Файл: Коммерческой деятельности оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Акцент»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
1.1. Коммерческая деятельность как экономическая категория: ее сущность и содержание
1.2. Содержание и значение оптовой коммерческой деятельности
1.3. Методические подходы к оценке эффективности коммерческой деятельности организации
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ организации и эффективности коммерческой деятельности ООО «Акцент»
Глава 3. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности ООО «Акцент»
3.1. Разработка предложений по оптимизации коммерческой деятельности предприятия
Функция |
Содержание функции |
Исследовательская работа |
Сбор информации, необходимой для планирования и улучшения обмена |
Стимулирование сбыта |
Краткосрочные меры, направленные на возбуждение быстрой реакции рынка в ответ на предлагаемый предприятием товар |
Установление контактов |
Налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями; |
Приспособление товаров |
Подгонка товара под требования покупателей |
Организация товародвижения |
Транспортировка и складирования товаров |
Финансирование |
Поиск и использование средств для покрытия расходов деятельности по доставке товаров к потребителям |
Принятие риска |
Принятие на себя ответственности за доведение товаров до конечных потребителей |
Таким образом, деятельность оптово-посреднических предприятий можно назвать движущей силой развития промышленности и экономики в целом, в связи с чем приобретает особую актуальность эффективная оценка и управление коммерческой деятельностью предприятия в оптово-посреднической торговле.
1.3. Методические подходы к оценке эффективности коммерческой деятельности организации
На сегодняшний день в экономической литературе выработано несколько подходов к понятию и содержанию эффективности коммерческой деятельности организаций. Рассмотрим понятие экономической эффективности и экономического эффекта:
Экономическая эффективность - определяется, как соотношение между затратами по вовлеченным производственным, материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами [3, c. 3].
Экономический эффект - это результат от функционирования предприятия, выражаемый такими показателями, как товарооборот, объем продажи товаров, валовой доход, прибыль
Таким образом, можно сказать, что современные авторы пытаются сочетать в оценке эффективности коммерческой деятельности достаточно широкий спектр показателей и критериев.
Выбор системы показателей определяется как целевая направленность анализа, основанного на знании интересов его субъектов, так и степенью возможности использования всей учетно-аналитической информации о деятельности объекта [11, c. 12].
Такой автор как, У.В. Стадниченко придерживается комплексного подхода и предлагает осуществлять оценку коммерческой деятельности предприятия по комплексной модели, состоящей из 5 блоков. (рисунок 2).
Блок 1
Макроэкономическая оценка среды рыночного участия
Блок 2
Общая характеристика с учетом положения на рынке
Блок 4
Анализ финансового состояния фирмы а основе оценки движения денежного потока
Блок 3
Факторный анализ основных показателей КД
Блок 5
Мониторинговая оценка рыночного бизнеса фирмы с учетом оценки ее финансовой стратегии
Рис. 2. Этапы оценки эффективности коммерческой деятельности [22, с. 98]
А по мнению Р.И. Бунеева, можно выделить 4 направления оценки эффективности коммерческой деятельности (см. таблица 4).
Таблица 4
Оценка коммерческой деятельности по частным показателям [2, с. 76]
Направление коммерческой деятельности |
Показатели эффективности коммерческой работы |
Ассортимент товаров и его формирование |
Широта ассортимента Глубина ассортимента Коэффициент обновления ассортимента Коэффициент устойчивости ассортимента |
Планирование товарного предложения и его обеспечение товарами |
Прирост (сокращение) времени обращения товаров Степень соответствия товарных запасов нормативу Индекс выполнения плана закупок Степень выполнения договорных обязательств поставщиками |
Формирование и стимулирование спроса |
Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса Степень обновления ассортимента Рентабельность рекламных мероприятий |
Экономическая эффективность коммерческой деятельности |
Прирост валового дохода от коммерческих операций Прирост прибыли от коммерческой деятельности Соотношение доходов и расходов |
Следовательно, показатели оценки эффективности коммерческой деятельности предоставляют получить информацию о результатах применения посреднических услуг в процессе осуществления торговых операций.
Оценка коммерческой деятельности на оптово-посредническом предприятии в значительной степени зависят от типа и размера хозяйствующего субъекта, масштабов и особенностей организации его деятельности.
Многие авторы придерживаются комбинированных методов, которые включают в себя как финансовые показатели оценки, оценки экспертов, так и маркетинговые методы исследования – SWOT- анализ деятельности, матрица BCG (Boston Consulting Group), ABC-анализ и иные [9, c. 65]. Кроме этого, комбинированный метод может включать в себя оценку эффективности посреднических услуг по качественным характеристикам на основе показателей, приведенных в таблице 5.
Таблица 5
Качественная оценка эффективности посреднических услуг оптово-посреднических предприятий [15, с. 191]
Критерии |
Показатели |
Оперативность |
- ускорение процесса ввода продукции, работ и услуг на рынки сбыта; - ускорения процесса получения определенных разрешений и лицензий; - повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг |
Информативность |
- получение информации о состоянии спроса и предложения на рынке сбыта продукции, работ и услуг управленческому персоналу; - налаживание новых экономических связей; - анализ рыночной конъюнктуры рынка |
Рациональность |
- уменьшение рисков получения отрицательного экономического результата в процессе реализации; - экономия времени и ресурсов на реализацию продукции, работ и услуг субъекта хозяйствования; - эффективное распределение продукции, работ и услуг между рынками сбыта; - обеспечение непрерывного контроля над операциями купли-продажи с стороны агентов |
Результативность |
- уменьшение затрат, связанных с процессом реализации продукции; - увеличение прибыльности деятельности субъекта хозяйствования |
Таким образом, коммерческая деятельность представляет из себя комплекс правовых, финансово-экономических и организационных познаний и действий, которые совместно направлены на усовершенствование процессов купли-продажи товаров и услуг для наилучшего удовлетворения спроса покупателей и получения ожидаемой прибыли. Освоение и использование передовых методов в коммерческой деятельности позволит специалисту эффективно выявлять и решать существующие проблемы производственного предприятия. При этом можно сократить время на сбор информации, ее анализ и выработку управляющих решений. Передовые методы позволяют специалистам оказывать реальное воздействие на коммерческие процессы.
