Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ е одаренности в дошкольном возрасте
1.1. Проблема одаренности на современном этапе развития
1.2. Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога с одаренными детьми
2.1. Диагностика детской одаренности.
2.2. Рекомендации по оптимизации деятельности с одаренными дошкольниками
Введение
Забота об одаренных детях на сегодняшний день весьма актуальна. Это закономерный отклик на социальный заказ, обусловленный особенностями современного этапа развития нашего общества. Политика государства в области образования определила особую важность проблемы одаренности, ее развития, поддержки одаренных детей. Важно не проглядеть и не потерять одаренность, а помочь ее сохранить и развить. При этом важно отметить, что государственная политика в области образования уделяет достаточное внимание одаренным школьникам, тогда как одаренный дошкольник остался практически вне поля внимания.
Психологической науке известны многие исследования по проблеме одаренности детей. Определена сущность понятий «одаренность», «детская одаренность», выявлены специфические особенности одаренного ребенка (Д.Б.Богоявлепская, Н.С.Лейтес, Л.И.Савенков, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес и др.), предложены способы изучения одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, П.Торренс и др.), предприняты попытки классификации видов одаренности (Б.М.Теплов, В.Штерн, В.А.Крутецкий и др.), исследования возрастных особенностей развития склонностей (Н.С.Лейтеса). Однако вопросы целенаправленного развития дошкольников, имеющих признаки одаренности, остаются недостаточно изученными.
До сих пор не разрешен ряд противоречий:
- между все более возрастающими требованиями социума к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и неготовностью родителей и образовательной системы решить эту проблему;
- между целенаправленным воздействием родителей, воспитателей и педагогов и спонтанностью развития ребенка, его индивидуальности;
- между ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой в дошкольном образовании.
Государственная, социальная и образовательная значимость педагогической работы с одаренными детьми, недостаточная разработанность, а также необходимость комплексного теоретического исследования проблемы детской одаренности в дошкольном возрасте определили выбор темы нашего исследования: «Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста».
Объект исследования – процесс развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – поддержание и развитие одаренности в процессе развития детей дошкольного возраста.
Цель настоящего исследования – определение психолого-педагогических особенностей работы с одаренными детьми дошкольного возраста.
Задачами исследования являются:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблематике;
- Рассмотреть особенности выявления и развития одаренных дошкольников;
- Подобрать оптимальные для дошкольного возраста диагностические материалы;
- Составить рекомендации для воспитателей и родителей об особенностях работы с одаренными детьми дошкольного возраста
Методологической основой исследования являются:
-
- труды по развитию детей с признаками одаренности отечественных ученых Д.Б. Богоявленской, В.А. Крутецкого, С.Н. Лейтеса, А.М. Матюшкина, А.И. Савенкова, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, В.С. Юркевич и др.;
- психолого-педагогические идеи, позволяющие рассмотреть дошкольное детство как особенное, уникальное социокультурное явление (М.К.Акимова, Е.М Борисова, М.В. Гамезо, И.В.Дубровина, И.С. Кон, Е.А.Петрова, Л.М. Орлова и др.);
- основные положения психологической теории развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Шумакова И.В., Д.Б. Эльконин),
Методы исследования – анализ литературных источников, обобщение, систематизация материалов.
Теоретическая и практическая значимость:
Рассмотрены особенности развития признаков одаренности у детей дошкольного возраста. Проанализированы и обобщены различные подходы и принципы работы с одаренными детьми дошкольного возраста. Исследование по данной проблеме будет представлять интерес не только для студентов средних и высших учебных заведений психологических и педагогических специальностей, но и для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, детских центров развития, а также для родителей, заинтересованных в данном направлении работы с детьми.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ е одаренности в дошкольном возрасте
1.1. Проблема одаренности на современном этапе развития
Понятие одаренности является комплексным понятием. Единого мнения по трактовке термина «одаренность» в настоящее время нет, так как история изучения одаренности находится в развитии. При этом, на сегодняшний день известно достаточно много научных концепций одаренности как в области психологии, так и в области педагогики. Это разнообразие концепций является подтверждением сложности и многомерности сущности одаренности, невыполнимость общих этапов и путей развития для всех ее проявлений.
В их основе четыре основных направления [11], где одаренность выступает как высокий уровень:
- системы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения, мотивации и воли (Г. Мюнстерберг, Г. Россолимо, В. Меде, Г. Пиорковский, У. Штерн и др.);
- интеллекта и умственных способностей (А. Бине, У. Штерн, Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд);
- творческого потенциала, выражающегося в высокой исследовательской активности, возможностях легкого и творческого учения, создания «новых» творческих продуктов в науках, технике, искусствах, социальной жизни (А.М. Матюшкин, О.М. Дьяченко, Н.Б. Шумакова и др.);
- дифференциальных различий, которые выражаются в общих или специальных способностях (Б.П. Теплов, Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.).
Например, Н.С.Лейтес [19; 20], занимался исследованием индивидуально-типологических и возрастных качественных особенностей одаренных школьников на основе систематизации жизненных фактов и монографического описания своеобразия одаренной личности.
