Файл: Открывая организацию будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 20608

Скачиваний: 748

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Мы — те люди, которых мы ждали.

Целитель племени навахо

Автор книги надеется стать вдохновителем и проводником для людей, желающих 

помочь появиться на свет Эволюционным Бирюзовым организациям. Но тем не ме-

нее ее нельзя читать как сборник инструкций, как список организационных струк-

тур и процессов, которые непременно и в точности должны быть внедрены. Я больше 

не верю в то, что нам нужно проектировать и строить организации так, как мы проек-

тируем и строим машины и здания, — снаружи. Чем мы действительно можем вдох-

новиться у новаторов, так это поисками новых способов работы изнутри организации. 

Пионеры показывают нам, что мы можем создать принципиально новое, продуктив-

ное, одухотворенное и исполненное смысла коммерческое предприятие, некоммерче-

скую организацию, школу или больницу, а в некоторых случаях мы можем переделать 

даже целую область предпринимательства. Мы здесь имеем дело не с теоретической 

моделью или утопической идей, но с реальностью, ожидающей, пока ей начнут подра-

жать, когда ее начнут множить. Я надеюсь, что пример новаторов вдохновит вас и при-

даст вам сил, вам и многим другим, что вы встанете в их ряды.

Мы живем в необыкновенное время. Иногда я не могу дождаться будущего, чтобы 

увидеть, что же оно нам принесет. Говоря словами Уитли и Келлнера-Роджерса, я могу 

только догадываться: если мы сможем быть в этом мире во всей полноте человечности, 

на что мы станем способны?


background image

377

Вопросы исследования

Приложение 1

вопросы исследования

Во вступлении изложена суть исследовательской методологии, использованной для 

анализа того, о чем рассказано в этой книге. Всего было проанализировано (с различ-

ной степенью глубины) 12 организаций, чтобы на их примере выявить в ходе поле-

вых исследований новаторские приемы менеджмента и сотрудничества. В ходе иссле-

дования применялись два блока вопросов. Первый блок касается 45 методов работы 

и внутренних процессов, обычно обсуждаемых в организационных исследованиях для 

определения, как новаторские организации ведут повседневную работу. Второй блок 

содержит 25 вопросов о прошлом и будущем: условия, позволяющие проявиться новой 

организационной модели, и условия, необходимые для продолжения работы согласно 

новым принципам.

Вопросы исследования. Часть 1

Структуры, процессы и практики

Дополнительный вопрос к каждому из всех 45 последующих вопросов о структурах, 

процессах и практиках: согласно вашим ощущениям, чем отличается подход вашей 

организации к этому процессу/практике от подхода других организаций, работающих 

в вашей области, будь то в плане действий или в области намерений?

Главные организационные процессы

1.  Осмысленная цель и стратегия

Например: Какой процесс используется для определения цели и  стратегии? Кто 

в нем участвует? Кто чувствует, что пора пересмотреть цель и стратегию?

2.  Инновации (создание продукта, разработка процессов, научно-исследовательские 

и опытно-конструкторские работы (R&D)

Например: Какие практики и процессы используются для стимулирования иннова-

ций? Кто в них участвует? Кто отфильтровывает информацию и решает, что 

заслуживает внимания и инвестиций?


background image

378

Приложение 1

3. Продажи

Например: Какова стратегия продаж? Кто за нее отвечает? Каковы планы продаж 

и материальные поощрения (incentives)?

4.  Маркетинг и ценовая политика

Например: Какая философия маркетинга и какие практики маркетинга использу-

ются? Как выясняются потребности клиентов? Как именно формулируются пред-

ложения, удовлетворяющие выявленные потребности? Как устанавливаются цены?

5.  Процесс закупок и управления отношениями с поставщиками

Например: Кто отвечает за закупки? Каковы критерии отбора поставщиков? Ка-

ковы взаимоотношения с поставщиками?

6.  Операционная деятельность (производительность, производство, операционный отдел)

Например: Какие используются операционные практики и методологии? Какой дела-

ется акцент на затраты, качество, непрерывное совершенствование, аутсорсинг?

7.  Влияние на окружающую среду

Например: Как исследуется и отслеживается влияние на окружающую среду? Как 

принимаются решения по поводу уменьшения влияния организации на окружающую 

среду?

8.  Информационные технологии (ИТ)

Например: Каким образом ИТ помогают достижению цели организации? Какие вы-

бираются платформы и архитектура?

9.  Послепродажная поддержка

Например: Как послепродажная поддержка помогает достижению цели организации? 

Кто отвечает за послепродажную поддержку?

10. Организационное обучение и перемены

Например: Каковы методы вовлечения в обучение? Какими методами поддержива-

ется способность организации принимать перемены?

