Файл: Коммерческой деятельности оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Акцент»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
1.1. Коммерческая деятельность как экономическая категория: ее сущность и содержание
1.2. Содержание и значение оптовой коммерческой деятельности
1.3. Методические подходы к оценке эффективности коммерческой деятельности организации
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ организации и эффективности коммерческой деятельности ООО «Акцент»
Глава 3. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности ООО «Акцент»
3.1. Разработка предложений по оптимизации коммерческой деятельности предприятия
Товарные группы |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отклонение (+/–) |
Темп изменения, % |
|
2018 г. от 2017 г. |
2019 г. от 2018 г. |
|||||
Мясные продукты |
13811 |
14025 |
16699 |
214 |
2674 |
120,91 |
Рыба и морепродукты |
12145 |
13604 |
15588 |
1459 |
1984 |
128,35 |
Молочные продукты |
11455 |
12303 |
14699 |
848 |
2396 |
128,32 |
Кондитерские товары и ингредиенты |
6203 |
6333 |
7452 |
130 |
1119 |
120,14 |
Масла |
5122 |
5213 |
6369 |
91 |
1156 |
124,35 |
Овощи и фрукты |
985 |
1025 |
2725 |
40 |
1700 |
276,65 |
Бакалея |
896 |
963 |
1025 |
67 |
62 |
114,40 |
Напитки |
745 |
854 |
963 |
109 |
109 |
129,26 |
Бульоны, супы, пюре, соусы |
633 |
654 |
704 |
21 |
50 |
111,22 |
Специи, приправы |
522 |
532 |
632 |
10 |
100 |
121,07 |
Продукты для японской кухни |
401 |
418 |
515 |
17 |
97 |
128,43 |
Сопутствующие товары |
202 |
204 |
220 |
2 |
16 |
108,91 |
Хлеб, тесто, тарталетки |
151 |
175 |
128 |
24 |
–47 |
84,77 |
Всего |
53271 |
56303 |
67719 |
3032 |
11416 |
127,12 |
В 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло увеличение товарооборота по всем товарным группам, а в 2019 г. он вырос также по всем позициям за исключением хлеба, теста и тарталеток. Структура товарооборота предприятия представлена в таблице 13.
Таблица 13
Структура товарооборота предприятия по товарным группам, %
Товарные группы |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отклонение (+/–) |
|
2018 г. от 2017 г. |
2019 г. от 2018 г. |
||||
Мясные продукты |
25,93 |
24,91 |
24,66 |
–1,02 |
–0,25 |
Рыба и морепродукты |
22,80 |
24,16 |
23,02 |
1,36 |
–1,14 |
Молочные продукты |
21,50 |
21,85 |
21,71 |
0,35 |
–0,15 |
Кондитерские товары и ингредиенты |
11,64 |
11,25 |
11,00 |
–0,40 |
–0,24 |
Масла |
9,61 |
9,26 |
9,41 |
–0,36 |
0,15 |
Овощи и фрукты |
1,85 |
1,82 |
4,02 |
–0,03 |
2,20 |
Бакалея |
1,68 |
1,71 |
1,51 |
0,03 |
–0,20 |
Напитки |
1,40 |
1,52 |
1,42 |
0,12 |
–0,09 |
Бульоны, супы, пюре, соусы |
1,19 |
1,16 |
1,04 |
–0,03 |
–0,12 |
Специи, приправы |
0,98 |
0,94 |
0,93 |
–0,04 |
–0,01 |
Продукты для японской кухни |
0,75 |
0,74 |
0,76 |
–0,01 |
0,02 |
Сопутствующие товары |
0,38 |
0,36 |
0,32 |
–0,02 |
–0,04 |
Хлеб, тесто, тарталетки |
0,28 |
0,31 |
0,19 |
0,03 |
–0,12 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
За все три анализируемых периода наибольшую долю занимали продажи мясных продуктов, рыбы, морепродуктов, а также молочные продукты и масла для приготовления. Наименьшую долю занимала выручка от продаж хлеба, теста и тарталеток.
Выполним анализ валового дохода, таблица 14.
Таблица 14
Анализ эффективности показателей валового доход на 2018-2019 гг., тыс. руб.
Показатель |
2018. |
2019 |
Откл. |
Темп изм, % |
(+/ -) |
||||
ВД, тыс. руб. |
11541,3 |
13373,6 |
1832,3 |
115,9 |
Валовой доход, в % к товарообороту |
24,12 |
25,75 |
1,63 |
____ |
Прибыль, тыс. руб. |
3124,6 |
4248,4 |
1123,8 |
135.9 |
Рентабельность валового дохода, % |
0,09 |
0,09 |
0,00 |
100,92 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
8416,7 |
9125,2 |
708,5 |
108,4 |
Издержки обращения, в % к валовому доходу |
75,38 |
85,64 |
10,25 |
113,60 |
Валовой доход на одного среднесписочного работника, тыс. руб. |
361,11 |
363,61 |
2,50 |
100,69 |
За рассматриваемый период ВД увеличился на 1832,3 тыс. руб., темп изменения составил 115,9%. Также ВД увеличился на 1 среднесписочного работника. При этом рентабельность валового дохода остается на одном уровне, что является негативным фактором, свидетельствующим об отсутствии прогресса в коммерческой деятельности рассматриваемого предприятия.
Первым критерием эффективности коммерческой деятельности оптово-посреднического предприятие является его уровень конкурентоспособности.
