Файл: Управление программами и проектами.pdf

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 14865

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Модуль «Управление программами и проектами 43 

ности управления в больших организационных иерархических сис­

темах позволило проф. В.В. Познякову (1981) выявить и сформули­

ровать общую закономерность этого процесса как «отставание ко­

ординации от специализации производственных и управленческих 

функций» в таких системах. Им же был пред­

ложен один из путей преодоления такого от­

ставания на основе использования методоло­

гии управления проектами (1991). 

ИАСУ создавались с начала 80-х годов во 

многих крупных промышленных и строитель­

ных организациях, объединениях, главках и 

министерствах. Надо заметить, что многие из 

этих систем и их элементы функционируют в 

том или ином виде и до сих пор. 

Накопленные достижения и опыт в созда­

нии ИАСУ в значительной мере могут быть 

использованы при разработке систем управле­

ния проектами, где принципы интеграции играют большую роль. 

Контрольные вопросы и упражнения 

1. Раскройте содержание понятий «проект» и «операция». В чем их сходство 

и различие? Приведите примеры проектов и операций и сделайте их ана­

лиз. 

2. Раскройте содержание понятия «управление проектом» и его основные 

признаки, дайте его определение. 

3. Что является предметом изучения дисциплины «управление проектом»? 

Раскройте структуру содержания дисциплины УП и ее связь с другими 

областями знаний профессионального менеджера проекта. В чем состоит 

сущность комплексности и многодисциплинарности профессии менедже­

ра проекта? 

4. Раскройте основное содержание современной концепции «управление 

проектом». 

5. Какие две границы процессов рассматриваются при УП? Перечислите 

основные процессы УП и дайте их краткую характеристику. 

6. Какие основные работы включают процессы УП? 

7. Зачем и в каких случаях требуется применение УП? 

8. Кто заинтересован в применении УП? В чем состоит интерес различных 

участников проекта? Приведите примеры проектов и проанализируйте 

интересы их основных участников. 

9. В чем состоит актуальность применения УП в современных условиях? Что 

может дать применение УП? 

90-е годы — современ­
ные системы управле­
ния проектами, начало 
подготовки специалис­

тов в области управле­

ния проектами, созда­

ние кафедр, в том чис­
ле в Государственном 
Университете Управле­

ния, для передачи про­
фессиональных знаний 
менеджерам проектов 


background image

44 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

10. Перечислите основные средства УП. В каких случаях их применение целе­

сообразно? Приведите примеры. 

11. В чем сущность успешного УП? Приведите основные критерии оценки 

успеха проекта. Дайте пояснение по каждому критерию. 

12. Что рассматривается в качестве объектов управления при управлении 

проектом? Перечислите основные функции УП. 

13. Что такое предметная область проекта? Приведите примеры. Раскройте 

понятия и основное содержание управления предметной областью. 

14. В чём сущность и что включает управление качеством в проекте? 
15. Раскройте понятие и основное содержание УП по временным парамет­

рам. 

16. В чем сущность и каково содержание управления стоимостью в проекте? 
17. Раскройте понятие и основное содержание управления риском в проекте? 

Приведите пример проекта и перечислите возможные типы рисков в нем. 

18. В чем состоит сущность управления человеческими ресурсами в проекте? 
19. Раскройте понятие управления контрактами и поставками в проекте. 

20. Раскройте понятие и содержание управления коммуникациями в проекте. 
21. Объясните понятие и содержание управления изменениями в проекте. 

Раскройте его особенности в условиях современной России. 

22. Перечислите известные вам методы УП. Объясните их сущность и назна-

чение. 

23. Что характеризует УП как самостоятельную сферу профессиональной де­

ятельности? 

24. Каковы наиболее перспективные сферы применения УП в России? Приве­

дите примеры и дайте пояснения к ним. 

25. Приведите примеры проектов и дайте пояснения для случаев, когда: 

• можно использовать существующие методы и средства УП; 
 требуется их адаптация; 
 нужны новые подходы, методы и средства УП. 

26. Охарактеризуйте основные этапы развития. УП за рубежом. Приведите 

примеры известных проектов и оцените их влияние на УП. 

27. Перечислите основные этапы развития УП в России и дайте их характери­

стику. Приведите примеры проектов на каждом этапе, оказавших влияние 
на развитие организации и управления проектно-ориентированной дея­
тельностью.
 -

28. Какие вы знаете профессиональные организации по управлению проекта­

ми? Каковы их миссия, цели и задачи? Какова их роль и значение в разви­
тии управления проектами? Назовите примеры и дайте пояснения. 


background image

Модуль «Управление программами и проектами» 45 

Выводы 

Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных ме­

роприятий, предназначенных для создания новых продуктов или 

услуг. Проект обладает новизной и неповторимостью и Имеет строго 

определенные во времени начало и окончание. 

