Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18693

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Сохранившиеся исторические памятники свидетельствуют, что государства вели переговоры по таким вопросам, как окончание войн, заключение договоров, оформление союзнических отношений и др. Для ведения переговоров направлялись посольства. Следует иметь в виду, что как в древние времена, так и в последующие на развитие международного права большое влияние оказывали войны.

В основе международно-правовых норм древности лежали обычаи, которые регулировали отношения между племенами, а также между племенами и первыми государствами. Международно-правовые обы­чаи на протяжении столетий оставались основным источником меж­дународного права.

Наряду с обычаями государства для регулирования своих отноше­ний заключали договоры первоначально в устной форме. Появление письменности способствовало дальнейшему развитию договорных отношений между государствами, в том числе в письменной форме.

Одним из древнейших договоров, дошедших до нас, является вы­сеченный на каменном блоке договор о границах, заключенный в 2100 году до н.э. между городами-государствами Лагаш и У мм а в Южной Месопотамии (в Двуречье). В договоре предусматривалось, что гарантами его исполнения выступали боги.

Наибольшую известность получил договор, заключенный в 1296 году до н.э. между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем II, которым устанавливался военный союз: в случае нападения какого-либо врага на владения договаривающихся сторон они обязывались оказать военную помощь друг другу. Такая же по­мощь должна была оказываться и в случае мятежей в подвластных владениях. В договоре предусматривалась также выдача перебежчи­ков со всем имуществом. В качестве гарантов соблюдения договора призывались египетские и хеттские боги и богини. Нарушителю до­говора грозили страшные небесные кары.

В первом тысячелетии до н.э. большую роль в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке играли такие государст­ва, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту. Договоры, которые заклю­чались в это время, также касались вопросов войны, захвата земель, получения дани, образования военных союзов, закрепления династи­ческих связей.

В этом же тысячелетии возникли государства в Древнем Китае и Древней Индии. Исторические памятники свидетельствуют о том, что древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломати­ческие связи, заключали международные договоры. Послы пользова­лись неприкосновенностью. Для разрешения международных вопро­сов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н.э.) был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения внешних врагов за­ключались военные союзы.

На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, ведения перего­воров, способов ведения войны, вопросов международного права. Древнеиндийские государства признавали неприкосновенность по­сольств. Большое значение придавалось международным договорам, которые подразделялись на договоры, заключаемые в мирное время, и договоры, вызванные войной. Считалось, что государства могут отказаться от исполнения договоров только в том случае, если могут дать этому соответствующее обоснование. Особое значение придава­лось правилам ведения войны. В частности, различались справедли­вые и несправедливые войны. Запрещалось использовать отравлен­ное оружие, убивать стариков, женщин и детей, хранителей храмов, пленных. Раненых полагалось отпускать на свободу.


В VIII веке до н.э. возникли древнегреческие города-государства (полисы). В Древней Греции считалось, что только греческие госу­дарства и их колонии подпадают под действие права. Это обусловли­валось тем, что полноправными гражданами считались лишь греки, а негреки относились к варварам.

Древнегреческие государства поддерживали между собой разно­образные связи. Эти связи осуществлялись в ранний период гречес­кой истории специальными представителями государств-полисов – вестниками или глашатаями. Впоследствии отношения между государствами стали поддерживаться путем направления посольств. Во главе посольства стоял посол, которому вручалась грамота, состояв­шая из двух сложенных вместе навощенных дощечек (диплома). От­сюда и происходит слово «дипломатия». Вестники и послы пользова­лись неприкосновенностью и находились под покровительством богов. Договоры между греческими государствами заключались по са­мым различным вопросам. Среди них можно отметить мирные дого­воры, договоры о союзах, об арбитраже, о правовом положении ино­странцев и др. Исполнение договоров обеспечивалось клятвами либо в некоторых случаях заложниками.

Греческие города-полисы заключали союзы двух видов: религиоз­но-политические – амфиктионии (например, Дельфийско-Фермопильская) и военно-политические – симмахии (например, Лакеде-монская, Афинская симмахии, Этолийский и Ахейский союзы). Эти союзы являлись, в сущности, предвестниками современных между­народных организаций. Они действовали на постоянной основе, име­ли высшие органы. Члены союзов, независимо от их величины и значения, имели по одному голосу, а решения принимались большин­ством голосов.

