Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли ООО «ХАБАР».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из данных таблицы 2.11 видно, что в 2016 году основную долю в товарах туристической обуви и одежды занимают следующие ассортиментные позиции: кепка (32,31%); Спортивный костюм женский зимний утепленный (26,05%) и Ботинки походные кожаные летние (11,10%).

Для более наглядного анализа ассортимента туристической одежды и обуви в табл. 2.12 приведена характеристика ассортимента по жизненному циклу, а также по секторам матрицы Бостонской консалтинговой группы (рис. 2.9). Жизненный цикл и соответствие ассортиментной позиции сектору матрицы Бостонской консалтинговой группы товаров оценивались аналогично товарам группы туристического снаряжения и инвентаря.

Из данных табл. 2.12 и рис. 2.9 видно, что целевыми ассортиментными группами (звезда по матрице БКГ и рост по кривой ЖЦТ) для компании ООО «ХАБАР» являются шапка летняя мужская.

Таблица 2.12

Анализ ассортимента товаров группы туристическая одежда и обувь с кривой жизненного цикла и матрицы БКГ

Наименование показателя

Уд. вес в 2016 г., %

Темп прироста 2016 г / 2015 г, %

Хар-ка доли ассорт. позиции (> или < средней)

Ассортиментная позиция

ЖЦТ

БКГ

Ботинки «Вибрам» летние

0,15

0,00

<

зрелость

проблема

Ботинки горные «Вибрам Плюс» зимние

0,62

-8,57

<

спад

собака

Ботинки походные кожаные зимние

0,93

-15,79

<

спад

собака

Ботинки походные кожаные летние

11,10

-0,52

>

зрелость

корова

Ботинки походные тканевые летние

2,58

-12,99

<

спад

собака

Спортивный костюм женский зимний утепленный

26,05

-4,39

>

зрелость

корова

Спортивный костюм женский летний легкий

0,02

0,00

<

зрелость

проблема

Спортивный костюм женский летний утепленный

0,48

-3,85

<

зрелость

собака

Спортивный костюм мужской зимний

0,67

6,06

<

зрелость

проблема

Спортивный костюм мужской зимний утепленный

0,62

-5,88

<

спад

собака

Спортивный костюм мужской летний легкий

0,81

20,00

<

рост

проблема

Спортивный костюм мужской летний утепленный

3,43

58,93

<

рост

проблема

Шапка зимняя мужская

0,37

-9,52

<

спад

собака

Шапка летняя мужская

9,14

10,75

>

рост

звезда

Шапка зимняя женская

5,69

9,67

<

зрелость

Проблема

Шапка летняя женская

5,03

9,21

<

зрелость

проблема

Кепка

32,31

12,26

>

рост

звезда

Итого туристическая одежда и обувь

100,00

5,06

-

-

-


Наиболее проблемными ассортиментными позициями (собака по матрице БКГ и спад по кривой ЖЦТ) являются: Ботинки горные «Вибрам Плюс» зимние; Ботинки походные кожаные зимние; Ботинки походные тканевые летние; Спортивный костюм мужской зимний утепленный; шапка зимняя мужская.

Рис. 2.9. Характеристика ассортимента товаров группы

туристическая одежда и обувь по секторам матрицы Бостонской консалтинговой группы

Еще одним универсальным и эффективным инструментом для анализа ассортиментного портфеля организации является анализ по методу Дибба-Симкина. Получаемая в результате данного анализа классификация товаров, позволяет определить основные направления развития отдельных товарных групп, выявить приоритетные позиции ассортимента, оценить эффективность структуры ассортимента и пути ее оптимизации. Для анализа используются данные о динамике продаж и себестоимости продукции. На основе соотношения объема продаж в стоимостном выражении и вклада в покрытие затрат товар относится к одной из четырех групп (таблица 2.13).

Таблица 2.13

Классификация групп по методу Дибба – Симкина

Группа

Характеристика группы

А

Наиболее ценная для компании группа; товары, входящие в эту группу могут служить эталонами при выборе нового для включения в ассортимент. Необходимо стремиться к увеличению числа товарных позиций в этой группе, так как увеличение продаж именно этих товаров оказывает наибольшее влияние на прибыль компании.

В1

Следует выявлять пути повышения доходности этой продукции (возможности повышения цен, и т.д.), так как за счет высоких объемов продаж, даже незначительный рост доходности приведет к ощутимому росту прибыли компании в целом.

В2

Необходимо искать возможности для увеличения продаж продукции данной товарной группы (проведение промо-акций, реклама и т.д.). Благодаря высокой рентабельности продукции данной группы, темпы роста прибыли компании будут выше темпов роста продаж этих товаров.

С

Наименее ценные для компании товары; необходимо рассмотреть возможности замены ряда товаров из этой группы, а также оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров.

