Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы МБОУ «СУВУ №14 «Подросток».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологический климат как основа политики психологической поддержки
Сущность психологического климата
Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе
2. Исследование политики психологической поддержки в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Общая характеристика МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Оценка методов психологической поддержки МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
В целях рассмотрения педагогических и методических вопросов организации образовательного процесса, изучения и распространения передового педагогического опыта в Учреждении действует Педагогический совет.
Педагогический совет МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» является постоянно действующим коллегиальным органом управления, который создается для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса, а регламент и полномочия определяются Положением о педагогическом совете.
Членами Педагогического совета являются все педагогические работники, а также иные работники МБОУ «СУВУ №14 «Подросток», чья деятельность связана с содержанием и организацией образовательного процесса. Председателем Педагогического совета является директор МБОУ «СУВУ №14 «Подросток».
Педсовет разрабатывает и принимает локальные акты, регулирующие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, методической работы, аттестации и повышения квалификации педагогических работников.
Оценка методов психологической поддержки МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Оценку психологического климата в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» начнем с исследования уровня педагогического образования сотрудников школы. Распределение педагогов по образованию и представим в таблице 2.
Таблица 2
Образовательный уровень педагогов МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Учебный год |
Общее количество учителей |
Высшее образование чел./% |
Неоконченное высшее чел./% |
Среднее специальное чел./% |
2014-2015 |
30 |
17-57 |
2-7 |
11-36 |
2015-2016 |
27 |
17-64 |
1-3 |
9-33 |
2016-2017 |
28 |
20-71 |
1-4 |
7-25 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что педагоги с высшим образованием составляют основную часть педагогического персонала: 57% за 2014 – 2015 учебный год; 64% за 2015 – 2016 учебный год и 71% за 2016 – 2017 учебный год. Это значит, большая часть коллектива знакома с основами психологии и соответственно имеет знания по поведению в коллективе для избегания конфликтов.
Динамику уровня образования представим на рисунке 2.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Рисунок 2. Динамика показателей профессионального образования педагогов
Рисунок 2 подтверждает, что педагогов с высшим образованием в коллективе больше 60%.
Привычка к дисциплинированности не только в работе, но и в общении с коллегами также приобретается с опытом работы педагогом. Поэтому следующее исследование по педагогическому стажу и представим в таблице 2.
Таблица 2
Уровень педагогического стажа педагогов МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Учебный год |
До 5 лет |
5 – 10 лет |
10- 20 лет |
20-30 лет |
30-35 лет |
35-40 лет |
2014-2015 |
3 чел.- 10% |
2 чел. – 7% |
12 чел. – 40% |
9 чел. – 30% |
3 чел. – 10% |
1 чел. –3% |
2015-2016 |
4 чел. – 15% |
2 чел. – 7% |
9 чел. – 34% |
8 чел. – 30% |
2 чел. – 7% |
2 чел. –7% |
2016-2017 |
3 чел. – 11% |
3 чел. – 11% |
8 чел. – 28% |
7 чел. – 25% |
5 чел. – 18% |
2 чел. – 7% |
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что основная часть педагогов с большим педагогическим стажем. В основном учителя со стажем 10 – 20 лет и 20 – 30 лет. Со стажем 20 – 30 лет работало 30% от всего коллектива в 2014 – 2015 учебный год, столько же в 2015 – 2016 учебный год и 25% преподавали в 2016 – 2017 учебный год. Это означает, что у большинства педагогов сложились навыки общения в коллективе.
Для наглядности представим динамику численности педагогов по стажу за период 2012 – 2015г. в диаграммах рисунок 3.
2014-2015
2015-2016
2016-2017
Рисунок 3. Динамика численности педагогов по стажу
Рисунок 3 подтверждает, что большая часть персонала составляют педагоги со стажем от 10 до 20 лет и от 20 до 30 лет.
На отношения между коллегами влияют возрастные различия. Исследуем на распределение по возрасту и представим в таблице 4.
