Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли ООО «ХАБАР».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
1.1 Ассортимент: сущность, понятие, виды, классификация
1.2. Формирование товарного ассортимента с позиции жизненного цикла товара
1.3. Основные методы анализа и оценки торгового ассортимента интернет-магазина
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
2.2. Характеристика деятельности и основных технико-экономических показателей ООО «ХАБАР»
2.3. Оценка эффективности существующего товарного ассортимента предприятия ООО «ХАБАР»
Из данных таблицы 2.11 видно, что в 2016 году основную долю в товарах туристической обуви и одежды занимают следующие ассортиментные позиции: кепка (32,31%); Спортивный костюм женский зимний утепленный (26,05%) и Ботинки походные кожаные летние (11,10%).
Для более наглядного анализа ассортимента туристической одежды и обуви в табл. 2.12 приведена характеристика ассортимента по жизненному циклу, а также по секторам матрицы Бостонской консалтинговой группы (рис. 2.9). Жизненный цикл и соответствие ассортиментной позиции сектору матрицы Бостонской консалтинговой группы товаров оценивались аналогично товарам группы туристического снаряжения и инвентаря.
Из данных табл. 2.12 и рис. 2.9 видно, что целевыми ассортиментными группами (звезда по матрице БКГ и рост по кривой ЖЦТ) для компании ООО «ХАБАР» являются шапка летняя мужская.
Таблица 2.12
Анализ ассортимента товаров группы туристическая одежда и обувь с кривой жизненного цикла и матрицы БКГ
Наименование показателя |
Уд. вес в 2016 г., % |
Темп прироста 2016 г / 2015 г, % |
Хар-ка доли ассорт. позиции (> или < средней) |
Ассортиментная позиция |
|
ЖЦТ |
БКГ |
||||
Ботинки «Вибрам» летние |
0,15 |
0,00 |
< |
зрелость |
проблема |
Ботинки горные «Вибрам Плюс» зимние |
0,62 |
-8,57 |
< |
спад |
собака |
Ботинки походные кожаные зимние |
0,93 |
-15,79 |
< |
спад |
собака |
Ботинки походные кожаные летние |
11,10 |
-0,52 |
> |
зрелость |
корова |
Ботинки походные тканевые летние |
2,58 |
-12,99 |
< |
спад |
собака |
Спортивный костюм женский зимний утепленный |
26,05 |
-4,39 |
> |
зрелость |
корова |
Спортивный костюм женский летний легкий |
0,02 |
0,00 |
< |
зрелость |
проблема |
Спортивный костюм женский летний утепленный |
0,48 |
-3,85 |
< |
зрелость |
собака |
Спортивный костюм мужской зимний |
0,67 |
6,06 |
< |
зрелость |
проблема |
Спортивный костюм мужской зимний утепленный |
0,62 |
-5,88 |
< |
спад |
собака |
Спортивный костюм мужской летний легкий |
0,81 |
20,00 |
< |
рост |
проблема |
Спортивный костюм мужской летний утепленный |
3,43 |
58,93 |
< |
рост |
проблема |
Шапка зимняя мужская |
0,37 |
-9,52 |
< |
спад |
собака |
Шапка летняя мужская |
9,14 |
10,75 |
> |
рост |
звезда |
Шапка зимняя женская |
5,69 |
9,67 |
< |
зрелость |
Проблема |
Шапка летняя женская |
5,03 |
9,21 |
< |
зрелость |
проблема |
Кепка |
32,31 |
12,26 |
> |
рост |
звезда |
Итого туристическая одежда и обувь |
100,00 |
5,06 |
- |
- |
- |
Наиболее проблемными ассортиментными позициями (собака по матрице БКГ и спад по кривой ЖЦТ) являются: Ботинки горные «Вибрам Плюс» зимние; Ботинки походные кожаные зимние; Ботинки походные тканевые летние; Спортивный костюм мужской зимний утепленный; шапка зимняя мужская.