Из-за бесправного положения иностранцев на территории горо­дов-полисов в Древней Греции появился такой институт, как проксения (гостеприимство). Проксеном назначался какой-либо гражданин, главной функцией которого являлось оказание покровительства ино­странцам. Кроме того, проксен защищал интересы иностранного государства и был посредником между таким государством и городом-полисом, гражданином которого он являлся. Некоторые ученые видят в проксении зачатки современного института консулов.

Греческие города-полисы выработали определенные правила, ка­сающиеся войн. В сущности, эти правила являлись определенными международно-правовыми нормами. Среди этих правил можно выде­лить следующие. О начале войны следовало официально объявить. Запрещалось применять отравленное оружие. В то же время убийст­во женщин, детей, стариков в захваченных вражеских городах счи­талось правомерным действием. Греки не знали режима пленных, которых либо убивали, либо обращали в рабство. Существовали и определенные запреты. Так, запрещалось убивать укрывавшихся в храмах. Посягательство на места погребения считалось святотат­ством. Разрешалось хоронить погибших противников. Во время вой­ны между греческими полисами всем грекам разрешалось посещать общественные игры и храмы, приносить жертвоприношения.


Древняя Греция рассматривала войну как крайнее средство. Кро­ме того, войны подразделялись на законные и незаконные. Для веде­ния законной войны необходимы были причины, в качестве которых выступали защита от нападения, исполнение союзных обязательств и др.

Известен был Древней Греции и такой институт, как третейское разбирательство. Чаще всего в качестве третейского суда выступали симмахии. В третейских судах рассматривались вопросы окончания войн, споры о границах и т.д.

В трудах древнегреческих философов и историков (Аристотель, Геродот, Ксенофонт, Платон, Плутарх и др.) можно встретить отдель­ные рассуждения по некоторым вопросам международного права, особенно таким, как война, правовое положение пленных, отноше­ния между греками и варварами.

Значительная роль в становлении международного права принад­лежит Древнему Риму, на международную практику которого оказала влияние Древняя Греция.

Древний Рим осуществлял свои отношения с другими государст­вами с помощью специальной жреческой коллегии фециалов, на ко­торую возлагались функции объявления войны, заключения мира, договоров о дружбе, союзных договоров, охраны международных договоров, предъявления претензий иностранным государствам и др.

Все войны, которые вели римляне, считались справедливыми. К справедливым войнам относились войны, о начале которых забла­говременно объявлялось. Процедура объявления войны осущест­влялась фециалами. При ведении войны римляне не знали никаких ограничений: захваченные города, жители и все имущество счита­лись законной добычей, а пленных либо убивали, либо обращали в рабство.

Однако следует отметить, что римляне считали недопустимым применение отравленного оружия.

Иностранцы, находящиеся на территории Рима, не пользовались какой-либо правовой защитой. Они могли быть обращены в рабство, а имущество захвачено. Из этого положения было исключение в отно­шении лиц, прибывавших из дружественных государств, то есть го­сударств, с которыми Рим заключил договор о дружбе.

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, существовал институт покровительства иностранцам. Данное положение и привело к на­значению специального лица – praetor peregrinus, в функции кото­рого входили дела, связанные с участием иностранцев. В результате деятельности преторов появились правила, определяющие правовое положение иностранцев. В конечном счете в Древнем Риме возникло jus gentium – право народов. Под ним понималось право, которое применялось ко всем лицам – как к римлянам, так и к иностранцам.

В эпоху рецепции римского права в Европе jus gentium привело к возникновению в науке и практике государств понятия «междуна­родное право».

Древний Рим осуществлял свои связи с иностранными государст­вами и с помощью посольств. Посольства направлялись для ведения переговоров, подписания договоров, для арбитражного разрешения споров, заключения мира. Римляне признавали неприкосновенность иностранных послов, в том числе и послов вражеских государств.


Несмотря на то что в Риме право получило значительное развитие, в трудах римских ученых можно обнаружить лишь отдельные выс­казывания, относящиеся к международному праву. В частности, М. Цицерон выделял справедливые войны, к которым относились войны, предварительно объявленные. Д. Ульпиан считал, что к праву народов относятся занятие и укрепление местностей, возведение на них строений, войны, плен, рабство, мирные договоры, перемирие, запрет оскорблять послов.

Римское право оказало большое влияние на последующее разви­тие правовой науки, в том числе и международного права. В част­ности, под влиянием греческих стоиков, римские юристы развили идею естественного права, под которым понималось право, вытека­ющее из природы. В связи с этим естественное право распространяет свое действие на все лица, на все народы. Впоследствии эта идея нашла свое отражение и в международно-правовой науке.