Таблица 4
Динамика состава педагогов по возрасту
Учебный год |
18-25 лет |
25-30 лет |
30-35 лет |
35-40 лет |
40-50 лет |
Более 50 лет |
2014-2015 |
2 чел. – 7% |
2 чел. – 7% |
2 чел. – 7% |
2 чел. – 7% |
8 чел. – 26% |
14 чел.–46% |
2015-2016 |
1 чел. – 4% |
- |
4 чел – 15% |
1 чел. – 4% |
9 чел. – 33% |
12 чел. –44% |
2016-2017 |
1 чел. – 4% |
- |
5 чел. – 18% |
1 чел. – 4% |
5 чел. – 18% |
16 чел.– 56% |
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что большая часть персонала 46% коллектива в течение 2014-2015 учебного года была в возрасте более 50 лет. Такой возраст преобладает и в течение 2015-2016 учебного года (44%), еще большая доля такого возраста учителей работала в 2016-2017 учебном году (56%). Люди в возрасте менее склонны к конфликтам. Поэтому обстановка в коллективе дружелюбная.
Для наглядности представим на рисунке 4 динамику численности по возрасту.
2014-2015
2015-2016
2014-2015
Рисунок 4. Динамика численности педагогов по возрасту
Рисунок 4 подтверждает, что большая часть персонала педагоги старше 50 лет.
Но чтобы конкретнее узнать морально-психологический климат педагогического коллектива МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» оценим его посредством опроса. Диагностику группы из 13 учителей с разным стажем работы в данном коллективе в порядке возрастания представим в таблице 5.
Таблица 5
Оценка психологического климата в МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Показатели |
Вопросы |
Средний бал |
39 |
Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение |
3,0 |
37 |
Доброжелательность в отношениях, конфликтность |
2,8 |
25 |
Взаимное понимание между группировками, группировки конфликтуют |
1,9 |
25 |
Нравится вместе проводить время Выражается отрицательное отношение к совместной деятельности |
1,9 |
29 |
Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание Успехи и неудачи товарищей вызывают зависть, злорадство |
2,2 |
30 |
С уважением относятся к мнению друг друга Каждый считает свое мнение главным |
2,3 |
25 |
Достижения и провалы коллектива переживаются как свои собственные Достижения и провалы коллектива не находят отклика у сотрудников |
1,9 |
28 |
В трудные минуты происходит единение В трудные минуты возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения |
2,2 |
38 |
Чувство гордости за коллектив, если отмечают руководители К похвалам и поощрениям относятся равнодушно |
2,9 |
29 |
Коллектив активен, полон энергии Коллектив пассивен |
2,2 |
31 |
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива Новички чувствуют себя чужими, видят проявление враждебности |
2,4 |
25 |
Совместные дела увлекают всех Невозможно поднять коллектив на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
1,9 |
31 |
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, вступаются в защиту Коллектив заметно разделен на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым |
2,4 |
392 |
392 балла : 13 участников |
30,2 |
Таблица 5 представляет результаты оценки психологического климата в МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» по оценке тринадцати участников опроса. Общий средний балл 30,2. При исследовании уровня благоприятности педагогического коллектива принимались следующие оценки:
- 3 и (-3) свойство проявляется в коллективе всегда;
- 2 и (-2) свойство проявляется в большинстве случаев;
- 1 и (-1) свойство проявляется иногда;
- 0 и то и другое свойство проявляется в одинаковой степени.
Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что психологический климат педагогического коллектива МБОУ «СУВУ № 14 «Подросток» высокой степени благоприятный. Что положительно сказалось на настроении коллектива (3,0 балла) – бодрый жизнерадостный тон настроения.
По данным таблицы 5 (2,9 балла), что большинство испытывают чувство гордости за коллектив, если отмечают руководители.
Большинством учителей отмечается доброжелательность в отношениях сотрудников (2,8 баллов), доброжелательное отношение к новичкам (2,4 балла), а также справедливое отношение ко всем (2,4).
Педагоги уважают мнение других (2,3), сопереживают успехам и неудачам товарищей (2,2), в трудные минуты чувствуется единение коллектива (2,2) и готовность к активной деятельности (2,2).
