Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18168

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:


Литература:


  1. Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферы. М. 1987.

  2. Колбасов О.С. Международно-павовая охана окружающей среды. М. 1982.

  3. Тимошенко А.С. Формированиеи развитие международного права окружающей среды. М.1985.

  4. Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М. 1970.

  5. Шишко А.А. Предупреждение трансграничного загрязнения (международно-правовые проблемы). Киев.1990.









































Глава 18. Международное гуманитарное право.


18.1. Понятие и источники международного гуманитарного права.

18.2. Система принципов международного гуманитарного права.

18.3. Правовой статус Международного Комитета Красного Креста (МККК).


18.1 Понятие и источники международного гуманитарного права.


Международное гуманитарное право- это совокупность правовых норм и институтов, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Оно предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в боевых действиях, и ограничивать выбор средств и методов ведения войны. Международное гуманитарное право именуется также «правом войны», или «правом вооруженных конфликтов».

Международное гуманитарное право является частью международного права, которое регулирует отношения между государствами. Истоками формирования международного гуманитарного права являются правила и нормы, которые можно обнаружить во всех религиях и культурах мира. Развитие современного международного гуманитарного права началось с 1860 года. С тех пор государства согласились признать целый ряд обычных правил, основанных на опыте ведения войны в современных условиях и предназначенных для установления строгого равновесия между требованиями гуманизма и военными требованиями государств. Увеличилось количество государств, которые внесли свой вклад в развитие международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право охватывает изучение двух правовых проблем:

  1. защита лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях;

  2. установление ограничений в отношении способов ведения войны, а именно некоторых видов оружия и методов ведения военных действий, включая военную тактику.

Международное гуманитарное право предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, а именно: гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу. Под защитой международно-правовых норм находятся также и те, кто прекратил принимать участие в боевых действиях. К этой категории относятся: раненные, лица, потерпевшие кораблекрушение; больные и пленные.

Согласно правовым нормам международного гуманитарного права, запрещается нападать на лиц, находящихся под его покровительством. Запрещается посягать на их физическую неприкосновенность и подвергать их оскорбительному и унижающему обращению. Необходимо подбирать раненных и больных, оказывать им помощь. Согласно конвенционным нормам военнопленным и задержанным лицам в связи с вооруженным конфликтом, предоставляются соответствующее питание, жилье и судебные гарантии. Такие объекты как госпитали и санитарно-транспортные средства подлежат защите и не должны подвергаться нападению. Международное гуманитарное право предусматривает ряд ясно различимых эмблем и сигналов, которые могут использоваться для опознавания мест и лиц, подлежащих защите. К таким эмблемам относятся эмблема Красного Креста и Красного Полумесяца.


Международное гуманитарное право запрещает любые средства и методы военного действия, которые:

  • не позволяют проводить различия между теми, кто не участвует в военных действиях, - например, гражданскими лицами, и теми, кто принимает в них участие;

  • причиняют излишние повреждения или излишние страдания;

  • наносят серьезный или долговременный ущерб природной среде.

Нормами международного гуманитарного права были запрещены разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие.

Международное гуманитарное право применяется только к вооруженным конфликтам, оно не охватывает внутренних беспорядков, не распространяется на условия, допускающие применение силы государствами. Эти условия регламентируются важной, но отдельной частью международного права, которая отражена в Уставе Организации Объединенных Наций. Международное гуманитарное право применяется, когда конфликт уже начался, и действует в отношении всех сторон, находящихся в конфликте, вне зависимости от того, кто его начал.

Существует различие между международными вооруженными конфликтами и вооруженными конфликтами немеждународного характера. К первым относятся конфликты с участием минимум двух государств. Они подпадают под действие многочисленных норм, содержащихся в четырех Женевских конвенциях и Дополнительном протоколе I. Правовых норм, применимых для вооруженных конфликтов немеждународного характера меньше. Они излагаются в общей для всех Конвенций статье 3 и Дополнительном Протоколе II. Тем не менее, как в случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного конфликта немеждународного характера нормы международного гуманитарного права должны строго соблюдаться всеми сторонами.

Необходимо отметить о разнице, которая существует между международным гуманитарном правом и правом, касающимся прав человека. Несмотря на схожесть некоторых положений, эти две отрасли международного права развивались отдельно, и содержание правовых норм отражено в различных международно-правовых актах. В отличие от международного гуманитарного права, право, касающееся прав человека, применяется в мирное время, когда как в период вооруженного конфликта применение некоторых его норм может быть приостановлено.

К сожалению, число нарушений международного гуманитарного права в рамках происходящих в мире конфликтов огромно. Чаще всего жертвами вооруженных конфликтов становятся мирные жители. Во многих случаях, нормы международного гуманитарного права играют немаловажную роль в деле защиты гражданских лиц, пленных, больных и раненных, а также способствует ограничению применения оружия. Так как международное гуманитарное право применяется во время войны, выполнение его правовых норм всегда встречается с множеством трудностей. Поэтому вопрос об эффективном применении правовых норм данной отрасли международного права продолжает оставаться вопросом первостепенной важности.


В целях содействия соблюдению норм и принципов международного гуманитарного права был разработан ряд мер. Государства обязаны ознакомлять свои вооруженные силы и все население с нормами международного гуманитарного права. Они должны предотвращать любые нарушения этого права и, в случае необходимости, наказывать за их совершение. В частности, они должны ввести в действие законы, предусматривающие наказание за наиболее серьезные нарушения Женевских Конвенций и Дополнительных Протоколов, рассматриваемые как военные преступления.

Процесс кодификации, начатый в 1864 году с принятием I Женевской Конвенции, привел к созданию ряда современных источников. Все содержание международного гуманитарного права отражено в четырех Женевских Конвенциях 1949 года: Женевская Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях; Женевская Конвенция об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Женевская Конвенция об обращении с военнопленными; Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Положения Женевских Конвенций получили дальнейшее развитие благодаря принятию в 1977 году двух дополнительных протоколов к ним.

Существует ряд договоров, запрещающих применение некоторых видов оружия и методов ведения войны. К ним относятся Гаагская Конвенция 1907 года, Конвенция о запрещении бактериологического (биологического)оружия 1972 года, Конвенция о запрещении или ограничении обычного оружия 1980 года, Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года, Гаагская конвенция 1954 года защищает культурные ценности в период вооруженного конфликта.

Многие нормы международного гуманитарного права признаются сегодня в качестве обычных норм, т.е. общих норм, действующих в отношении всех государств.



18.2. Система принципов международного гуманитарного права.


Впервые принципы гуманитарного права были сформулированы в 1966 году. Имеются четыре группы –основные, общие, относящиеся к жертвам конфликтов, принципы, относящиеся к праву войны.

К основным принципам относятся основополагающие, исходные идеи, которые лежат в основе содержания международного гуманитарного права:

  • принцип гуманности;

  • принцип недопустимости дискриминации;

  • принцип защиты и гуманного обращения с жертвами вооруженных конфликтов;

  • принцип защиты гражданского населения, гражданских объектов от военных действий;

  • принцип неприкосновенности медицинского персонала;

  • принцип обязательного соблюдения норм международного гуманитарного права;

  • принцип уголовно-правовой ответственности за серьезные нарушения норм международного гуманитарного права;

  • принцип сочетания военной необходимости с уважением человеку;

  • принцип ограниченного выбора конфликтующими сторонами методов и средств ведения военных действий.


К числу общих принципов, связанных с правами человека, относятся:

  • принцип неприкосновенности личности;

  • принцип недопустимости пыток, бесчеловечного наказания;

  • принцип гарантированного признания прав человека перед законом;

  • принцип уважения чести, семейных прав, убеждений и обычаев;

  • принцип недопустимости незаконного лишения собственности;

  • принцип равного и уважительного обращения со всеми людьми;

  • принцип личной безопасности;

  • принцип недопустимости репрессалий, коллективных наказаний, депортации, захвата заложников;

  • принцип недопустимости отказа от прав, предоставленных гуманитарными конвенциями.

