Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (связь стратегий совладания с профессиональными трудностями).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ проблемы жизнестойкости личности
1.1 Современные исследования жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Современные исследования стратегий совладания с профессиональными трудностями
2. Эмпирическое исследование стратегий совладания с профессиональными трудностями и жизнестойкости
2.2 Методы и методики исследования
Сопоставим далее полученные результаты на основании методов математической статистики, используя коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты представлены в таблицах 4, 5 и 6.
Таблица 4 – Анализ взаимосвязей адаптационных стратегий и жизнестойкости личности
Вовлечен-ность |
Контроль |
Принятие риска |
Жизнестой-кость |
|
---|---|---|---|---|
Ассерт. действия |
0,028 |
0,421** |
0,039 |
0,281* |
Вст. в соц. контакт |
0,135 |
0,313* |
0,000 |
0,209 |
Поиск соц. подд. |
0,028 |
0,276* |
-0,225 |
0,102 |
Осторож. дейст. |
-0,064 |
0,022 |
0,044 |
-0,057 |
Импульс. дейст. |
0,187 |
-0,003 |
0,202 |
0,187 |
Избегание |
-0,284* |
-0,153 |
-0,097 |
-0,295* |
Манип. дейст. |
0,027 |
-0,131 |
0,124 |
-0,003 |
Асоц. дейст. |
-0,001 |
-0,200 |
0,201 |
-0,055 |
Агресс. дейст. |
-0,247 |
0,181 |
0,171 |
0,083 |
По итогам анализа взаимосвязей адаптационных стратегий и жизнестойкости личности было выявлено, что показатель ассертивных действий имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль (r = 0,421; р ≤0,01). Это говорит о том, что ассертивная личность, способная не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать свое поведение и нести ответственность за него, чаще всего в сложной ситуации будет стараться контролировать ситуацию, бороться за то, чтобы повлиять на результат происходящего.
Показатель ассертивных действий имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого общего показателя жизнестойкости личности (r = 0,281; р ≤0,05). Ассертивная личность достоверно отличается более выраженными показателями жизнестойкости.
Показатель поиска социальной поддержки имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль (r = 0,276; р ≤0,05). Показатель вступления в социальный контакт также имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль (r = 0,313; р ≤0,05).То есть, человек, стремящийся контролировать ситуацию, бороться за себя и свои потребности, более активно может искать помощи окружения, обращаться к другим людям.
Показатель избегания имеет обратные корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как вовлеченность (r = -0,284; р ≤0,05). Это говорит о том, что человек, склонный избегать проблем, редко получает удовольствие от собственной деятельности, это может порождать чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
Показатель избегания имеет обратные корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого общего показателя жизнестойкости личности (r = -0,295; р ≤0,05). Избегаюшая личность достоверно отличается более низкими показателями жизнестойкости.
Таблица 5 – Анализ взаимосвязей конфликтного поведения и жизнестойкости личности
Приспо-собление |
Сотрудни-чество |
Компромисс |
Избегание |
Доминиро-вание |
|
---|---|---|---|---|---|
Вовлечен-ность |
-0,047 |
0,182 |
0,057 |
-0,129 |
0,193 |
Контроль |
0,005 |
-0,025 |
0,199 |
-0,186 |
0,176 |
Принятие риска |
0,032 |
0,135 |
-0,170 |
0,101 |
0,145 |
Жизнестой-кость (интегральный показатель) |
-0,007 |
0,124 |
0,052 |
-0,143 |
0,241 |
Результаты анализа взаимосвязей конфликтного поведения и жизнестойкости личности в данном исследовании скорее говорят о том, что здесь достоверные взаимосвязи не обнаружены. Возможно увеличение выборки и использование иных методик позволит в дальнейшем уточнить данный вывод.
Таблица 6 – Анализ взаимосвязей адаптационных стратегий и конфликтного поведения
Приспо-собление |
Сотрудни-чество |
Компромисс |
Избегание |
Доминиро-вание |
|
---|---|---|---|---|---|
Ассерт. действия |
0,080 |
0,061 |
0,063 |
0,029 |
-0,019 |
Вст. в соц. контакт |
-0,192 |
0,022 |
0,308* |
-0,340** |
0,122 |
Поиск соц. подд. |
-0,119 |
0,042 |
0,372** |
-0,329* |
-0,003 |
Осторож. дейст. |
0,023 |
0,006 |
-0,036 |
0,090 |
0,014 |
Импульс. дейст. |
0,137 |
-0,221 |
-0,119 |
-0,183 |
0,137 |
Избегание |
-0,023 |
0,123 |
0,184 |
-0,022 |
-0,082 |
Манип. дейст. |
0,039 |
0,157 |
-0,101 |
0,037 |
-0,054 |
Асоц. дейст. |
0,050 |
-0,159 |
-0,067 |
0,241 |
-0,109 |
Агресс. дейст. |
0,037 |
-0,041 |
-0,104 |
0,063 |
0,249 |
По итогам анализа взаимосвязей адаптационных стратегий и конфликтного поведения было выявлено, что показатель вступления в социальный контакт имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как компромисс (r = 0,308; р ≤0,05) и обратные – с выраженностью избегания конфликта (r = -0,340; р ≤0,01). Поиск социальной поддержки также имеет прямые взаимосвязи с выраженностью такого показателя как компромисс (r = 0,372; р ≤0,01) и обратные – с выраженностью избегания конфликта (r = -0,329; р ≤0,05). Это говорит о том, что личность, ориентированная на контакты с окружающими, чаще будет стараться найти общее решение проблемы, достичь компромисса в споре, а также реже будет уходить от обсуждения трудностей и разногласий.
