Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере кафе «Встреча» (ООО «Виктория»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2017 г. доля сотрудников в возрасте 37-50 лет составляла 34,78%, увеличившись в 2019 г. до 41,46%. Численность сотрудников в возрасте 26-36 лет колеблется в пределах 31-34%.

В кафе «Встреча» процедурой подбора и приема на работу кадров занимается управляющий.

Рассмотрим динамику основных экономических показателей кафе «Встреча» (ООО «Виктория») (приложение 1). Для этого необходимы бухгалтерские балансы за период 2017-2019 гг. (приложение 2).

По активу баланса можно сделать следующие выводы.

Внеоборотные активы выражены только в основных средствах, причем в 2017 году сумма внеоборотных активов больше, чем в 2018, что может быть связано с выбытием компьютерного оборудования. По сравнению с 2018 годом, сумма основных средств в 2019 году увеличилась на 185 тыс. руб. (+24,69%), что связано с приобретением более дорогостоящего компьютерного оборудования.

Общая сумма имущества предприятия по оборотным активам увеличилась на 36 926 тыс. руб. (+51,66%). Увеличились запасы предприятия и дебиторская задолженность на 123,96% и 47,02% соответственно, что может быть связано с более активными продажами. В 2019 году был сделан депозитный вклад в размере 38 600 тыс. руб., из-за окончания сроков депозитного вклада финансовые вложения уменьшились на 100%, в результате чего произошло увеличение денежных средств. Денежные средства и денежные эквиваленты на 31.12.2019 года (77 154 тыс. руб.) значительно превышают размеры уставного капитала (15 тыс. руб.), а также они увеличились по сравнению с предыдущим периодом на 62 050 тыс. руб., это положительно характеризует финансовое положение предприятия (рисунок 3).

По пассиву баланса сделаны следующие выводы.

Собственный капитал предприятия стабильно растет, он значительно возрос с 32 297 тыс. руб. до 77 213 тыс. руб., что составило 139,07%.

Нераспределенная прибыль возросла в 2,4 раза, что может быть связано с резким увеличением объема продаж и снижением статей расходов.

Рисунок 3. Динамика показателей актива баланса за период 2017-2019 гг.

Долгосрочные обязательства у ООО «Виктория» отсутствуют. Кредиторская задолженность сократилась на 7 805 тыс. руб. благодаря досрочному погашению по договорам купли-продажи.

Структура пассивов отображена на рисунке 4.

Рисунок 4. Динамика показателей пассивов баланса за период 2017-2019 гг.

Анализируя отчет о финансовых результатах (приложения 3, 4), видно, что:

  • себестоимость продаж увеличилась на 115 074 тыс. руб. за счет увеличения объема продаж, благодаря этому увеличилась и валовая прибыль;
  • увеличились и коммерческие расходы на 46% за счет удорожания аренды помещения, приема на работу новых специалистов.
  • были получены проценты по депозитному счету в размере 1 506 тыс. руб.;
  • увеличилась и сумма по статье прочие доходы предприятия, это связано с выставлением клиенту пени за недополученную прибыль по договору купли-продажи;
  • с увеличением продаж возросли и расходы на доставку товара, что отражено в графе прочие расходы;
  • по статье «Прочее» были проведены штрафные санкции.

Далее рассмотрим факторы формирования конкурентоспособности предприятия.

2.2. Анализ внешней и внутренней среды кафе

Рассмотрим факторы внешней и внутренней среды кафе «Встреча» (ООО «Виктория»), влияющие на конкурентоспособность предприятия [4, c. 32].

Выход ООО «Виктория» на рынок общественного питания в 2004 г. ознаменовался успехом. Это был очень благоприятный период для реализации продукции кафе, так как имел место достаточно высокий уровень спроса в условиях отсутствия сильных конкурентов на рынке. Это обеспечивало большую прибыль. Такая стратегическая ориентация позволила быстро и очень много заработать. Но эта возможность сохранилась лишь до тех пор, пока свободная конкуренция не заявила о себе. Такая ситуация предопределила избыточность проведения маркетинга и разработки специальной стратегии.

