Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18172

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В мировой практике отношение к глобализации неоднозначно. Это обусловлено ее противоречивым воздействием на многочисленные субъекты мировой экономики. Этот процесс характеризуется усилением взаимовлияния и взаимопроникновения национальных экономических систем, их всеобщего участия в международном обменном процессе. Последнее осуществляется под воздействием конкуренции и динамичного развития научно-технического прогресса. Имеются некоторые последствия глобализации на национальную экономику. В первую очередь это характеризуется чрезвычайно возросшими требованиями к конкурентоспособности национальной экономики. С другой стороны, вследствие интеграции экономик государств наблюдается резкое усиление взаимозависимости участников мировых экономических отношений.

История развития человечества доказала, что любое явление, которое решает важнейшие проблемы, имеет негативные последствия. Этим объясняется, на наш взгляд, все более проявляющаяся нестабильность, неустойчивость развития современного общества. Особенно это проявляется в создании самых серьезных экономических проблем.

Основными источниками международного экономического права являются международный договор и международный обычай.

Все международные договоры в сфере экономических отношений можно условно разделить на политические договоры, нормативное содержание которых направлено на решение важных экономических вопросов; на экономические - в собственном смысле этого слова; учредительные документы международных организаций, отдельные положения которых посвящены экономическим проблемам, а также уставы международных экономических организаций.

К первой категории международных экономических договоров относятся заключаемые между государствами политические договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, а также другие его вариации- договоры об основах взаимоотношений, договоры о принципах сотрудничества. Например, Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией 1992 года в статьях с 16 по 22 оговаривает обязанности государств в экономической политике. «Высокие Договаривающиеся стороны будут содействовать расширению и углублению равноправного и взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества хозяйствующих субъектов всех уровней с целью использования их потенциалов для формирования эффективного общего экономического пространства» - часть 1 статьи 16.

Ко второй категории относятся двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты сферы межгосударственных экономических отношений. Об этом подробно изложено в пункте 16.3. «Международные экономические договоры».

Третья категория договорных норм экономического права устанавливает систему принципов и правовых норм взаимодействия государств-членов международной организации с третьими. К таковым относятся Устав ООН, Устав ВТО (ГАТТ), Устав МАГАТЭ.


Международный обычай как форма источников международного экономического права встречается, чаще всего, в торговой практике государств, в торговом мореплавании.

В становлении международного экономического права большая роль принадлежит вспомогательным источникам права, а именно – резолюциям и рекомендациям международных экономических организаций. К таковым относятся: Женевские принципы 1964 года, Декларация об установлении НМЭП 1974 года. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года. Вышеперечисленное относится к актам постоянных международных организаций. В системе источников международного экономического права решения временных экономических организаций (совещаний, конференций) рассматриваются как особая разновидность многосторонних договоров. Например, к такого вида источникам относятся Заключительный акт Женевской Конференции ООН по торговле и развитию 1964 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, а также Парижская Хартия 1990 года, принятая в рамках СБСЕ.


    1. Принципы международного экономического права.


Основные принципы международного права имеют основополагающее значение для регулирования международных экономических отношений.

Принцип уважения государственного суверенитета, преломляясь в системе международных экономических отношений, обеспечивает экономическую взаимозависимость государств, не противоречив стремлениям государств отстаивать свой суверенитет.

Принцип суверенного равенства является фундаментальным во взаимоотношениях государств в экономической политике. Отношения экономически сильного партнера с государством с менее развитой экономикой способствует развитию экономики последнего и достижению фактического равенства.

Принцип сотрудничества между экономическими партнерами обеспечивает эффективное, долгосрочное взаимопонимание в определенных правовых стандартах.

Важную роль в становлении международного экономического права играет распространение принципа неприменения силы или угрозой силой. К сожалению, в мировой практике существуют различные формы экономического давления – неэквивалентный обмен, дискриминационные меры, эмбарго. Международное сообщество указывает на противоправность мер экономического давления и признает недопустимость использования экономической силы или угрозой такой силой.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств обеспечивает формирование международного экономического права и экономического правопорядка.

