Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20617
Скачиваний: 748
356
Глава 3.4
включив в себя две трети патронажных медсестер и медбратьев страны. В области, где,
казалось, существовала стабильная рыночная конкуренция, медработники буквально
бросали традиционных поставщиков этих услуг, чтобы присоединиться к Buurtzorg.
(И тенденция эта не меняется: на момент написания книги Buurtzorg ежемесячно по-
лучала до 400 заявлений от медработников, которые, не колеблясь, покидали корабль
традиционных медицинских услуг.)
Финансовые успехи Buurtzorg также фантастически хороши. В 2012 г. излишек
средств Buurtzorg (который можно было бы назвать прибылью, не будь Buurtzorg не-
коммерческой организацией) составил примерно 7% от доходов. Это потрясает, по-
скольку взрывной рост обходится дорого: каждая новая команда медсестер и медбрать-
ев обходится организации в €50 тысяч, пока не достигнет уровня самоокупаемости.
Если же принять во внимание результаты только опытных команд, то прибыль будет
измеряться двузначным числом, главным образом благодаря низким накладным рас-
ходам и высокой производительности. Когда рост замедляется, эта некоммерческая ор-
ганизация оказывается очень «прибыльной», располагая средствами для того, чтобы
осваивать и другие области здравоохранения.
С точки зрения Buurtzorg, по-настоящему имеет значение только качество меди-
цинского обслуживания. Рост и значительные цифры прибыли важны лишь постольку,
поскольку помогают организации помочь большему количеству людей. Медицинские
результаты предоставляемого Buurtzorg обслуживания впечатляют.
В главе 2.2 упомянуты некоторые из этих результатов, согласно исследованиям
Ernst & Young.
—
Поскольку Buurtzorg помогает клиентам стать по возможности независимыми,
компании требуется в среднем на 40% меньше часов медицинского обслужива-
ния на одного клиента по сравнению с другими патронажными организация-
ми (что звучит особенно забавно, если учесть, что другие организации по уходу
за больными вынуждены рассчитывать время применения своего «продукта»
с точностью до минуты, а сотрудники Buurtzorg имеют возможность выпить
кофе и поговорить со своими пациентами, их семьями и соседями).
—
Пациенты Buurtzorg остаются на попечении медработников лишь половину обыч-
ного среднего времени.
—
Количество госпитализаций сокращается на одну треть, а если пациента до-
ставляют в больницу, он остается там меньше обычного среднего времени.
—
Экономия для социального страхования значительна. Ernst & Young удостове-
ряют, что она составит немногим меньше €2 миллиардов, если все организации,
оказывающие медицинскую помощь на дому, перейдут на систему Buurtzorg.
357
Результаты
Применительно к США это составило бы $49 миллиардов. Совсем неплохо,
учитывая, что уход на дому — лишь часть затрат на медицинское обслужива-
ние. А если по той же системе будут работать и больницы?
Согласно опросам, клиенты и доктора оценивают услуги, оказываемые Buurtzorg,
значительно выше услуг, оказываемых другими патронажными организациями
2
. Мед-
сестры и медбратья ухода тоже без ума от своей организации. В 2012 г. Buurtzorg второй
раз завоевала титул «Лучший работодатель года» в масштабах Нидерландов. Каждый
раз, когда пациент и ухаживающий за ним медик вступают в отношения, продолжаю-
щие вечное человеческое милосердие, происходит маленькое чудо. Buurtzorg нашла
способ совершать это чудо день за днем в огромных размерах.
Слишком многое из того, что мы называем менеджментом,
представляет собой помехи, которые мешают людям работать.
Питер Друкер
FAVI, французское меднолитейное предприятие, в начале своего перехода к Эво-
люционным Бирюзовым принципам работы в 1980-х гг. насчитывало 80 сотрудников.
С тех пор компания весьма преуспела в реализации своей главной цели — создания
рабочих мест в промышленности для малообеспеченного региона на северо-восто-
ке Франции. Все европейские конкуренты FAVI перенесли свое производство в Ки-
тай. Однако компания не только пошла против течения, но даже разрослась и сего-
дня насчитывает 500 сотрудников. Ее финансовые успехи также удивительны. FAVI
работают в беспощадном автомобильном бизнесе, где конкурируют с китайскими
поставщиками запчастей. Тем не менее компания совершает настоящий подвиг, по-
скольку платит своим сотрудникам зарплату значительно выше средней (в обычный
год рабочие получают часть прибыли, составляющей 17 или 18 их месячных зарплат),
и до сих пор имеет из года в год за вычетом налогов прибыль от 5 до 7%. Кроме того,
компания демонстрирует необыкновенную устойчивость в периоды экономического
спада.
