Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20607
Скачиваний: 748
381
Вопросы исследования
34. Укрепление сообщества
Например: Каким образом создается сообщество сотрудников внутри организа-
ции? Как организация связана с внешними сообществами, среди которых она ра-
ботает?
35. Собрания
Например: Какие из важных собраний повторяются постоянно? Каким образом
достигается принятие решения? Существуют ли какие-то специальные роли
в процессе проведения собрания? Есть ли какие-то особые практики проведения
собраний?
36. Принятие решений
Например: Каковы механизмы принятия решений? Кто что решает? Какие источ-
ники сведений и соображения принимаются во внимание?
37. Разрешение конфликтов
Например: Какими способами решаются межличностные конфликты? Каким обра-
зом выявляют конфликты?
38. Последствия неудач
Например: Какие практики используются для того, чтобы справляться с неудача-
ми — индивидуально и коллективно? Для того чтобы учиться на неудачах?
39. Стиль лидерства и управления
Например: Какого поведения ждут от лидера? Что считается недопустимым?
40. Настрой сотрудников
Например: Какие практики созданы для настройки сотрудников на осмысленную
цель организации и конкретные задачи?
41. Внутренние коммуникации
Например: У кого есть доступ к информации? Как информация движется от руко-
водства к сотрудникам на местах? От сотрудников на местах к руководству? Гори-
зонтально между группами сотрудников?
42. Внешние коммуникации
Например: Какой информацией делятся и с кем? В каком тоне происходит коммуни-
кация? Кто может говорить от имени организации?
43. Культура и ценности.
Например: Какие процессы используются, чтобы определить/обновить ценности
и культуру? Какие выработаны практики, чтобы создавать и транслировать цен-
ности и культуру? Как отслеживают, по-прежнему ли они живы в организации?
44. Ритуалы, ретриты, празднования
Например: Что отмечается? Кем? Каковы цели и задачи ритуалов и ретритов?
С какой частотой и при чьем участии они проводятся?
382
Приложение 1
Другое
45. Другие важные практики или процессы, до сих пор не упомянутые.
Вопросы исследования. Часть 2
Условия для возникновения и устойчивой работы организации
История и намерения
1. Не можете ли вы рассказать мне немного об истории организации?
2. Как бы вы определили цель существования вашей организации? Что она предлагает
миру?
3. Каково было намерение, если оно было, приведшее вашу организацию к работе
именно такими способами, какими вы работаете?
4. Каковы ключевые предпосылки создания организации, каковы ее ценности?
5. Как далеко на сегодня вы прошли по пути выявления методов работы, отвечающих
вашей цели, намерениям и ценностям?
Выявление нужных условий и стабильная работа в новых условиях
6. Каковы, по вашему мнению, необходимые условия, позволяющие проявиться в ва-
шей организации иным методам работы?
7. Какие ключевые и переломные моменты создали существующий способ работать?
8. Какие процессы и практики выделяют вашу организацию из числа других? Какие
было особенно важно создать?
9. Насколько стабилен или нестабилен, по вашей оценке, ваш способ работы?
10. Что может заставить вас свернуть с пути? Что может вызвать отход организации
к более традиционным методам работы?
Культура
11. Как бы вы описали культуру вашей организации?
12. Насколько однородна культура в пределах организации? Насколько однородной вы
хотели бы, чтобы она была?
13. Какова, по вашему мнению, господствующая атмосфера, настрой в организации?
14. Разработан ли внутри организации особый язык?
15. Какие типы личностей не соответствуют вашей культуре?
Проработка напряжений: как вы справляетесь с противоречиями…
16. …между преследованием осмысленной цели организации и сохранением прибыль-
ности/стабильности?
17. …между руководством сверху и инициативой снизу?
18. …между уменьшением рисков и поддержанием атмосферы доверия и свободы?
19. …между планированием и контролем исполнения и интуицией и приспособляемо-
стью?
20. …между индивидуальной свободой решений и коллективной мудростью и сотруд-
ничеством?
21. …между потребностью в специальных умениях, навыках, знаниях и наделением
полномочиями принимать решения сотрудников на местах?
Вопросы к руководителям, основателям или СЕО
22. Как вы справляетесь с обязанностями главы организации? Одиночество на верши-
не, груз ответственности, потребность в обновлении, теневые стороны?
23. Как вы создаете правильное впечатление? Как вы работаете с собственным эго?
24. Насколько, как вам кажется, организационная модель зависит от создаваемого
вами впечатления о себе как о лидере организации?
25. Есть ли у вас круг равных вам по положению людей сходных взглядов вне организа-
ции? С кем вы себя сравниваете или кого выбираете ролевой моделью?
