ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 15166
Скачиваний: 56
Модуль «Управление программами и проектами 43
ности управления в больших организационных иерархических сис
темах позволило проф. В.В. Познякову (1981) выявить и сформули
ровать общую закономерность этого процесса как «отставание ко
ординации от специализации производственных и управленческих
функций» в таких системах. Им же был пред
ложен один из путей преодоления такого от
ставания на основе использования методоло
гии управления проектами (1991).
ИАСУ создавались с начала 80-х годов во
многих крупных промышленных и строитель
ных организациях, объединениях, главках и
министерствах. Надо заметить, что многие из
этих систем и их элементы функционируют в
том или ином виде и до сих пор.
Накопленные достижения и опыт в созда
нии ИАСУ в значительной мере могут быть
использованы при разработке систем управле
ния проектами, где принципы интеграции играют большую роль.
Контрольные вопросы и упражнения
1. Раскройте содержание понятий «проект» и «операция». В чем их сходство
и различие? Приведите примеры проектов и операций и сделайте их ана
лиз.
2. Раскройте содержание понятия «управление проектом» и его основные
признаки, дайте его определение.
3. Что является предметом изучения дисциплины «управление проектом»?
Раскройте структуру содержания дисциплины УП и ее связь с другими
областями знаний профессионального менеджера проекта. В чем состоит
сущность комплексности и многодисциплинарности профессии менедже
ра проекта?
4. Раскройте основное содержание современной концепции «управление
проектом».
5. Какие две границы процессов рассматриваются при УП? Перечислите
основные процессы УП и дайте их краткую характеристику.
6. Какие основные работы включают процессы УП?
7. Зачем и в каких случаях требуется применение УП?
8. Кто заинтересован в применении УП? В чем состоит интерес различных
участников проекта? Приведите примеры проектов и проанализируйте
интересы их основных участников.
9. В чем состоит актуальность применения УП в современных условиях? Что
может дать применение УП?
90-е годы — современ
ные системы управле
ния проектами, начало
подготовки специалис
тов в области управле
ния проектами, созда
ние кафедр, в том чис
ле в Государственном
Университете Управле
ния, для передачи про
фессиональных знаний
менеджерам проектов
44 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров
10. Перечислите основные средства УП. В каких случаях их применение целе
сообразно? Приведите примеры.
11. В чем сущность успешного УП? Приведите основные критерии оценки
успеха проекта. Дайте пояснение по каждому критерию.
12. Что рассматривается в качестве объектов управления при управлении
проектом? Перечислите основные функции УП.
13. Что такое предметная область проекта? Приведите примеры. Раскройте
понятия и основное содержание управления предметной областью.
14. В чём сущность и что включает управление качеством в проекте?
15. Раскройте понятие и основное содержание УП по временным парамет
рам.
16. В чем сущность и каково содержание управления стоимостью в проекте?
17. Раскройте понятие и основное содержание управления риском в проекте?
Приведите пример проекта и перечислите возможные типы рисков в нем.
18. В чем состоит сущность управления человеческими ресурсами в проекте?
19. Раскройте понятие управления контрактами и поставками в проекте.
20. Раскройте понятие и содержание управления коммуникациями в проекте.
21. Объясните понятие и содержание управления изменениями в проекте.
Раскройте его особенности в условиях современной России.
22. Перечислите известные вам методы УП. Объясните их сущность и назна-
чение.
23. Что характеризует УП как самостоятельную сферу профессиональной де
ятельности?
24. Каковы наиболее перспективные сферы применения УП в России? Приве
дите примеры и дайте пояснения к ним.
25. Приведите примеры проектов и дайте пояснения для случаев, когда:
• можно использовать существующие методы и средства УП;
• требуется их адаптация;
• нужны новые подходы, методы и средства УП.
26. Охарактеризуйте основные этапы развития. УП за рубежом. Приведите
примеры известных проектов и оцените их влияние на УП.
27. Перечислите основные этапы развития УП в России и дайте их характери
стику. Приведите примеры проектов на каждом этапе, оказавших влияние
на развитие организации и управления проектно-ориентированной дея
тельностью. -
28. Какие вы знаете профессиональные организации по управлению проекта
ми? Каковы их миссия, цели и задачи? Какова их роль и значение в разви
тии управления проектами? Назовите примеры и дайте пояснения.
