Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20657
Скачиваний: 751
266
Глава 2.6
В новаторских организациях, описанных в этой книге, подходят к делу проще.
—
Бюджет устанавливается, только если прогноз нужен для информационной
поддержки важного решения. В FAVI, например, команды делают приблизи-
тельные прикидки на каждый месяц наступающего года для заключения кон-
трактов на сырье. Помимо этого, многие из описанных компаний не состав-
ляют вообще никакого бюджета. Sun Hydraulics не планирует бюджет (если
только того не требует совет директоров, и тогда бюджет составляется в виде
наброска на одну страницу). Команды Buurtzorg не делают каких-либо значи-
тельных закупок или капиталовложений, поэтому не заботятся о бюджете во-
все. На высшем уровне Buurtzorg просто оценивает ожидаемые денежные по-
ступления, чтобы понять, скольким новым командам можно дать старт. Новой
команде может потребоваться около года для того, чтобы выйти в ноль, и ком-
пании надо убедиться, что она не взорвется, если одновременно начнет рабо-
тать слишком много команд.
—
Если бюджет установлен, его не подстраивают сверху. Независимо от того, ка-
кие цифры приняли команды в качестве бюджета. В некоторых компаниях
команды оспаривают бюджеты друг друга, но никто не может заставить коман-
ду изменить свои цифры. В Morning Star, например, подразделения представля-
ют свои бюджеты и планы капиталовложений специальной бюджетной коман-
де, созданной на добровольной основе из представителей всех подразделений.
Она задает вопросы по поводу цифр, а также собирает мнения и предложения.
AES использует такой же процесс.
—
Бюджеты используются для принятия решений, а не для отслеживания по-
казателей исполнения. Компании, составляющие бюджет, такие как FAVI или
Morning Star, выяснили, что нет никакого смысла отслеживать разницу между
прогнозами и реальностью, и не тратят на это силы.
Я никогда не беспокоюсь о будущем. Оно настает достаточно быстро.
Альберт Эйнштейн
В управленческом манифесте FAVI есть довольно ехидное замечание, хорошо отра-
жающее различие старого и нового подхода к составлению бюджета: «Когда мы думаем
по-новому, мы нацелены на то, чтобы делать деньги, не зная, как мы их делаем, что пря-
мо противоположно старому мышлению, где цель состоит в том, чтобы терять деньги,
267
Внимание к эволюционной цели организации
точно зная, как именно мы их теряем». FAVI — предприятие закрытого типа, там нет
необходимости отчитываться перед внешними акционерами. Пример Sun Hydraulics
показывает, что отсутствие бюджета возможно и в случае котируемой компании. CEO
Sun Hydraulics Аллен Карлсон объясняет:
«После первого выпуска акций (IPO) в январе 1997 г. нам пришлось внимательнее
отнестись к цифровым прогнозам. <…> Рынок наказал нас, когда мы пропустили
один квартал в 1999 г. после перехода на новую систему производства. Мы сказали:
“Послушайте, мы не можем предсказать, что будет с экономикой, мы понятия не име-
ем, как у нас будет с заказами через год. <…> Мы не ведем дело по цифрам. Цифры
отражают только цифры, хотя мы можем, конечно, дать вам представление о предпо-
лагаемых доходах на будущий квартал”. Таким образом, мы прекратили делать еже-
годные прогнозы и перешли на ежеквартальные <…> Мы понимаем, что наша эф-
фективность и производительность в долговременной перспективе — результат того,
что мы ежедневно и день за днем делаем все хорошо и правильно»
15
.
Большинство лидеров бизнеса на сегодняшний день, оставшись без бюджета и про-
гнозов, почувствуют себя голыми и беззащитными. Я спросил у Карлсона: «Как вы,
обходясь без прогнозов, оцениваете и сравниваете показатели исполнения? Например,
откуда вы знаете, что ваши коллеги в Германии (где есть завод Sun Hydraulics) хорошо
работали в прошлом году, если у вас нет целей для сравнения?» Ответ убил наповал:
«Да кто это вообще знает? кому это нужно? Они все много и тяжело работали, стара-
лись сделать все как можно лучше. У нас повсюду работают хорошие люди, и, если
мне понадобится какая-то оценочная ведомость, я, вероятно, просто взял на работу
не того человека. Вот так мы и действуем. <…> Если бы я был главой отдела про-
даж Sun Hydraulics в США и вы бы спросили меня о прогнозе, я ответил бы: понятия
не имею! каким образом я могу его составить? <…> Ведь по большому счету слиш-
ком многое в итоге оказывается вне нашего контроля. <…> Невозможно предска-
зать непредсказуемое»
16
.
