Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ е одаренности в дошкольном возрасте
1.1. Проблема одаренности на современном этапе развития
1.2. Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога с одаренными детьми
2.1. Диагностика детской одаренности.
2.2. Рекомендации по оптимизации деятельности с одаренными дошкольниками
"Днем - светло; ночью - ...",
"Летом - тепло; зимой -...",
"Папа - мужчина; мама - ...",
"Улитка - медленная, зайчик - ...".
- Идентификация рисунков (назначение)
Материал: плита, плащ, кролик, луна, кошка...
"На чём мы готовим?",
"Что мы надеваем во время дождя?",
"У кого самые длинные уши?",
"Что светит на небе ночью?",
"Кто ловит мышей?".
- Различение форм.
Материал: Карточки с десятью фигурами: круг, квадрат,
треугольник, трапеция, эллипс, многоугольник.
"Видишь эту фигуру? Покажи мне такую же!"
- Понимание.
Спросите:
"Зачем нам нужен дом?",
"Зачем нужны книги?"
Альтернативный вариант:
- Память на предложения.
Процедура: Теперь ты повторяй за мной предложения.
"Мы хотим купить мороженое для Папы"
"Петя любит кататься на санках/велосипеде"
Тестовые задания возраст (4 года 6 месяцев)
- Материал: три карточки с парами картинок для сравнения.
Показывая каждую карточку по очереди опрашивайте:
"Какая лучше"
- Антонимы: См. выше*
- Сходства и различия.
Материал: 6 карточек с рисунками; Кресты, квадраты, другие фигуры /см. Айзенка/. Здесь нарисованы кресты, которые почти все похожи между собою. Покажи пальцем, какой из них не похож на остальные?" Опросите.
- Понимание:
Из чего сделано окно? Из чего сделана книга? Из чего сделан дом?
- Три поручения.
Обстановка; стол, тумбочка/или стул/, коробка, дверь, карандаш.
Теперь я попрошу тебя сделать то, что я скажу.
Слушай меня внимательно. Вот карандаш. Ты положи его на стол, потом нужно закрыть дверь; а потом принеси мне коробку, которая стоит на тумбочке/стуле/"
Повторите: «Ты понял меня». Сначала положи карандаш на стол, потом закрой дверь, потом принеси мне коробку".
- Понимание
Что мы делаем ушами? Что мы делаем нашими глазами?
Тестовые задания возраст (5 лет)
- Дополнение рисунка /человек/.
Спросите: Что нарисовано? "Это человек, правда?"
"Ты должен закончить рисунок. Посмотри, у человека только одна нога. Нарисуй то, что ему не достает"...
- Складывание бумаги. Пространственное мышление.
Материал: квадраты из бумаги.
Скажите: "Смотри, что я буду делать".
Вы складываете квадратный лист по диагонали, так, что получается треугольник; затем снова складываете треугольник пополам, так чтобы получился треугольник вдвое меньший. Даете ребенку бумажный квадрат.
Скажите: "Теперь ты сделай то - же самое.
Оставьте сделанный вами треугольник на виду.
- Определение значений.
Спросите: "Что такое мяч?
или
"Ты знаешь, что такое мяч?
Скажи мне, что такое
"А что такое шапка?"
"Что такое окно?"
'Что такое стол? стул?..."
- Срисовать квадрат.
- Сходства и различия.
Материал: 12 карточек с рисунками,
Покажите два похожих рисунка.
Видишь эти два рисунка /дерева, квадрата,…/.
Они одинаковые? Совершенно одинаковые.
А эти два непохожие – одно круглое, другое квадратное.
"Теперь посмотри на эти два.
"Похожи они? Одинаковые они или нет?"
/Так каждый раз/
- Создание целого.
Материал: 2 прямоугольные карточки 12x6 см.; одна карточка разрезана по диагонали.
Процедура:
Положите неразрезанную карточку длинной стороной к ребенку.
Перед ней положите две половинки/треугольники/
разрезанного прямоугольника так, чтобы гипотенузы были направлены в разные стороны.
Скажите: "Одна из карточек разрезана пополам, сложи эти два куска /прикоснитесь к треугольникам/ вместе, чтобы получилось то же самое" /укажите на неразрезанную карточку/.
Если попытка неудачна повторите еще раз.
"Я хочу, чтобы ты сложил эти половинки вместе и получил такое же целое, как это."
После правильного выполнения. Повторите еще раз.
"Сделан это еще раз". Всего три попытки.