Система специальных принципов международного экономического права не сформировалась окончательно, как и международное экономическое право. Женевские принципы 1964 года, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Декларация об установлении НМЭП 1974 года содержат некоторый перечень специальных принципов, конкретизирующих общепризнанные принципы международного права.


Принцип неотъемлемого суверенитета государства над его богатствами и естественными ресурсами был впервые сформулирован в Декларации ООН «О неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами». Далее, этот принцип получил юридическое оформление в Женевских принципах 1964 года, Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Окончательное его формирование было в Хартии и Декларации 1974 года.

Принцип неотъемлемого суверенитета предполагает право государства на деколонизацию и эффективный контроль над природными ресурсами, на возмещение и полную компенсацию использования и сокращения природных и иных ресурсов, а также право на возмещение при чиненного ущерба.

Принцип выбора форм организации внешнеэкономических связей является логическим продолжением принципа суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела. В соответствии с нормативным содержанием данного принципа участники внешнеэкономической деятельности свободны в выборе различных режимов: таможенного, тарифного, лицензионного, экспортного, импортного и других.

Принцип экономической недискриминации производен из основного принципа международного права - равноправия государств. Этот принцип не является договорным, это обычная норма, которой придерживается прогрессивное международное сообщество. Принцип недискриминаци сводится к праву государства требовать условий общих, одинаковых для всех участников экономических отношений.

Принцип наибольшего благоприятствования в противоположность предыдущему является договорным. Это включаемое в договоры положение о том, что каждое из договаривающихся государств предоставит другому в указанной в договоре области их отношений права, преимущества, привилегии и льготы столь же благоприятные, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Действие принципа наибольшего благоприятствования распространяется на отдельные виды отношений в области торговли и мореплавания – таможенное обложение, внутреннее обложение, режим морских портов, пользование судовыми причалами.

Особое изъятие их режима наибольшего благоприятствования представляет преференциальный режим. В целях создания благоприятных торгово-политических условий для экономического подъема развивающихся стран было рекомендовано развитым странам предоставлять всем развивающимся странам односторонние уступки без распространения их на развитые страны. Преференциальные уступки, предоставляемые развивающимися странами друг другу, не распространяются на развитые страны.

Принцип национального режима предусматривает предоставление иностранным юридическим и физическим лицам, а также иностранным товарам всех прав и преимуществ, которыми пользуются собственные физические и юридические лица и собственные товары.


Принцип взаимности заключается в предоставлении иностранному партнеру определенных прав, привилегий или льгот при условии, что предоставляющее государство пользуется аналогичными правами, льготами или привилегиями в данном иностранном государстве.


    1. Международные экономические договоры.


Правовое регулирование международных экономических отношений привело к увеличению различных по содержанию экономических договоров.

Торговые договоры определяют принципы и создают правовую основу для торговых и иных отношений между государствами. Основное содержание последних сводится к определению режима таможенного обложения, вопросов регулирования ввоза и вывоза, транспортные условия, вопросы транзита, признание статуса юридических лиц и юридических актов, деятельности физических и юридических лиц.

В зависимости от социально-экономического строя, уровня экономического развития в торговых договорах предусматривается применение внешнеторговых режимов: режима наибольшего благоприятствования, национального, преференциального, принципа взаимности.

Торговые контингентные соглашения заключаются по вопросам товарооборота и взаимных поставках товаров. В них определяются наименование, количество товаров для поставок, а также вопросы выдачи разрешения на импорт товаров.

Международные товарные соглашения заключаются между государствами-экспортерами и странами-импортерами сельскохозяйственного или минерального сырья. В соответствии с условиями товарных договоров каждая страна-экспортер имеет квоты, по которым она обязуется обеспечить продукцию. За нарушение условий договора предусмотрены соответствующие санкции. Международные товарные соглашения расширяют и укрепляют экспортный потенциал стран - производителей сырья, развитие соответствующей инфраструктуры, расширение участия стран-производителей в переработке и сбыте сырья.

