Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 461
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ е одаренности в дошкольном возрасте
1.1. Проблема одаренности на современном этапе развития
1.2. Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога с одаренными детьми
2.1. Диагностика детской одаренности.
2.2. Рекомендации по оптимизации деятельности с одаренными дошкольниками
К социальной одаренности [31, 24] относятся понятия: «лидерская одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности». Это все имеет отношение к социальной категории, которая определяется способностями общения с другими людьми, особенностями взаимоотношений в определенном социуме.
Одно из определений социальной одаренности характеризует ее как исключительную способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Этот вид одаренности выступает как основа успешности в различных областях. Она предполагает наличие способности понимать, сопереживать, ладить с другими, любить, что дает возможность быть хорошим психологом, психотерапевтом, педагогом, социальным работником.
Т.е. понятие социальной одаренности охватывает обширную область проявлений, которые связаны с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Социальная одаренность отличается от интеллектуальной, при этом исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего.
Дискуссию среди исследователей вызывают вопросы о математических способностях. В нынешнем обществе знания в области математики выступают в качестве особого фильтра на рынке труда, так как адекватная математическая подготовка является важным условием для работы в наиболее современных и престижных областях. Среди учеников начальной школы, по данным многих исследований, различия в уровне математических способностей не обнаруживаются, они начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются, в основном, сложных форм математического мышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают.
В.А.Крутецкий [16; 17] всесторонне изучал детей с этим видом одаренности и выявил структуру математических способностей:
- Способность к математическому обобщению (например, школьник может «увидеть» закономерность, тенденцию, определяющую последовательность и использовать найденную закономерность для решения задач).
- Рациональность решения – способность находить короткий путь решения, отбрасывать лишнее, не имеющее прямого отношения к поставленной цели.
- Чувство «математической эстетики», т.е. способность видеть красоту и изящество в простом и в то же время остроумном кратком и экономическом способе решения.
- Обратимость мышления (насколько свободно и легко школьник может переключаться с прямого на обратный ход мысли).
- Математическая интуиция – суть ее в том, что ученик идет к решению задачи не путем предварительного рассуждения, не постепенно, поднимаясь в процессе логического анализа со ступени на ступень, а он сразу, подчиняясь интуитивному чувству, озарению, намечает наиболее краткий и экономный путь решения.
Одаренный человек – другой и по характеру, и по восприятию мира. Он нестандартно строит отношения с окружающими, активно работает. Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку, как к личности, важен, чтобы суметь сформировать его способности, реализовать его дар. Кроме того, лишь понимание личностной неповторимости одаренного ребенка дает понять его творческие и интеллектуальные возможности. В психологии есть такое понятие – «креативная одаренность» [34, 27-32]. Это одаренность нестандартным видением мира, нешаблонным мышлением, при этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя распознать в ребенке дар.
Креативность – одна из стержневых характеристик одаренности, она может проявляться и как самостоятельный вид одаренности. Креативность означает, прежде всего, своеобразный склад ума, особое качество умственных процессов. Вместе с тем, креативность – это не обязательно высокий уровень интеллекта. Многие исследования обнаруживают, что высокий уровень развития интеллекта отнюдь не является гарантией креативности. В то же время, распространена и точка зрения на креативность как на «составляющую» самых разнообразных видов одаренности, в частности, относящихся к любой области умственной деятельности. Креативность предполагает развитую наблюдательность, легкость сочетания идей, готовность к волевому усилию, чуткость к решению проблем и многое другое. Ряд исследователей обращали внимание на то, что рождение новой идеи связано с «боковым» мышлением, т.е. достигается как бы попутно, само собой. Особое значение в творческом процессе имеют воображение, интуиция, дивергентное мышление (продуктивное мышление, направленное на возможное получение целого ряда правильных ответов, в отличие от конвергентного, имеющего одно направление продуктивного мышления, нацеленного на единственно правильный ответ). Именно дивергентное мышление и является средством возникновения новых идей и самовыражения [21; 22; 5].
Отметим, кроме того, что выделяют три категории проявлений одаренности [31, 9-10]. Первая – дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах. Вторая – дети с признаками специальной умственной одаренности (академическая одаренность), например, к математике или какой-нибудь другой области наук. Такие учащиеся с достаточной определенностью могут обнаруживаться в подростковом возрасте. Третья – дети, хотя и не достигающие почему-либо успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой» одаренности. Умственные возможности таких учащихся раскрываются уже в старшем школьном возрасте.
Психологи, основываясь на своих наблюдениях за проявлением и развитием одаренности, сформировали модели одаренности как таковой [10; 25].
Первая модель: яркое проявление способностей, большие успехи в определенном виде деятельности (или сразу в нескольких). Большие ожидания с раннего возраста. Восхищение со стороны окружающих перед зарождающимся талантом. Но проходит время, и талант блекнет, успехи становятся все менее впечатляющими, развитие как бы притормаживается, происходит потеря темпа, а затем и сдача позиций.
Вторая модель: вначале растрата времени, очень медленное продвижение вперед, иногда отставание от нормальных темпов развития. Затем постепенное выравнивание, компенсация упущенного, ускоряющееся развитие, а иногда громадный скачок вперед, расцвет ранее дремавших задатков, большие успехи в профессиональной деятельности.
Третья модель, к сожалению, нередко встречающаяся: растрата времени на протяжении всей жизни. У человека есть способности по многим видам деятельности, но в силу своего характера, из-за каких-либо негативных личностных качеств (слабая воля, леность ума, неадекватная Я-концепция, депрессия и другие причины), он не может реализовать свои способности.
И четвертая модель: оптимальное использование «жизненного пространства» на протяжении всей жизни.