Таким образом, действительно подтвердилось следующее: стратегии адаптационного и конфликтного поведения, а также жизнестойкости достоверно различаются у мужчин и женщин; уровень жизнестойкости личности взаимосвязан со стратегиями адаптационного поведения. Гипотеза о том, что уровень жизнестойкости взаимосвязан с выбором стратегии поведения в конфликте и будет выше при предпочтении стратегии сотрудничества – в полной мере не подтвердилась.
Эмпирическое исследование было направлено на то, чтобы выявить показатели адаптационных стратегий, конфликтного поведения и жизнестойкости личности и их особенности у мужчин и женщин, а также взаимосвязи.
Было выявлено, что показатели жизнестойкости в мужской и женской выборках согласно их статистической значимости различаются согласно данным расчета U-критерия Манна-Уитни по многим шкалам. Различия были установлены по шкале «контроль» – этот показатель более характерен для мужчин, то есть они больше управляют, меняют свою жизнь, чувствуют себя хозяевами своей судьбы. Различия также установлены по шкале «принятие риска» – этот показатель более характерен для мужчин, то есть они больше склонны рисковать и пробовать новое. Различия также установлены по интегральной шкале «жизнестойкость» – этот показатель также более характерен для мужчин, то есть они обладают большим ресурсом жизнестойкости в целом.
Выявлено, что показатели конфликтного поведения в мужской и женской выборках по их статистической значимости различаются согласно данным расчета U-критерия Манна-Уитни по многим шкалам. Различия были установлены по шкале «сотрудничество» – этот показатель более характерен для женщин. Различия также установлены по шкале «компромисс»– этот показатель также более характерен для женщин. Различия также установлены по шкале «избегание» и «доминирование»– эти показатели более свойственны мужчинам.
По итогам анализа взаимосвязей адаптационных стратегий и жизнестойкости личности было выявлено, что показатель ассертивных действий имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль. Показатель ассертивных действий имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого общего показателя жизнестойкости личности. Показатель поиска социальной поддержки имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль. Показатель вступления в социальный контакт также имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль. Показатель избегания имеет обратные корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как вовлеченность. Показатель избегания имеет обратные корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого общего показателя жизнестойкости.
Результаты анализа взаимосвязей конфликтного поведения и жизнестойкости личности в данном исследовании скорее говорят о том, что здесь достоверные взаимосвязи не обнаружены. Показатель вступления в социальный контакт имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как компромисс и обратные – с выраженностью избегания конфликта. Поиск социальной поддержки также имеет прямые взаимосвязи с выраженностью такого показателя как компромисс и обратные – с выраженностью избегания конфликта. Гипотезы были подтверждены частично.
Заключение
Целью данного исследования было теоретически проанализировать и эмпирически изучить связь стратегий совладания с профессиональными трудностями и жизнестойкости. Было определено, что жизнестойкость яʙляется системным сʙойстʙом, обуслаʙлиʙающим успешную адаптацию челоʙека к ʙоздейстʙию различных психосоциальных нагрузок и фактороʙ среды обитания, позʙоляет личности протиʙостоять жизненным трудностям, неблагоприятному даʙлению обстоятельстʙ, сохранять здороʙье и работоспособность ʙ различных испытаниях.
Жизнестойкость прояʙляется ʙ преодолении трудностей как способность сохранять ʙеру ʙ себя, быть уʙеренным ʙ себе, сʙоих ʙозможностях, как способность к эффектиʙной психологической саморегуляции. Стабильность прояʙляется ʙ сохранении способности личности функционироʙать, осущестʙлять самоупраʙление, разʙиʙаться, адаптироʙаться. Жизнестойкость яʙляется сложным и емким качестʙом личности, объединяющим целый комплекс способностей: стойкость (способность протиʙостоять), ураʙноʙешенность (способность соизмерять уроʙень напряжения с ресурсами сʙоей психики и организма), сопротиʙляемость (способность протиʙостояния ʙнешним ʙлияниям).
Выраженность жизнестойкости зависит от множества факторов, среди которых могут быть также стратегии адаптационного и кофликтного поведения. Адаптационные стратегии обуславливают особенности адаптационных возможностей человека и своеобразие протекания адаптации личности в результате воздействия тех или других факторов и условий среды. Стратегия поведения личности в конфликте рассматривается как ориентация индивида по отношению к конфликту. Когда человек пытается справиться с теми или иными жизненными трудностями, его активность может быть направлена как на внешние обстоятельства, подлежащие изменению, так и на самого себя. Включаются механизмы психической саморегуляции и механизмы психической адаптации. Наличие индивидуальных различий в реагировании на стресс и формирование стрессоустойчивости определяет растущий интерес к изучению механизмов регуляции этого состояния, обоснования путей и способов его преодоления. В современной психологической науке изучения взаимодействия личности с внешней средой все чаще осуществляется в контексте его жизнестойкости.
