Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18660

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

  • право на социальное обеспечение;

  • право на труд и защиту от безработицы;

  • право на равную оплату за равный труд;

  • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи;

  • особое попечение и помощь материнству и младенчеству;

  • право на образование;

  • право свободно участвовать в культурной жизни общества;

  • право на защиту моральных и материальных интересов авторов трудов в области культуры и науки.

Заключительные статьи Декларации прав человека, а именно, статьи 28, 29, 30 определяют условия и требования, необходимые для осуществления провозглашенных в ней прав человека. К таковым относятся:

  • наличие социального и международного порядка;

  • необходимость иметь не только права, но и обязанности;

  • необходимость некоторых ограничений, которые обеспечивают должное признание и уважение прав и свобод граждан, удовлетворяют справедливые требования морали. общественного порядка;

  • выполнение целей и принципов Организации Объединенных Наций .

Всеобщая Декларация прав человека 1948 года была первым этапом выполнения задачи обеспечения прав человека. Немало лет потребовалось международному сообществу для принятия других документов, которые бы конкретизировали и уточняли положения Декларации. Работа Организации Объединенных Наций по защите прав человека продолжилась в 1966 году. Международное сообщество, принимая два Пакта – Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный Пакт о гражданских и политических правах, достигли согласия по содержанию каждой нормы, провозглашенной во Всеобщей Конвенции 1948 г. Кроме того, вышеперечисленные документы детализировали провозглашенные права человека и определили условия их реализации.

В Пактах введено ограничение на права и свободы. Эти ограничения возможны в случаях государственной безопасности, поддержания общественного порядка, прав и свобод других граждан. Важное положение отражено в статье 20 Международного Пакта о гражданских и политических правах: «1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

Таким образом, Пакты о правах человека отражают стремление народов мира к прогрессивному развитию экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав человека.

Пакты о правах человека имеют дополнительные Протоколы, в которых определяется возможность отдельных лиц подавать жалобы на нарушение их прав. В декабре 1989 г. принимается дополнительный протокол об отмене смертной казни. В отличие от Всеобщей Декларации 1948 года, Пакты представляют собой юридически обязательные договоры для государств-участников. Государства принимают на себя обязательство соблюдать определенные процедуры, например, предоставлять ежегодные доклады о выполнении взятых на себя обязательств. Важно отметить, что рассматриваемые Пакты, дополнительные Протоколы и Всеобщая Декларация прав человека составляют Хартию прав человека или международный Билль о правах человека.


Республика Казахстан, являясь суверенным государством, привела конституционные нормы в соответствие с Всеобщей Декларацией прав человека.

После окончания второй мировой войны стали создаваться не только универсальные, но и региональные институты и нормы, организации, определяющие статус личности. Одной из таких организаций является Совет Европы, созданный в 1950 году. В рамках данной региональной организации принимаются основополагающие документы, на которых основывается деятельность Совета Европы по защите прав человека: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная Хартия.

При обсуждении будущего проекта документов, участники соглашений поставили перед собой цель предпринять «первые шаги» для осуществления некоторых прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека. Европейская конвенция содержит лишь некоторые права и свободы, закрепленные во Всеобщей декларации и Пактах о правах человека. Бесспорным достоинством европейских документов является то, что они постоянно развиваются и дополняются новыми документами. К примеру, дополнительные протоколы к Конвенции включают практически всю систему гражданских и политических прав.

Европейская Конвенция создала механизм имплементации, т.е. осуществление международно-правовых и национальных норм во исполнение международно-правовых, а также создание определенных условий для такого осуществления. Реализация механизма имплементации заключается в создании двух органов – Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Эти органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государства, так и физических лиц. Однако процедура рассмотрения жалоб довольна сложна. К примеру, Комиссия должна удостовериться, что исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок принятия решения на национальном уровне. Условия членства в Совете Европы требуют создания эффективных механизмов защиты прав и свобод человека, а также – системы гарантий.

При вступлении государства в Совет Европы, последнему необходимо не только присоединиться к Европейской Конвенции, но и внести необходимые изменения в свое национальной законодательство, вытекающие из прецедентного права. Именно прецедентное право является основой для существования документов, принятых Советом Европы.

Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная Хартия обеспечивают высокий уровень защиты прав человека в Европе, определяют не только региональный, но и мировой стандарт их защиты.

В силу того, что в период детства формируются самые лучшие физические и психологические характеристики будущего гражданина общества, международное сообщество обращает внимание на необходимость особой правовой защиты детей. Организация Объединенных Наций в 1959 году принимает Декларацию о правах ребенка, которая, как мы отмечали ранее, носит рекомендательный характер. В ней нашли отражение основные идеи по улучшению положения детей. Позже, а именно, через 20 лет начинается работа над Проектом Конвенции о правах ребенка. Эта работа завершилась через 10 лет, т.е. в 1989 году Конвенция о правах ребенка принимается международным сообществом. Республика Казахстан приняла на себя обязательства по выполнению договорных положений этого документа в 1993году. Кстати, это был первый международно-правовой акт по вопросам прав человека, который ратифицировала Республика Казахстан. Конвенция о правах ребенка – это международный стандарт правового положения детей в обществе. Очень часто этот документ называют «Великой Хартией вольностей для детей», «мировой конституцией прав ребенка». Этот документ устанавливает, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста…»


Общими принципами Конвенции являются:

  • принцип недискриминации – это отсутствие ограничений, ущемлений;

  • необходимость специальной охраны и заботы о ребенке;

  • государственное обеспечение интересов ребенка;

  • признание права ребенка на жизнь, выживание и развитие;

  • уважение индивидуальности ребенка и его взглядов;

  • признание ответственности родителей за детей;

  • возможность альтернативного ухода за ребенком.

Какие права ребенка провозглашены в Конвенции 1989 года как наиболее важные для его жизни и развития?

право на жизнь, выживание и развитие;

право иметь свое имя и гражданство;

право на сохранение индивидуальности;

право не разлучаться со своими родителями;

свобода выражения своего мнения:

свобода мысли, совести и религии;

свобода ассоциаций и мирных собраний;

право на образование и профессиональную подготовку;

право на медицинское обслуживание.

Особое внимание уделено защите прав детей, которые оказались в сложных, кризисных ситуациях. К ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей или оказавшиеся в неблагоприятной семейной обстановке; дети, страдающие серьезными физическими и психическими недугами; дети, подвергнутые сексуальному насилию или эксплуатации; дети- наркоманы; дети, нарушившие закон, дети, лишенные свободы; дети – беженцы, дети, находящиеся в районе вооруженного конфликта.

Существуют специальные меры защиты прав ребенка. Государства обязуются принять все меры по предотвращению похищения детей, торговли детьми, защиты от всех форм сексуального насилия и эксплуатации.

Конвенция о правах ребенка, во-первых, гарантируют свободу и достоинство детей; во-вторых, определяет условия, при которых ребенок может развиваться как личность; в третьих, - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права.

Государство обязано следить за тем, чтобы родители, а если их нет, то – опекуны, должным образом реализовали свои обязанности по отношению к детям. Например, государство не может принудить членов семьи любить и уважать друг друга, но защитить маленьких членов общества от жестокого обращения, насилия может и должно.

Республика Казахстан, являясь суверенным государством, выполняет принятые на себя обязательства в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 года. Наше государство определяет правовое положение детей в Конституции Республики Казахстан 1995 г, Гражданском, Уголовном, Административном Кодеках Республики Казахстан, законах «О гражданстве», « Об образовании», законе о Браке и Семье и многих других нормативных актах.

  • В статье 27 Конституции Республики Казахстан 1995 года провозглашено:

  1. Брак и семья, материнство и детство находятся под защитой государства;

  2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей;

  3. Совершенннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.”


  • В статье 52 Закона Республики Казахстан о браке и семье 1999 г. сказано:

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

  • План действий на Десятилетие образования в области прав человека ООН, принятый на 49 сессии Генеральной Ассамблеи ООН на 1995-2004 г.г. предусматривает: «Десятилетие… основывается на положениях международных документов в области прав человека, с особым упором на те положения, которые касаются образования в области прав человека, включая статью 26 Всеобщей декларации прав человека, статью 13 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, статью 29 Конвенции о правах ребенка…»

  • Статья 8 , 12 Европейской конвенции по правам человека, статья 5 Протокола № 7 определяет сущность семьи, правовые последствия распада семьи, правовой статус внебрачных детей. (казахстанское законодательство обеспечивает равные права как для детей, рожденных в законном браке, так и вне такового).