384
Приложение 2
Приложение 2
за пределами Эволюционной
Бирюзовой стадии
Во все времена есть люди, действующие на основании мировоззрения, которое по ста-
дии развития сознания выше, чем мировоззрение большинства населения. Число тех,
кто действует на основании мировоззрения стадии выше Эволюционной Бирюзовой,
в процентном отношении сейчас очень невелико. По этой причине наше представление
о об этапах развития, идущих после Бирюзового, довольно туманно. Существует не так
уж много «предметов» для исследования. Гораздо меньше самих исследователей: мно-
гие из тех, кто изучает, обдумывает и описывает этапы развития человеческого созна-
ния, останавливают исследования на Бирюзовой стадии или даже раньше. Например,
похоже, что для Фрейда Конформистская Янтарная стадия была наиболее продвину-
той стадией развития. Пиаже видел завершающей «Формальную операционную» ста-
дию, соотносимую с Конкурентной Оранжевой. Пирамида Маслоу кончается на Бирю-
зовой стадии «самоактуализации», хотя позже он намекнул на возможность еще одной
стадии — саморазвития. Лишь немногие исследователи изучают стадии, следующие
за Эволюционной Бирюзовой, вероятно, по самой простой причине: необходимо до не-
которой степени опробовать эти стадии самому, чтобы ясно их различить и со знанием
дела описать.
То, что мы знаем об этих более высоких стадиях развития, меняется в зависимости
от выбранного для рассмотрения аспекта развития («линии» на языке интегральной
теории). Мы многое знаем о духовном развитии этапа, следующего за Бирюзовым, по-
тому что духовные традиции, особенно на Востоке, хотя и на Западе тоже, исследова-
ли эту область в течение сотен или даже тысяч лет. О других аспектах нам известно
меньше, например психологических, когнитивных и моральных. Кен Уилбер и Джен-
ни Уэйд критически пересмотрели и подвели итоги работы ученых, писавших о более
поздних стадиях развития. Я предлагаю читателям, которым хотелось бы исследовать
вопрос глубже, прочесть, помимо следующих нескольких абзацев, их книгу, отмечен-
ную в библиографии.
385
За пределами Эволюционной Бирюзовой стадии
Трансцендентальное сознание
1
Люди, перешедшие к Эволюционной Бирюзовой стадии, начинают понимать, что эго —
лишь одна из составляющих частей их самих (некоторые традиции называют его «ма-
лое я/эго»). Если эго — объект нашего постоянного беспокойства, то кто же беспокоит-
ся о нем? Более глубокая часть нас самих — душа или «большое я или эго». Осознание
этого факта побуждает людей на Бирюзовой стадии стремиться к целостности, инте-
грации всех частей себя, больших и малых. Иногда, через медитативные практики или
благодаря чистой удаче, они переживают пиковые состояния выхода за пределы даже
большого я/эго; они сливаются и становятся одним с абсолютом, природой, Богом.
Эти пиковые переживания могут случаться на любой стадии развития сознания.
Люди, переходящие к трансцендентальному сознанию, начинают активно искать та-
кого опыта. Они начинают понимать, что конструктом является не только я или эго,
но также и душа, большое я/эго. В конечном счете, это не более чем небытие, конечное
сужение фокуса, конечная иллюзия отделенности. Личностное развитие на этом этапе
сочетается с духовным поиском — часто через регулярные ежедневные занятия меди-
тацией, йогой, практику измененных методик дыхания или других методов, помогаю-
щих открыть необычные состояния сознания, испытать нечто вне обособленности, вне
времени и пространства, единства со всем явленным.
Наряду с духовным аспектом путь саморазвития, способность подняться над со-
бой весьма детально описаны различными духовными традициями. Некоторые буд-
дистские традиции, например, разделяют эту стадию на 27 подстадий. Уилбер, сопо-
ставивший многие из этих традиций, выделяет три общих вида трансцендентального
сознания: психическое, тонкое, каузальное, где сознание переживает единство соответ-
ственно с природой, божественностью и Абсолютом. С опытом эти трансценденталь-
ные состояния сознания достигаются все легче и вписываются в повседневную осо-
знанность.
Ограничения Эволюционной Бирюзовой стадии
В ретроспективе, с точки зрения одной из стадий, все предыдущие стадии развития
сознания представляются ограниченными. Иногда меня спрашивают: «Каковы огра-
ничения Эволюционного Бирюзового мировоззрения?» Из этого следует очевидный
вопрос: «В каких аспектах Бирюзовые организации однажды могут показаться таки-
ми же ограниченными, как современные организационным модели сегодня?» Я думаю,
что будет справедливо предположить: для людей, перешедших на стадию трансценден-
тального сознания, практики и процессы Бирюзовых организаций, как было подчерк-
нуто в части 2 этой книги, покажутся чересчур укорененными только лишь в одном
уровне реальности — уровне ощутимого опыта бодрствующего состояния сознания.