Файл: Управление программами и проектами.pdf

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 14889

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1 5 8 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

Учебный элемент № 5. 

Управление разработкой проекта 

Управление проектом осуществляется после завершения его 

начальной предпроектной фазы. Это один из важнейших этапов осу­

ществления проекта. На этом этапе планируется процесс осуществ­

ления проекта, определяются организация, методы и средства уп­

равления проектом как целостной системой и в разрезе отдельных 

функций управления им. 

Основным результатом этого этапа является сводный план про­

екта, объединяющий результаты всех процессов планирования в 

проекте. Этот документ является главным, определяющим при ре­

ализации проекта. Разработка сводного плана проекта и связанных 

с ним процессов (задач) планирования и будет предметом рассмот­

рения данного учебного элемента. 

Учебные цели элемента 

В результате освоения элемента слушатели должны: 

знать: 

принципы, процессы и особенности планирования проекта; 

структуру, содержание, основные принципы и методы разра­

ботки сводного плана проекта; 
управленческие и технические аспекты обеспечения качества 

проекта; 

знать и уметь: 

применять на практике методы и средства планирования пред­

метной области проекта; 

• использовать в практической работе модели и методы планиро­

вания проекта по временным параметрам; 
применять на практике методы и средства оценки стоимости и 
формирования бюджета проекта; 

использовать принципы, методы и средства организационного 

планирования в проекте; 

иметь представление: 

об информационном, программном, техническом, правовом и 
методическом обеспечении проекта; 
о проектных рисках, методах управления ими и применении их 
на практике; 

• о контрактной работе в проекте, видах договоров и контрактов, 

об организации и проведении торгов в проекте. 


background image

Модуль «Управление программами и проектами» 159 

5.1. Планирование проекта 

5.1.1. Особенности планирования проекта 

Планирование является наиболее важным процессом управле­

ния проектом, определяющим во времени всю деятельность по его 

осуществлению. Логически планирование связано с другими важ­

ными процессами, такими, как организация, координация, кон­

троль, анализ и регулирование. 

План играет роль модели действий и прогноза состояния про­

екта и его окружения. В процессе жизни проекта происходят изме­

нения как внутри; так и вне его. Поэтому 

ни один первоначально составленный план 

. не может быть выполнен в точности. 

Так зачем же нужно планирование 

проекта, если все меняется? Дело в том, 

что в управлении проектом главным явля­

ется не выполнение плана, а эффективное 

достижение цели проекта. Поэтому основ­

ное назначение планирования заключается в непрерывном под­

держании «курса» развития проекта на пути к его успешному за­

вершению. 

Что планируется в проекте. В проекте необходимо планировать 

все то, что подлежит учету, контролю, анализу и регулированию. 

Это в первую очередь планирование функций управления: 

• предметной областью проекта, 

стоимостью, 

временем, 

качеством, 

человеческими ресурсами, 

коммуникациями, 

• рисками, 
• поставками и контрактами. 

5.1.2, Принципы планирования в проекте 

При всем многообразии проектов существуют общие подходы 

и принципы планирования в проектах. Общие принципы планиро­

вания обусловлены типичной деятельностью по управлению проек­

тами, которая направлена на непрерывное решение таких общих 

вопросов, как: 

Что необходимо делать? 

• Кто и что должен делать? 

Кто с кем взаимодействует? 

Планирование — это не­
прерывный процесс оп­
ределения наилучшего 
способа действий для 

достижения поставлен­

ных целей с учетом скла­

дывающейся обстановки 


background image

160 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

• Когда и что должно быть сделано? 

Сколько и каких ресурсов нужно и для чего? 

Когда и откуда ресурсы должны поступать? 

Что сколько стоит? 
Что и когда должно быть оплачено? Какие это средства и отку­

да они поступают? 

• Каковы лимиты ресурсов и бюджета? 
• Какое требуется качество? 

• Каковы риски проекта? 

Что выполнено на данный момент, что нет? 

Кем и какие сроки нарушены? Что необходимо предпринять, 

чтобы проект был выполнен вовремя? 

Таким образом, к общим принципам планирования можно от­

нести следующие. 

Планирование рассматривается как 

процесс развёртывания главной цел 

екта в иерархическую последовательность целей и задач проекта до 

уровня отдельных мероприятий, действий, работ с определением по­

рядка их выполнения. 

Комплексность планирования означает 

полный охват научных, проектных, органи­

зационных, производственных и других мероприятий и работ, на­

правленных на достижение целей и результатов проекта. 

Сбалансированность по ресурсам озна­

чает, что планы не содержат задач и работ, 

не обеспеченных необходимыми ресурсами. 

