Файл: Работа с одаренными дошкольниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Днем - светло; ночью - ...",

"Летом - тепло; зимой -...",

"Папа - мужчина; мама - ...",

"Улитка - медленная, зайчик - ...".

  1. Идентификация рисунков (назначение)

Материал: плита, плащ, кролик, луна, кошка...

"На чём мы готовим?",

"Что мы надеваем во время дождя?",

"У кого самые длинные уши?",

"Что светит на небе ночью?",

"Кто ловит мышей?".

  1. Различение форм.

Материал: Карточки с десятью фигурами: круг, квадрат,

треугольник, трапеция, эллипс, многоугольник.

"Видишь эту фигуру? Покажи мне такую же!"

  1. Понимание.

Спросите:

"Зачем нам нужен дом?",

"Зачем нужны книги?"

Альтернативный вариант:

  1. Память на предложения.

Процедура: Теперь ты повторяй за мной предложения.

"Мы хотим купить мороженое для Папы"

"Петя любит кататься на санках/велосипеде"

Тестовые задания возраст (4 года 6 месяцев)

  1. Материал: три карточки с парами картинок для сравнения.

Показывая каждую карточку по очереди опрашивайте:

"Какая лучше"

  1. Антонимы: См. выше*
  2. Сходства и различия.

Материал: 6 карточек с рисунками; Кресты, квадраты, другие фигуры /см. Айзенка/. Здесь нарисованы кресты, которые почти все похожи между собою. Покажи пальцем, какой из них не похож на остальные?" Опросите.

  1. Понимание:

Из чего сделано окно? Из чего сделана книга? Из чего сделан дом?

  1. Три поручения.

Обстановка; стол, тумбочка/или стул/, коробка, дверь, карандаш.

Теперь я попрошу тебя сделать то, что я скажу.

Слушай меня внимательно. Вот карандаш. Ты положи его на стол, потом нужно закрыть дверь; а потом принеси мне коробку, которая стоит на тумбочке/стуле/"

Повторите: «Ты понял меня». Сначала положи карандаш на стол, потом закрой дверь, потом принеси мне коробку".

  1. Понимание

Что мы делаем ушами? Что мы делаем нашими глазами?

Тестовые задания возраст (5 лет)

  1. Дополнение рисунка /человек/.

Спросите: Что нарисовано? "Это человек, правда?"

"Ты должен закончить рисунок. Посмотри, у человека толь­ко одна нога. Нарисуй то, что ему не достает"...

  1. Складывание бумаги. Пространственное мышление.

Материал: квадраты из бумаги.

Скажите: "Смотри, что я буду делать".

Вы складывае­те квадратный лист по диагонали, так, что получается треугольник; затем снова складываете треугольник пополам, так чтобы получился треугольник вдвое меньший. Даете ребенку бумажный квадрат.

Скажите: "Теперь ты сделай то - же самое.


Оставьте сделанный вами треугольник на виду.

  1. Определение значений.

Спросите: "Что такое мяч?

или

"Ты знаешь, что такое мяч?

Скажи мне, что такое

"А что такое шапка?"

"Что такое окно?"

'Что такое стол? стул?..."

  1. Срисовать квадрат.
  2. Сходства и различия.

Материал: 12 карточек с рисунками,

Покажите два похожих рисунка.

Видишь эти два рисунка /дерева, квадрата,…/.

Они одинаковые? Совершенно одинаковые.

А эти два непохожие – одно круглое, другое квадратное.

"Теперь посмотри на эти два.

"Похожи они? Одинаковые они или нет?"

/Так каждый раз/

  1. Создание целого.

Материал: 2 прямоугольные карточки 12x6 см.; одна карточка разрезана по диагонали.

Процедура:

Положите неразрезанную карточку длинной стороной к ребенку.

Перед ней положите две половинки/треугольники/

разрезанного прямоугольника так, чтобы гипотенузы были направлены в разные стороны.

Скажите: "Одна из карточек разрезана пополам, сложи эти два куска /прикоснитесь к треугольникам/ вместе, чтобы получилось то же самое" /укажите на неразрезанную карточку/.

Если попытка неудачна повторите еще раз.

"Я хочу, чтобы ты сложил эти половинки вместе и получил такое же целое, как это."

После правильного выполнения. Повторите еще раз.

"Сделан это еще раз". Всего три попытки.

Узел. Дополнительный альтернативный вариант

Материал: пара шнурков и карандаш.

