Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли ООО «ХАБАР».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из данных табл. 2.19 видно, что в 2016 году наблюдается снижение рентабельности продаж по всем группам товаров туристического снаряжения и инвентаря. Вместе с тем, положительной характеристикой является тот факт, что компания ООО «ХАБАР» не допустило убыточной работы ни по одной группе туристического снаряжения и инвентаря. Наиболее рентабельными в 2016 году были следующие группы товаров: Набор посуды из 3-х предметов (1,23%), палатка «Дубрава» 4-х местная (0,64%), спальный мешок холлофайбер 3-х слойный (0,67%).

Динамика рентабельности продаж по товарам группы туристической одежды и обуви отражена в табл. 2.20.

Таблица 2.20

Динамика рентабельности продаж по товарам группы

туристическая одежда и обувь

Наименование товарной группы

Товарооборот, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

Рентабельность продаж, %

Откл. 2016 г. от 2015 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

Ботинки «Вибрам» летние

8

8

0,1

0,0

0,78

0,38

-0,40

Ботинки горные «Вибрам Плюс» зимние

35

32

0,5

0,2

1,46

0,64

-0,82

Ботинки походные кожаные зимние

57

48

1,0

0,4

1,79

0,76

-1,03

Ботинки походные тканевые летние

579

576

9,7

4,7

1,68

0,81

-0,87

Ботинки походные тканевые летние

154

134

1,7

0,9

1,12

0,68

-0,44

Спортивный костюм женский зимний утепленный

1413

1351

21,9

15,1

1,55

1,12

-0,43

Спортивный костюм женский летний легкий

1

1

0,0

0,0

1,01

0,04

-0,97

Спортивный костюм женский летний утепленный

26

25

0,3

0,1

1,12

0,32

-0,80

Спортивный костюм мужской зимний

33

35

0,5

0,2

1,46

0,46

-1,00

Спортивный костюм мужской зимний утепленный

34

32

0,5

0,2

1,36

0,63

-0,73

Спортивный костюм мужской летний легкий

35

42

0,5

0,2

1,48

0,59

-0,89

Спортивный костюм мужской летний утепленный

112

178

1,7

0,2

1,54

0,12

-1,42

Шапка зимняя мужская

21

19

0,3

0,0

1,36

0,21

-1,15

Шапка летняя мужская

428

474

5,4

2,6

1,25

0,54

-0,71

Шапка зимняя женская

269

295

4,7

2,9

1,74

0,98

-0,76

Шапка летняя женская

239

261

2,7

1,7

1,11

0,67

-0,44

Кепка

1493

1676

3,1

9,4

0,21

0,56

0,35

Итого туристическая одежда и обувь

4937

5187

54,5

38,8

1,10

0,75

-0,36


Из данных табл. 2.20 видно, что в 2016 году ситуация по товарам группы туристическое снаряжение и инвентарь аналогична ситуации с товарами группы туристическая одежда и обувь: наблюдается снижение рентабельности продаж по всем группам товаров, однако компания не допустило убыточной работы ни по одной группе товаров группы туристическая одежда и обувь. Наиболее рентабельными в 2016 году были следующие группы товаров: Спортивный костюм женский зимний утепленный (1,12%), шапка зимняя женская (0,98%), Ботинки походные кожаные летние (0,81%), Ботинки походные кожаные зимние (0,76%).

Далее проведем анализ ассортимента товаров компании ООО «ХАБАР», согласно основных коэффициентов (широты, полноты, устойчивости, соответствия ассортимента спросу, обновления).

Структура ассортимента – это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп. Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже.

Расчет и динамика коэффициентов, характеризующих ассортимент представлены в табл. 2.21.

Таблица 2.21

Динамика коэффициентов, характеризующих ассортимент

интернет-магазина ООО «ХАБАР»

Наименование показателя

Значение

показателя

Отклонение 2016 г. от 2015 г.

2015 г.

2016 г.