Задача родителей, воспитателей и педагогов – создать такие условия, чтобы для ребенка была реализована именно четвертая модель. В следующем параграфе нами будут рассмотрены особенности одаренности в дошкольном возрасте, а также гендерные особенности.
Таким образом, в настоящее время теория одаренности находится в развитии. Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные ученые рассматривают данную проблему в различных ее направлениях, защищаются диссертационные исследования, остается немало дискуссионных аспектов. Однако, на наш взгляд, существующие на сегодняшний день исследования являются отличной базой для углубленного изучения в данной научной области
1.2. Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – период, начинающийся с трех и заканчивающийся шестью-семью годами. Согласно концепции Д.Б. Эльконина [36, 211], в период дошкольного детства ребенок начинает осваивать социальные отношения, существующие в мире взрослых людей. В этом возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется характер общения с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Дошкольник не воспринимают мир разумно, рационально осмысливая его: многое, как отмечает Д.Б.Эльконин усваивается им через эмоциональную сферу. Поэтому дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического складывания личности, период дифференциации внешнего и внутреннего планов поведения. Это тот период, когда у ребенка начинает развиваться рефлексия и когда он уже может оценить свои качества и качества других. Как показывают современные исследования, этот возраст является сензитивным для развития многих психических процессов, например, памяти, внимания. На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются словесные виды деятельности (например, игра, общение с взрослыми сверстниками), но и происходит закладка общих основ познавательных способностей.
Как отмечают М.В.Гамезо, Е.А.Петрова и др. [6, 78], движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Именно поэтому так важна роль родителей и других значимых взрослых.
Одаренные дети в этом возрасте поражают своими вопросами продуктивного характера: А почему? А зачем? А что произойдет, если? Взрослые не могут удовлетворить поисковую и познавательную активность этих “почемучек”. Детально изучал возрастные особенности одаренных детей, в том числе и дошкольного возраста, Н.С.Лейтес [19; 20]. Многие одаренные дети начинают рано читать, в 3-5 лет, начиная с детских журналов, и постепенно переходят на художественную литературу, энциклопедии. Признаком одаренности ребенка чаще всего служит несоответствие развития его ума обычному уровню умственного развития детей его возраста, т.е. опережение возраста. В каждом возрастном периоде существует особая отзывчивость на окружающее. Каждый период детства имеет свои специфические неповторимые внутренние условия развития, и с каждым возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата некоторых ценностных особенностей пройденных возрастных периодов [19]. Так, до четырех лет наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка, на котором происходит общение ребенка с окружающими; с четырех до восьми лет обнаруживается особая яркость, острота образных впечатлений, богатство воображения, проявляющиеся в творческих видах деятельности, творческих играх.
Впервые обнаруживаются склонности в 2-3 года, которые выражаются у ребенка в неудержимом стремлении к умственным занятиям. Дети этого возраста испытывают нужду в умственной нагрузке, радуются полученным знаниям больше, чем игрушке. Основой познания для этого возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Они стремятся к действенному познанию, которое выражается в том, что ребенок постоянно стремится к деятельности. Одним из главных показателей одаренности является степень выраженности его собственной активности, что необходимо для проявления любой деятельности. Поэтому, в первую очередь, необходимо искать способы и методы пробуждения собственной активности ребенка. Даже у очень талантливых от природы детей недостаточная активность в деятельности может привести к нереализации его способностей. Любая деятельность будет успешной лишь в том случае, если ребенок захочет ею заниматься.
Стремление к действенному познанию мира является также возрастной особенностью детей этого: стремление разобраться в причинах действия игрушки (разобрать ее, посмотреть, что внутри, что является причиной ее движения). Ребенок задает большое количество вопросов, но до конца ответы не выслушивает, не хватает времени на это: ведь вокруг так много интересного. Окружающие тайны полностью захватывают ребенка, и он сам пытается в них разобраться. Он готов к ответу на поставленные взрослым или самим ребенком вопросы: поддерживает постоянный контакт с воспитателем во время занятий и в свободное время, вникает в логику его рассуждений и в ответы других детей. Поэтому такие дети могут сразу же ответить на вопрос, отреагировать на обращение к нему, в любой момент продолжить или исправить ответ сверстника. Именно у талантливых детей сформировано восприятие наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а от этого зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
В 3 – 4 года у детей проявляется стремление к продуктивным видам деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной. Причем они не стремятся создавать какие-то произведения. Их привлекает в этих видах деятельности возможность к самореализации, самовыражению своих чувств, восторга от восприятия окружающего мира, реализации своих мыслей.
Происходит интеллектуальное развитие личности ребенка. Ребенок может подолгу заниматься одним каким-либо видом деятельности: будь это рисование, игра или конструирование. Только одаренные дети могут длительное время заниматься тем, что их больше всего интересует. Замысел обычно возникает в процессе творчества или даже после его завершения (сначала рисует, а потом осмыслит, что он изобразил). Он не стремится быть понятым. Он хочет, чтобы ему просто не мешали самовыражаться. Громадное удовольствие дети испытывают от самого процесса деятельности и от разнообразия этих видов деятельности. Он хочет заниматься всем вне зависимости от успеха, так как его мало волнует, получается или не получается что-то, так как в каждом действии он видит какой-то результат, осознает его и радуется ему.
Этот возраст является, таким образом, благоприятным для развития любознательности, для формирования легкости возникновения новых идей, возможности переключения с одной идеи на другие, развития потребности в деятельности. Наблюдается творческие проявления в его занятиях, стремление придумать что-то новое, желание внести свои поправки в решение общей задачи, отмечается оригинальность его мышления и выполнения задачи.