Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы МБОУ «СУВУ №14 «Подросток».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Успехи и неудачи товарищей у шести человек вызывают сопереживание. У 50% педагогов (у семи человек из тринадцати участников) не всегда вызывают сопереживание, но в большинстве случаев, а у трех человек только иногда. Но нет педагога в коллективе кто бы, завидовал успехам коллег или радовался их неудачам.

С уважением относятся к мнению коллег всегда 50% педагогов, три человека лишь иногда считаются с мнением коллег, а четыре человека в большинстве случаев. Все-таки в коллективе есть доверие к коллегам, потому, что ни один человек не считает свое мнение главным.

Достижения коллег и провалы переживаются как свои, пятью педагогами, три человека в большинстве случаев испытывают такие же чувства, четыре человека иногда воспринимают чужие чувства как свои и один человек равнодушен к этому.

В трудные минуты коллектив объединяется всегда, считают семь человек, два человека считают, что это происходит в большинстве случаев. Три человека видят объединение коллектива лишь иногда. А один человек считает, что случаев объединения и не объединения коллектива в трудных ситуациях одинаково.

Очень высокий уровень психического климата показал ответ на вопрос о чувстве гордости за коллектив в случаях, когда отмечают руководители. Все (за исключением одного педагога) учителя испытывают чувство гордости за коллектив.

О полном энергии настрое коллектива на активные действия говорят двенадцать из тринадцати участников. Это лишний раз указывает на то, что в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» благоприятный психологический климат.

В коллективе участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива всегда, считают 8 педагогов из тринадцати участников опроса. Так относятся к новичкам в большинстве случаев, считают три педагога, один человек считает, что доброжелательное отношение к новичкам проявляется иногда и один человек не видит доброжелательного отношения к новым членам коллектива.

Совместные дела увлекают весь коллектив всегда, ответили четыре человека, пять человек считают, что это происходит в большинстве случаев, три педагога видят это в единичных случаях (иногда), а один человек вообще считает, что этого не происходит.

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам всегда, отвечают восемь членов коллектива, два человека говорят, что так поступают в большинстве случаев, а три учителя считают, иногда только поступают справедливо. Но необходимо отметить, что никто из участников опроса не заявил, что коллектив разделен на привилегированных и отверженных. В коллективе нет ни к кому пренебрежительного отношения.


Анализ психологического климата показал, что в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» благоприятный морально-психологический климат, в котором преобладает бодрый жизнерадостный настрой на обучение подростков, проявляется доброжелательность в отношениях между сотрудниками, с уважением относятся к мнению товарищей, с чувством гордости за коллектив.

3. Рекомендации по совершенствованию политики психологической поддержки в организации бюджетной сферы

Администрация МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» не учитывает в формировании благоприятного климата в коллективе значение участия психолога, работающего в школе. Принято, что психолог должен работать с детьми и участвовать в воспитательном процессе обучения учащихся.

Конечно, в обучении подростков в школе данного направления обязательно должен принимать участие психолог. Но коллектив педагогов своим непосредственным общением с учениками имеет обязательное влияние на детей. Поэтому коллектив тоже нуждается в поддержке психолога на протяжении всего учебного года. Труд педагога во многом строится на общении, в котором не обойтись без эмоционального восприятия ситуации. Во взаимоотношениях отражается не только характер человека, но и его воспитанность, знания этикета и многое другое. Правильное поведение педагога в сложных ситуациях основано на знании психологии человека. Педагогу необходимо знать и уметь противостоять конфликтам. Этому и должен учить психолог.

Педагог имеет платформу знаний по психологии, которую получил, обучаясь профессии, но время меняется. С быстрым ростом информационных технологий и огромным влиянием на психику подростка информации через телевидение и интернет, необходимо изменить подходы к подростку. Педагог в этом океане информации не ориентируется, потому, что у него другие обязанности, к которым тоже необходимо готовиться Целенаправленная работа психолога с педагогами поможет стать учителю стрессоустойчивым и избегать конфликтов в коллективе учителей, тем самым обезопасить подростков от негативного влияния на детей.

Первым предложением рекомендуется психологической службе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» оказывать систематическую помощь и поддержку педагогам коллектива. Разработать программу действий по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. В эту программу можно включить тренинги по «Организации времени учителя дома и в школе».


Психологическая работа психолога с педагогами должна иметь такие направления:

  • психологическая защищенность педагога;
  • психологическая комфортность педагога;
  • психологическая удовлетворенность образовательной средой.