Когда в 2008 г. разразился финансовый кризис, приведший к упадку экономики,
в 2009 г. выручка компании снизилась на целых 30%. Верная своему стилю работы,
компания отказалась от увольнений и по-прежнему умудрялась достигать до 3,3% рен-
табельности по чистой прибыли даже в разгар кризиса. В 2012 г. спрос на ее продукцию
снова упал, на этот раз на 22%, и все же FAVI закончили этот год с 12% рентабельности
продаж по денежному потоку.
358
Глава 3.4
Эго — невидимая черта в вашем отчете о прибылях и убытках.
Д. Маркум, С. Смит
Еще одно возможное измерение для успеха: FAVI славится среди клиентов безу п-
речным качеством продукции и надежностью. С середины 1980-х гг. она ни разу не за-
поздала с доставкой готовой продукции. Несколько лет назад произошел случай, пока-
завший, как гордятся этим рабочие. Однажды из-за технического сбоя выяснилось, что
с учетом времени нахождения грузовика в пути изготовленные одной из команд FAVI
детали прибудут к заказчику на несколько часов позже назначенного времени. Команда
наняла вертолет, чтобы доставить детали вовремя. Через несколько часов удивленный
клиент, глядя на садящийся в его владениях вертолет, позвонил Жану-Франсуа Зобри-
су, CEO FAVI, чтобы сказать, что у них на складе пока есть детали и вертолет, право же,
не нужен. Зобрис согласился, что вертолет, пожалуй, выглядит несколько экстрава-
гантной тратой, но таково было решение членов команды, все дело в их гордости и пре-
данности своей работе. Так что оно того стоило.
Столь же подробное освещение достижений остальных компаний, описанных
в этом исследовании, займет слишком много времени и в конце концов станет просто
излишним и утомительным. Но то, что верно для Buurtzorg и FAVI, верно и для всех
остальных организаций, точно так же можно описать компании RHD, Sun Hydraulics,
Heiligenfeld, Morning Star и т. д. Создается впечатление, что им дан полный карт-бланш,
они успевают везде. Сотрудники процветают в благоприятном человеческом окруже-
нии, им платят зарплаты выше средних, эти компании растут год от года и получают
выдающуюся прибыль, они сопротивляются экономическим спадам, хотя принципи-
ально не увольняют сотрудников, и, что, вероятно, наиболее важно, они позволяют
благородным идеям осуществиться в этом мире.
Здесь кроется потрясающий парадокс, который я хотел бы особо подчеркнуть. Эти
компании приносят высокие прибыли, несмотря на то что, по крайней мере с Оранже-
вой точки зрения, совершенно не думают о прибылях. Напоминаю, что в этих компа-
ниях не разрабатывают детальных бюджетов, не сравнивают бюджетные показатели
с реальными цифрами в конце месяца, не устанавливают планов продаж, сотрудники
там могут свободно тратить деньги на то, что считают нужным, без утверждения свер-
ху. Там сосредотачиваются на том, что должно быть сделано, не на доходности и тем
не менее в результате получают невероятные прибыли. Возьмем компанию Morning
Star. Переработка томатов — бизнес с традиционно низкой рентабельностью. И все же
компания настолько прибыльна, что финансировала свой рост с одного грузовика
до крупнейшего переработчика томатов в мире исключительно за счет собственных
денежных потоков и банковских ссуд, без сторонних капиталовложений. Организация
359
Результаты
Heiligenfeld сходным образом профинансировала свой рост в целую сеть психиатриче-
ских лечебниц исключительно за счет собственных прибылей. Прибыль до налогооб-
ложения компании Sun Hydraulics составляет от 32 до 39%, а чистая прибыль — от 13
до 18%. Такая прибыль чаще ассоциируется с IT-фирмой, чем с производственной.