Процедура: Скажите: "Смотри, что я делаю. Я завязываю узелок вокруг этого карандаша."

Завяжите один узел /но не бант/.

"Теперь ты возьмешь другой шнурок и завяжешь такой же узелок вокруг моего пальца. Сделай такой же узелок как этот"

Тестовые задания возраст (6 лет)

  1. Словарь. "Словарная " карточка, /определение значений/

Процедура: Скажите: "Я хочу узнать, сколько слов ты знаешь. Слушай, и когда я скажу олово, ты ответишь мне, что оно значит. Что такое апельсин? Яблоко?" Если ребенок умеет читать дайте ему "Словарную" карту, чтобы он сам видел слово, когда вы произносите его.

  1. Дифференцировка /определение различий/

Спросите: "Какая разница между... и ...?" Например, между "птицей и собакой", "туфлей и лодкой", "деревом и стеклом"? "Ты видел птицу и видел собаку. Скажи мне, какие различия между птицей и собакой?"

  1. Неполные картинки /дополнение до целого/

Материал: Карточки о незавершенными рисунками,

Процедура: Покажите ребенку такую неполную картинку. Спросите: "Чего не хватает на этой картинке?"/Какой части/. Варьируйте вопросы: "Чего здесь нет?" Избегайте указаний /намеков на отсутствующую часть/. Примеры: тележка, ботинок, чайник, кролик, перчатка, петух /курица/.


  1. Счет Количество.

Материал: счетные палочки, кубики, пуговицы.

Процедура: Сложите счетный материал в кучу перед ребенком.

Скажите: "Дай мне /3,10,6,7,9 .../ палочек, кубиков.. Положи их вот сюда". После того как задание выполнено верните материал в кучу. Иногда ребенок стремится удержать нужное количество в одной руке. Экспериментатор может сказать: "Не нужно брать все сразу". Не нужно спешить; важно избежать возможных подсказок.

  1. Противоположности.

Процедура: Скажите:

"Стол сделан из де рева, окно из ..."

"Птица летает, рыба ..."

"Конец прутика тупой, конец ножа ..."

"Сантиметр - короткий, километр ..."

  1. Предвосхищение.

Материал: "лабиринты, запутанные дорожки" с тремя отмеченными позициями /в буклете/.

Процедура: Покажите ребенку первый лабиринт и скажите: "Этот маленький мальчик живет здесь, а здесь – школа. Мальчик хочет пройти в школу самой корявой дорогой" Начни отсюда и проведи мальчика в школу самой короткой дорогой". Затем покажите второй лабиринт и скажите: "Этот мальчик живет здесь. Покажите мне самый короткий путь для него до школы. Не сходи с пути". То же самое для третьего лабиринта. Проверьте, чтобы "школа" располагалась прямо перед ребенком. Из бегайте подсказок.

Если ребенок начинает искать дорогу, не отмечая ее карандашом, попросите: "Отмечай ее так, чтобы я мог видеть".

ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Американскими психологами А. Де Хааном и Г. Кафом разработана тест - анкета на выявление способностей в одной из областей человеческой деятельности.

Музыкальные способности (5 признаков)

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если он поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком - либо музыкальном инструменте.

Технические способности (5 признаков)

У вашего ребенка очевидны технические способности, если он:

  • интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • сам “докапывается” до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать (“видит”) чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Способности к научной работе (6 признаков)

У вашего ребенка способности к научной работе, если он:

  • обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит вас записать) не с целью похвастаться, а для себя;
  • любит слушать (или читать, если умеет) научно - популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант (7 признаков)

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем - то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей вас легкостью “передразнивает” чьи - то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект (9 признаков)

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый учебный материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать (или слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей дошкольную или школьную литературу;
  • обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе (или на занятиях в детском саду) ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант (8 признаков)

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

  • он энергичен и все время хочет двигаться;
  • он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой - нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично и грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется, что он никогда всерьез не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким - то одним, но у него есть свой герой - спортсмен, которому он подражает.

Литературное дарование (5 признаков)

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

  • рассказывая о чем - либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что - то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  • любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.

Художественные способности (6 признаков).

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
  • в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, “ситуаций”, а не “зацикливается” на изображении чего - то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое - либо произведение искусства или пейзажа;
  • когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое - либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или чего - нибудь подобное;
  • не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.