Управление изменениями
Ранее в этой главе мы обсуждали, что новаторы из Бирюзовых организаций никогда
не говорят о конкуренции. Есть еще два термина, с которыми я ни разу не сталкивался
во время моего исследования: изменение и управление изменениями. Если вдуматься,
это невероятно! Каждый менеджер знает, как трудны изменения для организации. Это
268
Глава 2.6
одна из самых обсуждаемых и одновременно нерешаемых проблем нынешней системы
управления. Появилась целая отрасль экспертов и консультантов по управлению изме-
нениями, призванных направлять руководителей на пути перемен. Однако у новаторов
из Бирюзовых организаций, описанных в этой книге, перемены, похоже, происходят
самым естественным образом и непрерывно. Судя по всему, изменения там не нужда-
ются в каком-то специальном внимании, приложении усилий или управлении. Ка-
ким же образом это происходит?
В машинной Оранжевой парадигме организации мыслятся как неодушевленные,
статичные системы — коробки, сложенные в пирамиду. Статические системы не об-
ладают способностью меняться. Для перемен к системе должна быть приложена сила
снаружи. Изменения в такой системе представляют собой не непрерывный поток, по-
стоянно проявляющуюся способность системы, а однократное движение из пункта А
к пункту Б, от одного статичного состояния к другому.
Люди не противятся изменениям. Они противятся тому, чтобы их
изменяли.
Питер Сенге
Перемены в такой картине мира представляются досадной необходимостью.
Мы пытаемся уменьшить необходимость перемен, предсказывая и контролируя бу-
дущее. Мы пытаемся спланировать сюрпризы, которые преподносит нам жизнь.
Мы молимся о том, чтобы мир вокруг нас не выходил за границы бюджета и стратеги-
ческого плана. Когда же это происходит, мы зачастую прячем голову в песок, мы не мо-
жем представить себе, что мир настолько жесток, что лишил всякого смысла постро-
енные нами планы. А подняв голову снова, мы замечаем, что, пока мы слепо держались
установленного плана, мир вокруг изменился, и нас еще больше пугает то, что мы ви-
дим. Теперь нам придется нагонять упущенное время и поневоле совершить необходи-
мые изменения.
Нам будет тяжело, говорим мы себе, но, как только мы совершим изменение, как
только мы достигнем пункта Б, все опять будет прекрасно. Нам нужно обновить орга-
низацию, как обновляют машину, переставить людей с места на место, чтобы они со-
ответствовали новому чертежу. Но люди, что неудивительно, сопротивляются, когда
их переставляют с места на место. Чтобы сломить сопротивление, организации часто
вынуждены играть на страхах, рассказывать пугающие истории о том, как враждеб-
ный, полный конкурентов мир вокруг угрожает нашему существованию и что ждет
нас, если ничего не изменится.
269
Внимание к эволюционной цели организации
В мире, где организации управляются сами собой, где они живые системы, нет
необходимости вызывать в них перемены внешним воздействием. Живые организмы
обладают внутренней способностью ощущать изменения в окружающей среде и адап-
тироваться к ним изнутри. В лесу нет деревьев-боссов, планирующих и диктующих
остальным, что делать, если не хватает дождей или весна пришла рано. Вся экосистема
реагирует на изменения мгновенно и разнообразно. Точно так же относятся к измене-
ниям в Бирюзовых организациях. Людям дана свобода действовать так, как они счита-
ют нужным, они не коробки, сложенные в статичную пирамиду, не заперты в границах
должностных инструкций, не связаны цепочками отчетности, не отделены барьерами
функциональных подразделений. Люди способны творчески реагировать на удиви-
тельную способность жизни сложно и нелинейно раскрываться на наших глазах. Из-
менения в организации исходно заданы, они происходят естественно, повсеместно, не-
прерывно и по большей части без всякого труда и усилий.
