Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере кафе «Встреча» (ООО «Виктория»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценим конкурентные позиции хозяйствующих субъектов, конкурентов кафе «Встреча» (ООО «Виктория»).

Оценим конкурентный вес каждого рассматриваемого хозяйствующего субъекта (таблица 2).

Таблица 2

Лист оценки конкурентной силы организаций [составлено автором]

Факторы конкурентной силы

кафе «Встреча»

кафе «Аромас»

Кафе «Семейное»

кафе «Веялис»

ВЕС

1

Имидж и коммуникации

8*0.2=1.6

8*0.2=1.6

2*0.2=0.4

7*0.2=1.4

0.2

2

Знания и практический опыт сотрудников

9*0.1=0.9

8*0.1=0.8

6*0.1=0.6

7*0.1=0.7

0.1

3

Маркетинго­вая политика

4*0.1=0.4

9*0.1=0.9

8*0.1=0.8

6*0.1=0.6

0.1

5

Качество продукции

5*0.2=1

7*0.2=1.4

8*0.2=1.6

7*0.2=1.4

0.2

6

Технологиче­ская оснащенность продаж

8*0.05=0.4

6*0.05=0.3

7*0.05=0.35

8*0.05=0.4

0.05

7

Ценовая по­зиция на рынке

3*0.2=0.6

5*0.2=1

9*0.2=1.8

10*0.2=2

0.2

8

Ассортимент­ный ряд

6*0.05=0.3

8*0.05=0.4

5*0.05=0.25

8*0.05=0.4

0.05

9

Ценовые акции

10*0.1=1

10*0.1=1

3*0.1=0.3

3*0.1=0.3

0.1

= ИТОГО

∑6.2

∑7.2

∑6.1

∑7.2

∑1

По итогам проведенных расчетов оценок конкурентной силы можно сделать вывод, что конкурент кафе «Семейное» находится примерно на одинаковом уровне конкурентоспособности с исследуемым кафе «Встреча» (ООО «Виктория»). Таблица 2 свидетельствует, что по некоторым важным факторам, таким как ценовые акции, имидж и коммуникации, кафе «Семейное» уступает своему конкуренту кафе «Встреча».


Конкуренты исследуемого предприятия – кафе «Аромас» и кафе «Веялис», исходя из расчетов оценок конкурентной силы, занимают в настоящее время лидирующие позиции на рынке общественного питания и представляют серьезную опасность для кафе «Встреча».

Оценив конкурентные силы кафе «Встреча» (ООО «Виктория») в сравнении с другими предприятиями общественного питания, можно сказать, что они невысоки – данное предприятие потеряло свой статус лидера.

В настоящее время кафе «Встреча» (ООО «Виктория») находится на этапе снижения эффективности показателей конкурентной силы.

Далее проанализируем макросистему рынка и кафе «Встреча» (ООО «Виктория») по схеме «сильные стороны–слабости–возможности-угрозы».

Для этого необходимо применить матрицу первичного стратегического анализа (SWOT-анализ) (таблица 3). По результатам SWOT-анализа появляется возможность для формирования вариантов развития кафе «Встреча».

Таблица 3

Контрольный лист SWOT-анализа кафе «Встреча» [составлено автором]

Компания

Внешняя среда

Сильные стороны

Возможности

  • Большой опыт.
  • Хорошая репутация предприятия.
  • Компетентность персонала.
  • Наличие постоянных клиентов.
  • Диверсификация деятельности.
  • Наличие технологической воз­можности использования в производственных целях раз­личные средства связи.
  • Рост спроса на продукцию кулинарий и общественного питания.
  • Постоянный рост инноваций, влияющий на поддержание спроса на продукцию общественного питания.
  • Расширение ассортиментного ряда изготавливаемой продукции.
  • Прямая интеграция.

