Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20662
Скачиваний: 753
261
Внимание к эволюционной цели организации
Планирование, бюджетирование и контроль
Подход в Бирюзовых организациях к планированию и бюджетированию коренным об-
разом отличается от того, что считается наилучшим в понимании традиционного ме-
неджмента. Вместо того чтобы предвидеть изменения и контролировать ситуацию (цель,
стоящая за процессами бюджетирования и контроля), в Бирюзовых организациях стара-
ются ощущать и реагировать. Брайан Робертсон, создатель Holacracy, использует выра-
зительную метафору, чтобы подчеркнуть контраст между этими двумя подходами.
«Представьте, что мы ездим на велосипеде так, как сейчас пытаемся управлять ком-
паниями. Собирается важный большой комитет, и мы планируем, как нам лучше
управлять велосипедом. Мы со страхом глядим на дорогу впереди, стараемся как
можно точнее предсказать, где и когда окажется наш велосипед. <…> Мы строим
планы, у нас есть руководители проектов, диаграммы Ганта, мы определяем точки
контроля, нам нужна уверенность, что все идет по плану.
Затем мы садимся на велосипед, закрываем глаза, держим руль строго под вы-
численным нами углом и пытаемся двигаться в соответствии с составленным планом.
Если велосипед где-то на пути падает… первый вопрос у нас: кто виноват? Найти их,
уволить, гнать их отсюда. Затем следует анализ: в следующий раз надо будет сделать
иначе. Мы явно что-то упустили. Нужно точнее предвидеть. Нужно еще больше кон-
троля, нам нужна уверенность, что все идет по плану. <…>
Неявная основа парадигмы нашего сегодняшнего менеджмента — попытки пред-
видеть изменения и контролировать ситуацию. Загвоздка в том, что это часто дает
нам не столько контроль, сколько иллюзию контроля над ситуацией. А мы хотим
настоящего контроля. Холакратия пытается внедрить в самое сердце организации
измененную парадигму, переход к управленческой методике динамического управ-
ления, основанного не на прогнозе и контроле, а на ощущении и реакции.
когда вы на самом деле едете на велосипеде, вы не планируете заранее раз
и навсегда процесс управления им, вы управляете велосипедом постоянно, непре-
рывными мелкими движениями, и вы управляете сознательно, с открытыми глазами,
получая отовсюду разными путями разнообразные данные. Вы держите курс и ба-
лансируете, все ваши органы чувств работают, оценивая действительность вокруг,
вы сознательно выбираете, что вам делать в любую данную минуту. Ваши действия
вовсе не бесцельны, у вас есть цель, движущая вас вперед, и вы гораздо лучше кон-
тролируете свои действия, держа в голове цель путешествия и одновременно нахо-
дясь в полном сознании того, где вы и что делаете в любую данную минуту.
В этом и заключается брошенный нам вызов: отказаться раз и навсегда от пре-
красной иллюзии полного контроля над ситуацией, такой успокаивающей и приятной.
262
Глава 2.6
Иллюзии того, что мы действуем как настоящие лидеры: провели анализ, составили
план, убедились, что все движется в соответствии с планом, — словом, все у нас под
контролем. Новая планка гораздо выше, новые стандарты пугают сильнее: отказать-
ся от иллюзий, ясно определить свою цель, оставаться всегда в полном сознании
того, где вы и что делаете в любую данную минуту»
12
.
В FAVI используют другую метафору, описывающую смену парадигмы. Тради-
ционная практика состоит в том, говорят в компании, чтобы заглянуть на пять лет
вперед и составить план на следующий год. В FAVI полагают, что лучше мыслить, как
мыслят крестьяне: загадывать на двадцать лет, а строить планы только на завтра-
шний день. Надо заглянуть очень далеко вперед, чтобы решить, какие фруктовые де-
ревья посадить или какие злаки посеять. Но планировать в начале года точную дату
сбора урожая не имеет смысла. Как бы мы ни старались, мы не сможем проконтроли-
ровать погоду, всхожесть семян, состояние почвы. Все это живет своей жизнью вне
нашего контроля. Фермер, неуклонно придерживающийся жесткого плана, вместо
того чтобы прислушиваться к окружающему миру, примеряться к нему, очень скоро
начнет голодать.
Как это выглядит в организационной практике? Как организации могут научиться
ощущать и реагировать?
