ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 15185
Скачиваний: 56
Модуль «Управление программами и проектами»
83
д) качество проекта;
е) риск проекта;
ж) порядок изменения и иерархия цели;
з) все отмеченные выше;
и) только б, в, г, ж.
13. Для чего необходимо проводить структуризацию проекта? Отметьте пра
вильные ответы.
а) Для разделения проекта на управляемые элементы.
б) Для определения состава работ проекта.
в) Для определения продолжительности работ, связанных с выполнением
проекта.
г) Для определения взаимосвязи между работами.
д) Только а и г.
е) Все упомянутые выше.
14. Приведите различные принципы декомпозиции проектов и объясните, в
каких случаях какой удобнее использовать.
15. Назовите типы структурных моделей и объясните их назначение.
16. Дайте определение жизненного цикла проекта.
17. Отметьте правильные варианты ответов на вопрос: «Из каких фаз состоит
жизненный цикл?»
а) Инициация, разработка, реализация, регулирование.
б) Концепция, разработка, реализация, завершение.
в) Бизнес-план, планирование, контроль, регулирование:
г) Концепция, проектирование, строительство, монтаж и наладка обору
дования, испытание, завершение.
д) б и г.
е) а и б.
ж) Ни один из приведенных.
18. Охарактеризуйте фазы проекта.
19. Назовите основных участников проекта и покажите возможное распреде
ление ответственности и функций между ними.
20. Приведите возможный состав участников для реализации проектов, при
веденных в вопросе 10 (а, б, ж).
21. В чем состоит различие между функциями и ответственностью генконт-
рактора и генподрядчика?
22. Охарактеризуйте роль и влияние на проект потребителя конечной Продук
ции проекта.
23. Дайте определение понятия «окружение проекта». Объясните, какое вли
яние может оказывать окружение проекта на его успех и процесс осуще
ствления.
24. Охарактеризуйте фактор ближнего и дальнего окружения проекта и степе
ни их влияния на проект.
84 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров
Выводы
Проект — это ограниченное по времени, целенаправленное
изменение отдельной системы с установленными требованиями к
качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ре
сурсов и со специфической организацией.
Общими для проекта являются признаки наличия цели, изме
нений, ограниченности во времени, неповторимости, ограниченно
сти требуемых ресурсов, комплексности и разграничения, специ
фической организации проекта.
Программа — это совокупность проектов и различных меро
приятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения.
Проекты могут быть классифицированы по различным основа
ниям: по классу, типу, виду, длительности, сложности, масштабу.
Цель проекта — желаемый результат деятельности, достигаемый
в пределах установленного интервала времени. При описании цели
проекта должны найти отражение в четкой однозначно интерпрети
руемой форме результаты проекта, сроки его начала и окончания,
стоимость, порядок изменения цели, иерархия зависимых целей.
Структура проекта представляет собой стройную иерархичес
кую декомпозицию проекта на составные части, необходимые и
достаточные для эффективного планирования и контроля прогрес
са проекта.
Жизненный цикл проекта — совокупность последовательных
фаз проекта, выделяемых для обеспечения лучшего контроля и уп
равления.
Фаза проекта — это набор логически взаимосвязанных работ,
по завершении которых достигается один из основных результатов
проекта. В общем случае различают четыре фазы жизненного цикла
проекта: начальную (концепцию), разработки, реализации, завер
шения.
Главными участниками проекта являются заказчик, инвесторы,
менеджер проекта, команда проекта, исполнители и соисполнители.
Окружение проекта — совокупность внешних и внутренних (по
отношению к проекту) факторов, влияющих на Достижение резуль
татов проекта.
Понятия проекта и его контекста являются ядром центральных
понятий методологии управления проектом.
Модуль «Управление программами и проектами»
85
Учебный элемент № 3.
Организация управления проектом
Настоящий учебный элемент является одним из основных эле
ментов, имеющим практическую направленность. Поэтому в нем при
ведено значительное число примеров организационных ситуаций.
Кроме того, в конце элемента дан пакет деловых игр, которые целе
сообразно провести после изучения содержания элемента в целом.
