Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18661

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Нормообразование в международном праве началось с формиро­вания обычаев. Международно-правовой обычай – это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный харак­тер. Особенность обычной нормы состоит в том, что она не оформ­лена в виде юридического документа с четкой словесной формули­ровкой правила.

Обычная норма складывается постепенно, в результате повторяю­щихся действий всех или подавляющего большинства субъектов (на­пример, обычай оказывать покровительство послам и обеспечивать их неприкосновенность).

Признание существования той или иной обычной нормы и ее кон­кретного содержания может явиться предметом разногласий между государствами. На помощь установлению истины в данном вопросе приходят труды ученых-юристов (доктрина международного права) и толкования, составляющие часть решений арбитражных и судеб­ных международных органов. В последние десятилетия в этом отно­шении существенную роль стали играть резолюции международных организаций, в первую очередь Организации Объединенных Наций. Например, вопрос о том, какие действия государства следует рас­сматривать как вооруженное нападение, предоставляющее другому государству право на самооборону, проясняется в резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 г. К актам агрессии, как наиболее опасной форме незаконного применения силы, отнесены вторжение или нападение вооруженных сил одно­го государства на территорию другого, любая аннексия с приме­нением силы, блокада портов или берегов вооруженными силами, засылка одним государством на территорию другого вооруженных банд и т.д.

Обычай может иметь как универсальный, так и локальный (регио­нальный) характер.

Формулирование обычных норм в виде писаных правил, объеди­ненных в международном договоре, и систематизация норм называ­ются кодификацией. Так, Комиссия международного права ООН ко­дифицировала нормы международного обычного права, относящиеся к дипломатическому праву, праву международных договоров и др. в форме соответствующих международных конвенций.

В связи с бурным развитием и усложнением международных отношений, под влиянием научно-технического прогресса и других факторов становление обычных норм не успевает за потребностями международно-правового регулирования возникающих проблем меж­государственных отношений. Поэтому международное сообщество не может ограничиться кодификационной деятельностью, и, соглас­но Уставу ООН, эта Организация наделена функцией не только ко­дификации, но и прогрессивного развития международного права (п. 1а ст. 13 Устава ООН), то есть формулирования новых правил поведения, не установившихся в качестве обычая, но необходимых для упорядоченных международных отношений (например, порядок участия государств в деятельности по исследованию и использова­нию космического пространства).


Образование норм обычного международного права – процесс длительный. Он продолжается и в настоящее время. Однако время складывания новых обычаев сокращается в результате деятельности международных организаций. Если в десятках резолюций ООН по одному и тому же вопросу в течение ряда лет единогласно прини­мается какое-либо положение и все государства следуют этому пра­вилу, можно говорить о становлении новой нормы обычного права. Это еще не договорная норма, поскольку резолюции международных организаций за редким исключением носят характер рекомендаций. Например, происходит становление обычных норм в области между­народного сотрудничества по поддержанию и сохранению качества окружающей среды.

Обычай продолжает сохранять значение и после его кодифика­ции, в частности для государств, которые не стали участниками кодифицирующих конвенций.

От обычных норм следует отличать международные обыкновения. Это – международная практика, за которой не признается характера юридически обязательной нормы, но которой государства следуют в порядке взаимной вежливости (например, определенный церемониал при обмене визитами глав государств).

Хотя обычай продолжает занимать в международных отношениях значительное место, международное право все больше становится договорным правом. Заключение договоров – это сегодня основной способ нормообразования в системе международного права.

В последние годы развивается концепция возникновения «мягкого права». К нему относят международные акты, не имеющие характера договора, но обладающие большой морально-политической силой (различные резолюции, декларации, программы действий и т.п.). Такая оценка соответствующих актов чревата определенным субъек­тивизмом. В зависимости от обстоятельств то или иное государство может истолковывать какое-либо положение международного докумен­та либо в качестве нормы «мягкого права», либо как рекомендацию.

6. Международное публичное и международное частное право

Международные отношения шире, чем межгосударственные, меж­властные. Действующими лицами на международной арене выступа­ют физические и юридические лица в своем личном качестве, а не от имени государства. Такие отношения регулируются нормами на­ционального права (например, законы государств о правовом статусе иностранцев на их территории); нормами сделок-контрактов, заклю­чаемых лицами различного гражданства; коллизионными нормами (правилами, которые определяют применимое право того или иного государства к возникающему правоотношению); международными договорами, которые унифицируют порядок правоотношений лиц различной национальности в той или иной области (гражданские, трудовые, семейные отношения).

Перечисленный набор источников норм, регулирующих междуна­родные отношения такого рода, дает основание для различения меж­дународного публичного (межвластного) права и международного частного (не межвластного) права. Соответственно, наука междуна­родного права разделилась также на две части.


