Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18165

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) имеет следующие основные цели:

  • поощрение и расширение по мере возможности помощи развивающимся странам в развитии и ускорении индустриализации;

  • помощь развивающимся странам в создании и укреплении учреждений в области инфраструктуры и отраслей промышленности, а также содействие в самообеспечении этих государств;

  • оказание помощи в консультациях, переговорах между развитыми и развивающимися странами;

  • предпринимать специальные меры, направленные на то, чтобы развивать сотрудничество между развивающимися странами и между развитыми и развивающимися странами.

Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, с 1995 года Всемирная Торговая Организация - ВТО) является важнейшим межгосударственным, универсальным (всемирным) по своему характеру объединение государств, которое существует и функционирует вне рамок ООН, но в контакте с ней. Это единственное многостороннее соглашение в современном мире, которое устанавливает согласованные правила международной торговли. Основная цель этой экономической организации – либерализация мировой торговли и создание стабильной основы для того, чтобы содействовать экономическому росту, развитию и благосостоянию народов мира. ГАТТ (ВТО) - главный орган по созданию норм осуществления мировой торговли и санкций за их нарушение; орган, занимающийся снижением торговых и иных барьеров на пути конкуренции на международном рынке; орган, регулирующий торговые споры.

Соглашение ГАТТ - это кодекс международной торговли. Главными принципами данной международной экономической организации являются:

  • принцип наибольшего благоприятствования;

  • меры по защите отечественной промышленности должны проводиться преимущественно через таможенные тарифы, а не иные торговые средства;

  • тарифы подлежат постоянному снижению на основе многосторонних переговоров;

  • проблемы должны решаться договаривающимися сторонами путем совместных консультаций.


Контрольные вопросы:


  1. Каковы основные этапы становления международного экономического права?

  2. Какие события повлияли на возникновение международного экономического права?

  3. Какова система основных и специальных принципов международного экономического права?

  4. В чем специфика источников международного экономического права?

  5. Перечислите виды экономических договоров.

  6. Какова роль специализированных учреждений ООН в сфере международных экономических отношений?



Литература:


  1. Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М. 1984

  2. Богуславский М.М. Международное экономическое право. М. 1986

  3. Валовой Д.В. Рыночная экономика: возникновение, эволюция и сущность. М. 1997.

  4. Валовой Д.В. Тайны овального зала Кремля. М. 1991.

  5. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М. 1994.

  6. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М. 2000.

  7. Кучер Б.М. Международный экономический правопорядок. Вопросы правового регулирования международных экономических отношений. Киев. 1988.

  8. Маукенов Б.К. Проблемы регулирования межгосударственных экономических отношений. Алматы. 1999.

  9. Международные экономические организации. Авторский коллектив. Учебник. Алматы. Данекер. 2001.

  10. ООН и проблемы перестройки международных экономических отношений. (Отв. ред. А.П. Огнев). М. 1987.

  11. Право и внешнеэкономическая деятельность в Республике Казахстан.//Отв. ред. М.К Сулейменов. Алматы: КазГЮА. 2001.

  12. Право и иностранные инвестиции в Казахстане.//Под ред М.К Сулейменова, Алматы. 1997.

  13. Шатров В.П. Международное экономическое право. Учебное пособие- М. 1990.

  14. В.М. Шумилов. Международное экономическое право. М. 1999.































Глава 17. Международное экологическое право.


17.1. Понятие и содержание международного экологического права.

17.2. Источники международного экологического права.

17.3. Система принципов международного экологического права.

17.4. Международные организации в международном экологическом праве.


17.1. Понятие и содержание международного экологического права.


Международное экологическое право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих действия государств по предотвращению и устранению ущерба различного вида и из различных источников, наносимого национальным системам окружающей среды отдельных государств и системам окружающей среды за пределами действия национальной юрисдикции.

Вредное воздействие на экологию оказывают самые различные виды загрязнения. Нормы международного экологического права обеспечивают прекращение, ограничение или предотвращение вредных последствий. Один и тот же природный объект может подвергаться одновременно различным видам воздействия. При этом в отдельности, это воздействие может быть безвредным, а в совокупности – наносит вредный результат.