Соглашения о международных расчетах – это соглашения о порядке производства платежей: платежные, клиринговые и платежно-клиринговые. Под платежными понимаются такие соглашения, по которым предусматриваются расчеты в свободно или ограниченно конвертируемой валютах. Клиринговые соглашения предусматривают взаимный зачет межгосударственных долгов и требований по внешнеторговым и другим операциям между государствами без перевода валюты. Платежно-клиринговые соглашения имеют смешанный характер.

Международные кредитные договоры – это соглашение между экономическими партнерами, в соответствии с которыми одна сторона – кредитор предоставляет другой стороне- должнику определенную сумму денег или поставляет товары, а должник берет на себя обязательства в определенный срок погасить сумму долга и уплатить установленное вознаграждение за пользование кредитом.


Соглашения о техническом сотрудничестве и техническом содействии заключаются между государствами для оказания взаимной помощи в строительстве промышленных и других объектах. Условиями такого вида экономического договора предусмотрены взаимные поставки товаров, оказание технических услуг в проектировании и строительстве объектов, монтаже оборудования.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные виды экономических договоров не являются исчерпывающими. Большой объем заключаемых между государствами международных договоров в сфере экономического сотрудничества будут способствовать зарождению новых форм экономических договоров.


Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений.


В сфере международного экономического права международные организации являются вторичными субъектами. Их положительная роль обеспечивается тем, что в рамках этих организаций –постоянных и временных, обсуждаются важные экономические проблемы. Постоянный характер некоторых из них помогают государствам квалифицированно решить возникающие проблемы.

Центральное место среди международных экономических организаций занимает Организация Объединенных Наций с системой специализированных учреждений.

Одна из главных целей ООН – это содействие международному экономическому сотрудничеству. В системе главных органов ООН этими вопросами занимается Генеральная Ассамблеи и Экономический и Социальный Совет. В соответствии со статьей 13 устава ООН Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях. ЭКОСОС ООН выполняет функции в области международного экономического сотрудничества. Одной из важных функций ЭКОСОС является координация деятельности специализированных учреждений ООН, многие из которых занимаются вопросами международного экономического права.

Международный Валютный Фонд (МВФ) представляет собой механизм для консультаций и сотрудничества по международным валютно-финансовым проблемам. МВФ содействует развитию и сбалансированному росту международной торговли, стабильности валютных курсов; помогает созданию многосторонней платежной системы и ликвидации ограничений межвалютных операций, мешающих развитию мировой торговли. Данное специализированное учреждение укрепляет положение государств-членов путем предоставления им средств из своих основных ресурсов для исправления их платежных балансов.

Международный банк развития и реконструкции и развития (МБРР) имеет цель – оказывать государствам-членам помощь в реконструкции и экономическом развитии их территорий путем поощрения вложений капитала для произодственных целей.

Международная Финансовая Корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и Международный Банк Развития и Развития (МБРР) образуют трехчленную группу, получившую названия Всемирный Банк. Целью Международной Финансовой Корпорации является оказание помощи в финансировании; сведение воедино инвестиционных возможностей. Международная Ассоциация развития (МАР) является филиалом Международного банка реконструкции и развития. На кредиты МАР может претендовать страна, отвечающая следующим условиям: должна быть экономически не развитой, иметь относительно достаточную экономическую, финансовую и политическую стабильность для того, чтобы оправдать предоставление долгосрочных кредитов; испытывать трудности с платежным балансом и слабые перспективы на выручку иностранной валюты, чтобы оправдать предоставление ей всех необходимых средств на льготных условиях; обязана действительно быть привержена делу развития, что должно отражать в проводимой государственной политике. Почти все кредиты МАР предоставляются сроком на 50 лет и без процентов.