Основными конкурентами ООО «Акцент» на территории города являются: ООО «КПС-Урал», ООО «Селянка», ИП Дындарь, ООО «Девон», «Антал», ООО «Импульс». Анализ конкурентоспособности ООО «Акцент» представлен в таблице 15.
Таблица 15
Анализ конкурентоспособности ООО «Акцент»
Предприятие |
ООО «Акцент» |
Кпс-Урал |
Селянка |
ИП Дындарь |
Девон |
Антал |
Импульс |
Местоположение предприятия |
5 |
6 |
3 |
8 |
8 |
5 |
10 |
Широта ассортимента |
6 |
6 |
4 |
7 |
5 |
9 |
7 |
Ценовая политика предприятия |
5 |
5 |
3 |
7 |
6 |
5 |
8 |
Реклама и ее действенность |
3 |
5 |
4 |
9 |
7 |
6 |
8 |
Имидж |
7 |
5 |
4 |
7 |
5 |
5 |
9 |
Качество обслуживания |
4 |
5 |
4 |
6 |
6 |
7 |
9 |
Доля рынка |
7,69 |
7,02 |
5,31 |
20,25 |
18,03 |
15,00 |
26,7 |
Итого |
30 |
32 |
22 |
44 |
37 |
37 |
47 |
На основе данных таблицы составим многоугольник конкурентоспособности ООО «Акцент» (см. рисунок 7)
Рис. 7. Многоугольник конкурентоспособности ООО «Акцент»
Из анализа конкурентоспособности видно, что по всем показателям ООО «Акцент» занимает среднестатистическую позицию среди конкурентов. ООО «Импульс» является самым сильным конкурентом и обгоняет всех по всем показателям. Наиболее слабым предприятием является ООО «Селянка». Наиболее сильными сторонами ООО «Акцент» является широта ассортимента и имидж компании, слабыми – реклама, качество обслуживания и ценовая политика.
Таким образом, несмотря на значительные объемы выручки ООО «Акцент», выручка за последний год выросла не значительно, по сравнению с 2018 годом, рост дебиторской и кредиторской задолженности, низкая рентабельность продаж. Можно сделать вывод, что деятельность компании строится неэффективно. Наиболее серьезной конкурентной силой является: влияние покупателей, соперничество между прямыми конкурентами, возможность появления новых игроков на рынке. На территории города действует большое количество конкурентов, среди которых ООО «Акцент» занимает среднестатистическую позицию и более низкую долю рынка.
В итоге можно выделить следующие недостатки коммерческой деятельности ООО «Акцент»:
- высокая себестоимость продаж – потребность в оптимизации базы поставщиков;
- зависимость эффективности деятельности от уровня цен поставщиков и качества их работы;
- отсутствие маркетинговых исследования рынка, потребителей и товаров.
Таким образом, предприятию ООО «Акцент» требуется реализация комплекса мер по повышения эффективности коммерческой деятельности, совершенствованию оптово-посреднической деятельности. Это, в свою очередь должно повлиять на повышение показателей рентабельности, что будет являться результатом усиления позиции фирмы на рынке, рост конкурентоспособности реализуемой продукции, повышение качества услуг и обслуживания
Глава 3. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности ООО «Акцент»
3.1. Разработка предложений по оптимизации коммерческой деятельности предприятия
С учетом выявленных недостатков организации коммерческой деятельности ООО «Акцент» разработаем мероприятия по их устранению.
Мероприятие 1. Проведение акции среди оптовых покупателей для ликвидации излишних товарных запасов.
Для оптимизации товарооборота скоропортящихся продуктов необходимо с этим проведение мероприятие №1.
Проведение акции на товарные группы:
- мясная продукция;
- морепродукты и рыба;
-овощи.
Скидка должна предоставляться при помощи уменьшения торговой надбавки. Установим торговую надбавку 5%.
Участники акции: покупатели, не имеющие дебиторской задолженности.
Уровень товарооборота излишних товарных запасов оценим посредством таблицы 16.
Таблица 16
Уровень товарооборота излишних товарных запасов, тыс. руб.
Продукция |
Сумма товарных запасов, тыс.руб. |
Торговая надбавка, % |
Объем продаж по акции, тыс.руб. |
Мясная продукция |
2945,4 |
5% |
2,335 |
Морепродукты и рыба |
984,4 |
5% |
8,654 |
Овощи |
1478,9 |
5% |
1,387 |
Экономическое обоснование данного мероприятия представлено в таблице 17.
Таблица 17
Экономическое обоснование мероприятия 1, тыс. руб.
Продукция |
Сумма товарных запасов, тыс. руб. |
Размер товарооборота, тыс. руб. |
Отклонение, тыс. руб |
Уровень валового дохода, тыс. руб. |
Мясная продукция |
610,4 |
190,3 |
2,335 |
9,517 |
Морепродукты и рыба |
128,0 |
242,4 |
8,654 |
12,121 |
Овощи |
91,3 |
4,112 |
1,387 |
2,056 |
Исходя из таблицы 17 видно, что сумма товарных запасов уменьшилась соответственно снизятся издержки на хранение, размер товарооборота и уровень валового увеличились, что обуславливает целесообразность предложенного мероприятия.
Мероприятие 2. Замена поставщика молочной продукции.
Исходя из анализа поставок молочной продукции было выявлено большое количество некачественной продукции и брака в связи с этим ООО «Акцент»требуется заменить поставщика данной товарной группы.
Список потенциальных поставщиков: