Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20604
Скачиваний: 748
Они, возможно, будут искать способы преодолеть это ограничение и создать организа-
ционные процессы и практики, которые будут прямо работать с миром энергии и духа,
чтобы помочь проявиться эволюционной цели организации с меньшими усилиями
и бόльшим изяществом.
Единое сознание
2
Можно ли считать это конечной точкой человеческого развития? Большинство духов-
ных и мистических традиций, судя по всему, полагают, что такая конечная точка суще-
ствует (и, разумеется, она станет началом чего-то совершенно нового). Она достигается,
когда наше сознание соединяется с Абсолютом (который, среди прочего, именуется Бо-
гом, единством, Источником всего Сущего, Пустотой). Это нирвана буддизма, самадхи
йоги, сатори дзен-буддизма, фана суфизма, небесное царство христианства. Единое
сознание — это просветление; это способность к ясному пониманию и чистому сопе-
реживанию. Множество людей разных традиций, достигших этой стадии, полностью
преодолели дуализм. В отличие от людей, действующих на основании трансценден-
тального сознания, они более не в неявленном или в явленном состоянии, в матери-
альном или духовном, в обычном бодрствующем или измененном состоянии сознания,
но одновременно в обоих. Они живут во времени и вне времени, они видят текущую
реальность глазами вне времени и пространства. Эзотерические традиции поддержи-
вают мнение, что это состояние бытия есть потенциальное и истинное состояние каж-
дого человека, мы достигаем его, когда перестаем цепляться за второстепенное, спокой-
но и просто принимаем то, что уже есть и всегда было.
387
Структуры Бирюзовых организаций
Приложение 3
Структуры
Бирюзовых организаций
Все организации на стадиях развития, предшествующих проявляющейся сейчас Эво-
люционной Бирюзовой стадии, имели форму пирамиды по самой простой причине:
иерархические отношения «босс — подчиненный» не могут выстроиться иначе, чем
в виде пирамиды. В самоуправляющихся организациях иерархические отношения
заменяются на отношения между равными, и пирамида может наконец-то рухнуть
и отойти в историю. Но было бы ошибкой думать, что в отсутствии иерархии само-
управляющиеся организации становятся одномерными и бесструктурными. Как
структурированы самоуправляющиеся организации? В отличие от единого иерархи-
ческого образца пирамиды, при самоуправлении организации могут принимать раз-
личные формы, чтобы соответствовать рабочей среде. Из опыта описанных в этой кни-
ге организаций-новаторов мы можем вывести три общих типа структуры (возможно,
впоследствии проявятся и другие). В приложении описаны три структуры, а также
контекст, вызывающий к жизни ту или иную организационную форму.
1. Параллельные команды
С этой формой я особенно часто встречался во время моего ис-
следования. В FAVI 500 сотрудников разделены на 21 «мини-
фабрику». В RHD отдельные самоуправляющиеся «юниты» ве-
дут свои программы. 7000 медсестер и медбратьев Buurtzorg
сгруппированы в сотни команд по 10–12 коллег, каждая работает на определенной тер-
ритории в определенном местном сообществе. Эта модель очень хорошо подходит, если
деятельность организации поддается распределению между командами, располагаю-
щими высокой степенью автономии, без большой необходимости в координации ме-
жду командами. Тогда они могут работать параллельно друг с другом. В этой модели
коллеги на уровне команды определяют свои роли и взаимные обязательства друг пе-
ред другом. Команды самостоятельно планируют работу, устанавливают необходимость
388
Приложение 3
инвестиций, распределяют бюджет (если в этом есть необходимость), отслеживают
свои финансовые и нефинансовые показатели, нанимают сотрудников, определяют не-
обходимость в тренинге и т. д.
В идеале каждая команда полностью автономно претворяет в жизнь осмыслен-
ную цель организации и выполняет свои задачи самостоятельно с начала до конца.
В этом случае каждый отдельный сотрудник организации с удовлетворением чув-
ствует, что реализует высокую цель полностью, а не только малую ее часть, как это
бывает в больших организациях или когда работа становится очень специализиро-
ванной. На практике, однако, часто возникает необходимость в сотрудниках или
командах, берущих на себя координацию и вспомогательные функции с более узкой
направленностью.
—
Командные коучи. В Бирюзовых организациях нет менеджеров среднего звена.
Но команды часто чувствуют необходимость в поддержке со стороны для рабо-
ты над сложными проблемами. В Buurtzorg это региональные коучи, в RHD —
хаб-лидеры.
—
Вспомогательные команды. Для решения определенных производственных
задач дублирование некоторых функций в каждой команде не имеет смысла.
В FAVI, например, абсолютное большинство «мини-фабрик» ориентированы
на клиента: команда «Ауди», команда «Фольксваген», команда «Вольво», коман-
да водомерных счетчиков. Но несколько команд работают на все остальные
команды. Это команда литейной, в самом начале производственной цепочки
готовящая металл для прочих, ориентированных на определенного клиента
команд. Было бы непрактично пользоваться литейной по очереди, имея в каж-
дой команде необходимое оборудование, или держать отдельную литейную для
каждой команды. В RHD есть команды, ответственные за такие направления,
как тренинг (их «миниверситет»), недвижимость и расчет заработной платы,
обслуживающие все остальные команды.