Рис. 2.9. Характеристика ассортимента товаров группы
туристическая одежда и обувь по секторам матрицы Бостонской консалтинговой группы
Еще одним универсальным и эффективным инструментом для анализа ассортиментного портфеля организации является анализ по методу Дибба-Симкина. Получаемая в результате данного анализа классификация товаров, позволяет определить основные направления развития отдельных товарных групп, выявить приоритетные позиции ассортимента, оценить эффективность структуры ассортимента и пути ее оптимизации. Для анализа используются данные о динамике продаж и себестоимости продукции. На основе соотношения объема продаж в стоимостном выражении и вклада в покрытие затрат товар относится к одной из четырех групп (таблица 2.13).
Таблица 2.13
Классификация групп по методу Дибба – Симкина
Группа |
Характеристика группы |
А |
Наиболее ценная для компании группа; товары, входящие в эту группу могут служить эталонами при выборе нового для включения в ассортимент. Необходимо стремиться к увеличению числа товарных позиций в этой группе, так как увеличение продаж именно этих товаров оказывает наибольшее влияние на прибыль компании. |
В1 |
Следует выявлять пути повышения доходности этой продукции (возможности повышения цен, и т.д.), так как за счет высоких объемов продаж, даже незначительный рост доходности приведет к ощутимому росту прибыли компании в целом. |
В2 |
Необходимо искать возможности для увеличения продаж продукции данной товарной группы (проведение промо-акций, реклама и т.д.). Благодаря высокой рентабельности продукции данной группы, темпы роста прибыли компании будут выше темпов роста продаж этих товаров. |
С |
Наименее ценные для компании товары; необходимо рассмотреть возможности замены ряда товаров из этой группы, а также оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров. |
Рассмотрим пять групп товаров по двум товарным группам (табл. 2.14): первая группа — туристическое снаряжение и инвентарь, вторая группа — туристическая обувь и одежда.
Таблица 2.14
Группы товаров по двум товарным группам
Товары |
|
Группа — туристическое снаряжение и инвентарь |
Группа туристическая обувь и одежда |
Палатки |
Ботинки мужские |
Рюкзаки |
Ботинки женские |
Спальники |
Спортивные костюмы мужские |
Тенты |
Спортивные костюмы женские |
Наборы посуды |
Шапки/кепки |
В качестве объекта анализа выберем показатель – номенклатурная единица. Параметр, по которому будет производиться анализ выбранного объекта – объем реализации за год в стоимостном выражении (1).
Q = St*K (1)
где Q – объем реализации за год в стоимостном выражении;
St – стоимость товара (руб.);
K – количество проданного товара за год (шт.).
Результаты анализа представлены в таблице 2.15 и 2.16. Согласно результатам группа «А» занимает 61,28% ассортиментного портфеля, группа «В» – 25,97% и группа «С» – 12,75%.
Таблица 2.15
Результаты АВС-анализа по группе товаров туристическое
снаряжение и инвентарь
Номенклатура |
Объем реализации за год в стоимостном выражении (руб.) |
Процент в ассортиментном портфеле (%) |
Классификация |
Палатки |
12075717,5 |
31,38 |
А |
Рюкзаки |
11526265,4 |
29,9 |
А |
Спальники |
9926995 |
25,97 |
В |
Тенты |
2416465,6 |
7,08 |
С |
Наборы посуды |
1614061,6 |
5,67 |
С |
Из таблицы 2.15 видно, что наиболее перспективными и относящихся к группе «А» являются палатки и рюкзаки. Устойчивый доход предприятию приносит вид товаров - спальники, который относится к группе «В». Менее перспективными для компании являются тенты и наборы посуд, относящиеся к группе «С».
Таблица 2.16
Результаты АВС-анализа по группе товаров туристическая обувь и одежда
Номенклатура |
Объем реализации за год в стоимостном выражении (руб.) |
Процент в ассортиментном портфеле (%) |
Классификация |
Ботинки мужские |
13699666,7 |
35,6 |
А |
Ботинки женские |
12067063,6 |
28,56 |
А |
Спортивные костюмы мужские |
10979730 |
23,48 |
В |
Спортивные костюмы женские |
2127932,4 |
8,04 |
С |
Шапки/кепки |
1229761,2 |
4,32 |
С |
Из таблицы 2.16 видно, что наиболее перспективными и относящихся к группе «А» являются ботинки мужские и женские. Устойчивый доход предприятию приносит вид товаров – мужские спортивные костюмы, который относится к группе «В». Менее перспективными для компании являются женские спортивные костюмы и шапки/кепки, относящиеся к группе «С».