Анализ организации коммерческой деятельностью организаций позволят прогнозировать и предотвращать коммерческие риски. Управление коммерческой деятельностью направлено на усовершенствование всей организационной системы организации и позволяет в значительной степени увеличить прибыль компании.
Глава 2. Анализ организации коммерческой деятельности оптового торгового предприятия на примере ООО «Акцент»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью (далее сокращенно - ООО) «Акцент» - это торговая компания, основной деятельностью которой является оптовая торговля мясом и мясными продуктами, а также дополнительные продуктовые направления.
Форма собственности компании - частная, организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации, создано без ограничения срока его деятельности. Учредителями предприятия являются физические лица – граждане Российской Федерации.
В соответствие с уставом общества, цель его коммерческой деятельности заключается в удовлетворении спроса и потребностей покупателей на рынке продовольственной продукции.
ООО «Акцент» занимается снабжением пищевыми продуктами оптовых и розничных предприятий, в том числе торговые сети, предприятий общественного питания, кроме того, является одним из лидеров российского рынка поставок продуктов питания и сопутствующих товаров в сегмент HoReCa. Кроме этого, ООО «Акцент» поставляет продукты для более чем 250 домов и организаций в округе. В каталоге присутствуют более 6 200 наименований продуктов питания.
Целью организации является получение прибыли благодаря осуществлению своей коммерческой деятельности. Компания обладает гражданскими правами, несет правовую ответственность и выполняет обязательные требования, необходимые для ведения любых не запрещенных видов деятельность российским законодательством.
Организационная структура компании ООО «Акцент» линейно-функциональная структура, представленная на рисунке 3.
Рис. 3. Организационная структура управления ООО «Акцент»
Из рисунка 5 можно сделать вывод, что для рационального управления компанией была создана структура, соответствующая целям и задачам функционирования организации, которая максимально к ним приспособлена. Следовательно, организационную структуру управления ООО «Акцент» можно отнести к таким видам структур, как линейно-функциональная. Соответствующая организационная структура управления предприятием необходима для того, чтобы все протекающие в ней процессы проходили вовремя и качественно.
Главная особенность линейно-функциональной структуры в том, что она дает возможность использовать сразу достоинства и линейного и функционального подходов к управлению. А вот главный недостаток, который характерен для данного класса структур заключается в слабой гибкости. Некоторым организациям крайне сложно приспосабливаются к изменениям во внешней среде, при использовании такого построения аппарата управления.
Ассортимент товаров, в которых работает ООО «Акцент» как торговая компания»: мясо, полуфабрикаты; мясо птицы, полуфабрикаты; овощи, фрукты; рыба, морепродукты; яйцо. Это основные товарные группы, которые реализуются оптом. Рассмотрим эффективность финансовой деятельности компании (таблица 6).
Таблица 6
Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Акцент» 2017-2019 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
Темп роста, % |
Отклонение (+;-) |
||
2018 к 2017 |
2019 к 2018 |
2019 от 2017 |
2019 от 2018 |
||||
Товарооборот в действующих ценах, тыс. руб. |
25662 |
47849,5 |
51936,5 |
186,5 |
108,5 |
22187,5 |
4087 |
- в сопоставимых ценах |
25662 |
45098,5 |
45920,9 |
175,7 |
101,8 |
19436,5 |
822,4 |
- Индекс цен |
1,000 |
1,061 |
1,131 |
- |
- |
- |
- |
Валовой доход, тыс. руб |
7586,0 |
11541,3 |
13373,6 |
152,1 |
115,9 |
3955,3 |
1832,3 |
в % к обороту |
29,56 |
24,12 |
25,75 |
- |
- |
-5,44 |
1,63 |
Издержки обращения |
6024,0 |
8416,7 |
9125,2 |
139,7 |
108,4 |
2392,7 |
708,5 |
в % к обороту |
23,47 |
17,59 |
17,57 |
- |
- |
-5,88 |
-0,02 |
Прибыль от продажи |
1562,0 |
3124,6 |
4248,4 |
200,0 |
135,9 |
1562,6 |
1123,8 |
в % к обороту |
6,09 |
6,53 |
8,18 |
- |
- |
0,44 |
1,65 |
Среднесписочная численность - работников, чел., в т. ч.: |
21 |
22 |
22 |
104,8 |
100,0 |
1 |
- |
Товарооборот на 1 среднесписочного работника, тыс. руб./чел. |
1222,000 |
2174,977 |
2360,750 |
177,9 |
108,5 |
952,977 |
185,773 |
Товарооборот на 1 кв.м. склада, тыс. руб. |
320,775 |
598,119 |
649,206 |
186,5 |
108,5 |
277,344 |
51,087 |
Средние товарные запасы, тыс. руб. |
5923,7 |
6937,3 |
8696,1 |
117,1 |
125,4 |
1013,6 |
1758,8 |
Уровень запасов в процентах к товарообороту, % |
23,08 |
14,50 |
16,74 |
- |
- |
-8,58 |
2,24 |