Принципы, относящиеся к жертвам конфликтов:

  • принцип защиты медицинских работников;

  • принцип воздержания медицинского персонала от любых враждебных действий;

  • принцип недопустимости преследования лиц по причине ухода их за больными и раненными;

  • принцип недопустимости ограничения правоспособности военнопленных;

  • принцип государственной обязанности обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти как на национальном, так и международном уровне.

При ведении военных действий конфликтующие стороны должны руководствоваться нижеследующими принципами:

  • принципом недопустимости нападения на гражданское население, гражданских лиц, гражданские объекты;

  • принципом недопустимости нападения на необороняемые объекты;

  • принципом недопустимости нападения на сооружения, влекущую угрозу высвобождения сил, опасных для гражданского населения;

  • принципом недопустимости использования гражданского населения для защиты военных объектов и нападения;

  • принципом щадящего отношения к гражданскому населению;

  • принципом недопустимости нанесения непоправимого ущерба природной среде;

  • принципом недопустимости нанесения противнику ущерба, несоизмеримого с целью вооруженных конфликтов;

  • принципом недопустимости использования запрещенных видов оружия и методов ведения войны.


18.3. Правовой статус Международного Комитета Красного Креста (МККК).


Во время международных вооруженных конфликтов МККК действует на основе четырех Женевских конвенций и Дополнительного протокола I к ним. В этих договорах за МККК признается право осуществлять некоторые виды деятельности:

  • оказывать помощь раненным и больным и потерпевшим кораблекрушение военнослужащим;

  • посещать военнопленных;

  • действовать в интересах гражданского населения;

  • следить за тем, чтобы при обращении с покровительствуемыми лицами соблюдались нормы права.

Во время вооруженных конфликтов внутри страны МККК действует на основе статьи 3, общей для четырех Конвенций, а также Протокола II. В этих правовых документах за МККК признается право выступать с предложениями, например о предоставлении своих услуг сторонам в конфликте, с целью осуществления операции по оказанию помощи, посещения лиц, задержанных в связи с вооруженным конфликтом.


В ситуациях с насилием, не принимающих масштабов вооруженного конфликта, МККК действует на основании Устава Движения, в котором за ним признается право гуманитарной инициативы. МККК предлагает свои услуги всегда, когда необходимо присутствие исключительно нейтрального и независимого посредника. Все вместе эти права образуют мандат, предоставленный МККК международным сообществом. Тем самым, международное сообщество показало, что высоко ценит инициативы, с которыми Комитет выступал на всем протяжении своей истории.

МККК возник благодаря частной инициативе. Однако МККК выполнял различные задачи, возложенные на него Женевскими Конвенциями и Дополнительными Протоколами к ним, и его деятельность приобрела международный характер. Эти задачи заключаются в защите жертв войны.

Мандат МККК позволяет ему, открывая делегации (представительства) и направляя своих делегатов, вести диалог с государствами и сторонами в конфликте.

МККК является субъектом международного права, ему предоставляются все льготы и привилегии, которыми обычно пользуются межправительственные организации. МККК предоставляется юрисдикционный иммунитет, в соответствии с которым МККК не подлежит административному и судебному преследованию, а также гарантируется неприкосновенность его помещения, архивов и другой документации.

Основополагающими принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца являются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство, универсальность.


Контрольные вопросы:


  1. 1. Что такое международное гуманитарное право?

  2. 2. Какие вопросы изучает международное гуманитарное право?

  3. 3. Когда применяется международное гуманитарное право?

  4. 4. Каковы средства и методы ведения военных действий?

  5. 5. Какова квалификация принципов международного гуманитарного права?

  6. 6. Каковы правовые основы деятельности МККК?


Литература:


  1. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М. 1989.

  2. Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М. 1984.

  3. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М.1970.

  4. Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. М. 1995.

  5. Котляров И.И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. М. 1984.

  6. Мелков В.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М. 1989.

  7. Полторак А.И., Савинский М.И. Вооруженные конфликты и международное право. М.1976.

  8. Фуркало В.В. Международная защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев.1986.























1 Интердикт – полное или частичное временное запрещение совершать богослужение и религиозные обряды, налагавшиеся Папой римским или епископами на отдельных лиц либо на определенную территорию (город, государство).