В отечественной доктрине можно выделить два направления: одни считают, что международное публичное и международное частное право составляют два раздела единой системы международного пра­ва; по мнению других, международное частное право входит в нацио­нальные правовые системы в качестве их отрасли.

Сложное взаимодействие норм международного публичного и международного частного права, нередкий переход правоотношения из сферы международного частного права в сферу международного публичного права (например, право лица на так называемую дипло­матическую защиту своих нарушенных интересов), обязательность соответствия частноправовых отношений общепризнанным принци­пам международного публичного права, развивающаяся кодификация норм международного частного права в межгосударственных догово­рах – все это свидетельство того, что истинный профессионализм юриста-международника предполагает одинаково хорошее владение знаниями в обеих областях правового регулирования международных отношений.

7. Международное право, внешняя политика и дипломатия

Внешняя политика – это общий курс государства в международ­ных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса.

Дипломатия – это важнейший инструмент осуществления внеш­ней политики государства.

Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать между­народному праву и опираться на него.

Устав ООН в качестве одной из целей создания этой Организа­ции ставит задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из дого­воров и других источников международного права» (Преамбула Ус­тава ООН).

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств. Дипломатия обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики. Этим общим знаменателем является меж­дународное право. В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в про­тиворечие с международным правом, являющимся единственным об­щим языком межгосударственного общения.

Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила до­минирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

Один из основателей науки международного права, голландский юрист Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: «Народ, нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в бу­дущем».


Международное право – средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений.

Идеал будущего – превращение международного права в истин­ный кодекс поведения всех народов.

8. Система международного права

Система международного права – объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнан­ных принципов международного права, договорных и обычно-пра­вовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных органи­заций, и решениям арбитражных и судебных международных ор­ганов.

Отрасль международного права совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принци­пов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Международно-правовой институт это группа норм и прин­ципов, регулирующих определенную область правоотношений (на­пример, институт признания государств, институт международ­ной ответственности и т.д.). И отрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Первая – объективно существующее социальное явление, вторая – результат научной мысли отдель­ных юристов или коллективов юристов-международников, между­народное право в субъективном понимании и изложении. Значение системы науки международного права состоит в том, что она явля­ется своего рода нитью Ариадны в огромном лабиринте многосто­ронних и двусторонних договоров, которыми связано каждое госу­дарство.

Существует множество научных определений понятия международ­ного права. Наиболее общим является следующее: система юридичес­ких норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на опре­деленном этапе развития цивилизации.


Глава 2
История и наука международного права

1. Периодизация истории международного права

История международного права неразрывно связана с историей международных отношений, с историей человеческой цивилизации, в частности с возникновением так называемых центров человеческой цивилизации. В древности к ним относились районы Древнего Ки­тая, Древней Индии, долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Греция и Рим. По мере развития человеческого общества появились и иные центры международной жизни (в Африке, Азии и др.). Государства, которые располагались в таких центрах, поддерживали разнообраз­ные отношения между собой, что вело к возникновению международ­но-правовых норм.

Международно-правовые нормы, регулировавшие отношения го­сударств, расположенных в региональных центрах, носили преиму­щественно двусторонний характер, однако наряду с ними существо­вали и нормы регионального характера. Общее в развитии государств различных регионов предопределило появление сходных междуна­родно-правовых норм.

Ряд международно-правовых норм, которые возникли в глубокой древности, претерпели различные изменения и вошли в современное международное право, например некоторые нормы, относящиеся к дипломатическому праву и к праву международных договоров.

В истории международного права вопрос о ее периодизации является наиболее спорным и сложным, поскольку нет каких-либо общепризнанных критериев. Хотя периодизация истории междуна­родного права неотделима от периодизации истории международных отношений, первая имеет свои особенности, обусловленные тем, что процесс возникновения, развития и формирования международно-правовых норм тесно связан с переломными моментами истории. В связи с этим можно дать такую периодизацию истории междуна­родного права: международное право в древности, международное

право в средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г., завер­шившего Тридцатилетнюю войну) и международное право в новое время. Последний период можно подразделить на международное право с 1648 года до Венского конгресса 1815 года, которым завер­шилась эпоха наполеоновских войн, с 1815 года до окончания Пер­вой мировой войны и Версальского мирного договора 1919 года; с 1919 года до завершения Второй мировой войны и создания в 1945 году Организации Объединенных Наций. В настоящее время развитие меж­дународного права происходит под знаком системы ООН, в которую кроме самой ООН входят специализированные учреждения ООН.

Каждый исторический период накладывал свой отпечаток на меж­дународное право и являлся определенной вехой в его развитии.

2. Международное право в древности

Возникновение первых государств, как свидетельствуют истори­ческие источники, относится к концу IV – началу III тысячелетия до н.э. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что вступ­ление первых государств в отношения между собой привело к обра­зованию международно-правовых норм, однако говорить о возникно­вении системы международного права было бы преждевременно.