Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли ООО «ХАБАР».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.2

Факторы внешней и внутренней предпринимательской среды, влияющие на формирование товарного ассортимента

Факторы внешней среды

Факторы внутренней среды

Социальные и демографические:

  • возрастные, трудовые группы населения;
  • доходы населения;
  • вкусы и предпочтения;
  • структура потребления в городах и в селах

Кадровые факторы:

  • наличие и стоимость оплаты услуг квалифицированных специалистов для вывода на рынок обновленных товарных групп; оплата услуг маркетологов

Политические:

  • состояние рынков;
  • стабильность развития рынка;
  • изменения законодательства

Технологические:

  • наличие технологических мощностей для обновления производства;
  • условия хранения для нового товара

Экономические:

  • цены на ресурсы и энергоносители;
  • лицензирование определенных видов деятельности и производства;
  • цены на оборудование;
  • налоговая нагрузка на предприятие;
  • отношения с контрагентами;

Финансово-экономические:

  • наличие собственных либо заемных финансовых ресурсов для обновления ассортимента;
  • экономическая целесообразность нового товара (ожидаемый финансовый результат);
  • стоимость кредитных и инвестиционных ресурсов;
  • логистическая составляющая
  • оценка затрат на продвижение товара на рынок;
  • совокупная экономическая оценка целесообразности нового ассортимента

Рыночные:

  • доля рынка у производителя;
  • концентрация конкурентов;
  • наличие свободных ниш на рынке

Инфраструктурные:

  • наличие подготовленной системы обновления ассортимента (от приобретения ресурсов до реализации)

Технологические:

  • наличие технологий и оборудования на рынке для производства определенных групп товаров

Сбытовые:

  • наличие налаженных каналов сбыта продукции, оптовых покупателей

Приведенные в табл. 1.2 факторы требуют детального анализа в процессе формирования либо обновления товарного ассортимента. Следует учитывать, что обновление товарного ассортимента не всегда предполагает его расширение и выпуск дополнительных товаров - возможно также сокращение ассортимента и отказ от производства определенных товаров. И здесь возникает понятие оптимального ассортимента, который далеко не всегда является наиболее полным. Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимальной полезностью для потребителей и минимальными затратами для производителя [20 с. 34].


Таким образом, после обновления товарного ассортимента возникает необходимость оценки его экономической целесообразности. В результате анализа литературных источников авторами выполнена классификация показателей, позволяющих оценить товарный ассортимент предприятия (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Показатели, позволяющие оценить товарный ассортимент предприятия

Показатель

Определение

Основные показатели товарного ассортимента предприятия

1. Ширина

Число товаров, представленных в виде классификационной группировки

2. Насыщенность (полнота)

Общее количество составляющих ассортимента конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии

3. Новизна

Способность ассортимента удовлетворять потребности за счет новых товаров

4. Стабильность

Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары в течении длительного времени

5. Рациональность

Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности различных сегментов потребителей

6. Структура ассортимента

Количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров

7. Глубина

Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках группы

8. Гармоничность ассортимента

Свойство товаров разных групп, характеризующее степень близости использования (сопутствующие товары)

Показатели финансовых результатов товарного ассортимента

1. Уровень окупаемости

Определение продолжительности периода, в течение которого

будет работать для покрытия расходов на создание и введение

нового товара

2. Прибуток по товарной категории

Доля в общей выручке предприятия по конкретному товару

3. Точка безубыточности

Характеризует объем продаж, при котором выручка от продаж

равна издержкам производства

4. Запас финансовой прочности

Показывает величину сокращения объема продаж до достижения

точки безубыточности

Показатели оптимальности структуры ассортимента

1. Ограничение по объему продаж

Фиксирования крайних значений максимально возможного и минимально необходимого объема продаж

2. Ограничение по производственным мощностям

Выбор оптимальной производственной программы должен основываться на знании спроса на конкретные виды товаров и услуг

3. Ограничения по доступности ресурсов

Потребность компании в денежных и материальных ресурсах

4. Ограничения по цене

Для получения прибыли цена товаров не может быть установлена ниже себестоимости и выше возможностей покупателей

5. Критерий оптимизации для разработки ограничений

Определение предельного дохода, который может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта

6. Ограничение по товарным запасам

Определяет необходимое количество поставок сырья для бесперебойной работы производства

7. Ритмичность реализации товаров

Показатель характеризует бесперебойность работы предприятия без потерь в товарообороте

Регламентирующие показатели ассортимента

1. Соответствие продукции стандартам

Показатели, позволяющие определить, соответствует ли изделие нормам, стандартам и правилам

2. Органолептические показатели

3. Показатели безопасности

Качественные показатели рыночной адекватности товаров

1. Определение силы

марки

Степень популярности, восприятие, ознакомления, преимущества и лояльности марке со стороны конечных потребителей

2. Соответствие предпочтениям потребителей

Определение характеристик товара, которые имеют наибольшую важность для потребителей

3. Соответствие предпочтениям розничной торговли

Оценка текущего состояния положение товаров или марок в розничной торговле и анализ предъявляемых требований к ним

4. Этапы жизненного цикла товаров (ЖЦТ)

Формирование стратегии для товаров, находящихся на разных этапах жизненного цикла товаров

5.Конкурентоспособность товара

Выявление черт и характеристик товара, делающих его уникальным по отношению к другим товаров, представленных на рынке

6. Положение в матрице БКГ

Определение стратегических позиций фирмы, а также распределение стратегических ресурсов на ближайшую перспективу


Предложенный перечень показателей позволяет сделать комплексную, многокритериальную оценку существующего товарного ассортимента на предприятии с точки зрения его разноплановости как для производства, так и для требований рынка.

Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров [20 с. 54].

Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием.

Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть — это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент [13 с. 54].

Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

С учетом сложности различают простой и сложный ассортимент товаров. Те виды товаров, которые классифицируются не более, чем по трем признакам, составят простой ассортимент товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.). Те виды товаров, которые классифицируются на разновидности более чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежды и др.) [10 с. 7].

Укрупненный ассортимент определяется соотношением отдельных групп изделий. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: способ производства, назначение, особенности конструкции и др. Развернутый ассортимент определяется представленными разновидностями товаров.

Комбинированный ассортимент — это набор нескольких групп товаров разного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности. Например, в магазине «Мужская одежда» реализуется комбинированный ассортимент.

Смешанный ассортимент — совокупность непродовольственных и продовольственных товаров различных групп. Смешанный ассортимент представлен, как правило, наибольшим количеством групп и видов товаров [7 с. 18].


Таким образом, нами определена сущность понятия «ассортимент» и «товарный ассортимент». Проведен анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на товарный ассортимент предприятия. Выявление их влияния — важная составляющая товарной политики. Рассмотрена классификация основных показателей товарного ассортимента по следующим признакам: общие показатели, показатели финансовых результатов, результаты оптимальности структуры, регламентирующие показатели, качественные показатели рыночной адекватности товаров. Предложенный перечень показателей позволяет сделать комплексную, многокритериальную оценку существующего товарного ассортимента на предприятии с учетом его разноплановости как для производства, так и для требований рынка. Одним из важных факторов формирования торгового ассортимента является — жизненный цикл товара. Концепцию данного процесса рассмотрим в следующем параграфе бакалаврской работы.

1.2. Формирование товарного ассортимента с позиции жизненного цикла товара

Вопросам формирования товарного ассортимента посвящены научные разработки многочисленных зарубежных и отечественных ученых, таких как Г. Ассэль, Б. Берман, Ф. Котлер, Х. Хершген, В. Я. Кардаш, А. А. Старостина, А. А. Длигач, А. Н. Романов, П. С. Завьялов, А. В. Зозулев, Е. В. Попов, Н. С. Кубышина [19 с. 21].

Однако большинство работ отечественных авторов часто лишены комплексности, носят чрезмерно локальный и разрозненный характер, ограничиваются адаптацией и модификацией различных зарубежных методик анализа ассортиментного портфеля предприятия.

В стратегическом плане товарная политика предприятия должна исходить из концепции жизненного цикла товара, то есть из того факта, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, характеризующийся объемами его продаж во времени. Переход от одной стадии жизненного цикла товара к другой происходит плавно, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями в объемах продаж товара, чтобы своевременно уловить границы стадий и соответственно дать рекомендации руководству предприятия для внесения изменений в товарную политику перераспределения маркетинговых ресурсов и усилий [21 с. 19].


Каждое предприятие создано для производства какого – либо товара (продукции), оказания услуг (выполнения работ). При этом предприятие должно уметь создавать новые товары (работы, услуги), управлять их производством и реализацией с учетом потребностей покупателей и конкуренции. Следует отметить, что любая продукция (работа, услуга) проходит определенный жизненный цикл.

Жизненный цикл товара - это период времени, в течении которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам [8 с. 126].

Классический жизненный цикл товара состоит из 4 этапов (рис. 1.2):

1) этап внедрения;

2) этап роста;

3) этап зрелости;

4) этап спада.

Рис. 1.2. Жизненный цикл товара

Этап внедрения возникает с первого появления товара на рынке. Для этапа свойственны неспешный рост сбыта и минимальные прибыли. Из-за больших серьезных затрат на разработку товара совершается отсутствие прибыли. Цель маркетинга на данном этапе информирование потребителей о товаре и побуждение их к совершению пробной (первичной) покупки. На этом этапе предприятие вкладывает немалые деньги в рекламу и иные средства продвижения товара [9 с. 10].

Цены на этапе внедрения бывают разные. Высокая начальная цена может быть у компании которая стремится покрыть затраты на создание товара и обрести прибыль за счет покупателей «первой волны» (которые нечувствительны к цене). Такие цены могут привлечь конкурентов, которые увидят в новом рынке возможности для получения прибыли. Чтобы помешать выходу конкурентов на рынок, компания может назначить на свой товар низкую цену (это называется стратегией проникновения). Данная стратегия ценообразования способствует расширению сбыта в натуральном выражении, при этом компания должна контролировать издержки.

Этап роста характеризуется стремительным ростом объема продаж. Собственно на этом этапе, на рынке возникают конкуренты. Вследствие роста конкуренции и агрессивной ценовой политики прибыли на данном этапе, добившись высшей точки, начинают снижаться. Акцент в рекламе переносится на сравнение потребительских выгод товара данной фирмы с товарами конкурентов [8 с. 127].

Увеличение объема продаж товара на этапе роста происходит от того, что, если им удовлетворены его будут покупать повторно и потребители распространят товар, как хороший. Если обеспечить существенное количество повторных покупателей не получается, то это ведет к ранней «смерти» товара.