3. Международное право в Средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.)

В 476 году пала Западная Римская империя. Ей на смену пришли европейские государства. Первые из них стали возникать еще до падения Рима.

Процесс становления европейских государств завершился к IX веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался вплоть до появления абсолютистских монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских государств, на территории Римской империи на Ближнем и Среднем Востоке возник Арабский халифат.

Несмотря на то что Средние века характеризуются ведением го­сударствами постоянных войн, развитие государственности, необ­ходимость вступать в разнообразные международные отношения, прежде всего в мирные и торговые, вели к появлению отдельных ин­ститутов международного права. Большую роль на Европейском кон­тиненте играло христианство. В сущности, христианство выступило духовной объединяющей силой европейских государств. Оно ока­зывало смягчающее влияние на суровые международные отношения того периода, ограничивало царящий в те времена произвол. На ка­толических церковных соборах решались не только церковные дела, но и вопросы, относящиеся к международному праву.

С XII века начинается рецепция римского права, в связи с чем на международные позиции государств наравне с Библией и церковными актами стало оказывать влияние и римское право. Именно римское право обусловило развитие ряда институтов международного права, касающихся, например, способов приобретения территории, между­народных договоров. Поскольку римское право в основном было гражданским, то и развивающиеся под влиянием римского права международно-правовые институты приобретали цивилистическую окраску.

С XV века появляются постоянные посольства. Послы, как и прежде, пользуются неприкосновенностью. Принцип неприкосновен­ности распространяется и на помещения, занимаемые посольством. Значительную роль в укреплении принципа неприкосновенности послов сыграла церковь, которая рассматривала послов как находя­щихся под ее покровительством. Приобрел большую остроту вопрос о старшинстве послов.


С XIII века в купеческих колониях итальянских городов-респуб­лик появляются консулы, основной функцией которых было разре­шение споров, между согражданами и защита их интересов в ино­странных государствах, на территории которых они находились.

Иностранцы находились в бесправном положении. Любой иност­ранец, оказавшийся на территории какого-либо феодала без специ­ального разрешения или проживший там больше года, превращался в крепостного, а имущество переходило в собственность феодала. В это же время получило большое распространение береговое право, согласно которому люди, потерпевшие кораблекрушение, и их иму­щество попадали под власть феодала, в чьих владениях находился берег. В целях защиты прав иностранцев в международные договоры стали включаться соответствующие положения.

С XVI века европейские государства стали заключать с мусуль­манскими странами, начиная с Турции, договоры, в которых преду­сматривался режим капитуляций. Сущность режима капитуляций за­ключалась в предоставлении только европейским христианам льгот и изъятий в области судопроизводства, налогов и повинностей.

Получает дальнейшее развитие право международных договоров. Договоры заключаются не только по вопросам, связанным с оконча­нием войны или передачей территории, но и относящимся к развитию и укреплению международных политических и торговых отношений, династических связей. Особое внимание в договорной практике го­сударств уделяется вопросу обеспечения выполнения международ­ных договоров. Основным таким средством являлась торжественная религиозная клятва, сопровождавшаяся целованием креста и Еван­гелия. Нарушителю договора грозили возможность интердикта1 и отлучение от церкви. Однако религиозная клятва постепенно становилась недостаточной, и государства начали прибегать к таким ме­рам, как поручительство (гарантии) третьей стороны (чаще всего Папы римского или императора Священной Римской империи), взя­тие или обмен заложниками, залог ценностей или территорий.

Успехи в мореплавании и судостроении оказывали влияние не только на развитие международных связей, но и на международное право. В частности, в Средние века государства стали претендовать на прилегающие к их берегам морские пространства. Так, Венеция притязала на Адриатическое море, Генуя и Пиза – на Лигурийское, Англия – на прилегающие к ее берегам морские пространства.

Великие географические открытия в XV и XVI веках обусловили притязания таких могущественных в те времена морских держав, как Испания и Португалия, на обширные морские пространства. Чтобы предотвратить военные столкновения, сначала Папа римский Алек­сандр VI в 1493 году утвердил раздел Атлантического океана между Испанией и Португалией, а затем эти государства заключили в 1494 и 1529 годах договоры о разделе между собой земель, которые омыва­лись водами Атлантического, Тихого и Индийского океанов, а также пространства этих океанов.