Также по таблице 5 можно установить, что есть в коллективе все-таки отклонения, которые чувствуют почти все участники опроса. В коллективе есть группировки (1,9). Это всегда присутствует в любом коллективе. Причина возможно, в том, что одни по долгу службы общаются чаще друг с другом, другие могут вообще встречаться только на общих мероприятиях, собраниях и совещаниях.
Поэтому не всегда достижения отдельных педагогов и их провалы воспринимаются всеми сотрудниками как свои (1,9). Эта же причина мешает быть увлеченными в совместных делах (1,9).
Проведем оценку психологического климата в коллективе по каждому участнику разного пребывания в коллективе. Для этого представим расчетные данные в таблице 6.
Таблица 6
Оценка психологического климата
Участники |
Всего баллов |
Вопросов |
Средний бал |
Ш-1 |
29 |
13 |
1,2 |
П-2 |
28 |
13 |
1,3 |
Ф-7 |
28 |
13 |
1,5 |
П-13 |
28 |
13 |
2,2 |
Р-16 |
36 |
13 |
2,4 |
М-17 |
37 |
13 |
2,5 |
М-20 |
37 |
13 |
2,6 |
Ч-20 |
34 |
13 |
2,6 |
М-22 |
34 |
13 |
2,6 |
Г-24 |
35 |
13 |
2,7 |
С-26 |
35 |
13 |
2,7 |
Р-29 |
36 |
13 |
2,8 |
С-31 |
39 |
13 |
3,0 |
итого |
392 |
13 |
30,2 |
Средний балл |
2,3 |
Данные таблицы 6 позволяют установить, что показатель 30,2 баллов подтверждает выводы о том, что психологический климат в коллективе МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» высокой степени благоприятности.
Важно заметить, что чем больше лет педагог проработал в коллективе, тем благоприятнее он себя ощущает.
Педагог, отработавший 1 год, только иногда чувствует благоприятный климат коллектива (1,2). С годами пребывания в коллективе ощущение доброжелательности со стороны коллег растет: 2 года стажа – 1,3 балла; 7 лет стажа – 1,5 балла.
Только после 13 лет стажа педагог в большинстве случаев видит уважение к его мнению, доброжелательность со стороны коллег (2,2).
Положительным моментом в анализе можно считать, что положительные эмоции превышают отрицательные явления и в целом каждый чувствует себя комфортно в данном коллективе. Психологический климат влияет на работоспособность педагогов, уровень знаний учащихся.
Преобладание бодрого жизнерадостного тона в настроении педагогов отметили все участники опроса. Поэтому у коллектива рабочий хороший настрой.
Доброжелательность в отношениях также чувствуют все (за исключением одного) участники опроса. Один человек «погоды не делает». Возможно, он еще этого не понял, потому, что работает в коллективе всего один год и с подозрением относится к окружающим его людям. В коллективе доброжелательная обстановка.
Взаимопонимание между группировками все участники опроса (исключение – один человек) отмечают как неполное, но в большинстве случаев взаимопонимание группировки находят.
Видимо в коллективе не очень стремятся к совместному проведению времени. Только трем человекам всегда нравиться проводить время в коллективе, возможно у них нет семьи и дома они одиноки. Четырем человекам нравиться вместе с коллективом проводить время в большинстве случаев. Возможно – это мероприятия в неформальной обстановке, проведение праздников, прогулки на природу, спортивные мероприятия. В такой обстановке педагог показывает себя не с профессиональной стороны, а может проявить себя как организатор, кулинар, раскрыть свои таланты. В таких мероприятиях раскрывается характер человека, определяется подход к нему. Они способствуют сплочению коллектива. Пять человек лишь иногда готовы проводить время с коллективом. Возможно, эти педагоги очень заняты домашними хлопотами, детьми, внуками и не всегда, а только иногда могут высвободить время для общения с товарищами. Но хорошо, что ни один не высказал мнения об отрицательном отношении к совместной деятельности.