Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы МБОУ «СУВУ №14 «Подросток».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологический климат как основа политики психологической поддержки
Сущность психологического климата
Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе
2. Исследование политики психологической поддержки в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Общая характеристика МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Оценка методов психологической поддержки МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Часто, многие педагоги, тратя все время и силы своей души на школу, становятся сварливыми, неуверенными в жизненных ситуациях. Поэтому директор может организовывать встречи помимо работы. Такие вечера отдыха по случаям дней рождения, календарным праздникам и отдых на природе помогут педагогу почувствовать себя в кругу друзей, а не только коллег и раскрыться с другой стороны. Отношения между педагогами только выиграют. В атмосфере непринужденной обстановки, педагог почувствует себя обыкновенным человеком, который должен любить жизнь, а не только работу. Школьные проблемы на некоторое время отойдут на второй план, педагог не будет думать о предстоящем открытом уроке или назначенном семинаре, а в коллегах он увидит не судей, а друзей и уже проблема может даже страха перед выступлением будет снята. Такие ситуации также способствуют формированию благоприятного климата в коллективе.
После встреч на природе люди становятся ближе, доверительнее и раскованней. Это поможет общению педагогов по работе при передаче опыта. Через приобщение к природе, педагог сможет эмоционально разгрузиться, успокоиться морально. Без таких дней отдыха и общения работа и жизнь становятся неинтересной, тусклой, однообразной, мучительно бесцельной. Директору и школьному психологу нужно своевременно планировать такие дни отдыха и эмоциональной разгрузки и стараться помочь учителям.
Директору можно порекомендовать правила:
- У хорошего директора постоянно увеличивается количество хороших учителей.
- Плохие рабочие всегда стараются работать в школе с плохо поставленным управлением.
Правила работы с коллективом:
- Ничто не мешает авторитету администрации, успеху ее деятельности, как неуважительное отношение к коллективу, выражающееся в уверенности руководителя, что он знает дело лучше других, а потому узурпирует право вступать во взаимоотношения с коллективом только или в основном в форме монолога.
- Нельзя собирать коллектив, даже с самыми лучшими побуждениями, если ты до тонкостей не продумал, зачем ты это делаешь и что ты ему скажешь. Несколько бессмысленных собраний и смысл говоримого перестает восприниматься вообще.
- Насколько важной, красиво построенной, оригинально поданной, представляющей всеобщую ценность должна быть информация, чтобы вызывать заинтересованное внимание коллектива.
- Воздействие администрации на педагогов должно носить положительную энергетическую окраску.
- Руководитель должен научится слушать и уметь слушать и уметь услышать все о наболевшем, о чем порой не прямо затаенно пытается сказать педагог.
- Руководитель должен научиться активно влиять на педагогический коллектив. Умение зажигать педагогов своими идеями и достаточно точно объяснить и научить предполагаемому маневру.
- Нужно научиться много знать об учителях, много думать, о них, настраивая свою душу на волну их переживаний, смыслов, проблем. Нужно вовремя и точно найти самые главные слова, определяющие успех, достижения и радость без которой жизнь учителя становится серой и печальной.
Итак, руководитель, если он стремиться быть одновременно и неформальным лидером, должен решать важнейшую группу задач, связанных с созданием благоприятного психологического климата в коллективе:
- Добиваться единого понимания всеми администраторами школы основополагающих принципов «уважительного управления», ровного, сдержанного, культурного, основанного на уважении и суверенитете личности.
- Точно знать способности, интересы, особенности сотрудников.
- Способствовать психологической защищенности педагогов.
- Считать одной из важнейших задач разработку и реализацию социально-экономической защиты сотрудников, при этом выдвигать во главу угла документально-правовое обеспечение в рамках морального и материального стимулирования, для снижения субъективизма в этом деле.
- Руководитель должен знать реальные заслуги не по слухам, а вследствие хорошо продуманной системы обратной связи.
- Руководитель должен научиться делегировать подчиненным не только обязанность и ответственность, но и права в рамках поставленной задачи.
- Очень важно показать подчиненным степень важности выполняемой ими работы.
- Необходимо постоянно создавать условия профессиональной квалификации сотрудников.
- Дабы догорания по мелочам, руководитель должен продумать систему управленческих требований.
- Проверка работы учителей, как правило, усиливает тревожность, приводит к недовольству и нарастанию конфликтности, поэтому руководитель должен подходить к внутри школьному контролю с позиции управления успехом. Сложившаяся практика поиска недостатков у учителя, пробелов, упущений, вместо того, чтобы в ходе системного наблюдения и изучения процесса и результатов деятельности, совместно с учителем, искать возможные варианты усиления его деятельности;
В ходе работы над поставленной проблемой было выявлено, что необходима планомерная деятельность по развитию педагогического коллектива. Психологический климат должен быть стабильным и достаточно благоприятным.
Школьный коллектив представляет собой организацию, которая целесообразно устроена и выполняет важные социальные функции. Теория психологического коллектива разработана в трудах Н.К.. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Шацкого, В.А. Сухоменского.