Рассмотрим пять групп товаров по двум товарным группам (табл. 2.14): первая группа — туристическое снаряжение и инвентарь, вторая группа — туристическая обувь и одежда.


Таблица 2.14

Группы товаров по двум товарным группам

Товары

Группа — туристическое снаряжение и инвентарь

Группа туристическая обувь и одежда

Палатки

Ботинки мужские

Рюкзаки

Ботинки женские

Спальники

Спортивные костюмы мужские

Тенты

Спортивные костюмы женские

Наборы посуды

Шапки/кепки

В качестве объекта анализа выберем показатель – номенклатурная единица. Параметр, по которому будет производиться анализ выбранного объекта – объем реализации за год в стоимостном выражении (1).

Q = St*K (1)

где Q – объем реализации за год в стоимостном выражении;

St – стоимость товара (руб.);

K – количество проданного товара за год (шт.).

Результаты анализа представлены в таблице 2.15 и 2.16. Согласно результатам группа «А» занимает 61,28% ассортиментного портфеля, группа «В» – 25,97% и группа «С» – 12,75%.

Таблица 2.15

Результаты АВС-анализа по группе товаров туристическое

снаряжение и инвентарь

Номенклатура

Объем реализации за год в стоимостном выражении (руб.)

Процент в ассортиментном портфеле (%)

Классификация

Палатки

12075717,5

31,38

А

Рюкзаки

11526265,4

29,9

А

Спальники

9926995

25,97

В

Тенты

2416465,6

7,08

С

Наборы посуды

1614061,6

5,67

С

Из таблицы 2.15 видно, что наиболее перспективными и относящихся к группе «А» являются палатки и рюкзаки. Устойчивый доход предприятию приносит вид товаров - спальники, который относится к группе «В». Менее перспективными для компании являются тенты и наборы посуд, относящиеся к группе «С».

Таблица 2.16

Результаты АВС-анализа по группе товаров туристическая обувь и одежда

Номенклатура

Объем реализации за год в стоимостном выражении (руб.)

Процент в ассортиментном портфеле (%)

Классификация

Ботинки мужские

13699666,7

35,6

А

Ботинки женские

12067063,6

28,56

А

Спортивные костюмы мужские

10979730

23,48

В

Спортивные костюмы женские

2127932,4

8,04

С

Шапки/кепки

1229761,2

4,32

С


Из таблицы 2.16 видно, что наиболее перспективными и относящихся к группе «А» являются ботинки мужские и женские. Устойчивый доход предприятию приносит вид товаров – мужские спортивные костюмы, который относится к группе «В». Менее перспективными для компании являются женские спортивные костюмы и шапки/кепки, относящиеся к группе «С».

Для более полного представления об ассортименте предприятия воспользуемся методом Дибба – Симкина (таблица 2.17 и 2.18, рисунок 2.10 и 2.11).

Таблица 2.17

Основные характеристики товарной группы туристического

снаряжения и инвентаря, необходимые для применения метода Дибба – Симкина

Номенклатура

Объем продаж, шт.

Вклад в покрытие затрат, тыс. руб.

Спальники

50

63,7

Наборы посуды

8

8

Палатки

35

24,8

Тенты

4

4,0

Рюкзаки

13

42,9

Таблица 2.18

Основные характеристики товарной группы туристическая обувь и одежда, необходимые для применения метода Дибба – Симкина

Номенклатура

Объем продаж, шт.

Вклад в покрытие затрат, тыс. руб.

Ботинки мужские

47

62,4

Ботинки женские

9

7

Спортивные костюмы мужские

33

23,5

Спортивные костюмы женские

3

3,3

Шапки/кепки

12

43,4

Рис. 2.10. Анализ ассортимента с помощью метода Дибба – Симкина для товарной группы — туристическое снаряжение и инвентарь

Рис. 2.11. Анализ ассортимента с помощью метода Дибба – Симкина для товарной группы — туристическая обувь и одежда

Согласно рисунку 2.10 и 2.11 в наиболее ценную для предприятия группу (группу А) попала одна номенклатурная единица – спальники и костюмы спортивные мужские, именно эта группа товаров приносит наибольший доход предприятию. В группу перспективных единиц (группа В1) предприятия входят палатки и мужские ботинки, следует выявлять пути повышения доходности этой продукции (возможности повышения цен, поиск более выгодных поставщиков для снижения себестоимости и т.д.).


В группу В2 или группу менее перспективных единиц входит рюкзаки и женские ботинки, необходимо искать возможности для увеличения продаж продукции данной товарной группы (проведение промо – акций, реклама и т.д.) и наконец в группу наименее ценных для предприятия товаров входят: наборы посуды и тенты, спортивные костюмы женские и шапки/кепки, необходимо рассмотреть возможности замены товаров из этой группы, а также оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров.