Слабые стороны

Угрозы

  • В управлении нет четкого стратегического направления.
  • Зависимость от одного постав­щика.
  • Неспособность быстро реагиро­вать на изменения внешней среды.
  • Низкий уровень внутренней коммуникации.
  • Текучесть кадров.
  • Потеря основных потребителей.
  • Сокращение доли рынка.
  • Возрастание силы основных конкурентов.
  • Возможность разорения основ­ного поставщика.
  • Неблагоприятные экономиче­ские изменения, ведущие к уменьшению объема платеже­способного спроса.

Далее необходимо проранжировать возможности и угрозы кафе «Встреча» по мере их силы влияния на эффективность деятельности предприятия, а также по вероятности их реализации. Для этого используем контрольный лист SWOT-анализа кафе «Встреча», с помощью него построим матрицу возможностей и матрицу угроз исследуемого предприятия (таблицы 4 и 5).


Исходя из результатов составленной матрицы, наглядно видно, что открывающиеся для кафе «Встреча» возможности находятся в поле ВВ и поле СВ.

Таблица 4

Матрица возможностей [составлено автором]

Вероятность использования возможностей

Сила влияния высокая

Сила влияния умеренная

Сила влияния низкая

Высокая

Поле ВВ

- Рост спроса на продукцию кафе

Поле ВУ

Поле ВН

Средняя

Поле СВ

- Рост инноваций, влияющих на поддержание спроса продукции кафе.

- Прямая интеграция.

Поле СУ

- Рост ассортиментного ряда продукции общественного питания.

Поле СН

Низкая

Поле НВ

Поле НУ

Поле НН

Таким образом, возможность роста спроса на продукцию предприятий общественного питания возможность прямой интеграции с другими компаниями имеют для данного предприятия большое значение. Поэтому создается необходимость в обязательном использовании этих возможностей в целях увеличения уровня конкурентного потенциала исследуемого предприятия.

Рассмотрим матрицу угроз.

Возможность, находящуюся в поле СУ, имеет смысл использовать только в том случае, если у кафе «Встреча» найдутся для этого дополнительные ресурсы.

Исходя из результатов заполнения матрицы угроз для кафе «Встреча» (ООО «Виктория»), можно сделать вывод, что угрозы, находящиеся в поле ВР и в поле ВК, являются для исследуемого предприятия очень опасными и требуют незамедлительного устранения, так как ведут к разрушению или кризису предприятия.

Угроза разорения основного поставщика группы компаний ООО «Кленвуд» (поле СУ), имеет умеренное влияние на исследуемое предприятие, но вероятность ее реализации имеет средний уровень, поэтому требует устранения сложившийся ситуации, но во второстепенном порядке.

Таблица 5

Матрица угроз [составлено автором]

Вероятность реализации угрозы

Сила влияния разрушающая

Сила влияния критическая

Сила влияния умеренная

Сила влияния «легкие ушибы»

Высокая

Поле ВР

  • Сокращение доли рынка.
  • Потеря основных потребителей.

Поле ВК

- Возрастание силы основных конкурентов.

Поле ВУ

Поле ВЛ

Средняя

Поле СР

Поле СК

Поле СУ

  • Возможность разорения основного поставщика.

Поле СЛ

Низкая

Поле НР

Поле НК

Поле НУ

  • Неблагоприятные эконом. изменения, ведущие к умен. объема платежеспособного спроса.

Поле НЛ


Угроза, находящаяся в поле НУ, имеет умеренную негативную силу влияния на кафе «Встреча», но все-таки для быстрого реагирования на изменения внешней среды необходимо постоянно отслеживать экономические тенденции развития России.

Определим конкурентные преимущества кафе «Встреча» (ООО «Виктория»). Проанализировав полученную информацию, ключевыми конкурентными преимуществами данного исследуемого предприятия можно выделить следующие факторы:

  1. Положительная репутация предприятия на рынке.
  2. Диверсификация деятельности.
  3. Предоставляемый качественный сервис продаж.
  4. Высокая степень овладения и использования существующих информационных технологий продаж.
  5. Высокая квалификация персонала.