Если в вашей организации начнут использовать Бирюзовые процессы, ее способ-
ность иметь дело с изменениями покажет, как далеко вы зашли на этом пути. Если пе-
ремены все еще требуют внимания, если это предмет обсуждения, смотрите на это как
на повод расспросить коллег: Где именно мы цепляемся за машинную парадигму? Как
нам помочь нашей организации полностью выразить себя в качестве живой системы?
Клиенты, поставщики и информационные потоки
Когда организация всерьез относится к заявленной цели существования, мы не можем
ограничить ее круг интересов ее собственными рамками. Он естественным образом
включает в себя поставщиков и клиентов, присоединяющихся к организации на пол-
ном приключений пути к заявленной цели.
Patagonia, например, работает только с поставщиками одежды, придерживающи-
мися экологически безупречных стандартов производства. RHD отдает предпочте-
ние поставщикам, поддерживающим высокие стандарты профессиональной этики
в общении с сотрудниками. Поставщики выбираются не только по цене и качеству,
но и по тому, насколько совпадают с эволюционной целью организации.
Бирюзовые организации часто стремятся вовлечь в осознание собственной цели
своих клиентов. Выше мы обсуждали, что Patagonia, например, обращается к своим по-
купателям с призывом увеличивать срок службы одежды, чинить ее, использовать по-
вторно, отправлять на переработку. Специальный «комитет по измам» (ism committee)
в RHD учит иметь дело с открытыми и скрытыми формами расизма, сексизма и про-
чих «измов», причем не только у коллег. Они обучают социальным навыкам и неко-
торых клиентов, живущих в домах и убежищах. Только включив клиентов в процесс
270
Глава 2.6
достижения собственной эволюционной цели, организация может в полной мере сле-
довать призванию — помочь людям зажить самостоятельной и достойной жизнью.
Выход за границы организации, подключение поставщиков и клиентов не всегда
легко дается. Это требует публичного и ясного заявления о намерениях, полной откры-
тости в том, какие положения защищает организация, во что она верит, чего требует
от поставщиков и клиентов. Не каждому поставщику нравится тщательная проверка
со стороны, активное провозглашение своей позиции отпугивает клиентов. Но наибо-
лее трудно другое: когда цель высока, невозможно быть открытым для посторонних
и при этом скрывать, каким образом организация преследует свои высокие цели. Часто
мы секретничаем не только потому, что боимся конкурентов, а еще и потому, что по-
просту чувствуем себя неловко, открывая свои внутренние дела придирчивому взгляду
извне. Но, если цель наша осмысленна и эволюционна, мы выиграем гораздо больше,
доверившись внешнему миру. Он может помочь нам как отзывами, так и собственным
опытом. Patagonia пошла по этому пути с помощью программы «Хроника наших следов
на земле» (The Footprint Chronicles), призванной обеспечить полную открытость всей
цепочки поставок компании. Кейси Шиэн, нынешний CEO Patagonia, рассказывает, че-
рез что пришлось пройти компании, и о неожиданных последствиях инициативы:
«Примерно четыре года назад мы взяли за основу то, что традиционно называется
отчетом о социальной ответственности корпорации, и выложили все это онлайн под
названием “Хроника наших следов на земле”. <…> Мы просто установили на фаб-
риках камеры, диктофоны и фотоаппараты, объяснив, что хотим показать клиентам,
как все делается, в каких условиях, как влияет наша транспортировка и водопотреб-
ление на общий выброс углекислого газа в атмосферу. “Хроника” рассказывала, что
хорошо, что плохо, в том числе о самых неприглядных сторонах того, что мы делаем.
Сейчас отслеживаются около 40 стилей нашей продукции, дающих представление
о производстве сотен стилей нашего ежегодного сезонного товара.
Фабрики сначала, как и любой из нас на их месте, сомневались, стоит ли идти
на такую полную открытость. Однако <…> случилось вот что: наши клиенты — био-
логи, специалисты по вопросам эффективности производства — стали писать нам
на электронную почту и подавать идеи насчет того, как сделать лучше и в области
производства, и в области транспортировки готовой одежды. Это был потрясающий
обмен мнениями, и он сразу позволил понять, насколько интерактивна сеть и на-
сколько быстро там приходит отклик. Мы многому научились. Это был совершенно
новый подход к открытости, не похожий ни на что прежде известное. “Боже, нет,
я не могу говорить о том, как я веду бизнес, я не могу выносить сор из избы. Вдруг
кто-нибудь мне навредит или обидится на меня?” Но чем более мы честны, открыты