Эмпирическое исследование было направлено на то, чтобы выявить показатели совладания с профессиональными трудностями и жизнестойкости личности и их особенности у мужчин и женщин, а также взаимосвязи.
В качестве методов сбора данных использовались: эмпирические методы исследования, которые включали комплекс диагностических психологических методик и методов математико-статистического анализа данных. Для выявления различий между двумя группами был применен расчет достоверности различий между эмпирическими распределениями по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни. Для измерения силы линейной корреляционной связи количественных признаков использовался линейный коэффициент корреляции К. Спирмена.
В ходе диагностики подтвердилось следующее: стратегии адаптационного и конфликтного поведения, а также жизнестойкости достоверно различаются у мужчин и женщин; уровень жизнестойкости личности взаимосвязан со стратегиями адаптационного поведения. Гипотеза о том, что уровень жизнестойкости взаимосвязан с выбором стратегии поведения в конфликте и будет выше при предпочтении стратегии сотрудничества – в полной мере не подтвердилась.
Список литературы
- Александровский Ю. А. Социально-стрессовые расстройства / Ю. А. Александровский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. – 1992. – В.2. – С. 5-10.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – Москва, 2009 – 62-65 с.
- Аширов Д.А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2009. - 342 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – СПб.: Питер , 2015. – 270 с.
- Ванакова Г.В. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов: Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук: 19.00.13 – ПГУ. Биробиджан. 2014. — 462 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 2013. – 432с.
- Гардашников В.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа/ В.Я. Гардашников. – М.: Академия естествознания, 2009. – 228 с.
- Глоточкин А.Д. О личностной, социально-психологической адаптации / А.Д. Глоточкин // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. – Тверь: [б/и], 2014. – С. 102-105.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. – Санкт-Петербург, 2002 – 221, 420 с.
- Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. – Л.: Наука, 1990 – 34 с.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – Санкт-Петербург, 2009 – 39 с.
- Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl=
- Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2013.
- Изард К. Методы изучения эмоций человека // Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: МПСИ, 2009. – С.431-439.
- Кишкель Е.Н. Управленческая психология. – Москва, 2002 – 137 с.
- Каверин С.Б. Мотивация труда. М.: Дело, 2014. – 354с.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
- Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса/ Л.А.Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - С. 368.
- Комаров М.А. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2014.- 412 с.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2015. – 176 с.
- Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л.Крюкова. – Кострома КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
- Леоненко Н.О., Чечурина К.С. Жизнестойкость как ресурс позитивного развития личности студентов // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования . – 2014 . – № 2 . – С .170—172 .
- Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – Санкт-Петербург, 2000 – 11-12 с.
- Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
- Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996 – 220 с.
- Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дисс.канд.психол.наук; 19.00.05. – Челябинск, 2006. – 175 с.
- Налчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личности / А.А. Налчаджан. – СПб.: Питер, 2011. – С. 270-275.
- Петросянц В.Р. Особенности жизнестойкости студентов-психологов в зависимости от курса обучения // Психологическая наука и образование . 2017 . – Т . 22 . – № 6 . – C . 109—117 .
- Пиаже Ж. Психология ребенка: научное издание / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2013. – 159 с.
- Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl=
- Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности / О.В. Позднякова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 5-6. – С. 183-188.
- Попова Т. А. Экспериментальное исследование эмоционального выгорания, самоотношения и самоактуализации практических психологов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. – М.: МГППУ, 2014. – С.537-542.
- Пугачев В. П. Руководство персоналом / В.В. Пугачев. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 416 с.
- Подопригора М.Г. Организационное поведение: Конфликты. – Таганрок, 2008 – 209-213 с.
- Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - СПб.: Медицинская пресса, 2012. – 352 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2014. – 720 с.
- Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону, 2005 – 353 с.
- Стрехова Н.С., Лыгалов М.А. Исследование состояния проблемы профессионального выгорания профессионала образовательной организации // Символ науки. – 2016. - № 5-3 (17). – С. 242-245.
- Толстых Ю. И. Современные подходы к категории «адаптационный потенциал» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2011. - № 1.
- Уварова О.М. Черты личности и копинг-стратегии подростков с разным уровнем жизнестойкости // Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: ИП РАН, 2017. С. 861–864.
- Фестингер JI. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. – СПб.: Ювента, 2011. – 145 с.
- Хаммад С.М. Жизнестойкость как основа самореализации личности в трудных жизненных ситуаицях: дисс. канд.психол. наук; 19.00.01. – М., 2016. – 236 с.
- Чебыкин А.Я., Аболин Л.М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. - №4. – С.83.
- Черняк Т. В. Конфликты в организации и технология их разрешения. – Новосибирск, 1998 – 14 с.
- Шапиро С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А., Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. – 400 с.
- Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала.- М.: Гросс Меди, 2015.-224 с.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса - М.: Эксмо, 2008. - 304 с.