Файл: Работа с одаренными дошкольниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 463

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С пятилетнего возраста наблюдается развитие остроты и подвижности восприятия окружающего мира. У детей отмечается легкость переключения, повышенная впечатлительность, склонность к подражанию, умение переходить от изумления при восприятии чего-то к спокойно-деловому отношению к деятельности. Присутствует направленность на результат деятельности, и теперь практически любая деятельность затевается ради получения результата деятельности и непременно хорошего. Поэтому у них ярко проявляется интерес к отдельным видам деятельности в зависимости от качества полученного результата. Чем выше результат, тем больше склонность заниматься данной деятельностью, т.е. склонности к тем или иным видам занятий зависят от усвоения технических умений и навыков.

Детей данного возраста отличает также и яркая образность представлений, стремление к творчеству, созданию чего-то оригинального.

Таким образом, одаренные дети дошкольного возраста опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений. Они больше улавливают и понимают, больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях [38]. Они могут следить одновременно за несколькими событиями, у них развиты способности прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Из поля их восприятия не выпадают жесты, мимика, позы, интонации и модели поведения окружающих людей. Они редко попадают впросак. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Однако такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Эти дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они все происходящее относят на свой счет. Моменты ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя обиженными, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.

Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их персональный адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили. Родители и сверстники таких детей порой удивляются тому, какой болезненной может быть их реакция на внешне малозначимое событие.

Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. У одаренных детей высокая увлеченность делом приводит к стремлению доводить все до полного совершенства.


Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводит к еще одной сфере уязвимости, связываемой с высокой преданностью делу.

Стремление довести дело до полного совершенства (перфекционизм [24]) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемых родителями и педагогами талантливых детей. Многие из родителей и педагогов видели, и не раз, как очень неплохие детские работы летят в корзину из-за небольших недочетов. Старательно выполненные рисунки или поделки засовываются талантливыми детьми в самый дальний ящик, потому что, по их мнению, не отвечает тому уровню, которого ребенку хотелось бы достичь. Повышенные требования одаренного ребенка часто приводят к тому, что собственную работу в той или иной сфере деятельности он судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания.

Способность воспринимать тонкие качественные различия – врожденное свойство. А стремление достигать совершенства – приобретенное.

Всепоглощающее любопытство одаренных детей – еще одна сильная их сторона, рано отмечаемая родителями. Роберт Уайт [24] описал это свойство как страсть исследовать окружающую среду, измерять ее и находить в ней смысл.

Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны называют любопытством, и одаренные дети с присущей им широтой познания обладают огромным “аппетитом” в поиске новых знаний и ощущений, которые питали бы их развивающийся разум.

Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи.

Еще один редкий дар в талантливых детях – это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями. Эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности [37].

У талантливых детей мы можно заметить способность к неожиданным ассоциациям – способность увидеть то, чего не видят другие в предмете, явлении.

Описывая сильные стороны одаренной личности нельзя не отметить – великолепное чувство юмора. Они так много видят, их воображение так живо, они так активны – и потому обнаруживают вокруг так много несуразного и смешного. Многие родители говорят об этом как об одной из замечательных сторон общения с одаренным ребенком. Способность увидеть смешное в неловкой или болезненной ситуации – главный механизм защиты личности одаренного ребенка.


Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственное поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей. Для одаренных детей характерна довольно стандартная совокупность поведенческих моделей, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, воспитателями и даже членами своей семьи. В этой связи воспитатели одаренных детей часто отмечают их стремление прервать собеседника, поправить его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Дети наивно полагают, что все люди разделяют их мысли и чувства (даже будучи взрослыми, мы с этим трудно расстаемся, и нам непросто принять чужую точку зрения). Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать, клеить или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить.

Одна из вещей, к которым стремится одаренный ребенок, – быть правым. Его хвалят и награждают за то, что он прав. Ему очень нравится быть правым, как и многим из нас. Для большинства одаренных детей оказаться не правыми – мучительно.

Н.С.Лейтес отмечает одну из особенностей, характерных для детей в возрасте от 2 до 5 лет, имеющих признаки одаренности, – они не могут четко развести реальность и фантазию. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, что порой родители и воспитатели демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Спустя годы многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют изобретательность, элемент игры и творческий подход – качества, необходимые человечеству и в материальном и в эстетическом развитии.

Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “не по зубам”. С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а чрез них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях.

В этом возрасте одаренные дети также эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.


В целом, одаренные дошкольники – благодатная почва для дальнейшего развития таланта. Как отмечает И.Е.Емельянова [11, 20], ребенок старшего дошкольного возраста положительно относится к себе, уверен в своих силах, открыт внешнему миру. Он проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, среди которых предпочитает исследовательскую и творческую деятельность. Обладает чувствительностью к проблемным ситуациям и устойчивым желанием с ними работать. Бескорыстен в процессе поиска решения духовно-творческих задач. Ребенок с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы, движения в танце, музицирует, конструирует новые модели. Способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности, что и обеспечивает развитие одаренности в различных аспектах в дошкольном детстве.

Е.Е. Туник [33] отмечает следующие признаки творчески одаренных детей:

  • Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
  • Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
  • Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
  • Способен рисковать; предприимчив и решителен.
  • Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
  • Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
  • Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
  • Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
  • Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
  • Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Развитие одаренности следует осуществлять с учетом гендерных особенностей. В целом гендерные особенности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Исследователи [7; 13; 14; 27] отмечают следующие: до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек; у девочек в дошкольном возрасте лучше развита речь, но их ответы более однообразны, мышление более однотипно; эмоции мальчиков часто скрыты от нас, так как они реже раскрывают их в словах; девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях; мальчики лучше ориентируются в пространственных заданиях; у мальчиков высокие способности к поиску нового нестандартного решения, к новаторству, они лучше выполняют поисковую деятельность, высокие задатки креативности; мальчики чаще задают вопросы ради получения конкретной информации, а девочки ради общения; девочки при ответе ждали эмоциональную поддержку, у мальчиков отмечается быстрота мышления, в то время как у девочек – гибкость мышления.


Рассмотрим некоторые гендерные особенности одаренных мальчиков и девочек [8; 12]. У девочек одаренность проявляется раньше, чем у мальчиков, вследствие общей закономерности – более быстрого развития девочек. Согласно исследованиям, девочки с высокими умственными показателями ростом выше, физически сильнее и вообще здоровее, чем их сверстницы с нормальным интеллектом. Но по сравнению с одаренными мальчиками или мальчиками с нормальным интеллектом, сами они могут себя чувствовать физически менее развитыми. Девочки с высоким уровнем способностей могут испытывать больше трудностей развития, чем мальчики. Одаренные девочки ближе к одаренным мальчикам, чем к девочкам нормальных способностей, в том, что касается их интересов, отношений, притязаний. Они бывают вовлечены в очень широкий круг занятий, включая традиционно приписываемые мальчикам активные игры, спорт. В детстве выдающиеся женщины необычайно много читали, размышляли, исследовали.

Как правило, в интересах к профессиям в общей массе детей проявляются полоролевые стереотипы [15]. Однако одаренные девочки похожи на своих одаренных сверстников. Их отличает высокий уровень притязаний, они часто представляют в воображении свою будущую профессиональную деятельность. Они мечтают о профессиях астрономов, астронавтов, палеонтологов, дипломатов. На протяжении всего периода развития, определяемого как детство, одаренные девочки превосходят мальчиков в достижениях по всем предметам.

Почему одаренные девочки меньше реализуют свои способности? Причин этому несколько [29, 27]. Одна из них лежит в самооценке личности. Самооценка формируется на основе двух составляющих самовосприятия – инструментальности и экспрессивности.

Под инструментальностью понимается отношение к себе как к компетентному лицу и убеждение в своих способностях эффективно действовать, оказывать влияние и принимать самостоятельные решения. Женщины, отличающиеся высокой инструментальностью, решительны, активны, склонны к принятию рискованных решений.

Экспрессивность – это восприятие себя как человека заботливого, общительного, способного к аффилиации. Женщины с высокой экспрессивностью обладают межличностными способностями и сензитивностью к межличностным отношениям, им также присущи высокоразвитые самосознание и самопонимание.

Инструментальность является ведущим компонентом высокой самооценки. Она защищает одаренных девушек от отвержения в группе, которое может быть результатом их успехов в учебе, и является основой для развития уверенности в себе, необходимой для достижения высоких идей.