Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере кафе «Встреча» (ООО «Виктория»)).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Организация управления конкурентоспособностью предприятия
1.3. Показатели управления конкурентоспособностью предприятия
2. Анализ управления конкурентоспособностью кафе «Встреча» ООО «Виктория»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика кафе и его деятельности
2.2. Анализ внешней и внутренней среды кафе
2.3. Анализ конкурентоспособности кафе и его конкурентов
3. Пути повышения конкурентоспособности кафе «Встреча» ООО «Виктория»
Введение
Актуальность темы исследования. Политика конкурентоспособности России в 21 веке является государственной экономической политикой, главная цель которой – повышение конкурентоспособности страны через повышение конкурентоспособности, ресурсов, институтов, товаров и услуг.
С развитием рыночного механизма проблема конкуренции и конкурентоспособности в России естественным образом резко обострилась, так как отечественная экономика не была готова к такому повороту событий. Но и сейчас, как в прошлое десятилетие, решение проблемы конкурентоспособности требует от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения своего конкурентного статуса. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение своего конкурентного потенциала.
Конкуренция, конкурентоспособность – это есть феномен повседневной действительности, то, с чем сталкиваются каждый день различные фирмы, организации, люди. Это процесс, в котором все организации постоянно находятся. Позиции организации на рынке заключается в том, насколько она может профессионально конкурировать. А для того, чтобы любой хозяйствующий субъект мог делать это профессионально, он должен обладать профессиональной компетенцией, то есть совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений в сфере конкурентного поведения, в сфере осуществления различных конкурентных действий, как воздействий, так и противодействий.
Таким образом, тема курсовой работы актуальна тем, что в современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего возникает необходимость в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции, рынка и специфики предприятия) инструментов управления организациями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Целью курсовой работы является анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере кафе «Встреча» (ООО «Виктория»)).
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы формирования конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать управление конкурентоспособностью кафе «Встреча» ООО «Виктория»;
- определить пути повышения конкурентоспособности кафе «Встреча» (ООО «Виктория»).
Объектом исследования является кафе «Встреча» (ООО «Виктория»).
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятий.
Методологическую основу исследования составляют теоретические и практические позиции, выработанные в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в сфере изучения природы конкуренции, конкурентоспособности, конкурентных преимуществ: Д. Рикардо, И. Кравис, Ж. Ж. Ламбен, М. Портер, М. Познер, Г. Л. Азоев, А. П. Челенков, В. К. Фальцман, Э. Н. Крылатых, Н. И. Фокин и других.
Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, статистическая, финансовая отчетность ООО «Виктория», нормативная и справочная литература, ресурсы Интернета, статьи из экономических журналов.
В процессе подготовки курсовой работы были использованы следующие методы исследования: аналитический, эмпирический, сравнительный, обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы формирования конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Понятие конкуренции часто трактуется экономистами неоднозначно.
Подход к определению сущности конкуренции претерпевал изменения. Впервые А. Смит и Д. Рикардо вводят поведенческую трактовку и описывают конкуренцию как соперничество между участниками, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Свободная конкуренция выступает силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены.
Позднее в работах экономистов А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина получает распространение структурная трактовка конкуренции, основанная на анализе структуры рынка и господствующих в отрасли условий, предполагающих существование разновидностей несовершенной формы конкуренции. Взаимосвязь конкуренции и конкурентоспособности впервые четко прослеживается в работах Й. Шумпетера. В рамках своей теории Шумпетер акцентировал внимание на том, что часто нововведения достаточно инертно воспринимаются рынком, но, будучи воспринятыми, вытесняют с рынка неэффективные предприятия. Еще в начале ХХ в. Шумпетер определил, что сила любого производителя определяется наличием новых товаров, технологии и типа организации [17, c. 31].
На современном этапе отмечаются достоинства конкуренции как инструмента рыночного равновесия и фактора конкурентоспособности [14, c. 27]. Это связано с несколькими важными аспектами, такими как: распределение доходов, эффективность в использовании ресурсов и стремление к ресурсосбережению. В современном понимании конкуренция и конкурентоспособность взаимосвязаны. Конкуренция способствует конкурентоспособности, а конкурентоспособность усиливает конкурентные позиции фирмы.
Российский экономист М.И. Гельвановский рассматривает процесс формирования конкурентоспособности на макро- и микроуровнях экономики, считая, что конкурентоспособность – это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [3, c. 34].
П.С. Завьялов [6, c. 28] разделяет конкурентоспособность на составляющие, как концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно или безуспешно, противостоящих конкурирующим аналогам на внутреннем и на внешнем рынках страны.
Конкурентоспособность предприятия – это его потенциал, возможности, а также гибкость в приспособлении к рыночным отношениям [16, c. 29].
Конкурентоспособность предприятия – это система не связанных друг с другом напрямую, однако влияющих друг на друга составляющих. Это способность субъекта хозяйствования опережать соперников с использованием своих преимуществ для достижения поставленных целей [9, c. 47].
