Файл: Управление программами и проектами.pdf

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 15207

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

128 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

9. Что такое команда проекта? Какова ее роль в реализации проекта? 

10. В чем необходимость создания команды? 

11. В чем сущность отдельных стадий жизненного цикла команды? 

12. Рассмотрите на примере вашей организации развитие по стадиям любой 

социальной группы. 

13. Каким образом принятая структура управления влияет на деятельность 

команды проекта? 

14. Каковы функции основных членов команды? 

15. Какие групповые характеристики должен учитывать менеджер проекта при 

работе с командой? 

16. Какие типы лидеров могут выделяться в команде? 

17. Какие роли членов команды проекта необходимы для ее эффективной 

работы? 

18. Какая роль, по вашему мнению, присуща вам при работе в группе? 
19. Какая установка должна превалировать в команде? 

20. Для чего необходимо проводить оценку эффективности деятельности ко­

манды проекта? 

21. Что является основным критерием эффективности ее деятельности? 

Выводы 

Изучение и тренинг в определении содержания (функций) уп­

равления проектом и его организационной формы (структуры) поз­

волят построить динамичную систему управления проектом. 

Разделение обязанностей, прав и ответственности (матрицы 

РАЗУ) внутри команды проекта также является основой формиро­

вания информационной системы управления с использованием со­

временных технологий. 

Знание систем сетевого моделирования и соответствующий тре­

нинг позволяют в наглядной форме представить проект на всех эта­

пах его развития. Изучение математического аппарата сетевых мо­

делей в сочетании с. алгоритмом решений дает возможность 

маневрировать всеми ресурсами проекта. 

Организация управления проектом — это прежде всего те, кто 

участвует в его осуществлении, т.е. команда во главе с руководите­

лем проекта. Именно она формирует организационную среду про­

екта, поэтому исключительно важно правильно подобрать членов 

команды по соответствующим критериям. От этого зависит в том 


background image

Модуль «Управление программами и проектами» 

129 

числе и жизненный цикл команды проекта. Руководитель проекта 

обязан не только организовывать работу команды, но и контроли­

ровать и координировать ее деятельность, что является залогом ус­

пешного выполнения проекта. 

Эффективная команда проекта должна обладать следующими 

признаками. 

Четкая цель. Миссия, цель и задачи команды четко определены 

и понятны каждому ее члену. Деятельность строго спланирована. 

Четко выражена нацеленность на конечный результат. 

Неформальность. Климат в команде способствует созданию не­

формальных отношений, творческой и комфортной деятельности. 

Отсутствие напряженности в отношениях. Здоровая конкуренция. 

Участие. Члены команды принимают самое активное участие в 

обсуждении текущих вопросов, в принятии управленческих реше­

ний. 

Умение слушать. Команда использует эффективные способы 

общения для понимания идей и решения проблем. 

Отсутствие конфликтов. Разногласия могут возникать, но не 

перерастают в конфликты, а спокойно обсуждаются. 

Групповое принятие решений. Все решения принимаются путем 

открытого коллективного обсуждения идей и вариантов, избегая 

формального голосования, легко достигаемого компромисса и груп­

пового давления. 

Открытые коммуникации. Члены команды свободно излагают 

свои мысли как при обсуждении поставленных задач, так и в про­

цессе их осуществления. 

Четкое распределение ролей и обязанностей. Роли и объем рабо­

ты распределены; каждому члену команды поставлены цели. Каж­

дый чувствует ответственность за выполнение конкретных задач и 

проекта в целом. 

Лидерство. Помимо формального лидера в зависимости от ре­

шаемой задачи, обстоятельств реализации проекта, потребностей 

команды и навыков ее членов неформальное руководство может 

переходить от одного члена команды к другому. Формальный лидер 

при этом поддерживает неформального** устанавливает позитивное 

поведение. 

Воздействие внешней среды. Взаимодействие с внешней средой 

производится в рамках общей структуры проекта и определяется при­

нятой системой управления. Команда использует ресурсы и поддер­

живает деловые контакты с участниками проекта и его внешним 

окружением. 