В разное время, разные авторы применяли различную терминологию для обозначения содержания этой отрасли права. Наиболее распространенными были такие названия как «международно-правовая охрана природы», «международно-правовая охрана окружающей среды», «международное природоохранительное право», «международное право окружающей среды», наконец, «международное экологическое право». Последний вариант в полном объеме отражает содержание этой отрасли права.

Основными объектами международно-правовой охраны окружающей среды являются:

  • суша, недра, Мировой океан, небесные тела, воздушное пространство, космическое пространство, флора и фауна земли;

  • основные источники загрязнения: а) промышленные химические отходы, ядерное оружие, нефть и газ, транспортные средства; б) правомерная и неправомерная деятельность человека;

Международное сообщество заинтересовано в специальном правовом регулировании данной области общественных отношений. Этому подтверждение – увеличение двусторонних и многосторонних договоров по вопросам экологического развития. Представительные международные организации в повестку дня включают вопросы природопользования.

Международное экологическое право – сравнительно молодая отрасль современного международного права. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды создает все необходимые предпосылки для обеспечения международной экологической безопасности. Международное сообщество призывает не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду. Запрещается преднамеренное изменение динамики, состояния, структуры Земли. Международное экологическое право запрещает субъектам международного права помогать кому-либо, поощрять, побуждать кого-либо к осуществлению военного использования средств воздействия на природную среду. Это возможно только в мирных целях. Целью международного сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды являются:


  • охранять человека и окружающую его среду от загрязнения воздуха;

  • ограничивать, сокращать и предотвращать загрязнение воздуха от источников, находящихся на государственной территории;

  • разрабатывать стратегию борьбы с выбросами загрязнителей воздуха с помощью обмена информацией, консультаций, научных исследований и мониторинга;

  • разрабатывать наилучшие системы регулирования качества воздуха, меры по борьбе с его загрязнением:

  • принимать любые законные меры по запрещению и предотвращению любой противоречащей деятельности.


17.2. Источники международного экологического права.


Первая многосторонняя конференция специально по вопросам охраны окружающей среды была созвана в Стокгольме в 1972 году. Она положила начало осуществлению Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

На XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция « Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды».

Позже, Хельсинский Заключительный акт 1975 года содержит специальный раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды».

В данном документе были обозначены перспективы такого рода сотрудничества. В частности, международное сотрудничество исходило из того, что защита и улучшение окружающей среды, а также охрана природы и рациональное использование ее ресурсов в интересах настоящего и будущего человечества является одной из задач, имеющих большое значение для экономического развития. Государства должны понимать, что проводимая на их территории деятельность не должна быть причиной ухудшения окружающей среды другого государства. Заключительный Акт в Хельсинки определил цели сотрудничества в рассматриваемой области. К таковым относились:

  • изучение проблем окружающей среды, поощрение развития комплексного научного подхода к проблемам окружающей среды;

  • повышение эффективности национальных и международных мер по защите окружающей среды путем сопоставления и гармонизации методов, используемых для сбора и анализа фактов, расширения знаний по проблемам загрязнения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  • принятие всех необходимых мер для сближения политики в области окружающей среды и, где это целесообразно и возможно, для их гармонизации;

  • поощрение усилий, предпринимаемых на национальном и международном уровнях заинтересованными организациями, предприятиями и фирмами в области разработки, производства и совершенствования оборудования, предназначенного для защиты и улучшения окружающей среды и наблюдений за ее состоянием.

Этим программным документам были обозначены области сотрудничества международного сообщества:

  1. Борьба с загрязнением воздуха.

  2. Охрана вод от загрязнения и использования пресных вод.

  3. Охрана морской среды.

  4. Почвы и использование земель.

  5. Охрана природы и заповедников.

  6. Улучшение состояния окружающей среды и населенных пунктов.

  7. Фундаментальные исследования, наблюдения, прогноз и оценка изменений в окружающей среде.

  8. Правовые и административные меры.


Формами такого рода сотрудничества были избраны: обмен научно-технической информацией и результатами исследований; организация конференций, симпозиумов и совещаний экспертов; обмен научными работниками, специалистами и стажерами; совместная разработка и осуществление программ и проектов по изучению и решению различных проблем охраны окружающей среды.