В школьном коллективе, в свою очередь, выделяется педагогический коллектив и коллектив учеников. А.С. Макаренко писал: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «Самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновенья.
Заключение
В МБОУ СУВУ №14 «Подросток» проводится определенная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов.
Анализ кадрового потенциала выявил некоторые проблемы в МБОУ СУВУ №14 «Подросток», свойственные всем школам. Хотя зарплату педагогам увеличили, еще не скоро трудоемкий труд педагога будет восприниматься как творческий.
Анализ показал высокий уровень психологического климата в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток». Отрицательного отношения к коллегам и школе в целом никто не проявил. Но не все члены коллектива ощущают себя комфортно. В основном это молодые специалисты с небольшим стаже пребывания в данном коллективе.
Предложения по формированию благоприятного климата в коллективе носят рекомендательный характер и больше необходим для поддержания существующего уровня.
Предложены следующие мероприятия:
- Психологу школы оказывать систематическую помощь педагогам для защищенности, комфортности и удовлетворенности образовательной средой.
- Организовать Школу молодого специалиста.
- Проводить тренинги на эмоциональную разгрузку.
- Обучение коллектива педагогов проводить, применяя арт-прием. Увлечение искусством в свободное время или как хобби (будет давать эмоциональную разгрузку).
- Использовать модульный курс «Стресс-менеджмент» или «Приемы профилактики и преодоления стресса» для всех педагогов.
- Самообучение психологическим приемам общения с коллегами, учащимися, в семье и на улице.
- Разработать Памятку учителю или использовать предложенную.
Профессиональный уровень педагогического состава на достаточно высоком уровне, поэтому дополнительная помощь необходима психолога в отношении снятия эмоционального напряжения.
Стабилизации формирования благоприятного климата в коллективе можно добиться выполнением предложенных мероприятий.
Проведенный опрос показал повышение, что после использования рекомендаций каждый надеется на повышение ощущения комфортности в коллективе. Доброжелательность в отношениях также чувствуют все участники опроса. В коллективе доброжелательная обстановка.
Все рекомендации направлены на формирование благоприятного климата в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток».
Рекомендации в первую очередь направлены на действия директора, который своими должностными обязанностями может внести новые виды помощи педагогам.
Педагоги нуждаются в психологической помощи психолога.
Необходим план занятий с педагогами по защите от стресса, по проведению самопомощи в сложных ситуациях и при подготовке к выступлениями перед родителями или даже перед педагогами.
Необходимы мероприятия, отвлеченные от педагогической деятельности, вечера отдыха и прогулки на природе.
Молодым педагогам необходима поддержка в профессиональных навыках.
Предложения помогают сплочению коллектива, его эмоциональной разгрузке, отвлечению от школьных проблем и моральному отдыху.
Предлагается также развивать систему мотивационных действий. Похвала, поощрение, одобрение и информация на общих собраниях перед всем коллективом ободряет педагогов, дает уверенность, силы и интерес к работе.
При выполнении рекомендаций каждый почувствует благоприятный климат в коллективе.
Список использованной литературы
- Альвердов А. Р. Управление персоналом: учебное пособие / А. Р. Алавердов, Е. О. Куроедова, О. В. Нестерова и др. – М.: «Университет», 2013.
- Асалиев А.М. Экономика и управление человеческими ресурсами: учебное пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, Т.Г. Строителева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебное пособие/ Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
- Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2014.
- Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016.
- Зайцев Г.Г. Управление человеческими ресурсами: учебник / Г. Г. Зайцев, Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен. – М.: Академия, 2014.
- Игнатьева А.В., Менеджмент: учебно-практическое пособие/ А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина. – М.: ИНФРА-М, 2015.
- Карпов А.В. Организационная психология: учебник / А.В. Карпов. – М.: Юрайт, 2013.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов, Ю. Г. Одегов, Ю. П. Кокин. – М.: ИНФРА-М, 2014.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник/А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2013.
- Ковалевич И. А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013.
- Коноваленко В.А. Психология управления персоналом: учебник для бакалавров/ В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2014.
- Михайлов А.С. Социально-психологический климат производственной организации в различных социально-экономических условиях/ А.С. Михайлов. – Курск, 2013.
- Одегов Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров/ Ю.Г. Одегов, Г.Г.Руденко. – М.: Юрайт, 2016.
- Рудавина Е. Р. Большая книга директора по персоналу / Е. Р. Рудавина, В. В. Екомасов. – СПб : Питер, 2013.
- Ткачук Л.Т. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе / Л.Т. Ткачук, М.И. Щадов. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Федорова Н. В. Управление персоналом организации: учебник /Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. – М.: КноРус, 2015.
- Шапиро С.А. Теоретические основы управления персоналом: учебник / С.А Шапиро,.Самраилова Е.К., Хусаинова Н.Л. – М. Берлин Директ-Медиа, 2015.