ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 14889
Скачиваний: 56
1 5 8 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров
Учебный элемент № 5.
Управление разработкой проекта
Управление проектом осуществляется после завершения его
начальной предпроектной фазы. Это один из важнейших этапов осу
ществления проекта. На этом этапе планируется процесс осуществ
ления проекта, определяются организация, методы и средства уп
равления проектом как целостной системой и в разрезе отдельных
функций управления им.
Основным результатом этого этапа является сводный план про
екта, объединяющий результаты всех процессов планирования в
проекте. Этот документ является главным, определяющим при ре
ализации проекта. Разработка сводного плана проекта и связанных
с ним процессов (задач) планирования и будет предметом рассмот
рения данного учебного элемента.
Учебные цели элемента
В результате освоения элемента слушатели должны:
знать:
принципы, процессы и особенности планирования проекта;
структуру, содержание, основные принципы и методы разра
ботки сводного плана проекта;
управленческие и технические аспекты обеспечения качества
проекта;
знать и уметь:
применять на практике методы и средства планирования пред
метной области проекта;
• использовать в практической работе модели и методы планиро
вания проекта по временным параметрам;
применять на практике методы и средства оценки стоимости и
формирования бюджета проекта;
использовать принципы, методы и средства организационного
планирования в проекте;
иметь представление:
об информационном, программном, техническом, правовом и
методическом обеспечении проекта;
о проектных рисках, методах управления ими и применении их
на практике;
• о контрактной работе в проекте, видах договоров и контрактов,
об организации и проведении торгов в проекте.
Модуль «Управление программами и проектами» 159
5.1. Планирование проекта
5.1.1. Особенности планирования проекта
Планирование является наиболее важным процессом управле
ния проектом, определяющим во времени всю деятельность по его
осуществлению. Логически планирование связано с другими важ
ными процессами, такими, как организация, координация, кон
троль, анализ и регулирование.
План играет роль модели действий и прогноза состояния про
екта и его окружения. В процессе жизни проекта происходят изме
нения как внутри; так и вне его. Поэтому
ни один первоначально составленный план
. не может быть выполнен в точности.
Так зачем же нужно планирование
проекта, если все меняется? Дело в том,
что в управлении проектом главным явля
ется не выполнение плана, а эффективное
достижение цели проекта. Поэтому основ
ное назначение планирования заключается в непрерывном под
держании «курса» развития проекта на пути к его успешному за
вершению.
Что планируется в проекте. В проекте необходимо планировать
все то, что подлежит учету, контролю, анализу и регулированию.
Это в первую очередь планирование функций управления:
• предметной областью проекта,
стоимостью,
временем,
качеством,
человеческими ресурсами,
коммуникациями,
• рисками,
• поставками и контрактами.
5.1.2, Принципы планирования в проекте
При всем многообразии проектов существуют общие подходы
и принципы планирования в проектах. Общие принципы планиро
вания обусловлены типичной деятельностью по управлению проек
тами, которая направлена на непрерывное решение таких общих
вопросов, как:
Что необходимо делать?
• Кто и что должен делать?
Кто с кем взаимодействует?
Планирование — это не
прерывный процесс оп
ределения наилучшего
способа действий для
достижения поставлен
ных целей с учетом скла
дывающейся обстановки
160 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров
• Когда и что должно быть сделано?
Сколько и каких ресурсов нужно и для чего?
Когда и откуда ресурсы должны поступать?
Что сколько стоит?
Что и когда должно быть оплачено? Какие это средства и отку
да они поступают?
• Каковы лимиты ресурсов и бюджета?
• Какое требуется качество?
• Каковы риски проекта?
Что выполнено на данный момент, что нет?
Кем и какие сроки нарушены? Что необходимо предпринять,
чтобы проект был выполнен вовремя?
Таким образом, к общим принципам планирования можно от
нести следующие.
Планирование рассматривается как
процесс развёртывания главной цел
екта в иерархическую последовательность целей и задач проекта до
уровня отдельных мероприятий, действий, работ с определением по
рядка их выполнения.
Комплексность планирования означает
полный охват научных, проектных, органи
зационных, производственных и других мероприятий и работ, на
правленных на достижение целей и результатов проекта.
Сбалансированность по ресурсам озна
чает, что планы не содержат задач и работ,
не обеспеченных необходимыми ресурсами.
Системность планирования предполага
ет применение системного подхода и учет
влияния на проект факторов его окружения; рассмотрение проекта
как целостной системы с определением и учетом взаимосвязей как
внутри, так и вне его.
