Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере кафе «Встреча» (ООО «Виктория»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, проблема повышение конкурентоспособности отечественных предприятий является в данный момент одной из самых важных в организации управления конкурентоспособностью предприятия. Должны применяться меры, как на уровне государства, регионов, так и бизнеса, при которых российские предприятия могли бы использовать современное оборудование, достижения научно-технического прогресса, перенимать опыт западных компаний, и, соответственно, выходить на мировые рынки. Необходимо развивать рыночную инфраструктуру на потребительском и товарном рынках, устранять многочисленных посредников и монополистические объединения. Устойчивое повышение конкурентоспособности отечественных предприятий возможно только при долгосрочном и непрерывном развитии всех детерминантов конкурентоспособности. Это обуславливает необходимость разработки четкого инструментария оценки и повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

1.3. Показатели управления конкурентоспособностью предприятия

Определение уровня конкурентоспособности предприятий на рынке осуществляют с помощью комплексного анализа количественных показателей, сравнивая их в динамике с показателями конкурентов, с равными условиями влияния внешней среды. Система оценки конкурентоспособности предприятий подразумевает ее деление на основные бизнес-процессы.

Известные на современном этапе модели и методы оценки конкурентоспособности предприятия можно разделить на 2 группы [5, c. 114]:

  • расчетные (метод рейтинговой оценки, оценка на основе расчета доли рынка, метод оценки на основе теории эффективной конкуренции, метод оценки на основе потребительной стоимости);
  • теоретические (матрица БКГ, SWOT-анализ, PEST-анализ, матрица конкуренции по М. Портеру, метод «многоугольник конкурентоспособности предприятия»).

Рассмотрим подробнее основные методы:

  • матричный метод;
  • SWOT-анализ;
  • метод экспертных оценок;
  • расчетный метод.

Матричный метод [18] базируется на анализе конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара. Оценка происходит на основе матрицы, которая строится как система координат. На горизонтальной оси – отражаются темпы роста продаж, на вертикальной - доля на рынке предприятия. Успешным и конкурентоспособным считается предприятие, которое занимает большую долю на быстрорастущем рынке. Конкурентоспособность при этом методе рассматривается в динамике.


Преимуществом матричного метода является высокая вероятность правдивости оценки, так как используются данные о доле рынка и объемах реализации конкурентов. Недостатком считается необходимость дополнительных маркетинговых исследований, так как требуется достоверная информация.

SWOT-анализ способен выявить сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, опасности и возможности внешней среды, и на основе этого обозначить возможности для развития фирмы. SWOT-анализ является одним из самых надежных инструментом стратегического планирования.

Метод экспертных оценок [19] базируется на мнениях специалистов-экспертов. Чаще всего его используют, когда показатели качества нельзя определить другими методами из-за недостатка информации. Данная методика позволяет получить информацию, которая будет полезна для принятия управленческого решения. Сущность этого метода основана на сборе предположений и суждений экспертов с дальнейшим анализом полученных ответов.

Существует большое количество методов экспертных оценок, в одних эксперты работают в группах и обсуждают проблемы друг с другом, а в других каждый эксперт работает отдельно и высказывает свое мнение независимо от мнения других. Можно обозначить основные методы:

  • метод «Дельфы»;
  • метод «снежного кома»;
  • метод «дерева целей»;
  • метод «комиссий круглого стола»;
  • метод эвристического прогнозирования.

При расчетном методе [11, c. 24] рассчитывается коэффициент конкурентоспособности предприятия (ККП). ККП находится вычислением средневзвешенного значения из полученных бальных оценок критериев с учетом веса каждого показателя.

ККП = 0,15ЭП+0,29ФП+0,23ЭС+0,33КТ, (1)

где

ЭП – значение эффективности производственной деятельности,

ФП – критерий финансового положения компании,

ЭС – критерий эффективности организации сбыта, продвижения товара,

КТ - критерий конкурентоспособности товара.

Коэффициенты весомости критериев 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным методом путем сравнения.

Преимуществом расчетного метода является возможность учитывать с различных сторон деятельность предприятия. Если проследить эти показатели за разные промежутки времени, то можно контролировать деятельность определенных отделов.

Оценка конкурентоспособности предприятий способна осуществляться разными способами, рассмотрим некоторые из них.

Например, А.С. Шальминова предлагает применять в качестве показателей финансовое положение предприятия, эффективность его производственной деятельности, эффективность организации сбыта и продвижения товара, конкурентоспособности товара, эффективность инновационного проекта. Расчет общего показателя конкурентоспособности представляется в виде геометрической взвешенной:


К = , (2)

где е1, е2, е3, е4, е5 - частные показатели эффективности деятельности предприятия;

а1, а2, а3, а4, а5 - коэффициенты весомости показателей эффективности.

Если коэффициенты а равны друг другу, то вид формулы 2 следующий:

К =, (3)

По методике, предложенный А.А. Вороновой, интегральный показатель конкурентоспособности вычисляется по формуле:

Y 1/2 = а 1/2 b 1/2 c ½ ... k 1/2, (4)

где а1/2, b1/2, c1/2 - показатели отношения уровня конкурентоспособности выбранных параметров продукции первого производителя относительно второго. Более конкурентоспособному товару соответствует боле высокое значение Y1/2 [15, c. 18].

