Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в деревообрабатывающей промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В средние века масштабно развивается внешнеторговые отношения, появляются огромные мануфактуры и разрабатываются строения и свойства материалов. При взаимодействии многих наук-физика, химия, биология и другие, происходит формирование ассортиментов товаров и изделий. Рассматриваются обоснованное развитие производства и направления условий рынка современного выпуска и сбыта продукции. Главной задачей в товароведении стало качество товара и для этого выполнялись, и решались все последующие действия.

В начале стадии развитии товароведения самой важной являлась практика. Ее особенностями были приемы анализ товаров и их оценка потребления. Все это привело формированию научного направления в товароведения, благодаря развитию наук –физики, химии, биологии, а также появление коммерческих учебных заведений, обучающих в данной сфере. При доминанте коммерческой деятельности начинают преобладать в товарах свойства химических и физических элементов и их методика стала обширнее развиваться.

1.1 Предмет, задачи, принципы товароведения

Термин “товароведение” происходит от слов “товар” и “ведать” и означает полное, всестороннее изучение и знание присущих товару свойств, обусловливающих его полезность для потребителя. Термин “экспертиза” товаров (от лат. expertys — опытный) неразрывно связан с термином “товароведение” и означает исследование свойств товара специалистом (экспертом), имеющим специальные познания в соответствующей области, аттестованным и аккредитованным в качестве эксперта соответствующими органами.1

Появление в XVI в. специальной научной дисциплины “товароведение” было обусловлено необходимостью определения соответствия продуктов труда установившимся в обществе потребностям. В это время, в связи с развитием производительных сил на основе использования в промышленности методов машинного производства, на рынке резко возросло количество товаров, требующих их классификации и оценки. По назначению товары подразделяются на товары народного потребления и товары производственного назначения.2

К товарам народного потребления относят товары, предназначенные для продажи населению с целью личного или семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К товарам производственного назначения относят товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и используемые в хозяйственной деятельности. 3


Объект и содержание товароведения при актуальной системе управления сохраняются товарное производство и товарное обращение. Поэтому продукты общественного производства являются нужными товарами.

_____________________

Грибанова, И.В. Товароведение / И.В. Грибанова, – Минск: РИПО, 2016. С. 125

2 Ляшко А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация/ А.А. Ляшко , -М.: Дашков и К°, 2018. – С. 225

3 Косарева, О.А. Теоретические основы товароведения / О.А. Косарева. – М.: Университет Университет, 2017.С. 36

Предметом товароведения является как единичная потребительная стоимость, удовлетворяющая потребности отдельного человека и/или семьи и характеризуемая через категорию “качество”, так и совокупно-общественная потребительная стоимость, призванная удовлетворять потребности социальных групп и характеризуемая через категорию “ассортимент”. Основные категории товароведения и их формулировки представлены в табл. (Приложение 2) 1

Это сделано в первую очередь в “Капитале” и целом ряде других сочинении К. Маркса, в частности в работах “К критике политической экономии”, “Замечания на книгу А. Вагнера “Учебник политической экономии” и др. В. И. Ленин в работе “Карл Маркс” также отмечает: “Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью”. К. Маркс и В. И. Ленин, характеризуя потребительную стоимость товаров, неоднократно подчеркивали, что потребительная стоимость - это полезность вещи, полезные для человека свойства вещи.2

Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров и факторах обеспечения этих характеристик. Товар – это материальная продукция, предназначенная для купли-продажи, то есть под товаром подразумевается продукт труда, предназначенный для обмена. Существует также термин продукция. Это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей человека. Продукция становится товаром, когда она является объектом купли продажи. 3

_____________________

Чалых Т.И. Товароведение однородных групп непродовольственных товаров : учебник / Т.И. Чалых – Москва : Дашков и К°, 2020. С.11

2 Ляшко А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация/ А.А. Ляшко, -М.: Дашков и К°, 2018.С. 226.

3 Косарева, О.А. Теоретические основы товароведения / О.А. Косарева. – М.: Университет Университет, 2017.С. 36

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения. Товароведение как область научного знания о товаре возникло и формировалось в течение длительного периода времени, в процессе развития товарного производства и рыночных отношений. Соответственно расширялись и углублялись задачи товароведения. 1


На первом этапе развития основной задачей товароведения было изучение, описание свойств, назначения, методов потребления и сохранения свойств незнакомых “чужеземных” товаров, а также исследование отдельных физико-химических характеристик товаров на предмет их соответствия определенным эталонам. Дальнейшее развитие и расширение географии промышленного производства, развитие международной торговли обусловило необходимость классификации товаров, исследования факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров, стандартизации товаров для внутреннего и внешнего рынка, разработки объективных методов исследования показателей качества товаров, позволяющих выявить фальсификацию известных товаров, а также методов оценки качества товаров. 2

Для достижения этой цели товароведение должно решать следующие задачи: - четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость; 3- установление принципов и методов товароведения; - систематизация

_____________________

Грибанова, И.В. Товароведение / И.В. Грибанова, – Минск: РИПО, 2016. С. 127

2 Ляшко А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация/ А.А. Ляшко , -М.: Дашков и К°, 2018.С. 227.