Определим, на что ориентируются потребители при выборе кафе.

Из всех опрошенных 44,7% респондентов не заказывают продукты питания в кафе. В основном это люди от 36 до 55 лет. Остальные респонденты 55,3% заказывают готовые продукты в кафе.

На вопрос: «как часто Вы заказываете продукты кафе на дом?» были получены следующие результаты – из всей выборочной совокупности потребители заказывают продукты на дом в основном несколько раз в неделю 24% (рисунок 5).

Рисунок 5. Частота заказов продуктов в кафе на дом

Также, многие пользуются доставкой несколько раз в месяц (23%) и даже реже - несколько раз в год (20%).

На рисунке 6 можно увидеть рейтинг рассматриваемых кафе. Самым узнаваемым оказалось кафе «Веялис» - 64%, затем идет кафе «Аромас» - 54,7%. Кафе «Встреча» занимает третье место - 54,3%.

Рисунок 6. Рейтинг кафе среди конкурентов

Дальше по рисунке 7 видно, что из всей выборочной совокупности чаще всего пользуются услугами доставки на дом кафе «Веялис» - 62%. Менее популярной среди служб доставки оказалось кафе «Семейное» - 18,2%. Кафе «Встреча» занимает одно место с кафе «Аромас» среди респондентов – 34,3%.

Рисунок 7. Заказы в кафе

Для оценки показателей качества товарного обслуживания кафе «Встреча» необходимо определить ключевые факторы. Для этого респондентам было предложено выбрать из предлагаемых критериев наиболее значимые. На вопрос: «На что Вы ориентируетесь при выборе кафе?» были получены данные, отраженные на рисунке 8.

Рисунок 8. Ключевые факторы конкурентоспособности

Наиболее значимые для респондентов критерии при кафе являются ассортимент – 27,3%, реклама и акции – 17,3%, уровень обслуживания и скорость выполнения заказов – 12,5%.

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:


1. Конкурентные силы кафе «Встреча» (ООО «Виктория») в сравнении с другими предприятиями невысоки. Данное предприятие потеряло свой статус лидера. В настоящее время кафе «Встреча» находится на этапе снижения эффективности показателей конкурентной силы. Этому этапу характерны следующие черты: сокращение рынка, уменьшение спроса на свою продукцию и услуги при видимом возрастании конкурентной силы других предприятий с аналогичными функциями.

2. Одной из негативных причин являются неблагоприятные внешние условия: приход на рынок более сильных конкурентов, зависимость от политики поставщика продуктов питания ООО «Кленвуд».

3. Вместе с тем кафе «Встреча» (ООО «Виктория») имеет серьезные недостатки в организации управления внутренней деятельностью, не обладает хорошими способностями приспособления к внешней среде. На данном этапе функционирования предприятия прослеживается недовольство персонала организацией работы, это ведет к увеличению числа конфликтных ситуаций. Механизм выработки и принятия решений централизован. Кафе «Встреча» (ООО «Виктория») имеет острую угрозу растерять свой интеллектуальный капитал.

4. Необходимо отметить, что этап снижения конкурентоспособности организации никогда бы не наступил, если бы руководство предприятия постоянно осознавало необходимость обновления. Сложно остановить выполнение нерезультативной работы, поэтому для выхода из сложившейся ситуации необходимо принять жесткую систему обновления.

Таким образом, существуют хорошие предпосылки для разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности механизма управления развитием предприятия по результатам проведенного анализа.

3. Пути повышения конкурентоспособности кафе «Встреча» ООО «Виктория»

На основании проведенных исследований рынка и изучение сильных и слабых сторон предприятия, для достижения конкурентоспособности, экономического роста и улучшения финансового положения, предприятию можно предложить следующие мероприятия, которые позволят повысить эффективность работы.