Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20608
Скачиваний: 748
Мы — те люди, которых мы ждали.
Целитель племени навахо
Автор книги надеется стать вдохновителем и проводником для людей, желающих
помочь появиться на свет Эволюционным Бирюзовым организациям. Но тем не ме-
нее ее нельзя читать как сборник инструкций, как список организационных струк-
тур и процессов, которые непременно и в точности должны быть внедрены. Я больше
не верю в то, что нам нужно проектировать и строить организации так, как мы проек-
тируем и строим машины и здания, — снаружи. Чем мы действительно можем вдох-
новиться у новаторов, так это поисками новых способов работы изнутри организации.
Пионеры показывают нам, что мы можем создать принципиально новое, продуктив-
ное, одухотворенное и исполненное смысла коммерческое предприятие, некоммерче-
скую организацию, школу или больницу, а в некоторых случаях мы можем переделать
даже целую область предпринимательства. Мы здесь имеем дело не с теоретической
моделью или утопической идей, но с реальностью, ожидающей, пока ей начнут подра-
жать, когда ее начнут множить. Я надеюсь, что пример новаторов вдохновит вас и при-
даст вам сил, вам и многим другим, что вы встанете в их ряды.
Мы живем в необыкновенное время. Иногда я не могу дождаться будущего, чтобы
увидеть, что же оно нам принесет. Говоря словами Уитли и Келлнера-Роджерса, я могу
только догадываться: если мы сможем быть в этом мире во всей полноте человечности,
на что мы станем способны?
377
Вопросы исследования
Приложение 1
вопросы исследования
Во вступлении изложена суть исследовательской методологии, использованной для
анализа того, о чем рассказано в этой книге. Всего было проанализировано (с различ-
ной степенью глубины) 12 организаций, чтобы на их примере выявить в ходе поле-
вых исследований новаторские приемы менеджмента и сотрудничества. В ходе иссле-
дования применялись два блока вопросов. Первый блок касается 45 методов работы
и внутренних процессов, обычно обсуждаемых в организационных исследованиях для
определения, как новаторские организации ведут повседневную работу. Второй блок
содержит 25 вопросов о прошлом и будущем: условия, позволяющие проявиться новой
организационной модели, и условия, необходимые для продолжения работы согласно
новым принципам.
Вопросы исследования. Часть 1
Структуры, процессы и практики
Дополнительный вопрос к каждому из всех 45 последующих вопросов о структурах,
процессах и практиках: согласно вашим ощущениям, чем отличается подход вашей
организации к этому процессу/практике от подхода других организаций, работающих
в вашей области, будь то в плане действий или в области намерений?
Главные организационные процессы
1. Осмысленная цель и стратегия
Например: Какой процесс используется для определения цели и стратегии? Кто
в нем участвует? Кто чувствует, что пора пересмотреть цель и стратегию?
2. Инновации (создание продукта, разработка процессов, научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы (R&D)
Например: Какие практики и процессы используются для стимулирования иннова-
ций? Кто в них участвует? Кто отфильтровывает информацию и решает, что
заслуживает внимания и инвестиций?
378
Приложение 1
3. Продажи
Например: Какова стратегия продаж? Кто за нее отвечает? Каковы планы продаж
и материальные поощрения (incentives)?
4. Маркетинг и ценовая политика
Например: Какая философия маркетинга и какие практики маркетинга использу-
ются? Как выясняются потребности клиентов? Как именно формулируются пред-
ложения, удовлетворяющие выявленные потребности? Как устанавливаются цены?
5. Процесс закупок и управления отношениями с поставщиками
Например: Кто отвечает за закупки? Каковы критерии отбора поставщиков? Ка-
ковы взаимоотношения с поставщиками?
6. Операционная деятельность (производительность, производство, операционный отдел)
Например: Какие используются операционные практики и методологии? Какой дела-
ется акцент на затраты, качество, непрерывное совершенствование, аутсорсинг?
7. Влияние на окружающую среду
Например: Как исследуется и отслеживается влияние на окружающую среду? Как
принимаются решения по поводу уменьшения влияния организации на окружающую
среду?
8. Информационные технологии (ИТ)
Например: Каким образом ИТ помогают достижению цели организации? Какие вы-
бираются платформы и архитектура?
9. Послепродажная поддержка
Например: Как послепродажная поддержка помогает достижению цели организации?
Кто отвечает за послепродажную поддержку?
10. Организационное обучение и перемены
Например: Каковы методы вовлечения в обучение? Какими методами поддержива-
ется способность организации принимать перемены?