—
Вспомогательные роли. Самоуправляющаяся модель выталкивает заключе-
ния, требующие специальных знаний и опыта, на уровень команды, а не на
уровень центрального офиса. Но в определенных случаях или в целях коорди-
нации имеет смысл создавать специальные вспомогательные роли и обязан-
ности. В FAVI, например, есть инженер, помогающий командам обмениваться
инновациями и практическими находками. Одна из обязанностей основателя
или СЕО организации также относится к этой категории: они помогают всем
командам в целом, создавая специальное пространство для применения Эво-
люционных Бирюзовых методов работы.
389
СтруктурыБирюзовых организаций
2. Сеть индивидуальных контрактов
Эту модель впервые применила компания Morning Star из Кали-
форнии. В этой модели, как и в предыдущей («параллельные
команды»), инвестиции и финансовые результаты обсуждаются
и определяются на уровне команд. В Morning Star их называют
«бизнес-юниты», и каждый бизнес-юнит связан с определенным
этапом переработки пищевой продукции (например, подготовка
томатов к переработке, измельчение, консервирование, упаковка)
либо с определенной вспомогательной службой (например, выработка пара для обра-
ботки томатов или IT-отдел).
Однако роли и обязательства сотрудников обсуждаются не в команде, а в серии
встреч один на один с участием нескольких коллег, расположенных непосредственно
справа и слева друг от друга по производственной цепочке. Эти обязательства могут
быть формализованы в письменном документе. Например, в Morning Star каждый со-
здает документ под названием «Договоренности о взаимопонимании с коллегами»: там
записаны различные обязанности, роли сотрудника и обязательства, которые он согла-
сился на себя принять.
3. Вложенные друг в друга команды
Холакратия — это один из подходов к самоуправлению, впервые
примененный в компании Ternary Software из Филадельфии.
Сейчас холакратия представляет собой полностью документиро-
ванную операционную модель. Она опирается на структуру вло-
женных друг в друга команд. Как и в первой описанной модели,
команды (круги на зыке холакратии)
1
полностью автономны, самостоятельно обсужда-
ют и принимают решения относительно ролей и обязанностей внутри команды, обяза-
тельств членов команды друг перед другом и т. д. Но взаимоотношения между коман-
дами и вспомогательными структурами здесь существенно отличаются. В первой
модели все команды работают параллельно, центральная поддерживающая их структу-
ра сведена к минимуму. Холакратия — разветвленная структура, состоящая из вложен-
ных и соприкасающихся кругов.
Представим себе фармацевтическую компанию, насчитывающую 7000 сотрудни-
ков, сформированную по принципу холакратии. Общая цель организации может быть
следующей: «помогать людям и сообществам жить здоровой жизнью». То, что работа-
ло в случае Buurtzorg, не сработает в фармацевтической компании: невозможно про-
сто разделить 7000 человек на 700 команд по 10 человек в каждой, чтобы они парал-
лельно занимались одним и тем же. Команда в 10 человек не в состоянии разработать
390
Приложение 3
серию лекарств, получить одобрение в Управлении по контролю за продуктами и ле-
карствами (FDA) и начать продавать их по всему миру. Для фармацевтической ком-
пании требуется специализация в большем масштабе. Структура вложенных кругов
холакратии позволяет достичь такой специализации. Как это работает? Общую цель
компании («помогать людям и сообществам жить здоровой жизнью») реализует круг
на вершине, тогда как определенное количество вспомогательных кругов реализует
определенную часть общей цели. Один из таких кругов может отвечать за научные
исследования и разработки, и его собственная особая цель может быть следующей:
«открыть новое лекарство, которое поможет людям и сообществам жить здоровой
жизнью». В свою очередь этот вспомогательный круг может разбить свою цель на не-
сколько более управляемых частей и создать собственные вспомогательные круги.
Например, специфической целью одного из таких кругов может быть «разработка
принципиально нового лекарства от эпилепсии». Если эта цель по-прежнему слишком
объемна, чтобы достичь ее одной командой разумных размеров, она может быть вновь
разделена.
Если вам кажется, что перед вами традиционная пирамидальная структура, то вы
одновременно и правы, и неправы. Действительно, существуют уровни, постепен-
но выводящие на все более и более крупные проблемы, таким образом, существует
иерархия цели, сложности и объема. «Нижние» исследовательские круги понима-
ют, что нужно для разработки лекарства от эпилепсии, что является более узкой це-
лью, чем цель «верхнего» круга, где, в свою очередь, понимают, что нужно для того,
чтобы люди и сообщества жили более здоровой жизнью. Тем не менее это не иерар-
хия сотрудников или полномочий. В холакратической системе процессов и практик
команда разработчиков лекарства от эпилепсии располагает всей необходимой вла-
стью, чтобы принимать любое решение в объеме своей специфической цели. Решения
не перебрасываются наверх и не могут быть отозваны членами вышележащих кругов.
Каждый данный сотрудник может играть какую-то роль и выполнять какие-то обя-
занности более чем в одном круге организации; жесткой связи между человеком и его
«местом в структуре» не существует. Круг и вспомогательный круг связаны двойной
связью, а не отношениями «босс — подчиненный». Вспомогательный круг выбира-
ет своего представителя в вышележащем круге, присутствующего на всех собраниях
этого круга, а вышележащий круг имеет своего представителя для участия во всех
обсуждениях внутри вспомогательного круга. В HolacracyOne разработан элегантный
процесс проведения собраний, гарантирующий, что мнение каждого окажется услы-
шанным и проработанным и ничьи голоса не будут перевешивать мнения других.
В результате получается структура, позволяющая разбивать комплексные цели на бо-
лее мелкие части, образующие иерархию цели, сложности и объема, но не иерархию
сотрудников и полномочий.