «доводится» нами до нужного уровня, исходя из реальных условий и подготовленности детей конкретного класса.

Наша роль состояла в помощи детям разобраться в материале, откорректировать ответы, связать материал телепередачи с тем, который предстоит изучать.

Использование телепередач на уроках русского языка обогащает словарный запас учащихся, расширяет кругозор и повышает познавательный уровень. Телепередачи имеют большое воспитательное значение. Проводя беседу по телепередаче дети учились высказывать свои мысли, развивали речь.

Современный мир пронизан потоками информации. Отвечая требованиям времени, работая на будущее своих учеников, проводим инновационную реорганизацию учебно-воспитательного процесса. «Завтра» наших детей – это информационное общество».

Вступая в компьютеризованный мир, ребенок должен знать теоретические основы информатики, уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Идёт подготовка детей к жизни в современной обществе, следовательно, проблема компьютеризации ведущая в учебно-воспитательном процессе. Начинаем обучение с 1 класса, так как известно, что самые прочные знания и навыки человек получает в начальной школе.

В такой ситуации необходимо внедрить в практику начальной школы новейшие информационные технологии, в частности, компьютерные, повышающие общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся, поддерживающие нас в состоянии творческого поиска. При обучении информатике в школе решаем следующие задачи:

  1. Изучение компьютера (устройство, принципы работы);
  2. Освоение теоретических основ информатики;
  3. Овладение компьютером как рабочим инструментом;
  4. Индивидуализация и дифференциация обучения;
  5. Развитие логического и творческого мышления;

Для использования в учебном процессе информатизации выделяем следующие программы:

  1. учебно-тренировочные для развития и закрепления основных знаний и навыков;
  2. для введения нового учебного материала;
  3. контролирующие;
  4. для обучения языком программирования;
  5. учебно-игровые;