В настоящее время ситуация изменилась:

  • барьеры входа и выхода на рынок общественного питания низкие;
  • на этом рынке появились новые конкуренты;
  • ценовая конкуренция среди предприятий общественного питания особенно сильна;
  • различия в цене для посетителей кафе существенны. В таких условиях покупатели останавливают свой выбор на том предприятии, где цена продукции ниже;
  • ценовая власть посетителей кафе значительна.

Все эти факторы определяют ситуацию сложившейся свободной конкуренции на данном рынке.

Кафе «Встреча» на сегодняшний момент постепенно теряет своих клиентов, тем самым теряя свою долю на рынке, но при этом не занимает активной позиции. Молодые начинающие предприятия общественного питания вытесняют его с рынка своим современным и более агрессивным способом ведения дел. И хотя продажи продукции общественного питания продолжают расти - динамика темпов роста прибыли снижается относительно предыдущих периодов.

ООО «Виктория» производит закупку продуктов на оптовых складах с возможностью накопительных скидок за долгосрочное сотрудничество и определенный объем закупок. Созданы условия, при которых закупка товара большими партиями осуществляется по более низким ценам.

Продукты для кафе предприятие закупает в группе компаний ЗАО «Кленвуд». Для ООО «Виктория» это партнерство в 2006 г. было коммерчески интересно за счет получения скидок на оплату закупок.


Но ЗАО «Кленвуд» теряет свои позиции лидера поставщика продуктов питания по низким ценам, реклама в СМИ практически исчезла. Закупка продуктов питания ЗАО «Кленвуд» для ООО «Виктория» обходится теперь значительно дороже, чем ранее. Плохая, невыгодная закупка по высоким расценкам снижает прибыльность. Попытка ООО «Виктория» выйти из положения путем повышения цен при сегодняшнем количестве конкурентов приводит к потере клиентов. Таким образом, это партнерство сказывается негативно на конкурентоспособности ООО «Виктория». Предприятие, зависящее от одного поставщика, очень уязвимо.

Теперь рассмотрим влияние внутренних показателей предприятия на его конкурентный потенциал.

В результате проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности на основании бухгалтерских балансов (форма 1) за период 2013-2015 гг. (прил. 2) и отчетов о прибылях и убытках (форма 2) за тот же период (прил. 3, 4) ООО «Виктория», выявлены следующие финансово-экономические проблемы:

- предприятие не имеет собственных помещений, что ведет к увеличению коммерческих расходов на аренду;

- практически не привлекаются заемные средства, которые могли бы увеличить прибыль предприятия в разы;

- ООО «Виктория» закрыло депозитные счета, которые бы могли и в дальнейшем приносить дополнительный доход;

- за последний период дебиторская задолженность выросла на 47%, что может привести к появлению сомнительной дебиторской задолженности.

Следующей важной задачей является характеристика адаптивности системы управления ООО «Виктория», рассмотрим использование организационно-управленческого потенциала.

Организационная структура предприятия имеет линейную структуру управления и не является фактором положительно влияющим на конкурентоспособность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что адаптивность системы управления предприятия низкая.

В настоящее время не вызывает сомнений то обстоятельство, что людские ресурсы играют наиболее важную роль в развитии экономики, чем материальные ресурсы, что работа с персоналом - одна из основных функций управления конкурентной политикой предприятия. Профессиональный потенциал персонала, осуществляющего свою деятельность в кафе «Встреча» (ООО «Виктория»), высок. На предприятии подобран квалифицированный персонал. Но сейчас данное предприятие имеет острую угрозу растерять свой интеллектуальный капитал, так как недостатки управления негативно сказываются на персонале. Это проявляется в нежелании пробовать новые идеи, нетерпимости к свободомыслию, противодействии инициативам работников.


В ООО «Виктория» применяется следующая концепция управления персоналом: человек рассматривается через формальную роль, то есть через должность, а управление осуществляется через административные механизмы. Это значит, что на предприятии, человек рассматривается не как личность, а как трудовой ресурс.