Учебные цели элемента
В результате освоения материала элемента слушатели будут:
знать:
• организацию управления;
• функции управления проектом;
основные организационные инструменты для создания систе
мы управления проектом;
уметь:
проектировать организационную структуру проекта;
определять функции управления проектом;
использовать на практике основные организационные инстру
менты для создания системы управления проектом.
3.1. Организация управления проектом
Организация управления понимается как:
упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему
чего-либо;
состав, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение ча
стей какого-либо целого;
нечто цельное (например, ведомство, предприятие, учреждение).
Организация управления проектом — это создание или приве
дение системы управления в состояние необходимой упорядочен
ности и единства взаимодействия ее элементов, обеспечивающих
эффективный режим функционирования процесса управления и
поддержание его в этом состоянии. Иначе говоря, под организаци
ей управления проектом следует понимать соединение отдельных
частей системы управления проектом для обеспечения ее нормаль
ного функционирования.
Рассмотрим принципиальную схему организационного управ
ления проектом. Модель реализации проекта (блок 4) имеет вид се-
86 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров
тевой матрицы (рис. 3.1). Это сделано потому, что сетевая матрица
содержит строго определенный состав работ по конкретным зада
чам. На первом этапе каждая работа сетевой матрицы оценивается
с точки зрения ее необходимости в управленческих действиях. Ины
ми словами, выявляются те производственные операции, которые
не могут быть выполнены без соответствующих действий аппарата
управления.
Совокупность таких задач поступает из блока 4 в блок 1 (на
схеме этот процесс обозначен стрелкой). По этой линии поступа
ют производственные задачи, требующие управления. Происходит
процесс образования управленческих задач. Каждая производст
венная задача получает здесь (блок 1) свои необходимые управ
ленческие задачи, совокупность которых составляет первую и ос
новную по объему часть содержания управления проектом. Вторую
часть содержания управления составляют задачи, которые не вы
текают непосредственно из требований проекта, но необходимы
для общества, например социальные, экологические, учетные за
дачи.
Выходом из блока 1 является матрица размещения управленчес
ких задач в пространстве. Этот блок распределяет управленческие
задачи между структурными подразделениями конкретного проекта.
Рис. 3 . 1 . Принципиальная схема организационного управления проектом
Модуль «Управление программами и проектами»
87
Блок 2 представляет собой модель разде
ления обязанностей, прав и ответственности
в аппарате управления проектом, формирова
ние которой происходит с учетом различных
нормативных актов. Выходом из этого блока
является матрица разделения административ
ных задач управления — организационный ин
струмент, являющийся основой для проекти
рования организационных структур (см. также
модуль «Организация и ее деловая среда») уп
равления и определения трудоемкости управ
ленческих работ.
Блок 3 — модель управленческого процесса. Если блоки 1 и 2
являются статическими, то блок 3 — динамический. Он как бы сба
лансирован по времени с блоком 4, тоже динамическим блоком.
Выходом из блока 3 являются должностные инструкции, выполнен
ные в виде классификаторов задач или в других формах (см. также
модуль «Управление человеческими ресурсами»).
Сбалансированность блоков позволяет создать динамическую
систему управления проектом.
3.2. Функции управления проектом
Цели, составляющие общую цель проекта,
должны обладать такими характеристиками,
как:
конкретность (сформулировать результат);
обозримость (краткосрочность, долгосроч-
ность);
реальность (достижимость);
взаимосвязанность (одна не противоречит
другой);
эффективность (результативность и прибыльность).
Главное — определить цели, а следовательно, и функции управ
ления, реализующие эти цели.
Достижение целей осуществляется через функции управления.
Реализация каждой функции обеспечивается соответствующим уп
равленческим подразделением, которое является структурным эле
ментом системы управления проектом. Обоснованность существо
вания в системе управления структурных подразделений всегда
определяется их функциями.
Совокупность элемен
тов, включающая пер
сонал, объединенная
постоянной связью,
имеющая общую цель
и построенная таким
образом, что все ее
элементы содействуют
достижению конечной
цели проекта, называ
ется организационной
системой управления
Цель — желаемое со
стояние системы или
желаемый результат
проекта
Два вида целей — ста
билизация и развитие