Системность планирования предполага­

ет применение системного подхода и учет 

влияния на проект факторов его окружения; рассмотрение проекта 

как целостной системы с определением и учетом взаимосвязей как 

внутри, так и вне его. 

Гибкость планирования предполагает 

способность системы прогнозировать и учи­

тывать возможные изменения, возмущения внешних факторов и их 

последствия. Для этого пользователю должна быть предоставлена воз­

можность легко варьировать набором учитываемых в расчете техно­

логических, организационных и экономических условий; варьировать 

критериями, ограничениями, приоритетами и получать в удобном виде 

для анализа и сопоставления варианты планов, формируемых при 

различных постановках задач. 

Многофункциональность планирова­

ния означает обязательное планирование по 

всем установленным функциям управления проектом. 

Многофункциональность 

Гибкость 

Сбалансированность 
по ресурсам 

Системность 

комплексность 

Целенаправленность 


background image

Модуль «Управление программами и проектами» 161 

Оптимальность планирования предпо-

лагает способность системы формировать не 

просто приемлемые (допустимые с точки зрения принятых ограни­

чений и требований) планы, а рациональные или лучшие планы по 

выбранным критериям. Это достигается использованием экономи­

ко-математических или, когда это невозможно, эвристических ме­

тодов. 

Адаптивность планирования включает 

все достоинства оптимального планирова­

ния, кроме того, учитывает организационные проблемы. К процес­

су разработки плана привлекается руководство, что позволяет учи­

тывать неформализуемые требования. Все это делает планирование 

более адекватным реальным условиям, персонифицированным, 

обоснованным и ответственным. 

Непротиворечивость планирования 

обеспечивается преемственностью и взаимо¬ 

увязанностью всех плановых решений. 

Непрерывность планирования заключа­

ется в мониторинге, контроле и при необ­

ходимости актуализации плановых решений. 

Стабильность планирования обеспечи­

вается неизменностью основных целей и 

ограничений проекта, его жизнеспособностью, а также гибкостью и 

адаптивностью системы. 

5.1.3. Процессы планирования 

Процессы планирования включают подпроцессы (задачи); ко­

торые по степени важности можно разделить на основные и вспо­

могательные. 

Это задачи планирования, которые взаимосвязаны между собой 

и выполняются в большинстве проектов. Например, работы должны 

быть определены по содержанию, прежде чем 

можно будет оценивать их стоимость и про­

должительность.' Основные подпроцессы 

планирования: 

планирование предметной области — разработка письменного 

документа, определяющего предметную область как основу для 

дальнейшего принятия решений по проекту; 

определение предметной области — структурная декомпозиция 

основных результатов на меньшие, более управляемые компо­

ненты; 

определение состава работ — составление перечня специфиче-

ских действий, которые необходимо выполнить для достиже-

ния различных результатов проекта; 

Непротиворечивость 

Непрерывность 

Стабильность 

Адаптивность 

Оптимальность 

Основные подпроцессы 


background image

162 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

определение последовательности работ — документальное от­

ражение зависимостей и взаимосвязей различных работ; 

оценка продолжительности работ — расчет времени, необходи­

мого для их выполнения; 
разработка расписания — анализ последовательности и продол­

жительности работ и потребности в ресурсах с целью составле­

ния календарного плана выполнения работ; 

планирование ресурсов — определение, какие ресурсы (люди, 

оборудование, материалы), когда и в каких количествах необ­

ходимы для выполнения работ по проекту; 

• оценка стоимости — расчет стоимости ресурсов, необходи­

мых для выполнения работ проекта, и формирование сметы 

проекта; 
разработка бюджета — распределение предполагаемых затрат по 

отдельным компонентам проекта в соответствии с его кален­

дарным планом; 

разработка плана проекта — использование результатов других 

процессов планирования и их включение в единый последова­

тельный и согласованный документ. 

Задачи планирования, необходимость 

которых определяется природой проекта, 
включают: 

планирование качества — определение стандартов качества, 

относящихся к проекту, и способов соответствия им; 

организационное планирование — определение, документиро­

вание и распределение проектных ролей, ответственности и 

отношений отчетности; 

процесс подбора кадров — отбор и назначение персонала на 

работы по проекту; 
планирование коммуникаций — определение информационных 

и коммуникационных потребностей участников проекта: кому, 

когда, в какой форме и какую информацию предоставлять; 

идентификацию риска — определение рисковых событий, спо­

собных повлиять на выполнение проекта, и их документирова­

ние; 
оценку риска — прогноз рискового события и взаимодействия 

рисковых событий с целью определения спектра вероятных 

выходов (результатов) проекта; 
разработку методов реагирования на риск — предпосылки и 

мероприятия по увеличению вероятности наступления благо­

приятных событий и снижению возможности наступления 

неблагоприятных событий; 

Вспомогательные подпро­
цессы