Рабочие решения и быстрая смена итераций
Парадигма предвидеть изменения и контролировать ситуацию естественным образом
подталкивает к поиску идеальных решений. Если будущее можно предсказать, тогда
надо выработать решение, обеспечивающее наилучшие результаты в предвиденном бу-
дущем. Предсказания имеют смысл в сложном мире, но теряют всякий смысл и значе-
ние в мире комплексном. Жан-Франсуа Зобрис, глава FAVI, нашел глубокую метафору,
объясняющую это различие. Самолет вроде «Боинга-747» — это сложная система. В нем
миллионы деталей, и они должны безупречно работать все вместе. Но работа эта под-
дается планированию: если заменить одну из деталей, можно представить себе все по-
следствия такого действия. Миска со спагетти — это комплексная система. Хотя в ней
насчитывается всего несколько десятков составляющих, невозможно предсказать, что
произойдет с остальными спагетти, если потянуть за одну из торчащих из миски ма-
каронин.
В сложных системах имеет смысл постараться выработать наилучшее
решение. В комплексных системах нужны рабочие решения и быстрая
смена итераций.
263
Внимание к эволюционной цели организации
Прогнозы дают успокаивающее ощущение контроля. Но в действительности органи-
зации и мир стали комплексными системами. В таких системах уже бессмысленно пред-
сказывать будущее, а потом анализировать различные подходы к наилучшему решению.
Занимаясь этим по привычке, мы лишь тратим понапрасну время и силы, создавая ил-
люзию контроля и совершенства. Бирюзовые организации заключили мирный договор
с окружающей комплексной реальностью: по условиям совершенство ускользает от нас.
В Бирюзовой парадигме открыто ищут не лучшее из возможных, а действенное решение,
работающее, быстро применимое на практике. С появлением новой информации к ре-
шению можно вернуться, пересмотреть его и улучшить в любом нужном направлении.
Эти принципы лежат в основе бережливого производства (lean manufacturing)
и гибкой разработки программного обеспечения (agile software development), двух под-
ходов, революционных каждый в своей области. Процессы управления в Holacracy
и процесс принятия решений в Buurtzorg показывают, что они могут протекать в лю-
бой части организации. В обоих случаях принимается рабочее решение, то есть такое,
которое, по общему мнению, не ухудшит дела. Принятие его не откладывается, пото-
му что кому-то кажется, что нужно собрать больше данных или провести более тща-
тельный анализ, чтобы принять лучшее решение. Ведь решение можно пересмотреть
в любое время, если появится новая информация или кому-то придет в голову идея по-
лучше
13
. Если вернуться к аналогии с ездой на велосипеде, вместо попыток вычислить
правильный угол наклона руля велосипедист сразу же садится и начинает движение
с кажущимся правильным углом наклона, а потом крутит руль по мере необходимости.
Компании, делающие много мелких поправок курса вместо нескольких могучих
рывков, двигаются к цели гораздо быстрее и легче. Нет нужды тратить силы на поис-
ки предположительно лучшего решения, не уходит время на ожидание важных сведе-
ний и большей определенности ситуации. Не менее важно и то, что небольшие решения
удобнее пересматривать, к ним можно часто возвращаться и легче поправить ошибочно
принятое (для сравнения: потратив множество усилий на определение наилучшего реше-
ния, мы прикипаем к нему душой и не в силах расстаться с ним гораздо дольше, чем того
требуют обстоятельства, оказавшиеся совсем не такими, как планировалось). В конце
концов, парадоксальным образом, отбросив иллюзию контроля над ситуацией, данную
нам прогнозами на будущее, мы начинаем чувствовать себя гораздо спокойнее, уверен-
нее и учимся работать с реальным миром, непрерывно разворачивающимся перед нами.
Отказ от плановых показателей
В Бирюзовых организациях нет никаких устанавливаемых наверху плановых пока-
зателей. Может быть, вы помните, что сотрудники отдела продаж в FAVI не имеют
планов. На Эволюционной Бирюзовой стадии развития постановка таких целей ка-
жется проблематичной по как минимум трем причинам. Постановка целей основана
264
Глава 2.6
на предположении, что мы можем предвидеть будущее; внешние цели уводят нас от на-
шей внутренней мотивации; запланированные цели сужают наши способность улавли-
вать открывающиеся новые возможности.
Жизнь по природе своей комплексна, случаи и обстоятельства меняются так бы-
стро, что плановые цели ставятся практически наугад. Спустя год после установления
цели она в большинстве случаев превращается в произвольный набор цифр — или на-
столько легко достижимый, что цель обессмысливается, или же настолько нереальный,
что люди должны хитрить, чтобы цифры сошлись. Все это в долгосрочной перспективе
наносит большой ущерб компании.
