ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 15156
Скачиваний: 56
Модуль «Управление программами и проектами» 263
Встречи и личные беседы являются, однако, дорогостоящим удоволь
ствием. Более того, они часто бывают низкопродуктивными с точки зре
ния вклада в общую ценность конечного продукта. Они легко уходят в
сторону от проблем, представленных для обсуждения, длятся дольше необ
ходимого. Менеджеры и инженеры часто жалуются на нехватку времени
для их непосредственной работы из-за большой загруженности различного
рода встречами и совещаниями.
Toyota, напротив, не объединяет своих инженеров и не назначает их в
команды проектов. Большинство сотрудников работают внутри функцио
нальных областей и просто прикреплены к работам по одному или не
скольким проектам. Такая привязка специалистов к функциональным об
ластям помогает компании использовать их знания и опыт.
Вместо различных плановых встреч компания делает упор на пись
менной коммуникации. Когда появляется проблема, требующая межфунк
ционального взаимодействия, прежде всего разрабатывается документ, ко
торый представляет проблему и ее предварительный диагноз, основную
информацию по проблеме, и затем распространяется заинтересованным
сторонам. Обычно рассылка документа сопровождается или телефонным
звонком, или короткой встречей автора документа и адресата для того, чтобы
объяснить возможные неясности, подчеркнуть основные моменты и важ
ность проблемы. Получатель изучает этот документ и дает обратную связь
иногда в форме другого отдельного документа. В ходе одного или двух
циклов такой коммуникации удается обычно достигнуть соглашения по
большинству, если не по всем пунктам проблемы. При возникновении
чрезвычайных трудностей и противоречий проводится личная встреча для
выработки взаимоприемлемого решения.
На таких проблемных встречах участники, зная основные моменты
проблемы, имеют единую информационную платформу и обладают уже
продуманными предложениями и возможными ответами. Встреча при та
ких условиях фокусируется сразу на решении конкретных противоречий и
проблем, вместо того чтобы тратить время на общие вопросы.
Напротив, во многих американских компаниях участники совещаний
и заседаний приходят на них практически неподготовленными. Они могут
потратить половину встречи на определение предмета разговора и нахож
дение общего языка, а предлагаемые решения и ответные меры в таком
случае являются неподготовленными и непродуманными.
Toyota серьезно относится к такому «фокусированному» методу прове
дения встреч. Один из сотрудников говорил, что две встречи в различное
время с одними и теми же людьми — это не редкость для него. И проис
ходит это для предупреждения смешения предметов различных встреч,
которое может легко произойти в случае объединения двух встреч.
После того как автор первоначального документа провел все необхо
димые согласования со всеми заинтересованными сторонами, готовится
заключительный, итоговый документ, в котором представляются все точки
зрения на проблему. Общий процесс, таким образом, имеет два преимуще
ства: он документирует и суммирует результаты анализа и принятие реше
ния в удобной для всей остальной организации форме; он заставляет ин
женеров различных функциональных подразделений собирать мнения
относительно проблемы и различных ее аспектов из других подразделений.
Следует отметить, что Toyota, полагаясь на письменную документацию,
при этом не страдает от переизбытка бумажной работы. В большинстве слу
чаев пишутся короткие, четкие отчеты на одной стороне листа размером A3.
264 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров
Документы всегда соответствуют одной и той же стандартной форме, так что
каждый работающий с документом знает, где искать определение проблемы,
ответственного сотрудника и подразделение, результаты анализа и рекомен
дации. Стандартная форма также помогает обеспечить полноту представле
ния информации. В результате получается ясное изложение проблемы и ее'
решений, которые доступны не только сотрудникам внутри данного проек
та, но и другим работникам и другим проектам.
Написание таких документов — трудное, но полезное умение, так что
компания дает в этой области своим сотрудникам серьезную формальную
подготовку. На фирме также создана обстановка, которая рассматривает
чтение и изучение документов как весьма важное занятие и как основу для
успешного выполнения своей работы.
Источник: Harvard Business Review. 1998. July-August.
•
Задание № 6
Изучите ситуацию и ответьте на вопросы:
1. Каковы преимущества и недостатки информационной системы, применя
емой фирмой Toyota?
2. Какие меры принимаются на фирме Toyota для предотвращения излиш
ней бюрократизации управления?
Контрольные вопросы
1. Какие задачи решаются в процессе реализации проекта?
2. Что включают в сводный план проекта?
3. Какая информация необходима при управлении выполнением сводного
плана проекта?
4. В чем сущность анализа и контроля в предметной области на стадии ре
ализации проекта?
5. Какие действия предполагает контроль и регулирование хода реализации
проекта?
6. Как осуществляется контроль изменений при выполнении проекта?
7. Для чего необходим контроль выполнения расписания?
8. С какой целью осуществляется контроль стоимости проекта и что он в
себя включает?
9. Как вычисляется прогнозируемая оценка стоимости проекта?
10. Каковы этапы организации информационной системы проекта?
11. Как выбираются методы и средства коммуникации в проекте?
