Файл: Управление программами и проектами.pdf

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 15184

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

198 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

До последнего времени подавляющее большинство российских орга­

низаций крайне легкомысленно относились к вопросам промышленной 

санитарии управленческого труда. Большая часть этого труда заключается 

в работе с компьютерами или иной вычислительной техникой. При этом 

не соблюдаются не только международные стандарты, но и существующие 

отечественные «Временные санитарные нормы и правила для работников 

вычислительных центров», которые применимы для любого сотрудника, 

работающего на компьютере. Даже те организации, которые могут себе 

позволить организовать управленческие процессы в соответствии со всеми 

международными стандартами в этой области, делают это крайне редко, не 

говоря уже о более бедных или скупых организациях. Это свидетельствует 

не о желании экономить на здоровье, так как для элементарных профилак­

тических мер требуются крайне малые финансовые средства, но скорее о 

некомпетентности руководства в этой области и о невнимательности к пси­

хофизиологическим процессам, сопровождающим и во многом обусловли­

вающим управленческий труд. В результате получается не экономия, а 

потери, вызванные снижением эффективности управления (Демирчоглян Г.Г. 

Компьютеры и здоровье. М.: Советский спорт, 1995). 

Задание № 2 

Ознакомившись с ситуацией в области промышленной санитарии управленче­
ского труда, ответьте на вопросы: 

1. Как влияют условия промышленной санитарии управленческого труда на 

конечный продукт проекта? 

2. Каким образом можно определить количественно или качественно сте­

пень этого влияния? 

необходимыми стандартами, сводами норм и правил, программ 
мами качества и документированными процедурами, регламен­

тирующими значения контрольных параметров технологичес­

ких процессов и их продукции; 

• средствами контроля и управления, соответствующими кон­

трольными параметрами процессов и характеристиками продук­

ции и информации; 
критериями качества исполнения работ, которые должны быть 
выражены в ясной и удобной форме (например, в виде пись­
менных норм, представительных образцов или иллюстраций); 

соответствующим техническим обслуживанием и ремонтом обо­
рудования для обеспечения возможностей непрерывного про­
цесса. 
Всеми участниками проекта должны быть приняты единые про­

цедуры различных видов контроля и испытаний для проверки вы­
полнения установленных требований к продукции, а также проце­

дуры регистрации данных контроля и испытаний. 

Проект должен быть обеспечен необходимым контрольным, 

измерительным и испытательным оборудованием. Нужно разрабо­

тать и поддерживать в рабочем состоянии единую систему управле-


background image

Модуль «Управление программами и проектами» 

199 

ния, калибрования и технического обслуживания этого оборудова­
ния. Она должна обеспечивать совместимость всех данных контро­

ля и испытаний у всех участников проекта на всех этапах его жиз­

ненного цикла. 

5.6.2. Общие принципы обеспечения качества 

Система качества должна фокусироваться на удовлетворении 

потребителя. Необходимо понимание потребителя проекта и посто­

янное информационное взаимодействие с ним. Здесь важно обес­

печить соответствие требованиям, выраженным в спецификациях 

(проект должен производить имений то, что предполагалось), и 

соответствие целям использования (продук­

ция или услуга проекта должны быть на­

правлены на удовлетворение реальных по­

требностей). 

Современные стандарты качества осно­

вываются на понимании, что всякая работа 

по проекту выполняется как процесс. Про­

цесс — совокупность взаимосвязанных ре­

сурсов и деятельности, которая имеет четко 

обозначенные вход и выход и создает в ре­

зультате ценность. Процессное представле­

ние работы изображено на рис. 5.5. 

Общее руководство качеством проекта 

достигается через управление его процесса­

ми. Процессом необходимо управлять по 

двум направлениям: 

через структуру и работу самого процес­

са, внутри которого имеются потоки 

продукции и информации; 

через качество продукции и информа­

ции, протекающих внутри структуры. 

Качество — понятие системное, неотъ­

емлемый элемент проекта в целом, поэтому 

обеспечение качества необходимо осуществ­

лять во всех процессах и на всех этапах жиз­

ненного цикла проекта с использованием 

системного подхода. 

Предупреждение предпочтительнее 

проверок. Стоимость избежания ошибок 

всегда значительно меньше стоимости их ис­

правления. Качество планируется, а не 

обеспечивается в ходе проверок. При этом 

Общие принципы обеспе­
чения качества: 

• нацеленность на по­

требителя; 

• процессный подход; 
• системный подход; 
•  п р е д у п р е ж д е н и е 

предпочтительнее 
проверок и исправ­
лений; 

• непрерывность улуч­

шений; 

• регулярность прове­

рок самой системы 
качества; 

• личная инициатива 

всех участников про­
екта; 

• обоснованность фак­

тами; 

• учет и анализ затрат; 
• зависимость оплаты 

от показателей каче­
ства результатов тру­

да участников проек­
та; 

• бюджетное обеспе­

чение; 

• согласованность с 

общей политикой 
проекта 


background image

2 0 0 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров 

следует различать предупреждение (устранение ошибок из процес­

са) и проверку (устранение попадания несоответствующей продук­

ции потребителю). 

Система качества должна непрерывно функционировать, непре­

рывно улучшаться и регулярно проверяться. В процесс обеспечения 

качества желательно вовлечь как можно большее количество участ­

ников проекта. 