3 Косарева, О.А. Теоретические основы товароведения / О.А. Косарева. – М.: Университет Университет, 2017.С. 37

множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования; - изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации; - управление ассортиментом организации; - определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров; - оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных; - выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров; - определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий; - установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению; - информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя; - товароведная характеристика конкретных товаров.1

Цель изучения курса – формирование у будущих специалистов системы знаний теоретических основ о товаре как объекте коммерческой деятельности, его основополагающих характеристиках товара, составляющих потребительскую стоимость, а также приобретение навыков оценки и сохранения качества товаров на разных этапах жизненного цикла. 2


Задачами являются усвоение теоретического содержания курса, понимание целей, принципов товароведения, основополагающих характеристик товаров, факторов, обеспечивающих формирование и сохранение этих характеристик, а также формирование профессиональных компетенций у обучающихся в области товароведения.3

_____________________

Грибанова, И.В. Товароведение / И.В. Грибанова, – Минск: РИПО, 2016. С. 127

2 Косарева, О.А. Теоретические основы товароведения / О.А. Косарева. – М.: Университет Университет, 2017.С. 37

3 Ляшко А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация/ А.А. Ляшко , -М.: Дашков и К°, 2018.С. 228.

Объекты учебной дисциплины – товары, основополагающие товароведные характеристики, проявляющиеся при потреблении и эксплуатации товаров, и их потребительная стоимость. Предметом товароведения являются только те продукты, которые удовлетворяют личные потребности человека и реализуются путем купли-продажи, т. е. приобретают форму товара. Любой товар обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью – способностью удовлетворять какую-либо потребность человека, и меновой стоимостью – способностью товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях.1

Товароведение, как любая наука, опирается на основные принципы: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация, соответствие. Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, услугой или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.2

Товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности, одновременно принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, хранения, транспортирования и пред реализационной подготовки товаров к продаже. Эффективность – принцип, предусматривающий необходимость достижения наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров. 3

Все виды данной деятельности обычно направлены на улучшение эффективности на разных этапах товароведения.

_____________________

Косарева, О.А. Теоретические основы товароведения / О.А. Косарева. – М.: Университет Университет, 2017.С. 38

2 Грибанова, И.В. Товароведение / И.В. Грибанова, – Минск: РИПО, 2016. С. 128

3 Ляшко А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация/ А.А. Ляшко , -М.: Дашков и К°, 2018.С. 230.

Все это формируется способами методов и средств, выполняющих в итоге хорошие результаты при минимальных затратах.


Совместимость – принцип, предусматривающий необходимость обеспечения пригодности товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Совместимость товара принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении его на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований. Взаимозаменяемость товаров позволяет удовлетворять аналогичные потребности разными товарами, обусловливая в то же время конкуренцию между ними. Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимозаменяемых товаров, процессов или услуг. С учетом многообразия объектов в товароведении систематизация имеет огромное значение. 1

Так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные (систематические) категории, составить систему, построенную по определенным признакам. 2

Соответствие – принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать требованиям, регламентируемым нормативными документами или запросами потребителей. 3

_____________________

Грибанова, И.В. Товароведение / И.В. Грибанова, – Минск: РИПО, 2016. С. 129

2 Косарева, О.А. Теоретические основы товароведения / О.А. Косарева. – М.: Университет Университет, 2017.С. 39

3 Ляшко А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация/ А.А. Ляшко , -М.: Дашков и К°, 2018.С. 231.

Товароведение тесно связано с социально-экономическими дисциплинами: маркетингом, организацией и технологией коммерческой деятельности, экономикой. Товароведение базируется на изучении естественнонаучных и математических дисциплин (физики, химии, биологии) и общепрофессиональной дисциплины – стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия. 1

Основные принципы товароведения и их характеристики. Принцип безопасности – заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (должен соблюдаться в процессе упаковывания, транспортировки и хранения товаров). 2

Принцип эффективности – заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, реализации и эксплуатации товаров; сохранении количества и качества товара на всех этапах. Принцип совместимости – определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию не вызывающему нежелательных воздействий. Взаимозаменяемость – это принцип, определяемый пригодностью одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований.3