Управление проектом в широком понимании — это професси­

ональная творческая деятельность, основанная на использовании 

современных научных знаний, навыков, методов, средств и техно­

логий и ориентированная на получение эффективных результатов в 

созидательной деятельности путем успешного осуществления про­

ектов как целенаправленных изменений. 

Основным предметом изучения дисциплины «Управление про­

ектом» являются процессы, функции, задачи, методы и средства 

управления проектами. 

Множество процессов управления проектом, применимых к 

большинству проектов, может быть разделено на пять групп, каж­

дая из которых включает процессы инициации, планирования, вы­

полнения, контроля, завершения. 

Применять профессиональные методы управления проектами 

нужно для успешного достижения целей и результатов проекта с 

требуемым качеством, в установленные сроки, в рамках бюджета и 

для удовлетворения участников проекта. 

Применение методов управления проектами выгодно всем уча­

стникам проекта. 

Использование методологии управления проектами полезно при 

осуществлении технических, организационных, социальных, эконо­

мических и других типов проектов и программ. 

Критериями успеха проекта являются: завершение проекта в ус­

тановленные сроки; завершение проекта в рамках бюджета; соблюде­

ние требований к качеству результатов; минимальный (согласован­

ный) объем изменений в предметной области проекта; сохранение 

текущей работы «родительской» организации, ее производственной 

культуры и ценностей. 

Для всех проектов можно выделить наиболее существенные 

функции управления проектом: управление предметной областью 

проекта; управление качеством в проекте; управление временем в 

проекте; управление стоимостью в проекте; управление человечес­

кими ресурсами в проекте; управление контрактами и поставками в 

проекте; управление коммуникациями в проекте, управление изме­

нениями в проекте. 

В управлении проектами используется широкий спектр орга­

низационных, экономических и математических методов и инфор-


background image

46 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

мационных технологий, позволяющих решать разнообразные зада­

чи для эффективного управления проектом. 

Управление проектами как самостоятельная сфера деятельнос­

ти включает научные основы и прикладные знания, сферы прило­

жений, методологию и практику применения, профессиональные 

кадры специалистов. 

Современные методы и средства управления проектами явля­

ются методологией успешного осуществления программ и проектов 

в условиях рыночной экономики. 

Управление проектами за последние 40 лет стало общепризнан­

ной в мире методологией осуществления проектов и превратилось в 

неотъемлемую часть цивилизованного предпринимательства и об-

щечеловечецкой культуры. 

Основные этапы развития методов управления проектами в 

России включают: истоки управления проектами; сетевые методы 

планирования и управления (СПУ); применение ЭВМ для управле­

ния отдельными проектами; управление организацией (мультипро­

ектное управление); интегрованные системы управления; совре­

менные методы профессионального управления проектами. 


background image

Модуль «Управление программами и проектами» 

47 

Учебный элемент  № 2 . 

Основные понятия и содержание 

проекта 

Проекты изменяют наш мир: строительство жилых и общест­

венных зданий, возведение промышленных объектов, разработка 

комплекса программ для ЭВМ, создание новых технологий и тех­

ники, конверсия оборонного предприятия, полет на Луну, рефор­

мирование существующей или создание новой организации, прове­

дение международного симпозиума, разработка и введение в ' 

действие нового закона, подготовка спектакля, введение новой на­

логовой системы, новой специальности в вузе, развитие региона — 

все это примеры мероприятий, носящих характер проекта. 

Так что же такое «проект»? Что общего между разными названны­

ми мероприятиями? Что объединяет их в общее понятие «проект»? 

Данный учебный элемент посвящен ответам на эти вопросы. 

Учебные цели элемента 

В результате освоения материала элемента слушатели должны: 

знать: 
основные понятия, признаки и характеристики проекта; 

• разновидности и классификационные признаки проектов; 

знать и уметь: 

• применять на практике структурные модели проектов; 

использовать в практической работе понятия контекста проек­

та, его жизненного цикла, участников, окружения; 
формировать цели проектов. 

2.1. Основные понятия, признаки 

и характеристики проекта 

2.1.1. Существующие трактовки понятия «проект» 

До недавнего времени в отечественной практике термин «про­

ект» использовался преимущественно в технической сфере и с ним 

связывалось представление о совокупности документации по созда­

нию каких-либо сооружений или зданий. Соответственно разработ­

ка такой документации называлась проектированием.