Профессор Р.А. Фатхутдинов предлагает производить оценку уровня конкурентоспособности предприятия по формуле, учитывающей весомость товаров и рынков, на которых они реализуются:

К орг. = ∑ аi bj kij → 1, (5)

где аi – удельный вес товара в объеме продаж за анализируемый период;

bj – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации (для промышленно развитых стран значимость рынка рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран - 0,7, для внутреннего рынка - 0,5);

kij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке. Она рассчитывается по формуле:

К а.о = (Па.о · Зл.о / Пл.о · За.о) К1 · К2 · Кn, (6)

где Ка.о – конкурентоспособность анализируемого образца товара;

Па.о, Пл.о – полезный эффект анализируемого и лучшего образца за нормативный срок его службы, единицы полезного эффекта;

Зл.о, За.о – совокупные затраты за жизненный цикл лучшего и анализируемого объекта, денежная единица;

К1, К2, Кn – корректирующие коэффициенты, учитывающие конкретные преимущества [13, c. 119].

Общее заключение по уровню конкурентоспособности предприятия складывается по количеству баллов, набранных в каждой из групп [7, c. 13].

На практике наибольшую популярность завоевали модели анализа рыночного положения и конкурентоспособности предприятия SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ.

Существуют три уровня обеспечения конкурентоспособности предприятия [2, c. 39]:

  • стратегический,
  • тактический,
  • оперативный.

На стратегическом уровне обеспечение конкурентоспособности предполагает повышение инвестиционной привлекательности предприятия.


На тактическом уровне конкурентоспособность характеризует состояние самого предприятия.

На оперативном уровне повышение конкурентоспособности - это повышение конкурентоспособности продукции.

Выделяют следующие пути повышения конкурентоспособности предприятия:

1. Непрерывное использование нововведений.

2. Поиск наиболее совершенных форм, выпускаемой продукции.

3. Выпуск продукции, удовлетворяющей требования государственных и мировых стандартов качества.

4. Использование сырья и материалов наивысшего качества.

5. Обучение и переподготовка персонала.

6. Улучшение условий труда и мотивирование работников.

7. Проведение маркетинговых исследований рынка.

8. Анализ деятельности конкурентов.

9. Использование наиболее эффективных каналов рекламы.

10.Регистрация товарного знака.

Используя перечисленные направления, предприятие, тем самым, повышает свою конкурентоспособность и укрепляет финансовую устойчивость.

Таким образом, не существует одной универсальной методики, с помощью которой можно точно определить конкурентоспособность предприятия, действующей в сфере продаж и услуг, так как каждая имеет свои недостатки и достоинства, поэтому рациональнее будет использовать методы в комплексе. То есть оценка конкурентоспособности каждого предприятия требует анализа существующих методик и подбора такого их сочетания, которые будут способствовать развитию компании и успехов в конкурентной борьбе.

2. Анализ управления конкурентоспособностью кафе «Встреча» ООО «Виктория»

2.1. Общая организационно-экономическая характеристика кафе и его деятельности

Кафе «Встреча» (ООО «Виктория») осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, на основании Законов РФ «О предприятиях», «О предпринимательской деятельности», действующим законодательством РФ и Устава предприятия.


Вид собственности предприятия – частная.

Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью.

Предприятие создано для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Время работы кафе: с 10:00 до 23:00.

Кафе «Встреча» основано в 2004 г., оказывает следующие услуги:

  • приготовление блюд и организация обслуживания праздничного стола;
  • доставка в офис обедов, блюд и другой продукции по заказу;
  • выездные обслуживания банкетов и вечеров;
  • бронирование мест на определенное время.

По характеру организации производства, кафе относится к предприятиям с полным технологическим процессом обработки продуктов, начиная с приема и хранения сырья и заканчивая реализацией готовой продукции.

Кафе имеет производственные и административные помещения, а также бытовые помещения для персонала, торговый зал, фойе.

Зал рассчитан на 90 мест. Банкетный зал специальным образом спроектирован для проведения свадеб, корпоративных праздников, вечеринок, дней рождений, а также, поминальных обедов.

Основными задачами кафе являются организация розничной торговли.

Структура кафе «Встреча» отражена на рисунке 2.

Рисунок 2. Организационная структура кафе

В кафе применяется линейная структура управления. Стиль руководства используется демократический.

В таблице 1 представлены показатели структуры персонала за 2017–2019 гг.

Таблица 1

Структура персонала кафе «Встреча»

Годы

Численность персонала

Всего

В том числе по категориям

Руководители

Производственные рабочие

Основные рабочие

Вспомогательные рабочие

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2017

18

100

3

16,7

3

16,7

10

55,5

2

11,1

2018

20

100

3

15,0

3

15,0

12

60,0

2

10,0

2019

24

100

4

16,7

3

12,4

13

54,2

4

16,7