Плановые показатели также меняют наше поведение не в лучшую сторону. В большин-
стве компаний есть всем известный секрет: менеджеры обязательно тратят оставшиеся
на конец года неиспользованные бюджетные средства, иногда совершенно бессмысленно
и бесцельно. Они боятся, что, раз они в этом году не истратили все деньги, на следующий
год им урежут фонды. Сотрудники отдела продаж, рано выполнившие план (допустим,
к сентябрю), прекращают продавать до января. Они боятся, что, раз в этом году они на-
столько превысили план продаж, на следующий год план увеличат. Если не ставить целей
заранее, то все эти игры прекращаются. Сотрудники наслаждаются свободой, и внутрен-
няя мотивация подсказывает им, как выполнить работу максимально хорошо.
В самоуправляющихся организациях люди могут, если это им кажется полезным, на-
значить цели заранее сами себе, примерно так же, как бегун-любитель подстегивает себя,
все увеличивая и увеличивая собственные рекорды. В FAVI рабочие сами устанавлива-
ют нормы времени по обработке изделий и соизмеряют с ними свои производственные
показатели. Коллеги в Morning Star устанавливают плановые цели в рамках той части
процесса переработки томатов, за которую они отвечают, чтобы стимулировать непре-
рывное улучшение всего процесса. Они измеряют показатели, сравнивают их с постав-
ленными целями, анализируют основные причины (root causes), экспериментируют с но-
выми идеями. Цели ставятся в основном локально, для одной машины или для одного
участка процесса, где результаты можно предсказать с определенной уверенностью.
Жизнь нацелена на поиск того, что работает. <…> Способность
непрерывно изменяться, искать то, что работает прямо сейчас,
необходима любому организму для выживания.
М. Уитли, М. Келлнер-Роджерс
Но даже если мы назначаем себе цели сами, приходится быть очень осторож-
ным, чтобы не зациклиться на них, не закрыть для себя что-то новое и неожиданное,
265
Внимание к эволюционной цели организации
не проглядеть знаки иного, желающего развернуться перед нами будущего. Ставя цели,
мы о нем и не подозревали. Верно понятые плановые цели похожи на карты, ведущие
нас к одному возможному будущему. Но ценность их становится проблематичной, если
мы упорно придерживаемся заданного курса даже после того, как обстоятельства из-
менились и новая дорога может оказаться более многообещающей. Об этом хорошо го-
ворят Маргарет Дж. Уитли и Майрон Келлнер-Роджерс:
«В постоянно развивающемся мире… мы не можем начинать с конца: представлять
себе будущее в мельчайших деталях, а потом начинать планировать назад, отталки-
ваясь от этого представленного нами будущего.
Вместо этого нам надо начать сначала, очистить наши намерения, с готовно-
стью принять возможность приключений. Мир просит нас меньше сосредотачиваться
на том, как заставить что-то соответствовать нашим представлениям, и больше со-
средотачиваться на том, как мы можем объединиться друг с другом, как мы можем
войти в область эксперимента, а затем понять, что из него вышло. Мир просит от нас
не столько планирования, сколько участия»
14
.
Упрощение бюжетирования, отказ от контроля за отклонениями
Если хотите насмешить Бога, расскажите ему о своих планах.
Вуди Аллен
Многие традиционные организации ежегодно проходят через нелегкий бюджетный
цикл. Производственные и коммерческие подразделения в восходящем порядке предо-
ставляют свои данные и прогнозы на следующий год. Топ-менеджмент детально изучает
итоговые результаты и чаще всего находит, что в них как-то мало амбиции. В нисходя-
щем порядке от боссов к департаментам следует распоряжение увеличить цифры. Иногда
требуется еще несколько раундов процесса, прежде чем собранные данные получат одоб-
рение топ-менеджмента. К этому времени рядовые сотрудники уже потеряли всякую
веру в достижимость навязанных им цифр (если только им не хватило хитрости спря-
тать кое-какие источники дохода и резервы от боссов). Далее бюджет поступает в полное
распоряжение главного финансового директора. Он месяц за месяцем отслеживает раз-
ницу между планом и реальностью. Менеджеров, не дотягивающих до плана, призывают
к ответу за то, что их результаты не соответствуют нужным цифрам. Начинаются не-
приятные дискуссии, масса рабочей энергии уходит на то, что оправдаться, сославшись
на плохие рыночные условия или плохую работу другого департамента.