Все процедуры обеспечения качества проекта должны быть ос­

нованы на документально зафиксированных фактах. Необходим 

сквозной учет и анализ затрат, связанных с обеспечением заплани­

рованного уровня качества проекта. 

В системе оплаты труда следует предусмотреть прямую зависи­

мость размеров оплаты труда исполнителей и руководителей от уров­

ня качества продукции и услуг проекта (см. также модуль «Управле­

ние человеческими ресурсами»). В бюджете проектов следует выделить 

статьи на обеспечение запланированного уровня качества. 

Рис. 5.5. Схема процессного представления работы 

Политика в области качества является неотъемлемой частью 

общей политики проекта. 

Для сравнения с предложенными выше общими принципами обеспе­

чения качества можно привести критерии оценки системы качества, кото­

рые применяются при определении лауреата Национальной награды за 

качество Малькольма Болдриджа (США). Эта система критериев была 

принята вслед за Соединенными Штатами многими странами как основа 

для присуждения национальных наград-за качество. Система качества по 

Болдриджу должна: 

• фокусироваться на потребителе; 

• связывать внутриорганизационные процессы с удовлетворением 

потребителей; 

• мотивировать работу всех работников организации по достиже­

нию общих целей; 

• обеспечивать долговременные постоянные улучшения; 

• требовать управления по фактам; 


background image

Модуль «Управление программами и проектами» 

201 

• обеспечивать приоритет предупреждения, а не реакции на слу­

чившееся; 

• искать для организации методы и способы быть более гибкой; 

• обеспечивать систему долговременных партнерских связей с по­

требителями, поставщиками и другими организациями; 

• быть нацеленной на результаты. 

Задание № 3 

Сформулируйте, в чем различия общих принципов обеспечения качества и 
критериев оценки качества, разработанных в рамках премии М. Болдриджа. 

5.6.3. Показатели оценки качества и форматы 

Показатели оценки качества: 
относительное качество, когда объекты классифицируются в 

зависимости от степени превосходства или в сравнительном 

смысле; 

• уровень качества в количественном смысле (применяется при 

статистическом приемочном контроле); 
мера качества, когда проводятся точные технические оценки. 

Оценка качества включает статус контроля и испытаний. Под 

статусом контроля и испытаний понимается структурированная 

информация о состоянии качества продукции, полученная в ре­

зультате проведения контрольных мероприятий или испытаний, 

необходимая для принятия решения о дальнейшей судьбе продук­

ции. 

Выводы о состоянии качества создаваемой проектом продук­

ции могут быть следующими: 

• продукция не подвергалась контролю; 

продукция прошла определенный этап создания и соответству­

ет установленным требованиям; 

продукция прошла все виды контроля и полностью соответст­

вует установленным требованиям; 

• продукция ожидает принятия решения после выявления не­

соответствия на определенном этапе создания, моменте кон­

троля; 

• продукция забракована на определенном этапе создания, мо­

менте контроля; 
продукция подготавливается для повторного представления 
после устранения несоответствий. 

Оценка качества подлежит обязательному документированию с 

указанием объекта контроля, вида контроля, применяемых методов 

и плана контроля, использованного оборудования, даты проведе­

ния контроля или испытаний, лица, осуществлявшего контроль, и 

лица, ответственного за обеспечение качества объекта контроля. 


background image

202 Управление развитием организации: модульная программа Для менеджеров 

5.6.4. Организация управления качеством 

Управление качеством — методы и виды деятельности, исполь­

зуемые для выполнения требований к качеству. Управление качест­

вом подразумевает в равной степени обес­

печение качества как самого проекта, так и 

продукции проекта. 

При выполнении проекта следует об­

ратить внимание на два момента, которые 

в погоне за достижением качества «любой 

ценой» могут оказать отрицательное воз­

действие на получение конечных результа­

тов. 

Во-первых, стремление обеспечить вы­

полнение работ по проекту в договорные 

сроки посредством перезагрузки персонала 

может привести к увеличению количества 

ошибок в технологических процессах и, 

кроме того, к снижению морального климата в коллективе команды 

проекта. 

Во-вторых, стремление обеспечить выполнение работ по про­

екту в договорные сроки посредством ускорения проведения кон­

трольных мероприятий и испытаний обязательно вызовет увеличе­

ние количества необнаруженных несоответствий. 

Управление качеством включает все функции общего руковод­

ства по разработке политики в области качества, установления це­

лей, полномочий и ответственности, а также процессы планирова­

ния качества, контроля качества и обеспечения качества, с помощью 

которых в рамках системы качества происходит реализация следую­

щих функций (см. также модуль «Управление производительностью 

и качеством»). 

I. Планирование качества — выявление требований к качеству 

проекта и продукции проекта, а также оп­

ределение путей их удовлетворения. 

Для начала процесса планирования необходимо иметь инфор­

мацию о политике в области качества, масштабе (предметной об­

ласти) проекта, описание продукции (желательно в виде конкрет­

ных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и 

требования к качеству продукции, услуг, информации и реализа­

ции технологических процессов, документацию по системе ка­

чества. 

В процессе планирования качества может применяться следую­

щий инструментарий: 

анализ затрат и выгод; 

Планирование качества 

Управление качеством 

проекта: 

• общая политика и 

цели проекта в обла­

сти качества; 

• система распреде­

ления полномочий и 
ответственности уча­
стников проекта; 

• планирование каче­

ства; 

• обеспечение качест­

ва; 

• контроль качества