Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18693
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Сохранившиеся исторические памятники свидетельствуют, что государства вели переговоры по таким вопросам, как окончание войн, заключение договоров, оформление союзнических отношений и др. Для ведения переговоров направлялись посольства. Следует иметь в виду, что как в древние времена, так и в последующие на развитие международного права большое влияние оказывали войны.
В основе международно-правовых норм древности лежали обычаи, которые регулировали отношения между племенами, а также между племенами и первыми государствами. Международно-правовые обычаи на протяжении столетий оставались основным источником международного права.
Наряду с обычаями государства для регулирования своих отношений заключали договоры первоначально в устной форме. Появление письменности способствовало дальнейшему развитию договорных отношений между государствами, в том числе в письменной форме.
Одним из древнейших договоров, дошедших до нас, является высеченный на каменном блоке договор о границах, заключенный в 2100 году до н.э. между городами-государствами Лагаш и У мм а в Южной Месопотамии (в Двуречье). В договоре предусматривалось, что гарантами его исполнения выступали боги.
Наибольшую известность получил договор, заключенный в 1296 году до н.э. между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем II, которым устанавливался военный союз: в случае нападения какого-либо врага на владения договаривающихся сторон они обязывались оказать военную помощь друг другу. Такая же помощь должна была оказываться и в случае мятежей в подвластных владениях. В договоре предусматривалась также выдача перебежчиков со всем имуществом. В качестве гарантов соблюдения договора призывались египетские и хеттские боги и богини. Нарушителю договора грозили страшные небесные кары.
В первом тысячелетии до н.э. большую роль в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке играли такие государства, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту. Договоры, которые заключались в это время, также касались вопросов войны, захвата земель, получения дани, образования военных союзов, закрепления династических связей.
В этом же тысячелетии возникли государства в Древнем Китае и Древней Индии. Исторические памятники свидетельствуют о том, что древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломатические связи, заключали международные договоры. Послы пользовались неприкосновенностью. Для разрешения международных вопросов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н.э.) был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения внешних врагов заключались военные союзы.
На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, ведения переговоров, способов ведения войны, вопросов международного права. Древнеиндийские государства признавали неприкосновенность посольств. Большое значение придавалось международным договорам, которые подразделялись на договоры, заключаемые в мирное время, и договоры, вызванные войной. Считалось, что государства могут отказаться от исполнения договоров только в том случае, если могут дать этому соответствующее обоснование. Особое значение придавалось правилам ведения войны. В частности, различались справедливые и несправедливые войны. Запрещалось использовать отравленное оружие, убивать стариков, женщин и детей, хранителей храмов, пленных. Раненых полагалось отпускать на свободу.
В VIII веке до н.э. возникли древнегреческие города-государства (полисы). В Древней Греции считалось, что только греческие государства и их колонии подпадают под действие права. Это обусловливалось тем, что полноправными гражданами считались лишь греки, а негреки относились к варварам.
Древнегреческие государства поддерживали между собой разнообразные связи. Эти связи осуществлялись в ранний период греческой истории специальными представителями государств-полисов – вестниками или глашатаями. Впоследствии отношения между государствами стали поддерживаться путем направления посольств. Во главе посольства стоял посол, которому вручалась грамота, состоявшая из двух сложенных вместе навощенных дощечек (диплома). Отсюда и происходит слово «дипломатия». Вестники и послы пользовались неприкосновенностью и находились под покровительством богов. Договоры между греческими государствами заключались по самым различным вопросам. Среди них можно отметить мирные договоры, договоры о союзах, об арбитраже, о правовом положении иностранцев и др. Исполнение договоров обеспечивалось клятвами либо в некоторых случаях заложниками.
Греческие города-полисы заключали союзы двух видов: религиозно-политические – амфиктионии (например, Дельфийско-Фермопильская) и военно-политические – симмахии (например, Лакеде-монская, Афинская симмахии, Этолийский и Ахейский союзы). Эти союзы являлись, в сущности, предвестниками современных международных организаций. Они действовали на постоянной основе, имели высшие органы. Члены союзов, независимо от их величины и значения, имели по одному голосу, а решения принимались большинством голосов.