Для более полного представления об ассортименте предприятия воспользуемся методом Дибба – Симкина (таблица 2.17 и 2.18, рисунок 2.10 и 2.11).
Таблица 2.17
Основные характеристики товарной группы туристического
снаряжения и инвентаря, необходимые для применения метода Дибба – Симкина
Номенклатура |
Объем продаж, шт. |
Вклад в покрытие затрат, тыс. руб. |
Спальники |
50 |
63,7 |
Наборы посуды |
8 |
8 |
Палатки |
35 |
24,8 |
Тенты |
4 |
4,0 |
Рюкзаки |
13 |
42,9 |
Таблица 2.18
Основные характеристики товарной группы туристическая обувь и одежда, необходимые для применения метода Дибба – Симкина
Номенклатура |
Объем продаж, шт. |
Вклад в покрытие затрат, тыс. руб. |
Ботинки мужские |
47 |
62,4 |
Ботинки женские |
9 |
7 |
Спортивные костюмы мужские |
33 |
23,5 |
Спортивные костюмы женские |
3 |
3,3 |
Шапки/кепки |
12 |
43,4 |
Рис. 2.10. Анализ ассортимента с помощью метода Дибба – Симкина для товарной группы — туристическое снаряжение и инвентарь
Рис. 2.11. Анализ ассортимента с помощью метода Дибба – Симкина для товарной группы — туристическая обувь и одежда
Согласно рисунку 2.10 и 2.11 в наиболее ценную для предприятия группу (группу А) попала одна номенклатурная единица – спальники и костюмы спортивные мужские, именно эта группа товаров приносит наибольший доход предприятию. В группу перспективных единиц (группа В1) предприятия входят палатки и мужские ботинки, следует выявлять пути повышения доходности этой продукции (возможности повышения цен, поиск более выгодных поставщиков для снижения себестоимости и т.д.).
В группу В2 или группу менее перспективных единиц входит рюкзаки и женские ботинки, необходимо искать возможности для увеличения продаж продукции данной товарной группы (проведение промо – акций, реклама и т.д.) и наконец в группу наименее ценных для предприятия товаров входят: наборы посуды и тенты, спортивные костюмы женские и шапки/кепки, необходимо рассмотреть возможности замены товаров из этой группы, а также оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров.
Далее проведем анализ рентабельности по товарным группам компании ООО «ХАБАР». В качестве целевого показателя выбрана рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли от реализации определенной товарной группы к товарообороту по данной группе.
Динамика рентабельности продаж по товарам группы туристическое снаряжение и инвентарь отражена в табл. 2.19.
Таблица 2.19
Динамика рентабельности продаж по товарам группы
туристическое снаряжение и инвентарь
Наименование товарной группы |
Товарооборот, тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
Рентабельность продаж, % |
Откл. 2016 г. от 2015 г. |
|||
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||
Палатка «Тайга» 2-х местная |
1669,5 |
2640,6 |
20,7 |
15,6 |
1,24 |