Стиль управления. Стили взаимодействия и управления могут 

быть самыми разнообразными; они направлены на участие и со-


background image

130 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

трудничество, зависят от ситуации и личных особенностей членов 

команды. 

Культура. Механизмы культуры используются для интеграции 

усилий в достижении целей проекта. Устанавливается культура сти­

мулирующая, инновационного, предпринимательского типа. 

Самооценка. Команда периодически проводит оценку своей де­

ятельности и определяет способы повышения ее эффективности. 

Таким образом, изучение данного учебного элемента следует 

сопровождать практической тренировкой, которая позволит менед­

жерам проектов принимать научно обоснованные решения по по­

воду осуществления в проекте необходимых и своевременных изме­

нений, что как раз и составляет суть управления проектом. 


background image

Модуль «Управление программами и проектами» 

131 

Учебный элемент № 4. 

Управление предпроектной фазой 

проекта 

Учебные цели элемента 

В результате изучения материала элемента слушатели будут: 

 иметь представление о начальной фазе проекта как о важней­

шей подготовительной работе, позволяющей избегать провалов 

на последующих стадиях; 

знать методический подход к решению задач, возникающих на 

начальной фазе проекта; 

уметь правильно произвести оценку и отбор проектов по опре­

деленным критериям; 

 осознавать, что дешевле отклонить нереальный проект в начале 

его жизненного цикла, чем в конце, когда средства потрачены, 

а результат не совпадает с ожидаемым; 
уметь проводить оценку эффективности проекта, чтобы помочь 
инвестору сделать выгодное вложение средств. 

4.1. Маркетинг проектов 

4.1.1. Принципы построения систем 

информационного обеспечения. 

Структура баз данных и баз знаний 

Управление проектом ставит задачи создания систем информа­

ционного обеспечения процессов технико-экономического обосно­

вания и разработки проекта, его осуществления на основе совре­

менных программных средств и информационных технологий. 

Системы информационного обеспечения начинают складывать­

ся на начальном этапе работы над проектом, и их целью является 

организация управления и поддержка принятия решений при раз­

работке и реализации проектов. Именно от системы информацион­

ного обеспечения зависят качество, полнота, точность, достовер­

ность и своевременность принимаемых решений на различных 

этапах жизненного цикла проекта. При этом ее основными функ­

циями являются: 

сбор, передача, хранение данных; 

• их формальная и логическая обработка; 


background image

132 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

содержательная отработка данных в процессе решения функ­

циональных задач управления проектами; 

• предоставление информации в форме, удобной для принятия 

решений; 

доведение принятых решений до участников проекта. 

Структура информационной системы во многом определяется 

такими факторами, как масштаб проекта, объем и структура баз 

данных, средства передачи данных и т.д. 

Информационные системы создаются на основе баз и банков 

данных. База данных — совокупность организованных взаимосвя­

занных данных на машиночитаемых носителях. 

Банк данных — система специальным образом организованных 

данных (баз данных), программных, технических, языковых, орга­

низационных, методических средств, предназначенных для обеспе­

чения централизованного накопления и коллективного многоцеле­

вого использования. 

Цель банка данных — обеспечить информацией, которая спе­

циально перерабатывается и представляется для команды проекта и 

других участников проекта. Эта информация необходима при уп­

равлении проектами на всех фазах и этапах — от выработки кон­

цепции и технико-экономического обоснования проекта до опера­

тивного управления им и завершения. 

При управлении проектом используются системы информаци­

онного обеспечения, которые основаны на различных информаци­

онных технологиях (см. также модуль «Управление информацион­

ными ресурсами»): 

локальные и распределенные базы данных; 
базы знаний и соответствующие интерпретаторы; 

лингвистические базы данных (гипертекстовые и полнотексто­

вые базы данных); 

экспертные системы; 

геоинформационные системы; 

информационные системы на основе средств мультимедиа; 

банковские технологии; 

информационные системы на основе применения экономико-

математических методов; 

электронный офис; 

системы принятия решений; 

обмен и передача данных в рамках глобальных и корпорацион-

ных сетей. 

Банки данных классифицируются: 
по структуре информации; 

по назначению информации; 

по способу доступа.