Следовательно, стратегия кадровой политики ООО «Виктория» опирается, прежде всего, на цели экономического характера, то есть на использование трудовых ресурсов для получения материальных благ и услуг. Происходит доминирование экономических целей над социальными целями, которые очень важны для эффективного функционирования любого предприятия.

В настоящее время субъектом управления предприятия являются собственники предприятия, а объектом управления - штат наемных сотрудников предприятия. Объект управления готов выполнять команды, так как за это по условиям найма персонал получает вознаграждение. Для достижения наилучшего результата осуществляется контроль и координация деятельности. В рассматриваемом случае на конечный результат ориентирован только собственник предприятия, а наемные сотрудники к этому имеют косвенное отношение посредством команд.

По этой причине, исследуя ООО «Виктория», нельзя не обратить внимания на поведение персонала, оно характеризуется неспокойствием в отношениях, наличием конфликтных ситуаций.

По результатам опроса персонала. путем анонимного анкетирования сделаны следующие выводы о степени удовлетворенности персонала предприятия: у персонала нет заинтересованности в реальном повышении эффективности труда и функционирования всего коллектива. У работников кафе доминируют собственные цели и интересы, не соответствующие интересам предприятия. Официальная информационная система функционирует плохо, низок уровень доступности информации, что очень негативно отражается на эффективности труда. Плохо функционируют коммуникативные каналы, что сказывается на несогласованности работы подразделений. Однако очень широко практикуется неформальный сбор и распространение информации.

Авторитарный стиль руководства, неэффективная система мотивации, закрытость к новым идеям – все это вместе взятое тормозит рост и развитие данного предприятия.


2.3. Анализ конкурентоспособности кафе и его конкурентов

Далее оценим конкурентную среду кафе «Встреча» (ООО «Виктория») в сравнении с другими предприятиями, определим возможности и угрозы, сильные и слабые стороны данного предприятия, а также выявим его конкурентные преимущества.

Определим ранг исследуемого предприятия среди конкурентов.

Основными конкурентами кафе «Встреча» (ООО «Виктория»), осуществляющими свою деятельность на рынке общественного питания и реализующие свою продукцию, мало отличаю­щихся по своим потребительским свойствам, можно указать: кафе «Аромас», кафе «Веялис», кафе «Семейное».

Проведем краткий анализ вышеперечисленных хозяйствующих субъектов – конкурентов кафе «Встреча» (ООО «Виктория»).

Кафе «Аромас» - это предприятие достаточно недавно функционирует на рынке общественного питания. Основным партнером этого предприятия является оптово-розничная компания «Тандер» – достаточно крупный поставщик продуктов питания. Результаты исследования показали, что уровень сервиса невысокий, так как работники кафе подробных консультаций по представленной продукции не дают. Цены на продукцию высокие, но зато достаточно высокий уровень рекламы. Персонал кафе внимателен и доброжелателен. Кафе «Аромас» сейчас концентрирует усилия на анализе рынка, его тенденциях, в том числе ожиданиях гостей, чтобы обеспечить выполнение плана по выручке. Наряду с этим огромные усилия направлены на усиление маркетинговой активности, предлагая посетителям все новые акции.

Кафе «Веялис» занимается продажей не только своей продукции, но также сопутствующим товаром. Кафе наращивает присутствие в сегменте корпоративного питания. Основной сложностью, которая может несколько помешать реализации намеченных планов, является нехватка квалифицированных работников. Кафе «Веялис» осуществляет услугу по доставке продукции на адрес заказчика. Доставка и выгрузка осуществляется бесплатно. Активно выполняется продвижение товара с помощью рекламы и различных маркетинговых акций.

Кафе «Семейное» – молодое, динамично развивающееся предприятие. С самого начала своего образования, основным направлением в деятельности была и остается продукция кулинарии, а также, приготовление блюд с доставкой потребителю. Предоставляется услуга доставки продукции по адресу заказчика бесплатно. При этом квалифицированный персонал очень активно помогают подобрать продукцию клиентам.