По модели Дж. Рензулли одаренными признаются дети с общим интеллектуальным развитием выше среднего уровня при сильной увлеченности задачей и высоком творческом потенциале. Здесь важным является именно взаимодействие всех компонентов, а не наличие их в отдельности. Эта модель, по словам В.И.Масловой [23] нередко в дополненном или модифицированном виде, успешно используется во многих странах для диагностики и обучения одаренных детей.
А.М.Матюшкин [21, 29-34] полагает, что психологическая структура одаренности согласуется с ведущими структурными элементами, которые характеризуют творческую деятельность, а обучение и развитие особо талантливых детей составляет наилучшую модель творческого развития личности.
Согласно теории П.Торренса, творческие возможности, или креативность, также составляют основу детской одаренности [23], при этом кроме внутренних причин (интеллекта, творчества и мотивационно-личностных особенностей) ведущие психологи включают в модель одаренности причины и социального окружения (условия обучения, семейный климат, культурная среда, взаимоотношения со сверстниками).
Наука и практика, как отмечает В.И.Маслова, доказали многообразие и сравнительную независимость проявлений и развития одаренности в разных сферах деятельности (художественной, спортивной, практической, учебной, научной, социальной), в разных видах интеллектуальных (языковых, логических, математических, пространственных) и творческих способностей и достижений [23].
Нам близко понятие одаренности, предлагаемое авторами Рабочей концепции одаренности (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д Бабаева, А.В. Брушлинский. В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш. Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев. В.И. Панов, ДВ. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич) [28]. Они понимают одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. А одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаваемая большинством современных психологов [29, 20] идея потенциальной одаренности, позволяет увеличить категорию одаренных детей. Исследованиями было обосновано обучение по специальным планам и программам не только особо одаренных детей с явным проявлением одаренности, но и даже тех детей, чья степень развития лишь немного превосходит средний для данного возраста. Было доказано кроме того, что традиционное обучение тормозит развитие этих детей, и что для глубокого раскрытия их потенциала необходимы особые варианты, сочетания программ и методов обучения в соответствии с психологическими и возрастными особенностями (видом и уровнем одаренности, интересами, мотивационно-личностными характеристиками). Иначе, результативность программ для одаренных детей зависит от их соответствия потребностям и возможностям этой категории детей [23].
Более широкое понимание одаренности, как в смысле разнообразия ее проявлений, так и в отношении числа детей с признаками одаренности позволяет признать в особенности значимой задачу определения признаков одаренности у детей раннего возраста, изучение их общих и субъективных особенностей, определения значимости образования в развитии всевозможных видов одаренности. Для решения этой задачи представляется важным проведение неоднократных и многосторонних исследований достаточных групп испытуемых с помощью валидного диагностического инструментария, который бы обеспечивал сопоставимость разных показателей и их комплексность на протяжении всего детского периода.
Поскольку в нашей стране подобных исследований не осуществлялось, в Психологическом институте РАО И.С.Авериной, Е.Н.Задориной и Е.И.Щеблановой [1, 152-156] в 1990 году было начато Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников в сотрудничестве с Мюнхенским университетом и на базе осуществляемого им с 1985г. широкомасштабного проекта.
В Мюнхенском исследовании, выборка которого была более двадцати тысяч школьников, был разработан комплекс диагностических методов для определения одаренности учащихся, подтверждены его надежность и валидность, определена взаимная связь некоторых когнитивных и некогнитивных личностных и социальных факторов при различных видах и уровнях одаренности на всех этапах обучения в школе. Важным выводом данного исследования было подтверждение Мюнхенской модели одаренности, которая рассматривает высокие достижения в качестве результата взаимодействия когнитивной одаренности (творческой, социальной, интеллектуальной, музыкальной и др.), некогнитивных особенностей личности, (интересов, Я-концепции, мотивации, эмоционального статуса) и социального (школьный и семейный климат, критические события жизни) окружения.
В ходе этого исследования был рассмотрен комплекса методик диагностики для определения и дифференциации одаренных учащихся школы; обнаружены устойчивые специфические черты одаренных детей; установлены взаимосвязи между интеллектуальной и творческой одаренностью, мотивационно-личностными характеристиками, достижениями и условиями школьного обучения.
Исследованиями [31] доказано, что у детей, которые отличаются опережающим уровнем умственного развития нередко возникают специфические проблемы и потребности, которые, если не обращать на них внимание, не дают им возможность реализовать свой потенциал. Такие дети могут выглядеть внешне вполне благополучными и свободно справляться с учебой, но могут и скрывать свои способности в школе и стремиться быть “не особенно умными”. Известно, что большая часть одаренных дошкольников и младших школьников утрачивают свои преимущества в более старшем возрасте. Кроме того, они, зачастую не преодолев скуку и не овладев основными навыками, входят в конфликт с окружением. Многие психологи и педагоги [6; 31; 17] считают, что наилучшие условия для развития одаренности детей может обеспечить только такое обучение, которое отвечает их возможностям и потребностям.
Согласно одной из ведущих теорий в области одаренности [28; 31] существуют следующие виды одаренности: интеллектуальная, академическая, творческая, социальная или лидерская, художественно-исполнительская и психомоторная. Рассмотрим для начала социальную одаренность.