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Несмотря на то, что защита права на жизнь является обязанностью государства, оно часто нарушается. Имеются достоверные данные о многих случаях смерти в заключении, а также о случаях исчезновения людей. К сожалению, нельзя сказать, что количество подобных случаев уменьшается. Эти случаи, также как и применение пыток, представляют наиболее злостное нарушение прав человека и требуют постоянного внимания международного сообщества. Право на жизнь – это основное право человека. Это логическая предпосылка для всей системы прав человека. Учитывая отсутствие уважения к человеческой жизни, проявившиеся во время второй мировой войны, естественно, что послевоенные документы по правам человека начинались с права на жизнь. Например, ст. 3 Всеобщей декларации прав человека определяет право на жизнь, на свободу неприкосновенности. Но ни Декларация 1948 г., ни Европейская конвенция 1950 не содержат положения об отмене смертной казни. Глава 6 Пакта о гражданских и политических правах содержит ряд ограничений на вынесение смертного приговора. Впервые правовые положения об отмене смертной казни появляются в Протоколе №6 к Европейской конвенции в 1985 году. Нарушение права человека на жизнь проявляется в лишение жизни; отсутствие надлежащих государственных мер к обеспечению права на достойный жизненный уровень.

Статья 15 Конституции Республики Казахстан гласит: «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании».


Такая высшая мера наказания существует во многих странах, так как считается, что смертная казнь является справедливым наказанием за убийство и что смертный приговор служит средством устрашения для тех, кто может захотеть совершить подобное преступление. Будет ли смертная казнь сдерживать преступность? Это вопрос, на который трудно ответить. Нет веских доказательств в поддержку убеждения, что смертный приговор является эффективным методом устрашения. Более того, надо отдавать отчет в том, что если при вынесении приговора совершена ошибка, то ее уже нельзя исправить.

Общественное мнение, поддерживающее или осуждающее смертную казнь, меняется в зависимости от обстоятельств. Число противников смертной казни немедленно увеличивается, когда имеется много судебных ошибок, приводящих к казни невинных людей. Настрой общественного немедленно изменяется на противоположный, когда совершается всего одно, но очень жестокое преступление. Или появляются «новые преступления», такие как угон самолетов, политический терроризм или похищение людей.

На настроения общественности в вопросе о смертной казни очень сильно влияют эмоциональные факторы, и следует заметить, что правительства нередко принимают законы с учетом тенденций текущего момента. Например, при введении в государстве чрезвычайного или осадного положения, право вынесения смертных приговоров отдается военным трибуналам или правительству.

Смертная казнь нередко применялась в прошлом и в настоящем используется репрессивными режимами как средство подавления любой оппозиции, сохранения социальной несправедливости. Проблема смертной казни имеет самое прямое отношение к защите прав человека на международном уровне. Эту проблему важно рассматривать во взаимозависимости социально-экономических, политико-правовых и духовно-нравственных факторов.

Много дискуссий в обществе вызывает проблема эвтаназии. Слово «эвтаназия» происходит от греческих слов eu – хорошо и thanatos – смерть, что означает удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами. Сюда же можно отнести прекращение искусственных мер по поддержанию жизни. Согласно казахстанского законодательства по охране здоровья граждан, медицинскому персоналу запрещено осуществление эвтаназии. При нарушении данного положения наступает уголовная ответственность.

Уголовное законодательство Республики Казахстан определяет, что смертная казнь – исключительная мера наказания. Приводится смертная казнь в исполнение через расстрел. Эта исключительная мера наказания устанавливается только за особо тяжкие преступления. К ним относятся:

  • преступления, посягающие на жизнь человека;

  • преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке;

  • государственная измена;

  • преступления против мира и безопасности человечества;

  • за особо тяжкие военные преступления.