Конкурентоспособность предприятия также характеризуется его возможностью обеспечить [8, c. 16]:
- низкие затраты производства;
- уникальность, особенность предложения;
- доступный и качественный сервис;
- экоориентация продукции;
- качество продукции (услуг);
- своевременный вывод продукции (услуг) на рынок.
Неспособность предприятия обеспечить хотя бы одно из перечисленных условий, сильно снижает его конкурентоспособность.
Факторы конкурентоспособности – это любые обстоятельства, ресурсы, явления, которые действуют на предприятия изнутри или из внешней среды и способствуют созданию конкурентного преимущества фирмы.
Формирование конкурентоспособности фирмы схематично изображено на рисунке 1.
Конкурентное преимущество 1
Конкурентное преимущество 3
Конкурентное преимущество 2
Факторы конкурентоспособности
Внутренние
Внешние
Рисунок 1. Схема формирования конкурентоспособности предприятия [13]
Внешние и внутренние факторы воздействуют на формирование конкурентных преимуществ предприятия, которые вместе составляют ее конкурентоспособность.
Конкурентоспособность предприятия отражает его гибкость и адаптивность к постоянным изменениям внешней среды, а также возможность эффективно использовать имеющиеся внутренние резервы.
В условиях качественных изменений в мировой экономике, которые вызваны обострением конкурентной борьбы на всех уровнях, интенсивное развитие, модернизация и эффективное управление предприятиями становится залогом высокой конкурентоспособности страны.
1.2. Организация управления конкурентоспособностью предприятия
Организацией управления конкурентоспособностью предприятия занимается отдел маркетинга. Работа отдела маркетинга в этом направлении позволяет усиливать конкурентные позиции предприятия.
На первом этапе осуществляются сбор и анализ информации с целью дальнейшей оценки и формирования организационно-экономических мер для их внедрения в работу предприятия.
На втором этапе производится внедрение разработанных мер в деятельность предприятия, что влечет за собой третий этап, заключающийся в организационно-обеспечивающих мероприятиях, направленных на создание всех необходимых условий для возникновения конкурентных преимуществ.
Формирование конкурентных преимуществ - это четвертый этап, который является залогом повышения конкурентоспособности предприятия.
В случае удачно созданных конкурентных преимуществ возникает пятый этап - эффект повышения конкурентоспособности предприятия.
Рассмотрим подробнее этапы управления конкурентоспособностью предприятия.
Первый этап начинается со сбора информации и оценки существующей позиции. Сбор информации позволяет сформировать объективную картину производственно-экономических процессов, происходящих на предприятии. Также, можно понять, насколько хорошо развиты учет и система сбора, мониторинга, аккумуляции и обработки информации на предприятии. Хорошо развитая на предприятии система информатизации может служить серьезной опорой для формирования его конкурентных преимуществ.
Сбор информации направлен на дальнейший анализ внутренней и внешней среды предприятия.
Итогом анализа производственно-экономических данных по предприятию являются разработка и внедрение организационно-экономических мер по повышению конкурентоспособности предприятия (второй этап). Второй этап предшествует этапу организации и обеспечения необходимыми производственными условиями (третий этап).
Особое значение имеет организация НИОКР как фундамент для разработки новых видов продукции. Как правило, разработка нового вида продукции связана с высокими капитальными вложениями, что влечет за собой подбор высококвалифицированного и дорогостоящего персонала. Обеспечение работы таким персоналом составляет немаловажную деталь процесса управления конкурентоспособностью предприятия.
Уровень квалификации персонала является важным в борьбе за повышение конкурентоспособности предприятия. Большую пользу можно получить, развивая уровень квалификации своих сотрудников в приоритетных для предприятия направлениях.
Четвертым этапом является формирование конкурентных преимуществ, которые должны явиться ключевыми факторами повышения конкурентоспособности предприятия и стать основой перехода к пятому этапу, т.е. непосредственно к повышению конкурентоспособности предприятия.
Для повышения конкурентоспособности предприятия иногда необходимо применение подходов, ранее не обозначенных, например, внедрение инноваций.
Существенной проблемой повышения конкурентоспособности является столкновение интересов компаний с интересами потребителей [10, c. 81]. Данная проблема может быть скорректирована в ходе реализации рыночных отношений клиента предприятия, в результате чего, реализация продукции и услуг станет эффективной как для хозяйствующего субъекта, так и для потребителей. Реализация данной корректировки представляется возможной только при преодолении определенных барьеров, обусловленных исходным противоречием.
В целях повышения конкурентоспособности предприятия необходимо использовать комплекс тактических и стратегических способов и инструментов службы маркетинга. Обеспечение конкурентоспособности – это модель работы в рыночных условиях, направленная на [12, c. 24]:
- знание нужд клиентов и прогнозирование их развития;
- знание и понимание поведения и возможностей фирм конкурентов;
- постоянный мониторинг рынка;
- знание окружающей среды и тенденций ее развития;
- способность разработать такой товар (услугу) и такую систему сбыта и стимулирования потребителей, чтобы они предпочли его аналогу;
- способность реализовать это в долгосрочной перспективе.