Из-за бесправного положения иностранцев на территории городов-полисов в Древней Греции появился такой институт, как проксения (гостеприимство). Проксеном назначался какой-либо гражданин, главной функцией которого являлось оказание покровительства иностранцам. Кроме того, проксен защищал интересы иностранного государства и был посредником между таким государством и городом-полисом, гражданином которого он являлся. Некоторые ученые видят в проксении зачатки современного института консулов.
Греческие города-полисы выработали определенные правила, касающиеся войн. В сущности, эти правила являлись определенными международно-правовыми нормами. Среди этих правил можно выделить следующие. О начале войны следовало официально объявить. Запрещалось применять отравленное оружие. В то же время убийство женщин, детей, стариков в захваченных вражеских городах считалось правомерным действием. Греки не знали режима пленных, которых либо убивали, либо обращали в рабство. Существовали и определенные запреты. Так, запрещалось убивать укрывавшихся в храмах. Посягательство на места погребения считалось святотатством. Разрешалось хоронить погибших противников. Во время войны между греческими полисами всем грекам разрешалось посещать общественные игры и храмы, приносить жертвоприношения.
Древняя Греция рассматривала войну как крайнее средство. Кроме того, войны подразделялись на законные и незаконные. Для ведения законной войны необходимы были причины, в качестве которых выступали защита от нападения, исполнение союзных обязательств и др.
Известен был Древней Греции и такой институт, как третейское разбирательство. Чаще всего в качестве третейского суда выступали симмахии. В третейских судах рассматривались вопросы окончания войн, споры о границах и т.д.
В трудах древнегреческих философов и историков (Аристотель, Геродот, Ксенофонт, Платон, Плутарх и др.) можно встретить отдельные рассуждения по некоторым вопросам международного права, особенно таким, как война, правовое положение пленных, отношения между греками и варварами.
Значительная роль в становлении международного права принадлежит Древнему Риму, на международную практику которого оказала влияние Древняя Греция.
Древний Рим осуществлял свои отношения с другими государствами с помощью специальной жреческой коллегии фециалов, на которую возлагались функции объявления войны, заключения мира, договоров о дружбе, союзных договоров, охраны международных договоров, предъявления претензий иностранным государствам и др.
Все войны, которые вели римляне, считались справедливыми. К справедливым войнам относились войны, о начале которых заблаговременно объявлялось. Процедура объявления войны осуществлялась фециалами. При ведении войны римляне не знали никаких ограничений: захваченные города, жители и все имущество считались законной добычей, а пленных либо убивали, либо обращали в рабство.
Однако следует отметить, что римляне считали недопустимым применение отравленного оружия.
Иностранцы, находящиеся на территории Рима, не пользовались какой-либо правовой защитой. Они могли быть обращены в рабство, а имущество захвачено. Из этого положения было исключение в отношении лиц, прибывавших из дружественных государств, то есть государств, с которыми Рим заключил договор о дружбе.
В Древнем Риме, как и в Древней Греции, существовал институт покровительства иностранцам. Данное положение и привело к назначению специального лица – praetor peregrinus, в функции которого входили дела, связанные с участием иностранцев. В результате деятельности преторов появились правила, определяющие правовое положение иностранцев. В конечном счете в Древнем Риме возникло jus gentium – право народов. Под ним понималось право, которое применялось ко всем лицам – как к римлянам, так и к иностранцам.
В эпоху рецепции римского права в Европе jus gentium привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право».
Древний Рим осуществлял свои связи с иностранными государствами и с помощью посольств. Посольства направлялись для ведения переговоров, подписания договоров, для арбитражного разрешения споров, заключения мира. Римляне признавали неприкосновенность иностранных послов, в том числе и послов вражеских государств.
Несмотря на то что в Риме право получило значительное развитие, в трудах римских ученых можно обнаружить лишь отдельные высказывания, относящиеся к международному праву. В частности, М. Цицерон выделял справедливые войны, к которым относились войны, предварительно объявленные. Д. Ульпиан считал, что к праву народов относятся занятие и укрепление местностей, возведение на них строений, войны, плен, рабство, мирные договоры, перемирие, запрет оскорблять послов.
Римское право оказало большое влияние на последующее развитие правовой науки, в том числе и международного права. В частности, под влиянием греческих стоиков, римские юристы развили идею естественного права, под которым понималось право, вытекающее из природы. В связи с этим естественное право распространяет свое действие на все лица, на все народы. Впоследствии эта идея нашла свое отражение и в международно-правовой науке.