Далее проведем анализ рентабельности по товарным группам компании ООО «ХАБАР». В качестве целевого показателя выбрана рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли от реализации определенной товарной группы к товарообороту по данной группе.

Динамика рентабельности продаж по товарам группы туристическое снаряжение и инвентарь отражена в табл. 2.19.

Таблица 2.19

Динамика рентабельности продаж по товарам группы

туристическое снаряжение и инвентарь

Наименование товарной группы

Товарооборот, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

Рентабельность продаж, %

Откл. 2016 г. от 2015 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

Палатка «Тайга» 2-х местная

1669,5

2640,6

20,7

15,6

1,24

0,59

-0,65

Палатка «Дубрваа» 4-х местная

3026,7

3069,9

38,7

19,6

1,28

0,64

-0,64

Палатка «Север» 3-х местная

1264,5

1144,8

20,6

6,5

1,63

0,57

-1,06

Палатка «Экстрим» 2-х местная

289,8

363,6

3,9

1,7

1,34

0,47

-0,87

Тент брезентовый 3х3

156,6

189

2,1

0,9

1,32

0,48

-0,84

Тент брезентовый 5х5

12,6

13,5

0,1

0,0

1,18

0,33

-0,85

Тент полиэтиленовый 3х3

202,5

200,7

2,5

0,7

1,21

0,35

-0,86

Тент полиэтиленовый 4х4

2987,1

3322,8

10,8

1,7

0,36

0,05

-0,31

Топор большой

1085,4

1148,4

11,7

1,4

1,08

0,12

-0,96

Топор маленький

121,5

126

1,4

0,5

1,12

0,36

-0,76

Набор из 3-х котлов

353,7

214,2

4,1

0,8

1,15

0,37

-0,78

Набор из 5-ти котлов

367,2

438,3

4,3

1,5

1,16

0,34

-0,82

Тросик 1,5 м

957,6

387

11,3

1,5

1,18

0,39

-0,79

Тросик 2,0 м

349,2

373,5

2,7

0,4

0,78

0,12

-0,66

Пила складная

189,9

203,4

1,0

0,1

0,54

0,03

-0,51

Пила ручная

2670,3

2281,5

31,2

12,8

1,17

0,56

-0,61

Рюкзак «Ермак» 80 л.

237,6

235,8

3,6

1,0

1,53

0,44

-1,09

Рюкзак «Енисей» 90 л.

496,8

768,6

7,3

4,1

1,47

0,53

-0,94

Рюкзак «Турист» 75 л.

17,1

21,6

0,2

0,1

1,08

0,25

-0,83

Рюкзак «Скаут» 50 л.

71,1

65,7

0,8

0,1

1,11

0,21

-0,9

Накидка полиэтиленовая

1437,3

1976,1

9,6

1,0

0,67

0,05

-0,62

Накидка брезентовая

284,4

311,4

2,9

0,3

1,01

0,09

-0,92

Спальный мешок синтепоновый 2-х слойный

126,9

235

1,1

0,3

0,86

0,12

-0,74

Спальный мешок синтепоновый 3-х слойный

238,5

271

0,8

0,1

0,35

0,03

-0,32

Спальный мешок синтепоновый 4-х слойный

865,8

1161,1

1,8

0,6

0,21

0,05

-0,16

Спальный мешок холлофайбер 2-х слойный

1530,9

2255,4

7,0

2,5

0,46

0,11

-0,35

Спальный мешок холлофайбер 3-х слойный

1799,1

2232,3

26,8

15,0

1,49

0,67

-0,82

Вкладыш в спальный мешок полиэтиленовый

1156,5

1238,4

18,3

7,3

1,58

0,59

-0,99

Вкладыш в спальный мешок пропитанный

477,9

525,6

8,5

3,0

1,77

0,58

-1,19

Вкладыш в рюкзак 50 л.

627,3

898,5

9,7

4,9

1,54

0,54

-1

Вкладыш в рюкзак 75 л.

1260

1622,1

18,4

8,4

1,46

0,52

-0,94

Вкладыш в рюкзак 80 л.

1021,5

671,4

14,0

3,3

1,37

0,49

-0,88

Вкладыш в рюкзак 90 л.

327,6

381,6

4,0

1,3

1,21

0,34

-0,87

Набор посуды из 3-х предметов

1837,3

3036,4

43,2

37,3

2,35

1,23

-1,12

Набор посуды из 5-ти предметов

3129,3

3189,8

32,5

15,0

1,04

0,47

-0,57

Туристического инвентаря и снаряжения

32647

37215

377,5

171,2

1,16

0,46

-0,70