Второе предложение состоит в помощи молодым специалистам. Как показал анализ, педагоги, отработавшие год и два не чувствуют доброжелательности в отношении к ним. Возможно, они этого не ощущают из-за занятости каждого педагога своими трудовыми обязанностями, и лишний раз стараются не обращаться к ним за помощью. Поэтому «Школа молодого специалиста» будет очень востребована. Очень большой поток информации, который необходимо усвоить в самый короткий срок, сложные ситуации в общении с подростками, их родителями, а иногда и с коллегами часто ставит их в тупик. Поэтому с целью помощи, профилактики эмоционального выгорания и поддержки психологического климата в коллективе индивидуальное или групповое консультирование психолога молодых специалистов просто необходимо. На этих занятиях могут присутствовать и другие педагоги на занятиях по темам их интересующим:

  • снятие эмоционального напряжения, связанного с организацией школьной жизни;
  • повышение коммуникативных компетенций молодых специалистов;
  • разбор трудных случаев предконфликтных ситуаций;
  • разбор совершения педагогических ошибок на примерах;
  • помощь в осознании профессиональных страхов и поиск возможностей их преодоления.

Третьим предложением можно порекомендовать проводить тренинги для активизации навыков командной работы.

Четвертым мероприятием можно предложить использовать арт-приемы, где обучение, воспитание и развитие личности осуществляется средствами искусства. Вовлечение в разные виды искусства.

Обязательно учитывать периоды наибольшей нагрузки на педагога, когда повышается утомляемость, увеличивается уровень тревоги и стресса. Например, экзамены педагоги, как и их ученики, воспринимают как стресс. Психолог может научить бороться со стрессами, владеть собой, оказывать себе самопомощь. Только он может довести до сознания педагога, что разрушающее влияние стресса не в самом событии, а в способе реагирования на него, в способах преодоления препятствий. Пятое предложение в использовании модульного курса «Стресс-менеджмент или Приемы профилактики и преодоления стресса».

Шестое предложение – это самостоятельное просвещение педагогов, которое должно быть направлено на:


  • повышение психологической культуры педагогов;
  • формирование потребности в психологических знаниях и их применению;
  • формирование желания использовать психологические знания в работе с учащимися и в интересах собственного, личностного и профессионального роста.

Хорошим помощником в напоминании психологического равновесия в коллективе может послужить Памятка педагогу в виде рекомендаций, вывешенная в учительской.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

ПАМЯТКА:

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе и на близких.
  2. Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
  3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
  4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
  5. Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
  6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
  8. Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
  9. Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
  10. Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

Большую роль в формировании благоприятного климата в коллективе играет администрация. Залог успешной деятельности коллектива – забота о каждом его члене. Если администрация сумеет создать атмосферу поиска, радости, интереса, сотворчества, то человек будет развиваться как личность, соответственно развивается и коллектив.


Проблема взаимоотношений в педагогическом коллективе существует всегда. Но люди такого коллектива больше чем любого другого нуждаются в доброжелательных и уважительных, теплых и душевных отношениях.

Директору надо быть практически психологом, чтобы понимать, что учитель может быть только сознательно добросовестным, дисциплинированным и творческим педагогом, а заставить его нельзя.

Необходимо найти подход, к педагогу и только психологически расположив, его на выполнение каких-то обязанностей, можно требовать их качественного исполнения. Необходимо применить здесь мотивацию. Создавая мотивационную сферу, директор способствует формированию благоприятного климата в коллективе.

Положительные эмоции вызывают у педагога поддержка директора в первые годы работы. Учитель, не имеющий опыта, встречается со сложными ситуациями, теряется, и может потерять веру в свои силы, знания и в выбор профессии. Поэтому помощь со стороны директора, только поднимет его авторитет в глазах учителя и придаст уверенности начинающему педагогу. Оценивая работу учителя, необходимо сначала указать что хорошо получается, а потом что не очень. Всегда придерживаться принципа «критика – неэффективный способ информирования». Потому, что критика вызывает моментальную психологическую реакцию человека защитить себя. Директору надо снять эту защитную реакцию и дать понять, что разговор идет о профессии, а не о личности.

Благоприятный климат в коллективе будет ощущаться, когда директор отмечает в коллегах доброе и хорошее.

Преподавательство очень трудоемкая деятельность, требующая больших душевных сил. В ней, как ни в какой другой профессии необходимо проявлять творчество, а значит и чувства и вечная погоня за информацией.

Такая работа базируется на постоянной эксплуатации всех видов памяти, сопровождается взлетами и падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью, нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы, мнительности, профессиональным заболеваниям и старению.

Поэтому директор должен понимать, что психологическое умственное, физическое, нравственное, профессиональное здоровье учителя зависит от благоприятного психологического климата в школе. А от здоровья педагога зависит качество обучения и воспитания. Только через положительно заряженную душевную энергетику возможна передача учащимся и родителям важнейшего способа и опыта жизни. Только насыщенный добротой, уверенностью, душевностью состояния педагог сможет вызвать доверие ребенка.