Гибкость планирования предполагает
способность системы прогнозировать и учи
тывать возможные изменения, возмущения внешних факторов и их
последствия. Для этого пользователю должна быть предоставлена воз
можность легко варьировать набором учитываемых в расчете техно
логических, организационных и экономических условий; варьировать
критериями, ограничениями, приоритетами и получать в удобном виде
для анализа и сопоставления варианты планов, формируемых при
различных постановках задач.
Многофункциональность планирова
ния означает обязательное планирование по
всем установленным функциям управления проектом.
Многофункциональность
Гибкость
Сбалансированность
по ресурсам
Системность
комплексность
Целенаправленность
Модуль «Управление программами и проектами» 161
Оптимальность планирования предпо-
лагает способность системы формировать не
просто приемлемые (допустимые с точки зрения принятых ограни
чений и требований) планы, а рациональные или лучшие планы по
выбранным критериям. Это достигается использованием экономи
ко-математических или, когда это невозможно, эвристических ме
тодов.
Адаптивность планирования включает
все достоинства оптимального планирова
ния, кроме того, учитывает организационные проблемы. К процес
су разработки плана привлекается руководство, что позволяет учи
тывать неформализуемые требования. Все это делает планирование
более адекватным реальным условиям, персонифицированным,
обоснованным и ответственным.
Непротиворечивость планирования
обеспечивается преемственностью и взаимо¬
увязанностью всех плановых решений.
Непрерывность планирования заключа
ется в мониторинге, контроле и при необ
ходимости актуализации плановых решений.
Стабильность планирования обеспечи
вается неизменностью основных целей и
ограничений проекта, его жизнеспособностью, а также гибкостью и
адаптивностью системы.
5.1.3. Процессы планирования
Процессы планирования включают подпроцессы (задачи); ко
торые по степени важности можно разделить на основные и вспо
могательные.
Это задачи планирования, которые взаимосвязаны между собой
и выполняются в большинстве проектов. Например, работы должны
быть определены по содержанию, прежде чем
можно будет оценивать их стоимость и про
должительность.' Основные подпроцессы
планирования:
планирование предметной области — разработка письменного
документа, определяющего предметную область как основу для
дальнейшего принятия решений по проекту;
определение предметной области — структурная декомпозиция
основных результатов на меньшие, более управляемые компо
ненты;
определение состава работ — составление перечня специфиче-
ских действий, которые необходимо выполнить для достиже-
ния различных результатов проекта;
Непротиворечивость
Непрерывность
Стабильность
Адаптивность
Оптимальность
Основные подпроцессы
162 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров
определение последовательности работ — документальное от
ражение зависимостей и взаимосвязей различных работ;
оценка продолжительности работ — расчет времени, необходи
мого для их выполнения;
разработка расписания — анализ последовательности и продол
жительности работ и потребности в ресурсах с целью составле
ния календарного плана выполнения работ;
планирование ресурсов — определение, какие ресурсы (люди,
оборудование, материалы), когда и в каких количествах необ
ходимы для выполнения работ по проекту;
• оценка стоимости — расчет стоимости ресурсов, необходи
мых для выполнения работ проекта, и формирование сметы
проекта;
разработка бюджета — распределение предполагаемых затрат по
отдельным компонентам проекта в соответствии с его кален
дарным планом;
разработка плана проекта — использование результатов других
процессов планирования и их включение в единый последова
тельный и согласованный документ.
Задачи планирования, необходимость
которых определяется природой проекта,
включают:
планирование качества — определение стандартов качества,
относящихся к проекту, и способов соответствия им;
организационное планирование — определение, документиро
вание и распределение проектных ролей, ответственности и
отношений отчетности;
процесс подбора кадров — отбор и назначение персонала на
работы по проекту;
планирование коммуникаций — определение информационных
и коммуникационных потребностей участников проекта: кому,
когда, в какой форме и какую информацию предоставлять;
идентификацию риска — определение рисковых событий, спо
собных повлиять на выполнение проекта, и их документирова
ние;
оценку риска — прогноз рискового события и взаимодействия
рисковых событий с целью определения спектра вероятных
выходов (результатов) проекта;
разработку методов реагирования на риск — предпосылки и
мероприятия по увеличению вероятности наступления благо
приятных событий и снижению возможности наступления
неблагоприятных событий;
Вспомогательные подпро
цессы