11. Бюджетирование и контроль

Например: Как составляется и  исполняется бюджет? Какие способы контроля 

и аудита применяются? Как происходит управление рисками?

12. Инвестиции

Например: Каким образом устанавливаются приоритеты и принимается решение 

о  ежегодных инвестициях? Какую сумму может потратить каждый уровень ме-

неджмента?

13. Финансирование и фонды

Например: Каким образом осуществляется финансирование организации? Какими 

методами спонсоров привлекают к достижению осмысленной цели организации? Ка-

кими методами разрешаются противоречия между финансированием и ценностями 

организации?


background image

379

Вопросы исследования

14. Отчетность и прибыль

Например: Какие показатели, какие итоги вы главным образом используете, чтобы 

отследить результаты деятельности организации? Кто отчитывается перед кем? 

Какова практика разделения прибыли между акционерами?

15. Исполнительное руководство и совет директоров

Например: Какие процессы управления, проведения собраний и принятий реше-

ний вы используете на уровне исполнительного руководства и совета директо-

ров?

HR-служба

16. Организационная структура

Например: Какова структура HR-службы в целом (подразделения, иерархия, схема 

подчиненности сотрудников и подразделений)? Какова роль центрального офиса?

17.  Проектные команды и временные проектные группы

Например: Какие методы управления проектами и командами используются? Кто 

принимает решения о присоединении сотрудников к проекту? Каковы приоритеты 

при распределении средств, отпущенных на проект?

18. Прием на работу

Например: Какими способами ищут новых сотрудников? Кто принимает на рабо-

ту? Каковы критерии отбора?

19. Адаптация новых сотрудников

Например: Как поддерживают новых сотрудников при вступлении в организацию? 

Как связаны их роли и обязанности с осмысленной целью организации?

20. Тренинги

Например: Какие тренинги предлагают в организации? Какие рассчитаны на обяза-

тельное участие, какие — на свободный прием? Кто преподаватели?

21. Коучинг и наставничество

Например: Кто в организации коуч, а кто объект коучинга? Чего ждут от коучинга? 

Какие тренинги, какие модели используются?

22. Укрепление команды и доверия в команде

Например: Каким образом создается атмосфера доверия в команде? Как поддержива-

ют команды, чтобы их производительность была максимальной?

23. Обратная связь, оценка результатов деятельности персонала

Например: Какова культура и способы обратной связи? Кто обеспечивает обратную 

связь и для кого? Какие формальные и неформальные механизмы оценки результатов 

деятельности используются? Кто осуществляет оценку результатов деятельно-

сти? Каковы последствия хорошей/плохой оценки?


background image

380

Приложение 1

24. Планирование преемственности, повышения и ротация

Например: Каким образом вносятся изменения в объем ответственности? Кто при-

нимает решения? Как сотрудникам помогают подготовиться к изменению ответ-

ственности?

25. Гибкость

Например: Какие существуют способы изменить объем ответственности / карьеру, 

чтобы сотрудник мог заботиться о семье? Учиться?

26. Должности и должностные инструкции

Например: Какая практика существует в связи с названиями должностей и долж-

ностными инструкциями? Кто это определяет?

27. Постановка целей

Например: Какие методы используются для постановки целей? Цели ставятся ин-

дивидуальные или групповые? Кто определяет цели? Кто следит за выполнением?

28. Заработная плата, материальные поощрения и бонусы

Например: Какова практика выплаты заработной платы? Кто определяет уровни 

заработной платы? Материальные поощрения индивидуальные или групповые? Ка-

кие критерии используются при определении материального поощрения?

29. Нематериальные поощрения

Например: Какие существуют способы отличить вклад в общее дело, индивидуаль-

ный и командный?

30. Увольнения и сокращения

Например: Каковы процессы увольнения сотрудников за  низкую производитель-

ность? За несоответствие их действий ценностям и осмысленной цели организа-

ции? Кто принимает решения? Какие уроки человек и организация выносят из уволь-

нения? Какие методы используются в случае необходимости сокращений?

31. Бывшие сотрудники или выпускники

Например: Какие практики и процессы сопровождают уход из организации? Какие 

взаимоотношения складываются между бывшими коллегами по работе и учебе?

Повседневная жизнь

32. Офисное пространство

Например: Какими принципами регулируется офисный интерьер? Как он соотносится 

с природой и сообществом? Какие созданы удобства? Какова атмосфера в офисе?

33. Рабочее время и соотношение работы с личной жизнью

Например: Какие практики выработаны в отношении использования рабочего вре-

мени? Могут ли и работают ли люди удаленно, из дома?