3. Международное право в Средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.)
В 476 году пала Западная Римская империя. Ей на смену пришли европейские государства. Первые из них стали возникать еще до падения Рима.
Процесс становления европейских государств завершился к IX веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался вплоть до появления абсолютистских монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских государств, на территории Римской империи на Ближнем и Среднем Востоке возник Арабский халифат.
Несмотря на то что Средние века характеризуются ведением государствами постоянных войн, развитие государственности, необходимость вступать в разнообразные международные отношения, прежде всего в мирные и торговые, вели к появлению отдельных институтов международного права. Большую роль на Европейском континенте играло христианство. В сущности, христианство выступило духовной объединяющей силой европейских государств. Оно оказывало смягчающее влияние на суровые международные отношения того периода, ограничивало царящий в те времена произвол. На католических церковных соборах решались не только церковные дела, но и вопросы, относящиеся к международному праву.
С XII века начинается рецепция римского права, в связи с чем на международные позиции государств наравне с Библией и церковными актами стало оказывать влияние и римское право. Именно римское право обусловило развитие ряда институтов международного права, касающихся, например, способов приобретения территории, международных договоров. Поскольку римское право в основном было гражданским, то и развивающиеся под влиянием римского права международно-правовые институты приобретали цивилистическую окраску.
С XV века появляются постоянные посольства. Послы, как и прежде, пользуются неприкосновенностью. Принцип неприкосновенности распространяется и на помещения, занимаемые посольством. Значительную роль в укреплении принципа неприкосновенности послов сыграла церковь, которая рассматривала послов как находящихся под ее покровительством. Приобрел большую остроту вопрос о старшинстве послов.
С XIII века в купеческих колониях итальянских городов-республик появляются консулы, основной функцией которых было разрешение споров, между согражданами и защита их интересов в иностранных государствах, на территории которых они находились.
Иностранцы находились в бесправном положении. Любой иностранец, оказавшийся на территории какого-либо феодала без специального разрешения или проживший там больше года, превращался в крепостного, а имущество переходило в собственность феодала. В это же время получило большое распространение береговое право, согласно которому люди, потерпевшие кораблекрушение, и их имущество попадали под власть феодала, в чьих владениях находился берег. В целях защиты прав иностранцев в международные договоры стали включаться соответствующие положения.
С XVI века европейские государства стали заключать с мусульманскими странами, начиная с Турции, договоры, в которых предусматривался режим капитуляций. Сущность режима капитуляций заключалась в предоставлении только европейским христианам льгот и изъятий в области судопроизводства, налогов и повинностей.
Получает дальнейшее развитие право международных договоров. Договоры заключаются не только по вопросам, связанным с окончанием войны или передачей территории, но и относящимся к развитию и укреплению международных политических и торговых отношений, династических связей. Особое внимание в договорной практике государств уделяется вопросу обеспечения выполнения международных договоров. Основным таким средством являлась торжественная религиозная клятва, сопровождавшаяся целованием креста и Евангелия. Нарушителю договора грозили возможность интердикта1 и отлучение от церкви. Однако религиозная клятва постепенно становилась недостаточной, и государства начали прибегать к таким мерам, как поручительство (гарантии) третьей стороны (чаще всего Папы римского или императора Священной Римской империи), взятие или обмен заложниками, залог ценностей или территорий.
Успехи в мореплавании и судостроении оказывали влияние не только на развитие международных связей, но и на международное право. В частности, в Средние века государства стали претендовать на прилегающие к их берегам морские пространства. Так, Венеция притязала на Адриатическое море, Генуя и Пиза – на Лигурийское, Англия – на прилегающие к ее берегам морские пространства.
Великие географические открытия в XV и XVI веках обусловили притязания таких могущественных в те времена морских держав, как Испания и Португалия, на обширные морские пространства. Чтобы предотвратить военные столкновения, сначала Папа римский Александр VI в 1493 году утвердил раздел Атлантического океана между Испанией и Португалией, а затем эти государства заключили в 1494 и 1529 годах договоры о разделе между собой земель, которые омывались водами Атлантического, Тихого и Индийского океанов, а также пространства этих океанов.