Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы МБОУ «СУВУ №14 «Подросток».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях рассмотрения педагогических и методических вопросов организации образовательного процесса, изучения и распространения передового педагогического опыта в Учреждении действует Педагогический совет.

Педагогический совет МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» является постоянно действующим коллегиальным органом управления, который создается для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса, а регламент и полномочия определяются Положением о педагогическом совете.

Членами Педагогического совета являются все педагогические работники, а также иные работники МБОУ «СУВУ №14 «Подросток», чья деятельность связана с содержанием и организацией образовательного процесса. Председателем Педагогического совета является директор МБОУ «СУВУ №14 «Подросток».

Педсовет разрабатывает и принимает локальные акты, регулирующие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, методической работы, аттестации и повышения квалификации педагогических работников.

Оценка методов психологической поддержки МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»

Оценку психологического климата в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» начнем с исследования уровня педагогического образования сотрудников школы. Распределение педагогов по образованию и представим в таблице 2.

Таблица 2

Образовательный уровень педагогов МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»

Учебный год

Общее количество учителей

Высшее образование

чел./%

Неоконченное высшее

чел./%

Среднее специальное чел./%

2014-2015

30

17-57

2-7

11-36

2015-2016

27

17-64

1-3

9-33

2016-2017

28

20-71

1-4

7-25

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что педагоги с высшим образованием составляют основную часть педагогического персонала: 57% за 2014 – 2015 учебный год; 64% за 2015 – 2016 учебный год и 71% за 2016 – 2017 учебный год. Это значит, большая часть коллектива знакома с основами психологии и соответственно имеет знания по поведению в коллективе для избегания конфликтов.


Динамику уровня образования представим на рисунке 2.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Рисунок 2. Динамика показателей профессионального образования педагогов

Рисунок 2 подтверждает, что педагогов с высшим образованием в коллективе больше 60%.

Привычка к дисциплинированности не только в работе, но и в общении с коллегами также приобретается с опытом работы педагогом. Поэтому следующее исследование по педагогическому стажу и представим в таблице 2.

Таблица 2

Уровень педагогического стажа педагогов МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»

Учебный год

До 5 лет

5 – 10

лет

10- 20

лет

20-30

лет

30-35

лет

35-40

лет

2014-2015

3 чел.- 10%

2 чел. – 7%

12 чел. – 40%

9 чел. – 30%

3 чел. – 10%

1 чел. –3%

2015-2016

4 чел. – 15%

2 чел. – 7%

9 чел. – 34%

8 чел. – 30%

2 чел. – 7%

2 чел. –7%

2016-2017

3 чел. – 11%

3 чел. – 11%

8 чел. – 28%

7 чел. – 25%

5 чел. – 18%

2 чел. – 7%

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что основная часть педагогов с большим педагогическим стажем. В основном учителя со стажем 10 – 20 лет и 20 – 30 лет. Со стажем 20 – 30 лет работало 30% от всего коллектива в 2014 – 2015 учебный год, столько же в 2015 – 2016 учебный год и 25% преподавали в 2016 – 2017 учебный год. Это означает, что у большинства педагогов сложились навыки общения в коллективе.

Для наглядности представим динамику численности педагогов по стажу за период 2012 – 2015г. в диаграммах рисунок 3.

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Рисунок 3. Динамика численности педагогов по стажу


Рисунок 3 подтверждает, что большая часть персонала составляют педагоги со стажем от 10 до 20 лет и от 20 до 30 лет.

На отношения между коллегами влияют возрастные различия. Исследуем на распределение по возрасту и представим в таблице 4.

Таблица 4

Динамика состава педагогов по возрасту

Учебный год

18-25

лет

25-30

лет

30-35

лет

35-40

лет

40-50

лет

Более 50 лет

2014-2015

2 чел. – 7%

2 чел. – 7%

2 чел. – 7%

2 чел. – 7%

8 чел. – 26%

14 чел.–46%

2015-2016

1 чел. – 4%

-

4 чел – 15%

1 чел. – 4%

9 чел. – 33%

12 чел. –44%

2016-2017

1 чел. – 4%

-

5 чел. – 18%

1 чел. – 4%

5 чел. – 18%

16 чел.– 56%

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что большая часть персонала 46% коллектива в течение 2014-2015 учебного года была в возрасте более 50 лет. Такой возраст преобладает и в течение 2015-2016 учебного года (44%), еще большая доля такого возраста учителей работала в 2016-2017 учебном году (56%). Люди в возрасте менее склонны к конфликтам. Поэтому обстановка в коллективе дружелюбная.

Для наглядности представим на рисунке 4 динамику численности по возрасту.

2014-2015

2015-2016

2014-2015

Рисунок 4. Динамика численности педагогов по возрасту

Рисунок 4 подтверждает, что большая часть персонала педагоги старше 50 лет.

Но чтобы конкретнее узнать морально-психологический климат педагогического коллектива МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» оценим его посредством опроса. Диагностику группы из 13 учителей с разным стажем работы в данном коллективе в порядке возрастания представим в таблице 5.