Базовая широта

2

2

0

Действительная широта

2

2

0

Базовая полнота

52

52

0

Действительная полнота

52

52

0

Среднее число дней, в течение которых товар находился в предложении

44,3

37,5

-6,8

Общее число рабочих дней за год

249

251

2

Количество товарных групп, пользующихся устойчивым спросом

24

21

-3

Общее количество видов, разновидностей и наименований товарных групп

52

52

0

Количество новых товарных групп

0

0

0

Коэффициент широты

1,00

1,00

0,00

Коэффициент полноты

1,00

1,00

0,00

Коэффициент устойчивости

0,18

0,15

-0,03

Коэффициент соответствия ассортимента спросу

0,46

0,40

-0,06

Коэффициент обновления

0,00

0,00

0,00


Из данных табл. 2.21 видно, что коэффициенты широты и полноты ассортимента составляли в анализируемом периоде единицу, т.е. базовые широта и полнота совпадали с действительными. В качестве базовых показателей были приняты плановые показатели на год, в качестве действительных – фактические показатели. Коэффициент устойчивости ассортимента увеличился на 0,03 и составил в 2016 году 0,15 в первую очередь за счет снижения среднего числа дней, в течение которых товар находился в предложении. Коэффициент соответствия ассортимента спросу снизился относительно 2013 года на 0,06 и составил в 2016 году 0,40. Основное влияние на динамику данного коэффициента составило снижение количества товаров, пользующихся устойчивым спросом. В период кризиса компания ООО «ХАБАР» не проводило активной политики по обновлению ассортимента, поскольку риск не продать новый товар был достаточно большим. В итоге, коэффициент обновления ассортимента в анализируемом периоде равен нулю.

Маркетологи компании осуществляют ежедневный контроль за наличием товаров и соблюдением обязательного ассортиментного перечня. Заявки составляются по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются наименование товаров и краткая характеристика единицы измерения, количество товара, остаток единиц товара на складе, отметка базы об исполнении заявки.

Управление ассортиментной политикой компании и планирование ассортимента осуществляется при помощи конфигурации 1С: Бухгалтерия 8.0.

Для розничной торговли данной конфигурацией поддерживается как оперативное отражение розничной реализации, так и отражение продаж по результатам инвентаризации. Товары в рознице могут учитываться по покупным или по продажным ценам.

Следует отметить, что уровень использования информационных технологий в системе управления и ассортиментной политикой и планирования ассортимента является достаточно низким, поскольку в настоящее время на ИТ-рынке имеется множество программ, позволяющих реализовать максимально полную автоматизацию по данной проблеме.

Таким образом, проведенный анализ ассортиментной политики в компании ООО «ХАБАР» позволил выделить следующие ее недостатки:

  • наиболее проблемными ассортиментными позициями (собака по матрице БКГ и спад по кривой ЖЦТ) являются: набор из 3-х котлов; тросик 1,5 м; рюкзак «Скаут» 50 л.; вкладыш в рюкзак 80 л.; Ботинки горные «Вибрам Плюс» зимние; Ботинки походные кожаные зимние; Ботинки походные тканевые летние; Спортивный костюм мужской зимний утепленный; шапка зимняя мужская;
  • недостаточный товарный ассортимент;
  • уровень использования информационных технологий в системе управления и ассортиментной политикой и планирования ассортимента является низким.

При изучении организационно-экономической характеристики компании ООО «ХАБАР», а также состояния его коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров туристического снаряжения, выявились положительные и отрицательные результаты.

Положительные результаты: стабильное социально-экономическое состояние, вырос товарооборот, прибыль, увеличивается численность обслуживаемого населения, степень охвата товарооборотом денежных доходов населения и др.

Отрицательные результаты: сверхнормативные товарные запасы, замедление товарооборачиваемости, изучение покупательского спроса не на должном уровне.

Залогом успеха является совокупность не только ассортиментных характеристик товаров, но и механизм ценообразования, реклама, а самое главное качество обслуживания и разнообразие сопутствующих сервисных услуг от заказов на определенные виды товаров до доставки товаров «на дом» покупателю.