Выводы
На стадии реализации проекта основная деятельность участни
ков проекта направлена на выполнение всех работ, включенных в
Модуль «Управление программами и проектами» 265
сводный план проекта. Одновременно происходит проверка состо
яния предметной области проекта и ее подтверждение.
На этом этапе осуществляются контроль и регулирование са
мого хода реализации проекта на основе управления изменениями
при выполнении запланированных работ; контроль и регулирова
ние сроков выполнения работ, стоимости, контроль качества и дру
гих важных параметров проекта.
Одно из важных направлений на этой стадии — создание сис
темы коммуникаций в проекте, получение необходимой информа
ции и обмен ею, ее актуализация.
С точки зрения управления этой стадией проекта наиболее важ
ным является анализ отклонений, выявление их причин, определе
ние факторов, оказывающих негативное влияние на выполнение
проекта, обоснование выбора конкретных корректирующих воздей
ствий и принятие адекватных решений, обеспечивающих альтерна
тивные варианты реализации проекта в соответствии с заданными
параметрами.
266 Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров
Учебный элемент № 7.
Управление завершением проекта
7.1. Завершение проекта
7.1.1. Этапы закрытия проекта
Фаза завершения работ по проекту включает следующие этапы:
ввод проекта в действие; достижение проектом заданных результа
тов; прекращение финансирования проекта; работы по закрытию
проекта и внесению изменений, не предусмотренных первоначаль
ным замыслом; участие в эксплуатации объектов проекта. На прак
тике завершающую фазу объединяют с фазой ликвидации проекта,
которая предусматривает вывод объектов проекта из эксплуатации,
ремонт, модернизацию, реконструкцию объекта проекта.
Ввод проекта в действие означает окончательный этап инвести
ционной фазы, т.е. к этому моменту должны быть построены и при
няты к эксплуатации все основные объекты.
Законченные строительством объекты про
изводственного назначения принимаются
приемочными комиссиями в эксплуатацию
только в том случае, если они подготовлены
к эксплуатации (укомплектованы эксплуата
ционными кадрами, обеспечены энергоресурсами, сырьем и др.), на
них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат
выпуск продукции (оказание услуг), предусмотренной проектом, в
объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в
начальный период.
Объекты жилищно-гражданского назначения, законченные
строительством (реконструкцией), предъявляются к приемке в экс
плуатацию после выполнения всех строительно-монтажных работ и
работ по благоустройству территории, а также при условии обеспе
ченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответ
ствии с утвержденными в установленном порядке проектами и сме
тами.
Закрытие проекта — это процедуры по завершению договорных
обязательств между участниками проекта, а также комплекс органи
зационных мероприятий по доведению ряда административных за
дач. Закрытие проекта осуществляется в несколько этапов, а именно:
• I этап — проверка финансовой отчетности собственника (за
казчика) проекта и исполнителей (участников);
Продолжительность за
вершающей фазы состав
ляет 12% общей продол
жительности жизненного
цикла проекта
Модуль «Управление программами и проектами» 267
Паспортизация — опреде
ление соответствия доку
ментации в количествен
ном и качественном выра
жении существующим
нормам, стандартам, тех
ническим условиям
• II этап — паспортизация. Зарубежный
опыт показывает, что данный этап це
лесообразнее осуществлять на более
ранних фазах реализации проекта;
III этап — выявление невыполненных
обязательств. Наиболее часто встреча
ющимися видами невыполненных обя
зательств являются поставки, брак и
недоделки со стороны подрядных и субподрядных организаций;
IV этап — завершение невыполненных обязательств. Заверше
ние невыполненных обязательств со стороны участников про
екта перед собственником (заказчиком) проекта осуществляет
ся различными способами:
своевременным и добросовестным исправлением брака и
устранением недоделок в соответствии с требованиями за
казчика, регулировкой взаимоотношений в финансовой
части обязательств;
выставлением претензий исполнителю заказчиком и взи
манием штрафов и т.д.;
• V этап — гарантийное обслуживание;
• VI этап — окончательный расчет;
• VII этап — подготовка итогового отчета;
VIII этап — демобилизация. Данный этап включает следующие
мероприятия: расформирование организационной структуры
проекта, возврат арендованного имущества, оборудования, при
способлений, ликвидация малоценных информационных, тех
нических и других материалов.
Закрытие проекта представляет собой особый проект со специ
фическими ограничениями ресурсов.
Для реализации этого «проекта», как правило, разрабатывается
специальный план. План закрытия проекта представляет собой таб
лицу обязанностей, которая отражает пакеты задач и работ, сфор
мулированных в определенной структуре, и указывает лица или
организационные группы, ответственные за их выполнение.
7.1.2. Подведение итогов и получение денных
о результатах, достигнутых в ходе выполнения
работ по проекту
Анализ и оценка результатов деятельности по реализации проек
та, Как правило, осуществляются консалтинговой фирмой (см. также
модуль «Использование услуг профессиональных консультантов») сов
местно с компанией — инициатором проекта.