Узел. Дополнительный альтернативный вариант
Материал: пара шнурков и карандаш.
Процедура: Скажите: "Смотри, что я делаю. Я завязываю узелок вокруг этого карандаша."
Завяжите один узел /но не бант/.
"Теперь ты возьмешь другой шнурок и завяжешь такой же узелок вокруг моего пальца. Сделай такой же узелок как этот"
Тестовые задания возраст (6 лет)
- Словарь. "Словарная " карточка, /определение значений/
Процедура: Скажите: "Я хочу узнать, сколько слов ты знаешь. Слушай, и когда я скажу олово, ты ответишь мне, что оно значит. Что такое апельсин? Яблоко?" Если ребенок умеет читать дайте ему "Словарную" карту, чтобы он сам видел слово, когда вы произносите его.
- Дифференцировка /определение различий/
Спросите: "Какая разница между... и ...?" Например, между "птицей и собакой", "туфлей и лодкой", "деревом и стеклом"? "Ты видел птицу и видел собаку. Скажи мне, какие различия между птицей и собакой?"
- Неполные картинки /дополнение до целого/
Материал: Карточки о незавершенными рисунками,
Процедура: Покажите ребенку такую неполную картинку. Спросите: "Чего не хватает на этой картинке?"/Какой части/. Варьируйте вопросы: "Чего здесь нет?" Избегайте указаний /намеков на отсутствующую часть/. Примеры: тележка, ботинок, чайник, кролик, перчатка, петух /курица/.
- Счет Количество.
Материал: счетные палочки, кубики, пуговицы.
Процедура: Сложите счетный материал в кучу перед ребенком.
Скажите: "Дай мне /3,10,6,7,9 .../ палочек, кубиков.. Положи их вот сюда". После того как задание выполнено верните материал в кучу. Иногда ребенок стремится удержать нужное количество в одной руке. Экспериментатор может сказать: "Не нужно брать все сразу". Не нужно спешить; важно избежать возможных подсказок.
- Противоположности.
Процедура: Скажите:
"Стол сделан из де рева, окно из ..."
"Птица летает, рыба ..."
"Конец прутика тупой, конец ножа ..."
"Сантиметр - короткий, километр ..."
- Предвосхищение.
Материал: "лабиринты, запутанные дорожки" с тремя отмеченными позициями /в буклете/.
Процедура: Покажите ребенку первый лабиринт и скажите: "Этот маленький мальчик живет здесь, а здесь – школа. Мальчик хочет пройти в школу самой корявой дорогой" Начни отсюда и проведи мальчика в школу самой короткой дорогой". Затем покажите второй лабиринт и скажите: "Этот мальчик живет здесь. Покажите мне самый короткий путь для него до школы. Не сходи с пути". То же самое для третьего лабиринта. Проверьте, чтобы "школа" располагалась прямо перед ребенком. Из бегайте подсказок.
Если ребенок начинает искать дорогу, не отмечая ее карандашом, попросите: "Отмечай ее так, чтобы я мог видеть".
ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Американскими психологами А. Де Хааном и Г. Кафом разработана тест - анкета на выявление способностей в одной из областей человеческой деятельности.
Музыкальные способности (5 признаков)
Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если он поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком - либо музыкальном инструменте.
Технические способности (5 признаков)
У вашего ребенка очевидны технические способности, если он:
- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- сам “докапывается” до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать (“видит”) чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Способности к научной работе (6 признаков)
У вашего ребенка способности к научной работе, если он:
- обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит вас записать) не с целью похвастаться, а для себя;
- любит слушать (или читать, если умеет) научно - популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант (7 признаков)
Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем - то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
- с удивляющей вас легкостью “передразнивает” чьи - то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект (9 признаков)
У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый учебный материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать (или слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей дошкольную или школьную литературу;
- обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе (или на занятиях в детском саду) ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Спортивный талант (8 признаков)
Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:
- он энергичен и все время хочет двигаться;
- он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой - нибудь спортивной игре;
- неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично и грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, что он никогда всерьез не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким - то одним, но у него есть свой герой - спортсмен, которому он подражает.
Литературное дарование (5 признаков)
У вашего ребенка литературное дарование, если он:
- рассказывая о чем - либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что - то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
- любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.
Художественные способности (6 признаков).
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
- в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, “ситуаций”, а не “зацикливается” на изображении чего - то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое - либо произведение искусства или пейзажа;
- когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое - либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или чего - нибудь подобное;
- не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.