Таблица 5

Оценка психологического климата в МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»

Показатели

Вопросы

Средний бал

39

Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения

Преобладает подавленное настроение

3,0

37

Доброжелательность в отношениях, конфликтность

2,8

25

Взаимное понимание между группировками,

группировки конфликтуют

1,9

25

Нравится вместе проводить время

Выражается отрицательное отношение к совместной деятельности

1,9

29

Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание

Успехи и неудачи товарищей вызывают зависть, злорадство

2,2

30

С уважением относятся к мнению друг друга

Каждый считает свое мнение главным

2,3

25

Достижения и провалы коллектива переживаются как свои собственные

Достижения и провалы коллектива не находят отклика у сотрудников

1,9

28

В трудные минуты происходит единение

В трудные минуты возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения

2,2

38

Чувство гордости за коллектив, если отмечают руководители

К похвалам и поощрениям относятся равнодушно

2,9

29

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен

2,2

31

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива

Новички чувствуют себя чужими, видят проявление враждебности

2,4

25

Совместные дела увлекают всех

Невозможно поднять коллектив на совместное дело, каждый думает о своих интересах

1,9

31

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, вступаются в защиту

Коллектив заметно разделен на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым

2,4

392

392 балла : 13 участников

30,2


Таблица 5 представляет результаты оценки психологического климата в МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» по оценке тринадцати участников опроса. Общий средний балл 30,2. При исследовании уровня благоприятности педагогического коллектива принимались следующие оценки:

  • 3 и (-3) свойство проявляется в коллективе всегда;
  • 2 и (-2) свойство проявляется в большинстве случаев;
  • 1 и (-1) свойство проявляется иногда;
  • 0 и то и другое свойство проявляется в одинаковой степени.

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что психологический климат педагогического коллектива МБОУ «СУВУ № 14 «Подросток» высокой степени благоприятный. Что положительно сказалось на настроении коллектива (3,0 балла) – бодрый жизнерадостный тон настроения.

По данным таблицы 5 (2,9 балла), что большинство испытывают чувство гордости за коллектив, если отмечают руководители.

Большинством учителей отмечается доброжелательность в отношениях сотрудников (2,8 баллов), доброжелательное отношение к новичкам (2,4 балла), а также справедливое отношение ко всем (2,4).

Педагоги уважают мнение других (2,3), сопереживают успехам и неудачам товарищей (2,2), в трудные минуты чувствуется единение коллектива (2,2) и готовность к активной деятельности (2,2).

Также по таблице 5 можно установить, что есть в коллективе все-таки отклонения, которые чувствуют почти все участники опроса. В коллективе есть группировки (1,9). Это всегда присутствует в любом коллективе. Причина возможно, в том, что одни по долгу службы общаются чаще друг с другом, другие могут вообще встречаться только на общих мероприятиях, собраниях и совещаниях.

Поэтому не всегда достижения отдельных педагогов и их провалы воспринимаются всеми сотрудниками как свои (1,9). Эта же причина мешает быть увлеченными в совместных делах (1,9).

Проведем оценку психологического климата в коллективе по каждому участнику разного пребывания в коллективе. Для этого представим расчетные данные в таблице 6.

Таблица 6

Оценка психологического климата

Участники

Всего баллов

Вопросов

Средний бал

Ш-1

29

13

1,2

П-2

28

13

1,3

Ф-7

28

13

1,5

П-13

28

13

2,2

Р-16

36

13

2,4

М-17

37

13

2,5

М-20

37

13

2,6

Ч-20

34

13

2,6

М-22

34

13

2,6

Г-24

35

13

2,7

С-26

35

13

2,7

Р-29

36

13

2,8

С-31

39

13

3,0

итого

392

13

30,2

Средний балл

2,3


Данные таблицы 6 позволяют установить, что показатель 30,2 баллов подтверждает выводы о том, что психологический климат в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» высокой степени благоприятности.

Важно заметить, что чем больше лет педагог проработал в коллективе, тем благоприятнее он себя ощущает.

Педагог, отработавший 1 год, только иногда чувствует благоприятный климат коллектива (1,2). С годами пребывания в коллективе ощущение доброжелательности со стороны коллег растет: 2 года стажа – 1,3 балла; 7 лет стажа – 1,5 балла.

Только после 13 лет стажа педагог в большинстве случаев видит уважение к его мнению, доброжелательность со стороны коллег (2,2).

Положительным моментом в анализе можно считать, что положительные эмоции превышают отрицательные явления и в целом каждый чувствует себя комфортно в данном коллективе. Психологический климат влияет на работоспособность педагогов, уровень знаний учащихся.

Преобладание бодрого жизнерадостного тона в настроении педагогов отметили все участники опроса. Поэтому у коллектива рабочий хороший настрой.

Доброжелательность в отношениях также чувствуют все (за исключением одного) участники опроса. Один человек «погоды не делает». Возможно, он еще этого не понял, потому, что работает в коллективе всего один год и с подозрением относится к окружающим его людям. В коллективе доброжелательная обстановка.

Взаимопонимание между группировками все участники опроса (исключение – один человек) отмечают как неполное, но в большинстве случаев взаимопонимание группировки находят.

Видимо в коллективе не очень стремятся к совместному проведению времени. Только трем человекам всегда нравиться проводить время в коллективе, возможно у них нет семьи и дома они одиноки. Четырем человекам нравиться вместе с коллективом проводить время в большинстве случаев. Возможно – это мероприятия в неформальной обстановке, проведение праздников, прогулки на природу, спортивные мероприятия. В такой обстановке педагог показывает себя не с профессиональной стороны, а может проявить себя как организатор, кулинар, раскрыть свои таланты. В таких мероприятиях раскрывается характер человека, определяется подход к нему. Они способствуют сплочению коллектива. Пять человек лишь иногда готовы проводить время с коллективом. Возможно, эти педагоги очень заняты домашними хлопотами, детьми, внуками и не всегда, а только иногда могут высвободить время для общения с товарищами. Но хорошо, что ни один не высказал мнения об отрицательном отношении к совместной деятельности.