Для повышения эффективности коммерческой деятельности компании ООО «ХАБАР» необходимо постоянно следить за состоянием рынка (его конъюнктуры, потребителя, конкурентов); необходимо производить мониторинг рынка и на основе полученных результатов принимать решения о том, в каких товарах нуждается потребитель, и только после этого заключать договора.

В 2017 году компания ООО «ХАБАР» планирует открытие еще одного интернет проект. В него войдут два магазина: интернет-магазин альпинистского снаряжения и магазин товаров для рыбной ловли. В этих интернет магазинах клиенты смогут получить высококачественную консультацию об альпинистском снаряжении и рыболовных товаров, можно будет оплатить покупку on-line карточкой Visa/Master Card. Данные группы товаров пользуется спросом у покупателей. Увеличив широту и глубину товара, возрастет и коэффициент устойчивости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее эффективное удовлетворение спроса становится основной задачей предприятия в современных условиях рыночной конкуренции. Рынок определяет спрос на определённый ассортимент. Поэтому для схожих предприятий ассортимент является ключевым элементом в конкурентной борьбе. Грамотное формирование оптимального ассортимента обеспечит почву для продуктивной деятельности предприятия, будет способствовать сохранению желаемой прибыли.

Ассортиментная политика – один из главных элементов конкурентной стратегии предприятия. В определении товарной номенклатуры с учётом ряда принципов, возможностей и ограничений заключается суть ассортиментной политики


Проведение ассортиментной политики как комплекса мероприятий по управлению товарным ассортиментом предусматривает формирование ассортимента предприятия, направленное на более полное удовлетворение потребителей рынка и эффективную работу предприятия. Основанием для этого служит полученная информация.

Сбор данных или мониторинг - периодический сбор и обработка данных, которые могут быть использованы для оптимизации выбора стратегии развития предприятия. Задачей процесса мониторинга является получение объективных, достоверных данных о текущем состоянии и результативности процессов производства. Анализ собранной информации позволяет осуществлять корректирующие, предупреждающие действия в необходимом направлении, а также действия, нацеленные на повышение эффективности процессов и системы. В производстве того или иного товара важным является мониторинг данных для формирования целей предприятия в условиях постоянно меняющихся условий на рынке и выбора направления развития. Он позволяет оперативно отслеживать тенденции потребления тех или иных видов продукции, динамику продаж в целом и по определенным категориям товаров в ассортименте, динамику потребления продукции клиентами предприятия.

Таким образом, мониторинг - это инструмент, на основе которого можно проследить динамику изменения необходимых показателей.

Анализ данных невозможно переоценить. На основе полученных результатов анализа можно сделать выводы, например, о целесообразности внедрения той или иной номенклатуры в ассортименте или необходимости работы с теми или иными контрагентами. Как и сбор информации, анализ данных, в контексте работы с информационными технологиями, является источником информации, но, в отличие от сбора, анализ не основывается на подготовке систематических данных. Анализ данных в этом случае представляет собой набор методов, основанных на математических формулах, позволяющий получить полезную информацию. В качестве самих данных здесь могут участвовать данные, полученные в процессе мониторинга.

Правильно выбранная ассортиментная политика послужит надежным инструментом управления и базирования компании на рынке.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

Проведенный анализ ассортиментной политики в компании ООО «ХАБАР» позволил выделить следующие ее недостатки:

- наиболее проблемными ассортиментными позициями (собака по матрице БКГ и спад по кривой ЖЦТ) являются: набор из 3-х котлов; тросик 1,5 м; рюкзак «Скаут» 50 л.; вкладыш в рюкзак 80 л.; Ботинки горные «Вибрам Плюс» зимние; Ботинки походные кожаные зимние; Ботинки походные тканевые летние; Спортивный костюм мужской зимний утепленный; шапка зимняя мужская;