Модуль «Управление программами и проектами» 45
Выводы
Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных ме
роприятий, предназначенных для создания новых продуктов или
услуг. Проект обладает новизной и неповторимостью и Имеет строго
определенные во времени начало и окончание.
Управление проектом в широком понимании — это професси
ональная творческая деятельность, основанная на использовании
современных научных знаний, навыков, методов, средств и техно
логий и ориентированная на получение эффективных результатов в
созидательной деятельности путем успешного осуществления про
ектов как целенаправленных изменений.
Основным предметом изучения дисциплины «Управление про
ектом» являются процессы, функции, задачи, методы и средства
управления проектами.
Множество процессов управления проектом, применимых к
большинству проектов, может быть разделено на пять групп, каж
дая из которых включает процессы инициации, планирования, вы
полнения, контроля, завершения.
Применять профессиональные методы управления проектами
нужно для успешного достижения целей и результатов проекта с
требуемым качеством, в установленные сроки, в рамках бюджета и
для удовлетворения участников проекта.
Применение методов управления проектами выгодно всем уча
стникам проекта.
Использование методологии управления проектами полезно при
осуществлении технических, организационных, социальных, эконо
мических и других типов проектов и программ.
Критериями успеха проекта являются: завершение проекта в ус
тановленные сроки; завершение проекта в рамках бюджета; соблюде
ние требований к качеству результатов; минимальный (согласован
ный) объем изменений в предметной области проекта; сохранение
текущей работы «родительской» организации, ее производственной
культуры и ценностей.
Для всех проектов можно выделить наиболее существенные
функции управления проектом: управление предметной областью
проекта; управление качеством в проекте; управление временем в
проекте; управление стоимостью в проекте; управление человечес
кими ресурсами в проекте; управление контрактами и поставками в
проекте; управление коммуникациями в проекте, управление изме
нениями в проекте.
В управлении проектами используется широкий спектр орга
низационных, экономических и математических методов и инфор-
46 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров
мационных технологий, позволяющих решать разнообразные зада
чи для эффективного управления проектом.
Управление проектами как самостоятельная сфера деятельнос
ти включает научные основы и прикладные знания, сферы прило
жений, методологию и практику применения, профессиональные
кадры специалистов.
Современные методы и средства управления проектами явля
ются методологией успешного осуществления программ и проектов
в условиях рыночной экономики.
Управление проектами за последние 40 лет стало общепризнан
ной в мире методологией осуществления проектов и превратилось в
неотъемлемую часть цивилизованного предпринимательства и об-
щечеловечецкой культуры.
Основные этапы развития методов управления проектами в
России включают: истоки управления проектами; сетевые методы
планирования и управления (СПУ); применение ЭВМ для управле
ния отдельными проектами; управление организацией (мультипро
ектное управление); интегрованные системы управления; совре
менные методы профессионального управления проектами.
Модуль «Управление программами и проектами»
47
Учебный элемент № 2 .
Основные понятия и содержание
проекта
Проекты изменяют наш мир: строительство жилых и общест
венных зданий, возведение промышленных объектов, разработка
комплекса программ для ЭВМ, создание новых технологий и тех
ники, конверсия оборонного предприятия, полет на Луну, рефор
мирование существующей или создание новой организации, прове
дение международного симпозиума, разработка и введение в '
действие нового закона, подготовка спектакля, введение новой на
логовой системы, новой специальности в вузе, развитие региона —
все это примеры мероприятий, носящих характер проекта.
Так что же такое «проект»? Что общего между разными названны
ми мероприятиями? Что объединяет их в общее понятие «проект»?
Данный учебный элемент посвящен ответам на эти вопросы.
Учебные цели элемента
В результате освоения материала элемента слушатели должны:
знать:
основные понятия, признаки и характеристики проекта;
• разновидности и классификационные признаки проектов;
знать и уметь:
• применять на практике структурные модели проектов;
использовать в практической работе понятия контекста проек
та, его жизненного цикла, участников, окружения;
формировать цели проектов.
2.1. Основные понятия, признаки
и характеристики проекта
2.1.1. Существующие трактовки понятия «проект»
До недавнего времени в отечественной практике термин «про
ект» использовался преимущественно в технической сфере и с ним
связывалось представление о совокупности документации по созда
нию каких-либо сооружений или зданий. Соответственно разработ
ка такой документации называлась проектированием.