Все это всего лишь примеры из жизни, их нельзя считать значимыми статисти-
чески. Но они показывают при отсутствии обоснованного сомнения, что Бирюзовые
организации могут достигать результатов, как минимум сопоставимых с результата-
ми лучших традиционно управляемых организаций. Лидер, вместе со своей органи-
зацией начинающий движение к Бирюзовой стадии развития, не идет на глупый риск,
как уверяют некоторые. Напротив, есть все основания утверждать обратное: перейдя
к Бирюзовым формам и методам, лидеры могут претендовать на достижения, иначе
практически неосуществимые. Могут ли эти открытия продвинуть нас к более ста-
бильному будущему в масштабах общества в целом, разумеется, станет видно только
со временем.
Двигатели рекордной производительности
Чем можно объяснить эффектные результаты новаторских организаций, описанных
в этой книге? К объяснению можно подойти с разных сторон. Мы можем, конечно,
указать на три главных открытия Бирюзовых организаций: 1) власть многократно уси-
ливается, когда властью наделен каждый, не только несколько человек на самом верху
(самоуправление); 2) власть используется более мудро, если люди отдают себя работе
целиком (целостность); 3) все встает на свои места, когда люди соотносят данную им
власть и мудрость с жизненной силой самой организации (эволюционная цель).
Еще один подход к вопросу состоит в использовании терминов энергии, поскольку
все в жизни в конечном итоге сводится к ней. Переход к Эволюционным Бирюзовым
структурам, внутренним процессам, культуре освобождает огромную энергию, прежде
запертую, недоступную. С переходом к Бирюзовым методам появляется возможность
направить эту энергию ясно и осознанно в сторону получения более продуктивного
результата. Эта точка зрения может помочь нам сформулировать некоторые конкрет-
ные двигатели производительности, объясняющие эффективность новаторских орга-
низаций.
Высвобождение прежде недоступной энергии
—
Через стремление к эволюционной цели. Индивидуальная энергия растет, когда
люди отождествляют себя с целью большей, чем они сами.
360
Глава 3.4
—
Через распределение власти. Самоуправление создает огромную мотивацию
и энергию. Мы перестаем работать на босса и начинаем работать в соответ-
ствии с собственными внутренними стандартами, а они обычно гораздо выше.
—
Через обучение. Самоуправление дает дополнительную возможность в виде не-
прерывного обучения. Определение обучения расширяется и включает в себя
не только умения и навыки, но все беспредельное пространство внутреннего
развития и личностного роста.
—
Через лучшее использование таланта. Людям больше не навязываются для вос-
хождения по карьерной лестнице обязанности менеджеров, возможно, не со-
ответствующие их талантам. Текучее перераспределение обязанностей (вместо
установленных должностей) также позволяет лучше соотнести свои таланты
с выполняемыми обязанностями.
—
Меньше энергии уходит на то, чтобы поддерживать свое эго. Меньше времени
и энергии уходит на то, чтобы угождать боссу, отталкивать локтями соперни-
ков в продвижении по службе, защищать свой отдел от других отделов, бороть-
ся за сферы влияния, стараться поступать и выглядеть как положено, перекла-
дывать проблемы на других и т. д.
—
Меньше энергии тратится на проверки соответствия. Удивительное стрем-
ление боссов и центрального аппарата к политическим играм порождает по-
жирающие время и ресурсы механизмы контроля и требования к отчетности,
практически полностью исчезающие с введением самоуправления.
—
Меньше энергии тратится на собрания. В пирамидальных структурах собра-
ния требуется проводить на каждом уровне иерархии, чтобы комплектовать,
фильтровать и передавать информацию, движущуюся вверх-вниз по цепочке
принятия решений. В самоуправляющихся структурах необходимость в таких
собраниях практически полностью отпадает.
Освоение и направление энергии с большей точностью и смыслом
—
Через лучшее ощущение ситуации. При самоуправлении каждый коллега чув-
ствует, что происходит вокруг него, и действует на основании этого знания.
Информация не теряется, не фильтруется, поднимаясь вверх по уровням
иерархии, прежде чем достигнуть принимающего решение.
—
Через лучшие решения. С помощью внутреннего консультирования нуж-
ные люди принимают решения на нужном уровне, используя вклад важных
для принятия решения и обладающих нужными знаниями коллег. Решения