0,59 |
-0,65 |
Палатка «Дубрваа» 4-х местная |
3026,7 |
3069,9 |
38,7 |
19,6 |
1,28 |
0,64 |
-0,64 |
Палатка «Север» 3-х местная |
1264,5 |
1144,8 |
20,6 |
6,5 |
1,63 |
0,57 |
-1,06 |
Палатка «Экстрим» 2-х местная |
289,8 |
363,6 |
3,9 |
1,7 |
1,34 |
0,47 |
-0,87 |
Тент брезентовый 3х3 |
156,6 |
189 |
2,1 |
0,9 |
1,32 |
0,48 |
-0,84 |
Тент брезентовый 5х5 |
12,6 |
13,5 |
0,1 |
0,0 |
1,18 |
0,33 |
-0,85 |
Тент полиэтиленовый 3х3 |
202,5 |
200,7 |
2,5 |
0,7 |
1,21 |
0,35 |
-0,86 |
Тент полиэтиленовый 4х4 |
2987,1 |
3322,8 |
10,8 |
1,7 |
0,36 |
0,05 |
-0,31 |
Топор большой |
1085,4 |
1148,4 |
11,7 |
1,4 |
1,08 |
0,12 |
-0,96 |
Топор маленький |
121,5 |
126 |
1,4 |
0,5 |
1,12 |
0,36 |
-0,76 |
Набор из 3-х котлов |
353,7 |
214,2 |
4,1 |
0,8 |
1,15 |
0,37 |
-0,78 |
Набор из 5-ти котлов |
367,2 |
438,3 |
4,3 |
1,5 |
1,16 |
0,34 |
-0,82 |
Тросик 1,5 м |
957,6 |
387 |
11,3 |
1,5 |
1,18 |
0,39 |
-0,79 |
Тросик 2,0 м |
349,2 |
373,5 |
2,7 |
0,4 |
0,78 |
0,12 |
-0,66 |
Пила складная |
189,9 |
203,4 |
1,0 |
0,1 |
0,54 |
0,03 |
-0,51 |
Пила ручная |
2670,3 |
2281,5 |
31,2 |
12,8 |
1,17 |
0,56 |
-0,61 |
Рюкзак «Ермак» 80 л. |
237,6 |
235,8 |
3,6 |
1,0 |
1,53 |
0,44 |
-1,09 |
Рюкзак «Енисей» 90 л. |
496,8 |
768,6 |
7,3 |
4,1 |
1,47 |
0,53 |
-0,94 |
Рюкзак «Турист» 75 л. |
17,1 |
21,6 |
0,2 |
0,1 |
1,08 |
0,25 |
-0,83 |
Рюкзак «Скаут» 50 л. |
71,1 |
65,7 |
0,8 |
0,1 |
1,11 |
0,21 |
-0,9 |
Накидка полиэтиленовая |
1437,3 |
1976,1 |
9,6 |
1,0 |
0,67 |
0,05 |
-0,62 |
Накидка брезентовая |
284,4 |
311,4 |
2,9 |
0,3 |
1,01 |
0,09 |
-0,92 |
Спальный мешок синтепоновый 2-х слойный |
126,9 |
235 |
1,1 |
0,3 |
0,86 |
0,12 |
-0,74 |
Спальный мешок синтепоновый 3-х слойный |
238,5 |
271 |
0,8 |
0,1 |
0,35 |
0,03 |
-0,32 |
Спальный мешок синтепоновый 4-х слойный |
865,8 |
1161,1 |
1,8 |
0,6 |
0,21 |
0,05 |
-0,16 |
Спальный мешок холлофайбер 2-х слойный |
1530,9 |
2255,4 |
7,0 |
2,5 |
0,46 |
0,11 |
-0,35 |
Спальный мешок холлофайбер 3-х слойный |
1799,1 |
2232,3 |
26,8 |
15,0 |
1,49 |
0,67 |
-0,82 |
Вкладыш в спальный мешок полиэтиленовый |
1156,5 |
1238,4 |
18,3 |
7,3 |
1,58 |
0,59 |
-0,99 |
Вкладыш в спальный мешок пропитанный |
477,9 |
525,6 |
8,5 |
3,0 |
1,77 |
0,58 |
-1,19 |
Вкладыш в рюкзак 50 л. |
627,3 |
898,5 |
9,7 |
4,9 |
1,54 |
0,54 |
-1 |
Вкладыш в рюкзак 75 л. |
1260 |
1622,1 |
18,4 |
8,4 |
1,46 |
0,52 |
-0,94 |
Вкладыш в рюкзак 80 л. |
1021,5 |
671,4 |
14,0 |
3,3 |
1,37 |
0,49 |
-0,88 |
Вкладыш в рюкзак 90 л. |
327,6 |
381,6 |
4,0 |
1,3 |
1,21 |
0,34 |
-0,87 |
Набор посуды из 3-х предметов |
1837,3 |
3036,4 |
43,2 |
37,3 |
2,35 |
1,23 |
-1,12 |
Набор посуды из 5-ти предметов |
3129,3 |
3189,8 |
32,5 |
15,0 |
1,04 |
0,47 |
-0,57 |
Туристического инвентаря и снаряжения |
32647 |
37215 |
377,5 |
171,2 |
1,16 |
0,46 |
-0,70 |