11. Бюджетирование и контроль
Например: Как составляется и исполняется бюджет? Какие способы контроля
и аудита применяются? Как происходит управление рисками?
12. Инвестиции
Например: Каким образом устанавливаются приоритеты и принимается решение
о ежегодных инвестициях? Какую сумму может потратить каждый уровень ме-
неджмента?
13. Финансирование и фонды
Например: Каким образом осуществляется финансирование организации? Какими
методами спонсоров привлекают к достижению осмысленной цели организации? Ка-
кими методами разрешаются противоречия между финансированием и ценностями
организации?
379
Вопросы исследования
14. Отчетность и прибыль
Например: Какие показатели, какие итоги вы главным образом используете, чтобы
отследить результаты деятельности организации? Кто отчитывается перед кем?
Какова практика разделения прибыли между акционерами?
15. Исполнительное руководство и совет директоров
Например: Какие процессы управления, проведения собраний и принятий реше-
ний вы используете на уровне исполнительного руководства и совета директо-
ров?
HR-служба
16. Организационная структура
Например: Какова структура HR-службы в целом (подразделения, иерархия, схема
подчиненности сотрудников и подразделений)? Какова роль центрального офиса?
17. Проектные команды и временные проектные группы
Например: Какие методы управления проектами и командами используются? Кто
принимает решения о присоединении сотрудников к проекту? Каковы приоритеты
при распределении средств, отпущенных на проект?
18. Прием на работу
Например: Какими способами ищут новых сотрудников? Кто принимает на рабо-
ту? Каковы критерии отбора?
19. Адаптация новых сотрудников
Например: Как поддерживают новых сотрудников при вступлении в организацию?
Как связаны их роли и обязанности с осмысленной целью организации?
20. Тренинги
Например: Какие тренинги предлагают в организации? Какие рассчитаны на обяза-
тельное участие, какие — на свободный прием? Кто преподаватели?
21. Коучинг и наставничество
Например: Кто в организации коуч, а кто объект коучинга? Чего ждут от коучинга?
Какие тренинги, какие модели используются?
22. Укрепление команды и доверия в команде
Например: Каким образом создается атмосфера доверия в команде? Как поддержива-
ют команды, чтобы их производительность была максимальной?
23. Обратная связь, оценка результатов деятельности персонала
Например: Какова культура и способы обратной связи? Кто обеспечивает обратную
связь и для кого? Какие формальные и неформальные механизмы оценки результатов
деятельности используются? Кто осуществляет оценку результатов деятельно-
сти? Каковы последствия хорошей/плохой оценки?
380
Приложение 1
24. Планирование преемственности, повышения и ротация
Например: Каким образом вносятся изменения в объем ответственности? Кто при-
нимает решения? Как сотрудникам помогают подготовиться к изменению ответ-
ственности?
25. Гибкость
Например: Какие существуют способы изменить объем ответственности / карьеру,
чтобы сотрудник мог заботиться о семье? Учиться?
26. Должности и должностные инструкции
Например: Какая практика существует в связи с названиями должностей и долж-
ностными инструкциями? Кто это определяет?
27. Постановка целей
Например: Какие методы используются для постановки целей? Цели ставятся ин-
дивидуальные или групповые? Кто определяет цели? Кто следит за выполнением?
28. Заработная плата, материальные поощрения и бонусы
Например: Какова практика выплаты заработной платы? Кто определяет уровни
заработной платы? Материальные поощрения индивидуальные или групповые? Ка-
кие критерии используются при определении материального поощрения?
29. Нематериальные поощрения
Например: Какие существуют способы отличить вклад в общее дело, индивидуаль-
ный и командный?
30. Увольнения и сокращения
Например: Каковы процессы увольнения сотрудников за низкую производитель-
ность? За несоответствие их действий ценностям и осмысленной цели организа-
ции? Кто принимает решения? Какие уроки человек и организация выносят из уволь-
нения? Какие методы используются в случае необходимости сокращений?
31. Бывшие сотрудники или выпускники
Например: Какие практики и процессы сопровождают уход из организации? Какие
взаимоотношения складываются между бывшими коллегами по работе и учебе?
Повседневная жизнь
32. Офисное пространство
Например: Какими принципами регулируется офисный интерьер? Как он соотносится
с природой и сообществом? Какие созданы удобства? Какова атмосфера в офисе?
33. Рабочее время и соотношение работы с личной жизнью
Например: Какие практики выработаны в отношении использования рабочего вре-
мени? Могут ли и работают ли люди удаленно, из дома?