В 1979 году состоялось совещание в Женеве, которое выработало следующие документы: Конвенцию о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния; резолюцию о практических мерах до вступления в силу данной конвенции; декларацию о малоотходной и безотходной технологии и использовании отходов. В соответствии с правовыми нормами этих документов, государства-участники обязуются не увеличивать, а затем уменьшить выбросы загрязнения в атмосферу, отрицательно влияющих на здоровье людей, растительный и животный мир. Вступление в силу этих документов создало предпосылки для других международно-правовых акций по охране окружающей среды не только в Европе, но и на других континентах.

В июне 1992 года в Рио-де Жанейро была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На повестке дня стояли принципиальные вопросы взаимодействия окружающей среды и экономического развития, создание условий для глобального партнерства в целях сохранения и защиты экосистемы Земли. В 1992 году были приняты важнейшие источники международного экологического прав, а именно: Декларация Рио об окружающей среде и развитии; Конвенция о биологическом разнообразии, Рамочная конвенция об изменении климата. Была принята Повестка дня XXI века. Этот документ представляет собой всеобъемлющий свод рекомендаций государствам, правительствам, межправительственным и неправительственным организациям в новом столетии,выполнение которых обеспечит защиту окружающей среды.


17.3. Система принципов международного экологического права.


Система принципов международного экологического права представлена следующим:

  • принцип международного природоохранительного сотрудничества государств и других субъектов международного права;

  • принцип непричинения вреда окружающей среде;

  • принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности;

  • принцип рационального использования окружающей среды;

  • окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием всего человечества;

  • принцип международной ответственности за экологический ущерб;

  • принцип свободы исследования и использования окружающей среды и ее компонентов.

Конференция 1992 года в Рио-де-Жанейро обогатила существующую систему принципов международного экологического права новым содержанием. Была предложена новая классификация принципов, а именно:


  1. Принципы соблюдения прав человека в области охраны окружающей среды.

  2. Принципы сотрудничества государства в области охраны окружающей среды.

  3. Принципы устойчивого развития человеческого общества.

  4. Принципы мира и мирного разрешения экологических споров.

Основополагающими идеями, началами международного экологического права стали следующие тезисы:

  • защита окружающей среды – составная часть процесса развития;

  • принятие государствами эффективных законов в области охраны окружающей среды;

  • предупреждение фактов перемещения в другие государства загрязнителей, наносящих ущерб окружающей среде и человеку;

  • взаимная информация о мероприятиях, которые могут иметь негативные трансграничные последствия для окружающей среды;

  • глобальное партнерство государств в целях сохранения экосистемы Земли;

  • своевременное разрешение проблем ухудшения состояния окружающей среды;

  • оценка экологических последствий предполагаемой деятельности;

  • принятие мер предосторожности и предупреждение случаев ухудшения состояния окружающей среды;

  • уважение норм и принципов международного права и обеспечение защиты окружающей среды в период вооруженных конфликтов.


17.4. Международные организации в международном экологическом праве.


Решение проблем охраны окружающей среды включает в сферу деятельности все большее количество международных организаций. Международные организации общей компетенции занимаются вопросами окружающей среды. К ним относится Организация Объединенных Наций, ее специализированные учреждения. В 1972 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Уставные положения специализированных учреждений ООН прямо не устанавливают их обязательств в области международного экологического права. Вместе с тем, отдельные аспекты охраны окружающей среды подтверждается практическим участием данных учреждений в природоохранительном сотрудничестве. Взаимосвязь проблем окружающей среды с основными целями того или иного специализированного учреждения ООН носит различный характер. Например, выполнение уставных положений Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) связано с использованием элементов природы в целях сельскохозяйственного производства, рациональному использованию природных ресурсов. Другие специализированные учреждения, например, ИМО, ИКАО, МАГАТЭ, призваны обеспечить безопасное использование морской, воздушной среды, энергии. Вопросы улучшения конкретных условий жизни людей- здоровья, рабочей силы, окружающей среды в целом – рассматриваются в деятельности ВОЗ.ЮНЕСКО,МОТ.


Контрольные вопросы:


  1. Какова история зарождения международного экологического права?

  2. Каковы источники международного экологического права?

  3. Каковы цели и сферы сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды?

  4. Перечислите специальные принципы международного экологического права.

  5. В чем особенности принципов Рио?